Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимальный объем дебиторской задолженности и факторы на него влияющие




Пример

В случае оплаты сразу покупатель получит право на скидку в размере 2%, иначе он может воспользоваться кредитом сроком на 20 дней. Чтобы посмотреть важна для покупателя скидка или нет, рассчитаем во что обойдется кредит покупателю, если он не воспользуется скидкой. Предположим, что сделан заказ на 1 000 руб. Очевидно, что покупатель занимает 980 руб. на 20 дней и платит 20 руб. в виде процентных платежей за ссуду. Итак, процентная ставка 20/980= 2 %. Это сравнительно немного, но учтем, что это ставка на 20 дней. В году 365/20 = 18,25 таких периодов, так что фактическая ставка по кредиту за один год использования составит:

ЕАC = = 0,365 или почти 37%

Это довольно большая процентная ставка в современных экономических условиях и, скорее всего, клиенты не будут приобретать продукцию предприятия в кредит.

 

 

Итак, мы рассмотрели то, каким образом рассчитать NPV от перехода к другой политике торгового кредитования. И, как видно, найти ответ на вопрос предоставлять или не предоставлять кредит, не сложно. Гораздо сложнее найти оптимальный объем дебиторской задолженности и еще сложней рассчитать его количественно.

Для начала вспомним, что вынужденные издержки, связанные с предоставлением кредита, выступают в трех формах:

1. Требуемая отдача от дебиторской задолженности (r).

2. Потери от безнадежных долгов (BD).

3. Издержки, связанные с организацией и обслуживанием кредита (CE).

В случае «мягкой» кредитной политики все три вида издержек растут. Если предприятие практикует жесткую политику кредитования, то все упомянутые издержки будут значительно ниже.

Однако в этом случае у предприятия будет «нехватка» кредитования, вследствие чего возникнут издержки упущенных возможностей. Издержки упущенных возможностей представляют из себя упущенную дополнительную прибыль от продаж в кредит, если кредиты покупателям не предоставляются. Эта дополнительная прибыль возникает из двух источников: роста объемов продаж, Q против Q’ и, возможно, вследствие более высокой продажной цены. Эти издержки снижаются, если предприятие проводит более либеральную политику кредитования покупателей.

Сумма вынужденных издержек и издержек упущенных возможностей отдельно взятой политики кредитования называется кривой суммарных издержек кредитования (см. Рисунок 6. 24).

 

Рисунок 6. 24 Определение оптимального объема дебиторской задолженности.

 

Как показывает Рисунок 6. 24, существует точка, где суммарные издержки минимальны. Эта точка соответствует оптимальному объему торгового кредитования и, соответственно, оптимальному объему инвестиций в дебиторскую задолженность.

Если предприятие предоставляет больше кредитов, чем этот минимум, то дополнительные денежные потоки от новых клиентов не будут покрывать издержки связанные с предоставлением дебиторской задолженности. Если же объем дебиторской задолженности ниже этого уровня, то предприятие не использует полностью потенциальные возможности доходности рынка.

Однако, в целом, издержки и прибыли от предоставления торгового кредита будут зависеть от многих факторов. К внешним можно отнести:

· общее состояние экономики. От общего состояния экономики существенно зависят финансовые возможности покупателей и их платежеспособность. В кризисной экономике издержки по обслуживанию кредитов существенно возрастают. Кроме того, оказывает влияние инфляция, неплатежи, что сдвигает прямую вынужденных издержек под более тупым углом;

· состояние спроса на продукцию и конъюнктура рынка. При прочих равных условиях, для предприятий, жестко конкурирующих на рынке и имеющих небольшую долю продаж кривая издержек неиспользованных возможностей будет находиться выше, чем для предприятий монополистов, с устойчивой клиентурой;

К основным внутренним факторам относятся:

· предприятия с избыточными производственными мощностями и низкими переменными операционными издержками, могут придерживаться более либеральной кредитной политики, чем предприятия работающие на полную мощность и имеющие небольшую валовую прибыль.

