Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гос экологическое управление

04.09.12

Литература:

- Боголюбов

- Красов (немного отличается)

 

 

Тема: Понятие, предмет и система ЭП

1. Природа как объект экологического права

2. Взаимодействие общества и природы, его формы

3. Экологическая доктрина

4. Понятие экологического права

5. Система ЭП

6. Экологические ф-и гос-ва, права

7. Основные принципы

 

НПА: Закон об охране окружающей среды (25 июня 2012 г – последние изменения); экологическая доктрина РФ 31.08.02 одобрена.

 

Экология в конце 19 в, 1866 г. (экос – дом, жилище, логос – наука) – наука о взаимодействии живых организмов со средой своего обитания.

 

1 вопрос. Природа как объект экологического права

 

Определений природы в исследованиях много. Законодатель понимает под природой (природной среды) в ст. 1 закона об охране окружающей среды:

 

Природа = компоненты природной среды + природные объекты + природно-антропогенные объекты

 

Компоненты – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природные объекты - естественная экологическая система, природный ландшафт и оставляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенные объекты - это природный объект, измененный в рез-те деятельности человека и (или) объект, созданный человеком, но обладающий св-вами природного объекта и имеющие защитное или рекреационное значение.

 

Возникает необходимость определения критериев разграничения природного объекта и природно-антропогенного:

1. Сохранение формы природного объекта

2. Наличие экологических связей

3. Неотделимость от естественных условий

 

Возможны ситуации, когда будут все 3 критерия, но объект будет товаром, а не природным объектом (рыба как продукт), существует коммерческая цель, потребительская, но не экологическая.

 

В целом можно выделить 6 основных компонентов природной среды: земля (почва), недра, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир.

 

Основное понятие ЭП это не природа, а окружающая среда = природа + антропогенные объекты - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Термин окружающая среда появился в биологии и применялся для обозначения внешнего мира, который окружает живой мир.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ФЗ).

 

Элементы природной среды не однородны и отличаются спецификой:

1. Природные объекты не имеют стоимости (т.к. созданы природой, не вложен ни материал, ни затраты человеческого труда). Иногда необходимо возместить стоимость (при причинении вреда) – существуют таксы – условная стоимость, установленная в НПА. Для оценки земли используется понятие кадастровая стоимость.

2. Большая часть природных объектов одновременно по своей сути являются природными ресурсами (компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность).

3. Природные объекты можно условно разделить на возобновимые и невозобновимые, а ресурсы на исчерпаемые и неисчерпаемые. При определение лимитов использования необходимо это учитывать.

4. Наряду с отдельными природными объектами правовому регулированию подлежат природные комплексы.

Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками (природный заповедник, национальный парк).

 

 

2 вопрос. Взаимодействие общества и природы, его формы.

Формы: экологическая (сохранить) экономическая (получить ресурс), рекреационная, эстетическая

Теорий взаимодействия много.

Теория золотого миллиарда – земля может выдержать нагрузку людей в 1 млрд. человек.

Общепризнанная концепция устойчивого развития (официальная).

Тезис: Устойчивое развитие это такое развитие, которое позволяет удовлетворить потребности настоящего поколения и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Концепция предполагает повышения качества жизни всего населения планеты.

Предложена в 1972 г. – стокгольмская конференция ООН. На разработку ушло 20 лет и в 1992 г. на международном форуме Рио была принята Декларация принципов устойчивого развития. Их 27:

- человек ставится в центр устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой.

- гос-во имеет суверенные права на свои природные богатства, имеет право эксплуатировать свои природные богатство. На гос-во возлагается отв-ть, чтобы деятельность не причиняла вред природной среду других гос-в. Война не совместима с устойчивым развитием; страны в период вооруженных конфликтов должны всё соблюдать и сотрудничать для устранения последствий.

- международное сотрудничество

- роль женщин в достижении устойчивого развития

- и др.

 

3 вопрос. Экологическая доктрина

Это не НПА, это программный документ в котором определены направлении развития нашего гос-ва в области взаимодействия общества и природы.

Вводная часть – основные факторы деградации окружающей среды в мире и в России.

 

Мировые (глобальные) проблемы:

1. Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов (лес -1.8 млрд. га мир, 0,8 – РФ)

2. Увеличение численности населения планеты при сокращении территорий пригодной для их проживания.

3. Деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биоразнообразия, а через сокращение биоразнообразия снижается способность природы к саморегуляции.

4. Возможно изменение климата и истощение озонового слоя.

5. Возрастание ущерба от стихийных бедствий и катастроф.

6. Недостаточный уровень координации мирового сообщества.

7. Военные конфликты и терроризм.

 

Проблемы в России:

1. Преобладание ресурсоемких, ресуродобывающих и структуроемких секторов экономики.

2. Низкая эффективность механизмов природопользования, включая отсутствия рентных платежей.

3. Ослабление управленческих и контрольных функций.

4. Высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов.

5. Низкий технологический уровень экономики, высокая изношенность фондов.

6. Низкий уровень жизни населения и низкий уровень экологической культуры.

 

05.09.12

Оснвная чась экологический доктрины:

Основные направления государственной экологической политики

- обеспечение устойчивого природопользования, для реализации предполагается внедрение комплексного природопользования, сокращение предприятий пользующих природные ресурсы, развитие сберегающих, наукоемких, предотвращение всех видов нелегального использования природных ресурсов;

- снижение загрязнения окружающей среды: введение в эксплуатацию очистных сооружений, переработка отходов, сокращение водопотребления

- сохранение и восстановление природной среды: развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

 

Направление деятельности по обеспечению экологической безопасности:

- при осуществлении потенциально опасных видов деятельности: радиационной, химической безопасности, и т.д.

- меры снижения ущерба окружающей среде от деятельности вооруженных сил, при уничтожения различных видов вооружения, решение проблем старого химического оружия

- определение экологических приоритетов в здравоохранение: качество продуктов питания, воды, одежды, бытовой техники и т.д., оказание адресной медицинской помощи

- поэтапное переселение с территорий, непригодных для проживания

- предупреждение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций, возможное прогнозирование таких ситуаций, обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, разработка и совершенствование средств защиты при возникновении ЧС

- предотвращение терроризма

- контроль за использование и распространением чужеродных видов и ГМО

 

Последняя часть посвящена путям и средствам реализации государственной экологической политики:

1. Развитие системы государственного управлении в сфере экологии. Создана система органов государственного экологического управления.

2. Развитие экологического зак-ва

3. Развитие экономического и финансового механизма

4. Научное обеспечение

5. Экологическое образование и просвещение

6. Международное сотрудничество

 

4 вопрос. Понятие экологического права

 

Предмет является необходимым признаком самостоятельной отрасли права.

Предмет ЭП: 2 основные позиции

- в узком смысле – в предмет ЭП должны включатся отношения только по охране окружающей среды и отдельных природных ресурсов (Красов О.И. разделяет на группы)

- в широком смысле - как охрана, так и использование природных ресурсов (большая часть представителей, Петров В.В., Бринчук М.М, Адеханов Ф.И, Гуличенков А.К., Боголюбов С.А.) – т.к. в природе всё взаимосвязано.

Бринчук - отношения по охране, использованию, собственности и защите.

Гуличенков - по обеспечению экологической безопасности человека, охрана, использование. (в КРФ имеет нормативную поддержку)

 

Метод ЭП – особого метода не разработала, 2 метода – гражданско-правовой, административно-правовой.

Гражданско-правовой – диспозитивный, равенство сторон, право выбора поведения, имущественная самостоятельность (возмещение вреда, экологической страхование и иные механизмы).

Административно-правовой – отношения власти и подчинения, одна обязана подчиняться другой, запрет и обязывание (экологический надзор, лицензирование, применение мер ответственности, нормирование, техническое регулирование).

 

Специфические черты, присущие только ЭП:

1. Молодая отрасль, возникла во 2й половине 20 века, т.к. возникла объективная необходимость

2. Экологическое право и зак-во отличается чрезвычайной интенсивностью развития, изменения вносятся практически еженедельно, перечень объектов регулирования постоянно расширяется (появляются и новые виды деятельности).

3. Экологическое зак-во отличается использованием значительного объема естественно-научной терминологии.

4. Глобальный характер многих правовых предписаний и зависимость национального экологического зак-ва и международного правового регулирования.

5. Отличается конфликтностью. Задача законодателя заключается в определении грани м/у охраной и использование (цели друг друга взаимоисключают).

6. Зависимость ЭП от достижений науки, техники, технологии.

7. ЭП использует нормы других отраслей (уголовное, административное и т.д.).

