Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды дивидендной политики

Пример

Инвестиционный проект, рассмотренный в предыдущем примере, оказался не прибыльным или рисковым капиталовложением и было объявлено об отказе от проекта и о распределении отведенных на него денег (1000 тыс. руб.) в качестве дополнительных дивидендов по 1 тыс. руб. на акцию. После выплаты дивидендов баланс компании выглядит следующим образом:

Рыночная стоимость в тыс. руб.
Денежные средства 0   Заемные средства 0
Иные оборотные и внеоборотные активы 9000   Собственный капитал 9000
Всего активы 9 000   Всего пассивы 9 000

При наличии 1000 акций в обращении цена акции равна 10 000 тыс. руб./1000 = 10 тыс. руб. до выплаты дивидендов и 9000 тыс. руб. после выплаты дивидендов.

Если же предприятие 1000 тыс. руб. потратит на выкуп своих акций, то при условии, что будет справедливая цене и на 1000 тыс. руб. будет приобретено 1000 тыс. руб./10 тыс. руб. = 100 акций. Следовательно, стоимость остальных 900 акций составит, естественно, 900 х 10 тыс. руб. = 9000 тыс. руб.

Таким образом, замена денежных дивидендов выкупом акций никак не влияет на богатство акционеров, которые отказываются от 1 тыс. руб. денежных дивидендов, но, в конце концов, остаются с акциями стоимостью 10 тыс. руб. вместо 9 тыс. руб. каждая.

Отметим, что когда осуществляется выкуп акций, его сопровождает перемещение стоимости в пользу тех акционеров, которые сохранили свои акции. Они поступились какими-либо денежными дивидендами, но стали владеть большей долей собственности фирмы. По сути, они использовали свою долю в распределении 1000 тыс. руб., чтобы откупиться от других акционеров.

 

Теория иррелевантности дивидендов очень часто подвергалась критике, потому что допущения Модильяни и Миллера слишком абстрактны. На практике отсутствует эффективный рынок капитала, предприятия и собственники должны платить налоги, нести затраты связанные с выпуском акций. Кроме того, менеджеры предприятия лучше информированы о положении дел на предприятии, особенно в сравнении с миноритарными акционерами, в результате инвестору не безразлично, получит он доход на вложенный капитал в форме дивидендных выплат или в форме повышения курса акций фирмы. Таким образом, заключение Модильяни и Миллера об иррелевантности дивидендов неприменимо для условий реального мира, однако позволяет понять очень важный аспект – обратную зависимость дивидендных выплат и курса стоимости акций, при прочих равных условиях, что не влияет на финансовое благополучие прежних акционеров.

 

Теория «синицы в руках»

Выплата дивидендов представляет собой не только денежный доход акционеров, но и в определенной степени показывает, насколько успешно работает коммерческая организация.

Основываясь только на публичной отчетности инвесторам и особенно миноритарным акционерам сложно отличить компанию, едва сводящую концы с концами, от по-настоящему прибыльной и эффективной. С одной стороны многие предприятия стараются открыто не публиковать свою финансовую отчетность, с другой, даже если такая отчетность предоставляется нельзя с уверенностью полагаться на приведенные цифры. Нездоровое пристрастие к секретности и увлечение многоуровневыми организационными структурами приводят к тому, что публикуемые показатели активов и прибылей практически лишены смысла. Кроме того, благодаря «творческому» подходу к составлению бухгалтерской и финансовой отчетности представленное положение дел на предприятии может отличаться от реальности.

А если предприятие объявляет получение солидной прибыли, да еще и выплачивает существенные дивиденды, оно не словом, а делом доказывает свою состоятельность. Отсюда понятно, почему инвесторы высоко ценят информационный посыл, заключенный в дивидендах, и отказываются принимать на веру отчетные прибыли, если они не подкреплены соответствующей дивидендной политикой.

Разумеется, некоторые предприятия могут завышать отчетные прибыли и расточать деньги на щедрые дивиденды. Но это вряд ли может продлиться долго, если предприятие на самом деле не способно заработать достаточно, чтобы платить акционерам. Назначая высокий дивиденд, не имеющий реальной подпитки из производимого денежного потока, предприятие в конце концов будет вынуждено урезать свои инвестиционные программы и обратиться к инвесторам за дополнительным финансированием. А это дорогое удовольствие. Поэтому в большинстве случаев менеджеры не идут на повышение дивидендов, пока не удостоверятся, что у предприятия не только сейчас, но и впредь хватит денег для их выплаты.

