Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В ее основе западный и восточный типы культуры




Формы культуры – это совокупность правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать ни полностью автономными образованиями, ни составными частями какого-либо целого. Сюда относятся массовая, элитарная, народная культуры.

Массовой культурой называют такую культуру, продукция кото­рой ежедневно производится в больших объемах и потребляется большинством общества. Это культура повседневной жизни.

По поводу происхождения массовой культуры в культурологии существуют разные точки зрения:

1.Массовая культура формировалась на заре человечества, прояв­лялась в форме мифов, доступных всем членам общества, которые являлись основой мировоззрения данного общества.

2.Массовая культура возникла с изобретением печатного станка
в Европе в XV веке. Это дало возможность влиять на умонастроение
людей, их вкусы. Несмотря на то что большинство населения Европы
было неграмотно, издавались упрощенные варианты священных
книг, рассчитанные на массовую аудиторию. Например, «Библия для
нищих», представляющая собой картинки-иллюстрации к Священ­
ному Писанию и краткие подписи под ними.

3.Массовая культура связана с появлением приключенческого, детективного и аван­тюрного романов в XVII—XVIII веках, издававшихся огромными
тиражами. Наиболее значительными произведениями такого плана
считаются роман англичанина Даниэля Дефо (1660—1731) «Робин­зон Крузо» и бестселлер русского писателя Матвея Комарова (1730—1812) «Повести о приключениях английского милорда Георга».

4.Массовая культура начала развиваться с принятием в 1870 году
в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности.

5. Массовая культура характерна только для современного обще­ства, и появилась она на рубеже XIX—XX веков. Ее возникновение связано с развитием средств массовой информации (СМИ), благо­даря которым население большинства стран планеты приобщается к одним и тем же информационным потокам, усваивает ценностные стереотипы.

Таким образом, проблема генезиса массовой культуры решается неоднозначно. Однако исследователи сходятся во мнении, что массовая культура при проявлении всех своих признаков — это черта современного общества, которая начала прояв­ляться на рубеже XIX—XX веков. Тогда появилось понятие «всеобъ­емлющая массовизация жизни», означающее активную роль люд­ских масс во всех социальных сферах.

Тогда же в культурологии начался спор о роли массовой и элитар­ной культур в обществе. В большинстве своем культурологи давали отрицательную оценку массовой культуре, указывая на ее общедо­ступный, а следовательно, примитивный характер. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше считали, что «высокие» произведения культуры принци­пиально недоступны для подавляющей массы людей. Хосе Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» отождествляет понятия «масса» и «толпа». Для него масса — это совокупность множества лиц, не выделяющихся ничем. «Масса — это средний человек», который выдвигается на авансцену истории из-за «низкого качества куль­туры», когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип». Американский социолог Д. Белл в работе «Конец идеологии» (1960) пишет, что массы есть воплощение стад­ности, шаблонности. Причину распространения массовой культуры он видит в возникновении массового производства и массового пот­ребления. Д. Белл сформулировал пять признаков понятия «масса»: недифференцированное множество; синоним невежественности; меха­низированное общество, где человек воспринимается как придаток техники; бюрократизированное общество, где личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности; толпа, причем толпа понима­ется в психологическом смысле, где каждый человек не рассуждает, а повинуется страстям.

Целостную характеристику массовой культуры дал канадский социолог Герберт Маршал Маклюэн. В его работах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура — наше дело» (1970) показано, что этот тип культуры развивается благодаря средствам массовой информации. В работах Г. Маклюэна явление массовой культуры подвергнуто детальному анализу. Начало ее развитию положило изобретение И. Гутенбергом в XV веке печат­ного станка. Тогда был создан «типографский человек». Но печатная техника, по словам Г. Маклюэна, создала публику, но еще не массу. Массу создала «экранная культура»: сначала кинопроектор, потом телевизор, видеоаппаратура, затем компьютер. Благодаря электрон­ной технике и спутниковой связи население всей планеты приобща­ется к одним и тем же информационным потокам, и на этой основе возникает феномен «глобальной деревни». В этом обществе зарож­дается новый вид культуры — электронной — и качественно новый тип общения людей. Практически нет возможности скрыть какую-либо информацию. Относительно быстро все изменения в какой-либо части планеты и в какой-либо сфере деятельности человека ста­новятся достоянием всего общества. Отсюда и появился термин «глобальная деревня». Современного человека Г. Маклюэн называет «новым племенным человеком», так как он, как и прежний племен­ной человек, живет мифами. Только теперь мифы формируются с помощью СМИ. У людей складывается определенная картина мира, увиденная не собственными глазами, а представленная СМИ. Новая электронная культура доступна массам. Она все более захватывает и подчиняет себе людей. Происходит массовизация культуры, то есть массовая культура все более расширяет ареал своего воздействия, стирая грани между странами, национальностями, возрастами и классами.

