Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности культуры Месопотамии




1. Религия. Религия Месопотамии характеризуется многобожи­ем (политеизм) и обожествлением природы (пантеизм).

Божества в Месопотамии представлялись (за некоторым исключением) в человеческом (антропоморфном) виде. Изображения богов находились в храмах. Обычно они делались из ценных пород дерева и там, где тело не было скрыто одеждами, его покрывали золотыми пластинками. Глаза идолов, облаченных в пышные одеж­ды, были сделаны из драгоцен­ных камней и казались живыми. Во время специальных церемоний одежды сменялись в соответствии с требованиями ритуала.

Простые люди могли увидеть изображение бога во время торжественных процессий, когда его проносили по об­ширным дворам храмового комплекса или по городским улицам.

Каждая локальная цивилизация Месопотамии имела своих богов. Например, главные боги шумеров - бог неба ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки и великая богиня-мать Нинхурсаг.

Ещё один пример. В конце III тыс. до н.э. появляются упоминания о боге-покровителе Вавилона Мардуке, ставшим с начала II тыс. до н.э. центральным божеством вавилонского пантеона, о чем рассказыва­ется в аккадской поэме «Энума Элишь». И в прологе кодекса ва­вилонского царя Хаммурапи Мардук от своего брата, бога солнца Шамаша, получает титул «судья богов».

Также в религии Месопотамии существовали неантропоморфные предметы-символы, которые требовали поклонения и жертв. Это были либо символы космических явлений, такие, как солнечный диск, полумесяц, восьмиконечная звезда Иштар; либо церемониальное оружие определенного вида: палицы с львиной головой, жезлы, украшенные головой барана; либо предметы обихода: копье Мардука. Символами могли стать животные, сопровождавшие богов.

2. Мифология.

Мифы Месопотамии дошли до наших дней благодаря археологам и лингвистам. Вопросы о происхождении и устройстве все­ленной, о законах мироздания рассматривались уже шумерами уже в III тыс. до н.э. Например, шумерская космология го­ворит о вечном первозданном океане Нуне, породившем космиче­скую гору из слитых воедино Земли и Неба. Затем ан (бог неба) и Ки (богиня земли) породили бога воздуха Энлиля, который и разде­лил их. Брак Энлиля с Ки положил начало устройству мира — соз­ания животных, растений, человека и цивилизации. Методом сози­ания были мысль и божественное слово: Бог-создатель сначала что-то задумывал, а затем произносил слово и называл имя.

Существует и несколько иная версия создания мира в аккадском мифе «Энума Элишь» (середина II тыс. до н.э.). Здесь повествуется о Боге-покровителе Вавилона Мардуке как основателе мира, людей, обрядов, законов и всего прочего. Он становится таковым после победы над старшим поколением богов (Апсу и Тиамат). Убив Тиамат, он создает из ее тела мир и получает от младших богов верховную власть. Мардук определяет богам их владения, а светилам — их пути, лепит из смеси глины и крови уби­того чудовища Кинга людей, дает им ритуалы, обряды, законы. В бла­годарность боги возводят в честь Мардука храм, где вместе веселятся, и тот нарекает это место «Вавилон», что значит «Врата Бога».

Этот миф исполнялся в новогодний праздник, его текст произ­носился во время совершения священных вавилонских обрядов. Це­лью театрализации мифа было возвращение к «началу времен», его ежегодное исполнение гарантировало сохранение установленного порядка вещей, непрерывность природных и жизненных циклов.

Одним из мифологических героев Ме­сопотамии является Гильгамеш, царь города Урука. Он — герой самой известной вавилонской эпической поэмы «Эпоса о Гильгамеше», найденной в библиотеке ассирий­ского царя Ашшурбанапала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.