Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык и культура




Этапы развития культурных норм.

Модели культурного человека.

1. "Платоновская" модель эпохи античности (5 – 4 вв. до н.э.).

Основные требования:

- Физическое совершенствование.

- Образованность.

- Доблесть.

- Гармония духа, чувство меры, уравновешенность.

 

 

2. Культурологические модели человека эпохи Средневековья (кон. 5 – кон. 14 вв.).

1) Христианский идеал.

2) Фольклорный герой.

3) Рыцарство. Кодекс рыцарской добродетели.

 

 

3. Гуманистическая (леонардовская) модель человека эпохи Возрождения (к. 14 – 17 вв.).

РИСУНОК

4. Буржуазная модель человека эпохи Просвещения (18 в.).

5. Культурологическая модель человека Индустриальной эпохи (19 в.).

 

 

6. Черты человека эпохи Модернизма.

7. Черты человека эпохи Постмодернизма.

8. Современная культурологическая модель человека.

РИСУНОК

 

Языком культуры в широком смысле называют любую систему знаков, которая используется людьми в целях получения, хранения, переработки и передачи информации.

Наука о знаках и знаковых системах называется семиотикой.

 

 

Основные задачи языка культуры.

1. С помощью языка культуры человек наделяет значением вещи и явления.

2. Через язык культуры человек получает представление о разных сторонах жизни общества: социальных, культурно-исторических, психологических, эстетических.

3. Благодаря языку культуры человек оценивает свое поведение, как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом.

 

Три типа языков культуры:

1. Естественные языки: русский, французский, эстонский и т.д.

РИСУНОК

2. Искусственные языки.

 

2. Вторичные языки (вторичные моделирующие системы).

 

 

. Классификация культуры. Культура Востока и Запада

 

1. Проблема классификации культур в культурологии.

2. Типологическая характеристика Запада и Востока, Севера и Юга.

3. Место России в системе "Восток-Запад".

 

1. Весь окружающий человека мир неоднороден и разнообразен. Для того, чтобы упорядочить представления о мире, в культурологии используют метод классификации. Для этого исследуют отдельные культурные явления, сопоставляют их и группируют по какому-либо основанию.

Существует множество классификаций.

1) археологическая классификация. В ней культурные типы различаются по использованию конкретного материала. Ученые выделяют:

- каменный век. В него входят палеолит (2,5 млн. л.н. – 10 тыс. л. до н.э.), мезолит (10 т.л. до н.э. – 6 т.л. до н.э.), неолит (6 тыс. л. до н.э. – 4 тыс. л. до н.э.).

2) Культурно-историческая классификация. В ее основе лежат особенности культуры. Это первобытная культура, культура Древнего Востока, античная культура, культура западноевропейского средневековья, культура европейского Возрождения, культура Нового Времени, культура Европы 19-20 вв.

3) Цивилизационная классификация. В ее основе теория Данилевского о множественности и разнокачественности человеческих культур. Данилевский выделял египетский, китайский, ассирийско-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий культурные типы.

4) Формационная классификация. В ее основе производительные силы и производственные отношения. Выделяют первобытнообщинный строй. Он характеризуется низким уровнем развития производительных сил, простыми режущими, скребущими, колющими орудиями. Человек обладает минимумом знаний, коллективная собственность на средства труда, отсутствие эксплуатации человека человеком. Рабовладельческий строй (эксплуатация человека человеком). Феодальный строй – появление крупных землевладельцев – феодалов). Капиталистический строй. Коммунистический строй.

5) Расово-национальная классификация. Она основана на принадлежности человека к разным расам и разным народам: европеоидная, монголоидная, негроидная расы.

6) Коммуникационная классификация. Означает, что смена типа коммуникации влечет за собой изменение культуры. Это дописьменная, или бесписьменная кльтура; письменная культура (с 3 тыс. л. до н.э.); экранная культура (с 1895 г., когда был изобретен кинематограф); информационные технологии (сот. телефон, Интернет).

7) Религиозная классификация. Это языческая культура, библейская культура, атеистическая культура.

8) Социальная классификация. Рассмотрим некоторые виды, типы и формы данной классификации.

Виды культуры – это совокупность правил, норм, моделей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры. То есть виды культуры являются частями одного целого.