Предположение, что менеджеры действительно смотрят в будущее, когда устанавливают размер дивидендов, находит подтверждения в реальной жизни. Исследования показали, что повышение дивидендов происходит обычно вслед за внушительным ростом прибыли в течение одного-двух лет[6]. Хотя такой рост может и не продлиться за пределами того года, когда случилось изменение дивидендов, прибыль, как правило, удерживается на более высоком, чем прежде, уровне, и ее спад маловероятен. Еще более убедительные подтверждения ориентации на будущее при установлении дивидендов компаний, впервые выплачивающих дивиденды[7]. Было установлено в результате анализа, что год выплаты дивидендов отмечался ростом прибыли в среднем на 43%. Если бы менеджеры считали этот всплеск временным, они, наверное, опасались бы связывать себя обязательством выплачивать денежные дивиденды. Однако, судя по всему, у них имелись веские основания для уверенного восприятия перспектив своих фирм; во всяком случае, за последующие четыре года прибыль взлетала в среднем еще на 164%.

Коль скоро дивиденды предвещают устойчивость нового уровня прибыли, неудивительно, что объявление о снижении дивидендных выплат инвесторы обычно расценивают как плохую весть (цена акций падает), а повышение дивидендов является для них доброй вестью (цена акций растет). При этом инвесторы реагируют не столько на уровень дивидендов, сколько на их изменение, в котором усматривают важный критерий долгосрочной устойчивости прибылей.[8]

Таким образом, многие исследователи не оспаривая теории иррелевантности дивидендов, отстаивают высокий коэффициент дивидендных выплат.

Еще одним аргументом щедрых дивидендных выплат служит то, что у определенной категории инвесторов существует «естественная» потребность в акциях с высокими дивидендами. Например, некоторые финансовые институты связаны официальными ограничениями на приобретение акций, не имеющих длительной истории устойчивых дивидендных платежей. Трастовые и паевые фонды, в России ПИФы, вероятно, предпочтут акции с высокими дивидендами, поскольку дивиденды рассматриваются как «доход», подлежащий расходованию, в то время как прирост капитала является «дополнением к базовой стоимости» и в силу этого не предназначен для текущих трат. Как утверждают некоторые наблюдатели, индивидуальные инвесторы, хотя и вольны распоряжаться своим капиталом, судя по всему, считают за лучшее придерживаться самодисциплины, стараясь расходовать только дивидендный доход. А коли так, то и они, наверное, предпочтут акции, обеспечивающие более солидные денежные поступления, которые можно свободно тратить.

Склонность к акциям с обильными дивидендами естественна и для тех инвесторов, которым портфель ценных бумаг служит постоянным источником денежных средств. В принципе эти деньги легко извлечь и из акций, по которым дивиденды не выплачиваются вовсе; просто время от времени инвестор мог бы продавать небольшую часть своего портфеля. Но наверняка проще и дешевле, чтобы, скажем, Microsoft раз в квартал рассылала дивидендные чеки, нежели ее акционеры каждые три месяца продавали по одной акции. Осуществляемая, таким образом, регулярная выплата дивидендов избавляет многих ее акционеров от издержек купли-продажи, тем более что процент комиссии по ним, как правило, обратно пропорционален количеству продаваемых акций. Кроме того, регулярные денежные дивиденды избавляют акционеров от риска вынужденной продажи акций по «временно низким» ценам

Следующим аргументом служит то, что политика высоких дивидендов более выгодна для акционеров, поскольку она помогает разрешить неопределенность. Инвестор оценивает акцию в соответствии с прогнозами и учетом будущих дивидендов. Прогнозы на ожидаемый прирост стоимости акций и на дивиденды, ожидаемые в отдаленном будущем, вносят большую долю неуверенности, чем прогнозы, касающиеся дивидендов в ближайшем периоде. Поскольку инвесторы предпочитают избавляться от неуверенности, цена акций тех предприятий, которые выплачивают высокие дивиденды будет выше.

Существует еще одна особенность, относящаяся в основном к зрелым компаниям, имеющим обильные денежные потоки, но мало выгодных инвестиционных возможностей. Акционеры таких компаний не всегда верят в способность менеджеров эффективно употребить нераспределенную прибыль и опасаются того, что эти деньги могут пойти на строительство грандиозной корпоративной империи, нежели на повышение рентабельности предприятия. В подобных обстоятельствах инвесторы могут требовать высоких дивидендов не оттого, что ценят дивиденды как таковые, а оттого, что хотят тем самым подвигнуть менеджеров к проведению более добросовестной, нацеленной на создание стоимости, инвестиционной политики.