Современные исследователи выделяют следующие основные черты массовой культуры:

1. Артефакты массовой культуры рассчитаны на массовое потребле­ние, следовательно, их создание связано с поточной системой;

2. Массовая культура неразрывно связана с общими идеями потреби­тельства. Так как в поточной системе, создающей образцы этой куль­туры, заняты сотни тысяч людей (в том числе «звезды», «короли прессы», «великие шоумены»), массовая культура всегда связана с рынком. Следовательно, для того чтобы продукция массовой куль­туры успешно продавалась, она должна быть достаточно упрощена, доступна пониманию;

3. С помощью массовой культуры формируются определенные идео­логические мифологемы и взгляды, необходимые правящим кругам или заказчикам, другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой;

4. Продукция массовой культуры ориентирована на определенную социальную группу. Так, фильмы-боевики создаются для молодежи, а телесериалы, так называемые «мыльные оперы», — для женщин-домохозяек;

5. Произведения массовой культуры формируют жизненные идеалы для каждой социальной группы: супермена, побеждающего целую армию; преуспевающего бизнесмена; бедной девушки, благодаря своей красоте и твердым моральным принципам успешно вышедшей замуж (причем обязательно) же за преуспевающего бизнесмена.

Массовая культура — закономерное явление любого общества. В современном мире развитие этой культуры способствует тому, что массы стали более образованными, информированными. Средства массовой информации позволяют миллионам людей приобщиться к культурным ценностям в разных уголках мира, понять культуру дру­гих народов, осознать проблемы всего человечества. В то же время массовая культура способствует примитивизации многих проблем, стимулирует потребительское сознание у людей, ориентирует их на искусственно создаваемые стереотипы.

В социальном плане массовая культура формирует новый обще­ственный слой, получивший название «средний класс». В западной философии «средний класс» представляется стержнем жизни индус­триального общества. Он же сделал столь популярной и массовую культуру.

Элитарная культура существует как альтернатива массовой. Артефакты такой культуры создаются не для всех, а для избранной малой части — элиты общества (от франц. еlitе — лучшее, отборное, избранное). Элитой могут быть названы разные выделяющиеся из общей массы группы людей — политическая элита, материально обеспеченная элита и другие. Однако в культурологии существует определенное понятие элиты — это часть общества, наиболее спо­собная к духовной деятельности, одаренная высокими нравствен­ными и эстетическими качествами. Эта часть общества является и производителем, и потребителем элитарной культуры.

В отличие от массовой элитарная культура обеспечивает обще­ственный прогресс. Мировое признание культура общества в целом получает вследствие развития именно элитарной культуры. Так, про­изведения эпохи итальянского Возрождения создавались для элиты: папской курии и избранных ценителей искусства, стоящих у власти в некоторых городах Италии (Медичи во Флоренции). Благодаря этим произведениям, созданным для элиты, культура Италии XIV— XVI веков получила мировое признание, оказалась ведущей в куль­туре всей Европы и увековечила себя в глазах всех последующих поколений. Другой пример: деятельность членов художественного объединения в России «Мир искусства». «Мирискусники» активно развивали и внедряли идею элитарного искусства. Их лидер, редактор одноименного журнала С.П. Дягилев, заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства. По мнению членов этого объедине­ния, искусство вовсе не должно создаваться для всеобщего понима­ния. Напротив, обязательным в искусстве признавалось наличие осо­бого авторского видения действительности. При всей элитарной деятельности «мирискусников» это объединение не только получило мировое признание, но наряду с другими культурными достижени­ями русского Серебряного века стало ведущим в европейской куль­туре.

Основные философские обоснования сущности элитарной куль­туры разработаны в XIX веке А. Шопенгауэром и Ф. Ницше.

А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» (1844) разделил все человечество на две части: «людей гения» и «людей пользы». «Люди гения» способны к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности — немногочисленная элита общества, ведущая его по пути прогресса. «Люди пользы» — массы, которые ориентированы только на практическую, утилитарную деятельность. Без второй категории людей обойтись нельзя, они необходимы, но они не определяют развитие общества.