Сюда относятся этническая, национальная культуры, субкультура, контркультура, официальная культура, маргинальная культура.

Основанием для выделения этнических и национальных типов культуры является принадлежность исследуемой культуры к тому или иному этносу или нации.

В основе формирования этноса лежит опыт совместного прожи­вания большой группы людей на единой территории, необходимость обороны от общих врагов, а также схожесть хозяйственной деятель­ности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, спо­собы хозяйствования, мифологические и религиозные представле­ния, территориально-соседская солидарность, что и формирует единую этническую культуру.

Ведущим признаком этни­ческой культуры выступает единый язык. Существование в современном мире более двух с половиной тысяч языков свидетель­ствует о чрезвычайном многообразии этнических культур. Этнос понимается как исторически возникший и устойчивый вид социаль­ной группировки людей, представленный племенем, народностью и нацией. Понятие «этнос» в этнографическом значении близко к понятию «народ». Народ может состоять из одного или многих этно­сов, а также отражать обособленные единицы в самом этносе. Так, русский, украинский, белорусский, болгарский и некоторые другие этносы образуют славянскую этническую общность, славянский народ. А, например, камчадалы выражают этническую специфику внутри русского народа. Камчадалы – с 18 в. наименование коренного населения Камчатки – ительменов, а также потомков ительменов и русских переселенцев 18-19 вв.

Национальный тип культуры представляет собой преобразованный вариант этнической культуры. Национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоёв и групп соответствующего этнически однородного общества. В основе национальной культуры, помимо этнических при­знаков, экономический интерес и стремление к государственному объединению. Национальное государство стандартизирует основные составляющие национальной культуры (объявляет государственным язык, организует границы проживания своего населения, конк­ретизирует моральные нормы в законах и указах). В то же время государство способствует согласованию различных культурных аспектов. Например, в культуре одного государства могут уживаться разные религии, противоположные мировоззрения, разные стили одежды, способы приготовления пищи.

Развитие этнических и национальных культур обеспечивает разнообразие и многофункциональность миро­вой культуры.

Субкультурой называется культура определённой части общества, имеющая специфические черты и особенности, но не противоречащая развитию культуры общества. Субкультура сохраняет ведущие характеристики основной, базовой культуры, но при этом имеет локальные отличия, придающие ей характерные особенности. Отличия могут быть этническими, лингвистическими, специфически хозяйственными, конфессиональными, возрастными. Но по основной массе элементов культура субкультуры очень близка к базовой. Такой субкультурой могут быть культуры интеллигенции в русской культуре 19 века, старообрядцев, архангельских поморов, культура молодёжи в современном мире. Например, молодёжи присущи свои особенности: нетерпимость, дерзость, повышенная эмоциональная неустойчивость, свои моральные ценности, кумиры, увлечение определённой музыкой и одеждой и т.д. Одновременно молодёжь пользуется культурными ценностями всего общества: получает образование, устраивается на работу, уважаемую в данном обществе, поддерживает общественные организации.

Культура определённой части общества, имеющая специфические черты, но явно противостоящая культуре общества в целом, называется контркультурой.

Такой контркультурой было движение хиппи в шестидесятые годы 20 века (расскажи). Их культура была контркультурой, пока правительства европейских стран боролись с этим течением молодёжи. После того как государственные структуры перестали преследовать хиппи, смягчили политику по отношению к ним, интерес к хиппи у молодёжи упал, исчезла агрессивность, сами хиппи переросли увлечения молодости. Сейчас это движение можно определить как субкультуру.

Важным понятием, формирующим представление о структуре культуры, является понятие официальной культуры. Под официальной понимается та форма культуры, которая транслируется сверху и признаётся (чаще всего молчаливо) большинством общества в качестве определённого стандарта.

Официальной культуре противостоят маргинальные культурные образования. Маргиналы – это та часть общества, которая утратила свои социальные связи, оторвалась от культурных корней – традиций, обычаев, избавилась от особенностей речи, однако не приобщилась и не освоила культуру другого слоя общества, не вписалась в новую социокультурную ситуацию. Так, выходцы из деревень, переезжая в массовом порядке в города, стремятся осознанно или неосознанно быстрее освободиться от «деревенского налёта» и скорее стать «городскими». Они забывают свои традиции, но часто не приобщаются и к городской культуре. Для них остаются чуждыми театры, музеи, они устраиваются на работу, не требующую ни квалификации, ни образования. Своей культуры, которую можно назвать субкультурой, они также не создают.