Таким образом, если рассматривать что стоимость акций предприятия складывается из ожидаемых будущих поступлений и спроса на акции, то выплата щедрых дивидендов, при прочих равных условиях стимулирует спрос, а следовательно повышает рыночную стоимость предприятия.

 

Теория «налоговой дифференциации»

Как уже отмечалось еще одна точка зрения указывает на то, что щедрые дивидендные выплаты снижают рыночную стоимость предприятия. Представители этой теории указывают на налоговую составляющую при выплате дивидендного дохода. Если дивиденды облагаются налогом по более высоким ставкам, нежели приращение капитала, фирмы должны платить самые низкие денежные дивиденды, какие только могут себе позволить. Имеющиеся денежные средства следует сохранять в виде нераспределенной прибыли или же использовать для выкупа акций.

Осуществляя дивидендную политику в этом направлении, корпорации могут обратить дивиденды в прирост капитала. Коль скоро такая финансовая стратегия ведет к уменьшению налогового бремени инвесторы предпочтут ее, и такие акции с низким дивидендным доходом будут стоить дороже.

По российскому законодательству дивидендный доход облагается по ставке 9%, а налога на доход о капитализации не существует. Таким образом, при выплате дивидендов, часть капитализации предприятия теряется и при устойчивости данной тенденции рыночная стоимость предприятия снизится.

 

Пример.

Рассмотрим два предприятия А и В. Инвесторы приобретают акции данных предприятий по цене 1 000 руб. при условии ожидаемого дохода в размере 20%. Для собственников не имеет значение получение дохода в виде прироста стоимости акции, или в форме дивиденда. Предприятие А не платит дивиденды, предприятие В доход выплачивает в форме дивидендов.

Предприятию А необходимо будет обеспечить рентабельность активов на уровне 20%, акционер предприятия, таким образом, ожидает 200 руб. дохода от прироста капитала. В соответствии с российским законодательством доходы от прироста капитала не облагаются налогом, таким образом, в этом случае на доход акционеров налоги влиять не будут.

Если налог на дивиденды равен 9%, то рентабельность активов предприятия В должна быть на уровне 22% (20/(1-0,09)), чтобы обеспечить инвестору требуемую норму прибыли. В противном случае дивиденд после вычета налогов составит 200 X (1 - 0,09) = 182 руб., так что наш инвестор будет иметь общую сумму в 1182 руб. после уплаты налогов. При необходимом проценте прибыли (после выплаты налогов), составляющем 20%, текущая стоимость этой суммы составит:

Текущая стоимость акции = 1182/1,20 = 985 руб.

Рыночная стоимость акций компании В, таким образом, должна быть 985 руб., т.е. при прочих равных условиях ниже, чем рыночная стоимость акции предприятия А только лишь в следствии своей дивидендной политики. Т.е. акционеры требуют большей прибыли в качестве компенсации за дополнительную налоговую ответственность.

Итак дивидендная политика должна основываться в значительной степени на предпочтении инвесторами дивидендов или дохода от прироста капитала. Это предпочтение может быть описано с помощью модели оценки акций в условиях постоянного роста:

 

Pa = (2. 15)

где

Ра (price of action) – цена акции;

D (dividend) – ожидаемый дивиденд;

ROI (return on investment) – требуемая доходность акции;

g (grow) – ожидаемый темп прироста.

 

Формула показывает, что если предприятие повышает нормы выплат и тем самым увеличивает дивидендные выплаты (D), то это может послужить причиной увеличения цены акций. С другой стороны, увеличение D приведет к уменьшению объема реинвестиций, в результате ожидаемый темп роста (g) масштабов деятельности снижается, что скорее всего, приведет к снижению цены акций. Таким образом, какие-либо изменения в политики выплат будут иметь два противоположных результата, поэтому предприятие должно стремиться найти тот баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизирует цену акций.

В настоящее время единой «правильной» дивидендной политики не существует. На разных этапах становления и развития, при различных ситуациях на рынке предприятия стремятся либо форсировать накопление, либо наращивать дивидендный доход акционеров.