· состояние бухгалтерского учета, проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;

· политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;

Некоторые факторы сложно выделить только к внешним, или внутренним, такие как:

· платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной снижения платежной дисциплины покупателей и заказчиков следует назвать кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;

· правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности. С одной стороны общее состояние судебной системы оказывает существенное влияние на издержки по предоставлению кредита, а особенно при взыскании просроченной дебиторской задолженности. С другой стороны, грамотный подход при предоставлении отсрочки платежа, особенно со стороны юридической службы, существенно снижает величину издержек;

Кроме того, существенное влияние на величину дополнительного денежного потока и величину издержек при предоставлении продукции с отсрочкой платежа оказывает система кредитных условий предоставляемых предприятием:

· срок предоставления кредита (кредитный период);

· стандарты кредитоспособности;

· размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

· политика сбора платежей.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию, он, как правило, находится в пределах от 30 до 120 дней. На срок предоставления кредита влияет период производственного цикла. При прочих равных условиях, чем он короче, тем продолжительнее срок кредита.

Удлиняя срок кредита, предприятие тем самым финансирует покупателю часть его производственного цикла, укорачивая его цикл оборота наличных средств. Если же срок предоставленного кредита превышает период оборачиваемости производственного цикла контрагента, предприятие не только финансирует покупателю закупки сырья, но и часть периода оборачиваемости его дебиторской задолженности.

Среди наиболее важных факторов, влияющих на продолжительность срока кредита, можно назвать следующие:

1. Срок годности. Скоропортящиеся товары имеют сравнительно быстрый срок оборачиваемости. Срок кредита намного короче для таких товаров. Например, торговец свежими фруктами и овощами должен использовать условия продажи «до 7 дней». Аналогично, драгоценности могут продаваться на условиях «до 120 дней».

2. Потребительский спрос. Хорошо известные на рынке товары оборачиваются, как правило, быстрее. Для новых и малоизвестных товаров срок кредита должен быть значительно больше, чтобы соблазнить покупателя купить этот товар. Также продавцы могут удлинять срок кредита для стимулирования продаж сезонных товаров в несезонный период, когда потребительский спрос на них невелик.

3. Издержки, доходность и стандартизация. Сравнительно не дорогостоящие товары имеют более короткие сроки кредитов. То же самое справедливо для стандартизированных товаров и полуфабрикатов. Все это приводит к более низким наценкам и ускорению оборачиваемости, что определяет срок кредитования.

4. Кредитный риск. Чем выше кредитный риск в отношении покупателя, тем короче период, на который ему предоставляется кредит (если вообще предоставляется).

5. Объем закупок. Если объем закупок невелик, то срок кредита должен по возможности быть короче. Это происходит потому, что мелкими счетами труднее управлять, а сами клиенты не так важны, как более крупные покупатели.

6. Конкуренция. Когда продавец вынужден работать на высоко конкурентном рынке, то посредством удлинения срока кредита он может привлечь дополнительных клиентов.

7. Группы покупателей. Отдельно взятый торговец может предлагать разные условия покупки для разных покупателей. Торговец продуктами питания будет продавать их в рестораны, бакалейные и овощные лавки. Для каждой группы могут быть свои условия продажи. В целом, у продавца могут быть как оптовые покупатели, так и частные клиенты, и обычно двум разным группам покупателей предлагаются разные условия продажи.

Таким образом, увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

Стандарты кредитоспособности – минимальная финансовая устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскомy кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Политика сбора платежей, определяется степенью лояльности по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения предоставления кредита вновь и применения штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств. Однако при предоставлении дебиторской задолженности система в любом случае должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки в случае недобросовестного исполнения своих обязательств покупателем. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия — кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Еще одним фактором, влияющим на величину дебиторской задолженности, является выбранный тип кредитной политики организации, который в большей мере зависит от финансового менталитета собственников и менеджеров предприятия и их отношения к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Консервативный тип кредитной политики организации направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя такой тип политики хозяйствующий субъект не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. При этом существенно сокращается круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизируются сроки предоставления кредита и его размер; ужесточаются условия предоставления кредита и повышается его стоимость; используются более жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики ориентирован на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

В основе агрессивного типа кредитной политики организации лежит задача максимизации дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает подобные операции. В рамках данного типа кредитной политики хозяйствующий субъект распространяет кредит на более рискованные группы покупателей; увеличивает период предоставления кредита и его размер; снижает стоимость кредита до минимально допустимых размеров; предоставляет покупателям возможность пролонгирования кредита.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.