Объективными условиями формирования маргинальных культур являются процессы трансформации общества, развития межкультурных взаимодействий.

Типы культуры – это совокупность норм, правил, моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область, но не являются частями одного целого.

Неоднородность общества позволяет выделить различные социальные типы культуры: про­фессиональную, доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную и другие культуры. К типам культуры относится и региональное деление на Запад и Восток, Север и Юг.

Профессиональная культура. Профессиональную культуру можно выделить как субкультуру определенного общества.

В основе профессиональной культуры лежат принципы социаль­ного сознания и поведения, диктуемые особенностями деятельности, правилами той или иной профессии.

Разделение культур по видам профессиональной деятель­ности чрезвычайно динамично и сложно. Сегодня существует около сорока тысяч специальностей и их число постоянно растет. Профес­сиональные культуры структурированы по достаточно устоявшимся и массовым профессиональным группам: инженер, менеджер, врач, учитель, дипломат, работники промышленности, транспорта, сель­ского хозяйства, связи и другие. Представителей профессиональной культуры объединяет общее образование, профессиональная терми­нология, устойчивый круг общения, отношение к профессиональ­ному долгу, элементы социальной этики, социальная ответствен­ность за последствия данной деятельности, профессиональные тра­диции и т.д.

Для многих профессиональных культур характерна специфическая система поведения. Например, культура врачей. В отличие от других профессий у врачей существует свой моральный кодекс. Они обязаны выполнить свой профессиональный долг — помочь пострадавшим — не только в рабочее время, но и в период своего отдыха, независимо от того, где находятся. При получении профессионального образования они дают клятву Гиппократа, определяющую их профессиональное пове­дение на всю оставшуюся жизнь. Также ярко выделяется профессио­нальная культура военных, милиции. У профессиональных культур есть своя символика. Со временем каждая профессиональная культура обретает сис­тему профессионального обучения, передачи профессиональных и культурных навыков и образцов.

Профессиональные культуры, как правило, не связаны с дей­ствием каких-либо централизованных органов управления. Процесс культурного самоуправления в основном стихийный и не зависит от государственных министерств.

Уровень научно-технического прогресса также служит исследователям в качестве основания для разделения культуры на типы. Согласно этому признаку-критерию, особенно подробно разработанному в западной социологии культуры Даниэлом Беллом, Рене Ароном, Элвином Тоффлером, обычно выделяют доиндустриальный, или традиционный, тип культуры, индустриальный, или техногенный, тип культуры и постиндустриальный, или информационный тип культуры.

Доиндустриальный тип культуры, царивший в европейском обществе до конца 18 столетия, характеризует отсутствие машин, слабое развитие техники. На протяжении многих и многих веков определяющей была сельскохозяйственная сфера, а главными социальными институтами – церковь и армия. Вместе с тем в рамках развития этого типа культуры происходили огромные внутренние изменения. Менялось ядро культуры, ментальность общества, происходило колоссальное развитие структурно-символических форм культуры – от сигнальных костров и устной речи до массовых тиражей книг, произведённых с помощью печатного станка, развивалась наука – от эмпирического накопления знаний до открытия научных законов. Поэтому данный тип делится на достаточно большое количество конкретно-исторических типов культуры.

Индустриальный, или техногенный, тип культуры характеризуется преимущественным развитием техники. Хронологические рамки этого типа – конец 18 – сер. 20 века. Определяющей сферой становится промышленность, главными социокультурными институтами – корпорация и фирма.

Постиндустриальный тип культуры ещё не получил устойчивого понятийного обоснования, ему принадлежит будущее. Вероятно, поэтому он имеет довольно много названий (его ещё называют цивилизационно-гуманистическим, а также рационально-интеллектуальным). Существуют различные точки зрения на перспективы его развития. Однако все исследователи сходятся во мнении, что этот тип культуры характеризуется постоянным совершенствованием систем получения и обработки информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.