Большинство же ученых, отдавая предпочтение выплате щедрых дивидендов, или их полному отсутствию, все же не делают однозначного вывода о прямой зависимости между размером дивидендных выплат и рыночной стоимостью фирмы.

 

На практике оптимальная доля дивидендов – это функция четырех факторов:

1. Предпочтение инвесторами дивидендов по сравнению с приростом капитала и значимость дивидендов для собственников;

2. Инвестиционные возможности предприятия;

3. Целевая структура капитала;

4. Возможность привлечения заемного капитала.

Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

• стадия жизненного цикла (на ранних стадиях жизненного цикла предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

• необходимость расширения своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

• степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

Целевая структура капитала должна поддерживать баланс между определенным соотношением собственного и заемного капитала, формируемым финансовым руководством и собственниками предприятия, и достигнутым уровнем финансового рычага.

Факторы, характеризующие возможность привлечения заемного капитала. В этой группе факторов основными являются:

• стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

• доступность кредитов на финансовом рынке;

• уровень кредитоспособности предприятия, определяемый его текущим финансовым состоянием.

• фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

 

Совокупность этих факторов формирует тот или иной тип дивидендной политики.

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотрен ном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она сигнализирует о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом —«никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании — если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие источники финансирования и критерии их классификации вы знаете?
  2. Что такое уставный капитал, его понятие и назначение?
  3. Какие различия имеются при образовании уставного (складочного) капитала (фонда)?
  4. Какими способами принимается решение об увеличении (уменьшении) уставного капитала?
  5. Перечислите достоинства финансирования деятельности предприятия при помощи реинвестированной прибыли.
  6. Для предприятий какой организационно-правовой формы формирование резервного капитала является обязательным в соответствие с российским законодательством?
  7. Каков минимальный размер резервного фонда в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах»?
  8. Какие способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов предусмотрены Положениями по бухгалтерскому учету и Налоговым кодексом?
  9. Перечислите источники выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.
  10. В чем состоит сущность андеррайтинга?
  11. В чем состоит сущность акционерного финансирования? Назовите его преимущества и недостатки по сравнению с банковским кредитованием.
  12. Что такое капитализация компании, как ее рассчитать?
  13. Что такое депозитарная расписка, какие их формы вы знаете? Каковы цели размещения российскими компаниями депозитарных расписок?
  14. Перечислите финансовые источники формирования добавочного капитала.
  15. Какие вы знаете заемные источники финансирования предприятия?
  16. Каким образом определяется процентная ставка по кредиту? От каких факторов она зависит?
  17. Назовите способы обеспечения исполнения обязательств (кредита)?
  18. Что представляет собой обозначения: LIBOR, prime rate, PIBOR?
  19. Перечислите достоинства и недостатки кредитования в иностранных банках.
  20. Что такое корпоративная облигация, какие критерии их классификации вы знаете?
  21. Перечислите достоинства и недостатки облигационного финансирования.
  22. В чем заключается сущность еврооблигационного займа.
  23. В чем состоит сущность лизинга? Назовите его преимущества и недостатки по сравнению с другими источниками финансирования.
  24. В чем заключаются особенности ипотечного кредитования? Что может быть предметом ипотеки?
  25. В чем заключается сущность форфейтинговой сделки? Назовите преимущества и недостатки форфейтинга для экспортеров.
  26. Какова основная цель политики управления капиталом предприятия?
  27. Приведите основные этапы движения капитала предприятия в процессе его кругооборота.
  28. Приведите структуру капитала предприятия и охарактеризуйте основные элементы?
  29. Каков экономический смысл определения общей стоимости капитала (WACC)?
  30. Что показывает расчет «эффекта финансового рычага», и как данная величина соотносится с уровнем финансового риска предприятия?
  31. Влияет ли дивидендная политика на рыночную стоимость предприятия?
  32. Приведите основные виды дивидендной политики предприятия.

 


 

Глава 6. Управление оборотными активами

 

Ключевую роль в реализации краткосрочной финансовой политики предприятия занимают проблемы достаточности оборотных активов, эффективность их использования, а также поиск наиболее выгодных источников их финансирования. Управление оборотным капиталом предприятия – это ежедневная работа, обеспечивающая предприятию достаточные ресурсы для осуществления ее деятельности и избежания дорогостоящих простоев. Без эффективного управления оборотными активами невозможно реализовать долгосрочные финансовые стратегии предприятия.

