Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства




Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность, их использования;

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.

Возможны два варианта методики факторного анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПН + ТП = РП+ ГПК.

Отсюда

РП = ГПН + ТП - ГПК.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК.

Отсюда

РП – ГПН + ТП + ОТН – ОТК – ГПК,

где

ГПН, ГПК – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска продукции;

РП – объем реализации продукции за отчетный период;

ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл. 3.14).

Таблица 3.14

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель Сумма в плановых ценах, тыс. руб.
план факт +, -
1. Остаток готовой продукции на начало года    
2. Выпуск товарной продукции 96 000 100 800 +4800
3. Остаток готовой продукции на конец года     + 1345
4. Отгрузка продукции за год (п. 1 + п.2 – п.3) 95 800 99 255 +3455
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:      
5.1 на начало года     +50
5.1 на конец года     +2155
6. Реализация продукции (п.4 + п.5.1 – п.5.2) 95 250 96 600 + 1350

 

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимовыяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

ВП = ЧР×ГВ

РП = Дв ×ЧР × ГВ

2. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ × ФО

РП = Дв × ОПФ × ФО

3. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ × МО

РП = Дв × МЗ × МО

где Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i- го фактора соответственно на фактическую численностьперсонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

, ,  
, ,  
, .  

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рис. 3.1.

 

 
 

 


Рис.3.1.Источники резервов увеличения объема производства и реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

,

,

где

Р↑ВПкр, Р↑ВПфрв, Р↑ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки;

Р↑КР – резерв увеличения количества рабочих мест;

Р↑ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

Р↑ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численно и оборудования (P↑C), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рассчитываются по формулам:

,

,

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество j -го материала делится на норму его расхода на единицу i -ro вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i -гo вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

в) планируемое сокращение расхода j -го ресурса на единицу i -го вида продукции (Р↑УРji) умножается на планируемый к выпуску объем производства i -го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (табл. 3.15). Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

Таблица3.15

Резервы увеличения выпуска продукции, тыс. руб.

Источник резервов Резервы увеличения выпуска продукции за счет
трудовых ресурсов средств труда предметов труда
Увеличение количества ресурсов  
Более полное использование рабочего времени    
Повышение производительности труда  
Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов  
Снижение норм расхода сырья и материалов  
Итого      

 

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 тыс. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 тыс. руб. (8345 – 5773) и по материальным ресурсам – на сумму 2895 тыс. руб. (8345 – 5450).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.