Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обыденный уровень научной культуры – повседневные рациональные знания о мире




Экологическая культура – это культура природопользования.

Мы будем придерживаться первого определения и подразумевать под понятием "культура" универсальное отношение человека к миру. В самом общем виде понятие "культура" включает весь опыт, накопленный человечеством на протяжении его истории, все то, что человек сделал своими руками, придумал и выразил своими мыслями и чувствами: язык, религию, искусство, науку, быт.

Противоположна культуре некультура. Некультура – это: 1) природа, все, что естественно, нетронуто окружает человека; 2) анатомо-физиологическая сущность человека, т.е. все, что естественно, нетронуто содержится внутри человека.

Происхождение и смысл термина «культура». (Кравченко А.И.).

Рассмотрим, как понятие "культура" формируется в ходе истории. Это латинское понятие "caltura", возникшее в Древнем Риме. Первоначально означало обработку, возделывание почвы. В значениях "воспитание" и "образование" слово "культура" впервые употребил Цицерон (1 в. до н.э.), но в его эпоху эти значения в обиход не вошли. Только в 17 в. термин "культура" употребляют в значениях "воспитание" и "образование". В России термин "культура" в значении "просвещение" впервые вошел в обиход при Петре 1 (к. 17 – нач. 18 вв.). С конца 19 в. русские религиозные философы акцентировали внимание еще на одном значении слова "культура" – почитание. Они выделили в слове "культура" корень "культ", и оно сразу же приобрело религиозный смысл, оттенок священности. Отец Сергий Булгаков: "Религиозный культ есть колыбель культуры, ее духовная родина" (С. Булгаков. Свет не вечерний. М., 1994. С. 326). В начале 20 века другой выдающийся мыслитель и художник Н. Рерих обрати внимание на другую часть слова – ур -. По Рериху, это древнее восточное слово, означающее свет. Значит, культура есть почитание света, все доброе, светлое. Также в связи с изменением механической (ньютоновской) картины мира, возникновением новой картины мира, энштейновской (теория относительности) изменяется и отношение к культуре. Две мировые и холодная война, выход в космос, возникновение оружия массового поражения, глобальные экологическое катастрофы заставляют переосмыслить понятие "культура". Под культурой понимают только положительные достижения человечества. Гете: "Культура превращает толпу в народ". Достоевский: "Красота (доброта) спасет мир".

Сама культура возникла примерно 100 тыс. лет до н.э., когда неандерталец стал хоронить своих предков. Это значит, что он осознал свою смертность. Это пессимистическое сознание, т.к. смерть является худшим из зол. Культура учит человека жить, жить осознанно, вопреки своей смертности.

Культура имеет четкую структуру. Она делится на материальную и духовную. Материальная культура – это все то, что создано человеком в сфере материального производства: орудия труда, машины, постройки, предметы быта, вооружение и военная техника. Оружие является самой противоречивой и сомнительной ценностью из всех достижений материальной культуры. Оно всегда являлось условием и атрибутом политической власти. Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. Одновременно боевое оружие – часть материальной культуры, связанная с вооруженным насилием в обществе.

Духовная культура – это все то, что накопило человечество в сферах интеллектуальной (наука), нравственной (мораль), эстетической (искусство), правовой и религиозной. Это симфонии и романы, научные открытия и изобретения.

Главная функция культуры – сохранить и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение, обогащать его.

Отсюда отдельные функции:

1. Познавательно-коммуникативная. С её помощью

- социальная информация сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств;

- формируются условия и средства человеческого общения. Данная функция тесно связана с формированием знаковых систем. Можно сказать, что культура – это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты характеризуют и культуру. Она даёт обществу языки – знаковые системы. Это естественные языки, искусственные, вторичные моделирующие системы. Необходимым элементом культуры является память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В культуре содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений предков. Таким образом, культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества. Однако между компьютером и обществом имеется принципиальное различие: в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество само создаёт свое информационное обеспечение.

 

2. Социально-интегративная. Культура объединяет народы, социальные группы, государства.

3. Аксиологическая (ценностная). Культура как система ценностей формирует у человека определённые ценностные потребности и ориентации, по которым судят о степени культурности человека, группы людей, класса или сословия, общества в целом.

4. Нормативная (организационно-регулятивная). Заключается в регулировании жизни общества и каждого человека при помощи законов, обычаев, правил, норм морали, всевозможных установлений, начиная от религиозных обрядов до гражданских правовых политических документов, направляющих в определенное русло ход нашей жизни.

5. Сигнификативная, или смыслообразующая. Осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Например: Дерево в народной культуре славян – объект поклонения. Это связано с язычеством, где природа – храм. Для мифопоэтического сознания славян характерно сближение дерева и храма как священных мест, где совершаются обряды. Также дерево отождествляется 1) с дорогой, по которой можно достичь загробного мира; 2) с душой человека, которая после смерти человека переселяется в дерево; 3) с моделью вселенной (крона – небо, ствол – земля, корни – преисподняя); 4) с осью мира (север, юг, запад, восток); с жизнью ассоциируется в календарных обрядах зеленое, цветущее дерево, со смертью – сухое дерево).

6. Релаксационная (рекреационная). Проявляется в создании учреждений, где человек получает возможность отдохнуть, восстановить свои душевные силы. Например: посещение театра, карнавала и т.д.

Функции культуры: защитная, креативная, коммуникативная, сигнификативная, нормативная, релаксационная, единство функций. (Кравченко, 2001. С. 18 – 29, 34 – 36 агенты и институты).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.