В трудах Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) предложена идея «сверхче­ловека». По мнению Ницше, он имеет неординарные личностные качества, привилегированное положение в обществе, наделен уни­кальной эстетической восприимчивостью. Такие люди, по мысли Ф. Ницше, и составляют элиту общества.

В XX веке X. Ортега-и-Гассет создал культурологическую кон­цепцию элиты. Самое известное его сочинение «Дегуманизация искусства» (1925) определяет элиту как часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» и деятельность которой спо­собствует общественному прогрессу. Эта часть общества является и производителем, и потребителем элитарной культуры. Именно к этой части общества должен обращаться своими произведениями художник. Такое искусство X. Ортега-и-Гассет назвал «новым», в отличие от «старого», которое было обращено к массе. Автор счи­тает, что искусство не должно быть популярным, как не должно быть и общепринятым, общечеловеческим. Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни, не должно сострадать челове­ческим судьбам, иначе оно не будет доставлять истинно художест­венного наслаждения. Отсюда и появился термин «дегуманизация», которая является основой нового искусства XX века. «...Новое искусство, — пишет X. Ортега-и-Гассет, — разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искус­ство — это чисто художественное искусство». Такие философские постулаты находят отклик и в реальных направлениях развития искусства. В начале XX века появляются произведения, отвечающие принципу «искусство ради искусства». Подобное «чистое искус­ство» является кульминацией развития теории элитарной культуры.

Элитарное и массовое сосуществуют в исторической динамике. Произведения, созданные для массового потребления, если они обла­дают высокими художественными ценностями, со временем призна­ются элитой. Так, роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» был создан в XVIII веке для массового читателя. Сейчас он воспринимается клас­сикой мировой художественной литературы и, конечно, не отождест­вляется с массовой культурой.

Народная культура, несмотря на довольно широкое распростра­нение, не сливается с массовой, а существует самостоятельно. Для народной культуры характерно поддержание традиций, сохранение старинных обрядов, распространение фольклора (устного народного творчества), создание изделий народных промыслов. Чаще всего живая народная культура сохраняется в сельской местности, которая менее склонна к инновациям, чем город.

В отличие от массовой народная культура создает произведения искусства: сказки, песни, танцы, игрушки, мелкую пластику — высо­кого качества, ведь особенности, характер и стиль этих произведе­ний отрабатываются веками. Последующим поколениям передается самое лучшее, отобранное и отшлифованное предыдущими поколе­ниями.

Образцы народного творчества используют в своих произведе­ниях художники, писатели, музыканты. Так, А.С. Пушкин, создавая «Евгения Онегина», использовал народные крестьянские песни, а М. Глинка — народную музыку для своей оперы «Жизнь за царя».

В отличие от массовой, управлять народной культурой невозможно. Создание произведений народной культуры не связано с рынком. В дальнейшем эти произве­дения могут быть использованы в коммерческих целях, но само их появление не имеет рыночного характера.

Если массовая культура создается для масс и потребляется мас­сами, элитарная культура создается элитой и потребляется элитой, то народная культура создается народом или его лучшими представите­лями, а потребляется всем обществом.

 

Региональная классификация.

1. Картина мира и система ценностей восточной и западной культур.

Любая картина мира состоит из двух основных компонентов: человека и окружающей среды.

Отсюда определение. Картина мира – это система взглядов, характеризующая определенную эпоху, отображающая наиболее общие представления о структуре мироздания и о месте человека в ней. Эпоха – определенный исторический отрезок времени, характеризуемый общим мировоззрением некоторой части человечества. Например: эпоха средневековья, коммунистическая эпоха.

Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток. Иными словами, выделяют западную картину мира и восточную картину мира. Под "Западом" понимают Европу и Северную Америку. Западная культура сложилась на основе культур Древней Греции и Древнего Рима. Под "Востоком" понимают китайскую, индо-буддийскую, арабо-исламскую культуры. Издревле это Китай, Индия, Месопотамия, Персия, Египет.

Культура восточного типа возникла в сер. 4 тыс. до н.э. на основе древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии, Китая. Культура каждой из этих цивилизаций развивалась по-своему. Но при всем их различии можно выделить общие черты, позволяющие объединить эти культуры в восточную картину мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.