 

6.1. Понятие «оборотные активы» и их классификация

 

Оборотные активы предприятий имеют двойственную экономическую природу. С одной стороны, они представляют собой часть имущества, воплощенного в материально-производственных запасах, незавершенном производстве, остатках денежных средств и финансовых вложениях. С другой – это часть капитала, обеспечивающая непрерывность процесса производства и реализации продукции (работ, услуг).

Оборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного операционного цикла.

Оборотный капитал разнообразен по своему составу, структуре и назначению, поэтому целенаправленное управление им определяет необходимость его предварительной классификации (Рисунок 6. 1).

Оборотные активы можно подразделить по следующим основным признакам:

По видам оборотные активы можно подразделить:

- оборотные производственные активы. К ним относятся сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др., а также незавершенное производство и расходы будущих периодов;

- оборотные активы в обращении. Это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные (дебиторская задолженность) а также денежные средства в кассе и на счетах (Рисунок 6. 3)

По степени ликвидности выделяют:

- абсолютно ликвидные активы. К ним относятся оборотные активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа: денежные средства;

- высоколиквидные активы. Характеризуют группу активов, которые могут быть быстро обращены в денежные средства (как правило, в течение месяца) без ощутимых потерь своей рыночной стоимости: краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность;

- среднеликвидные активы. К этому виду относятся оборотные активы, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев: дебиторская задолженность (кроме краткосрочной), запасы готовой продукции;

- слаболиквидные активы. К ним относятся оборотные активы предприятия, которые могут быть обращены в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше): запасы сырья и полуфабрикатов, незавершенное производство;

- неликвидные активы. Активы, которые самостоятельно не могут быть обращены в денежные средства. Они могут быть реализованы лишь в составе имущественного комплекса: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.

Рисунок 6. 1 Классификация оборотных активов

По характеру финансовых источников формирования:

- валовые оборотные активы. Характеризуют общий объем оборотных активов, сформированный за счет собственного и заемного капитала;

- чистые оборотные активы. Это оборотные активы, которые сформированы за счет собственного капитала и долгосрочного заемного капитала. Рассчитывается как разница между оборотными активами и краткосрочными пассивами:

 

WC = СА – CL (6. 1)

где,

WC (working capital) – чистый оборотный капитал;

CA (current assets) – оборотные активы;

СL (current liabilities) – краткосрочные пассивы

 

- собственные оборотные активы. Характеризуют ту часть оборотных активов, которые сформированы за счет собственного капитала. Для расчета необходимо из величины чистых оборотных активов вычесть долгосрочный заемный капитал, направленный на формирование оборотных активов:

 

OWC = WC – LTL (6. 2)

где,

WC (working capital) – чистый оборотный капитал;

LTL (long term liabilities) – долгосрочные пассивы.

или

OWC = СА – CL– LTL (6. 3)

где

OWC (own working capital) – собственный оборотный капитал;

CA (current assets) – оборотные активы;

СL (current liabilities) – краткосрочные пассивы

LTL (long term liabilities) – долгосрочные пассивы.

 

Иным способом величину собственных оборотных активов можно рассчитать как разницу между собственным капиталом и внеоборотными активами:

 

OWC = CE – NCA (6. 4)

где

OWC (own working capital) – собственный оборотный капитал;

CE (common equity ) - собственный капитал;

NCA (non-current assets) – внеоборотные активы;

 

Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают.

Графически величину валовых, чистых и собственных оборотных активов можно увидеть из рисунка 6.2.

 

Рисунок 6. 2 Вертикальный анализ баланса предприятия.

 

 

 

Рисунок 6. 3 Классификация оборотных средств по видам.

По характеру участия в операционном процессе:

- оборотные активы, обслуживающие производственный цикл: сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция;

- оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл: денежные средства, дебиторская задолженность.

По периоду функционирования оборотных активов

- постоянные оборотные активы. Представляет собой неизменную часть оборотных активов, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности, т.е. является неснижаемым минимумом оборотных активов для поддержания операционного цикла;

- переменные оборотные активы. Это варьирующая часть оборотных активов, которая связана с возрастанием производства и реализации продукции, необходимостью формирования запасов сезонного хранения, долгосрочного завоза, целевого назначения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример. Предприятие имеет следующий баланс: Активы Пассивы Денежные средства 1000 Заемные средства 0 Иные оборотные и | Основные этапы движения оборотных активов. Для того чтобы эффективно управлять оборотным капиталом, необходимо рассмотреть основные этапы его движения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.