 

ЭП – это самостоятельная отрасль российского права, нормы которого регулируют совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности человека, использованию природных ресурсов в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной для человека окружающей среды.

 

5 вопрос. Система ЭП

Как система науки, учебной дисциплины, отрасли права, отрасли зак-ва.

 

Отрасль права – совокупность правовых норм. Они объединяются в институты (контроль, права собственности, ответственности), которые объединяются в подотрасли (водное, горное, земельное и др.), а они – в отрасль.

Система дисциплины – совокупность определенной информации, знаний. Дисциплина изучает ЭП в узком смысле.

Система отрасли зак-ва – НПА, не все правовые нормы, закрепленные в экологических НА относятся к ЭП и наоборот.

 

6 вопрос. Экологические ф-и гос-ва, права

Самостоятельно!

 

7 вопрос. Основные принципы ЭП

 

Единого подхода к определению принципов нет, мы ориентируемся на зак-во.

Ст. 3 ФЗ об охране окружающей среды посвящена принципам, на которых основывается хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду.

1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду (закреплено также в КРФ)

2. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и гос-ва в целях обеспечения устойчивого развития

3. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

4. независимость контроля в области охраны окружающей среды

5. презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой (планируемой хозяйственной и иной деятельности).

6. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности

7. обязательность проведения гос. экологической экспертизы планируемой деятельности

8. запрет хозяйственной деятельности, последствия которой непредсказуем для окружающей среды и запрет реализации проектов, которые могут привести к деградации экосистемы

9. соблюдение права каждого на получение экологической информации

10. обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных, некоммерческих объединений, ЮЛ, ФЛ и иных лиц (ОМСУ)

 

В литературе называются и иные принципы.

 

 

Тема: Источники экологического права

1. Понятие и особенности источников ЭП

2. Система источников

 

1 вопрос. Понятие и особенности источников ЭП

 

Источниками ЭП являются НПА, содержащие правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

Наличие собственной системы источников является обязательным условием самостоятельности отрасли.

 

Особенности (условные):

1. Очень много законов

2. В систему источников входят международные акты

3. Есть уровень региональный и федеральный

 

Классификации:

- федеральные, региональные

- по предмету правового регулирования: общие и специальные

- материальные и процессуальные (в законе об экологической экспертизе)

 

 

2 вопрос. Система источников

 

1. КРФ

2. Международные НПА, в которых участвует РФ

3. ФЗ, ФКЗ

4. Подзаконные НПА

Указ Президента

Постановления Правительства

5. Региональное зак-во

Законы субектов

Подзаконные акты субъектов

 

 

6. Местное зак-во

 

10.09.12

 

Конституция РФ. Закреплен ряд норм – ст. 42 Основные экологические права:

- право каждого на благоприятную окружающую среду

- на достоверную информацию о состоянии

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением

Гарантии закреплены в законе об охране окружающей среды (ст. 13):

- органы власти обязаны содействовать реализации, а если они препятствуют – ответственность

Ст. 9 КРФ

Ч. 1 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

Ч. 2 – земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, гос-венной, муниципальной и иных видах собственности.

 

Ст. 36 КРФ

Посвящена регулированию права собственности на землю право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Собственник распоряжается свободно, если это не нарушает прав и законных интересов третьих лиц и не причиняет вреда окружающей среде.

 

Наряду с правами КРФ закрепляет экологические обязанности (ст. 58) – обязанность сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

 

Ст. 71,72 и 76

71 – предметы исключительного ведения РФ – федеральная собственность, управление ею, установление основ федеральной политики в области экологии, ядерная энергетика, производство опасных веществ, определение статуса континентального шельфа, некоторые иные вопросы.

72 – предметы совместного ведения РФ и её субъектов – экологическое законодательство, деятельность по охране окружающей среды, борьба со стихийными бедствиями и катастрофами, и др.

76 – вне пределов вышеназванных предметов – регулирование на уровне субъекта

10.08.2000 г. Указ президента о дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства – В РФ был создан Федеральный регистр НПА субъектов РФ. Ведется в Минюсте и все субъекты обязаны предоставить НПА в 7дневный срок для проведения правовой экспертизы и включения в регистр.

 

Законы.

ФЗ Об охране окружающей среды, Об экологической экспертизе, Особоохраняемых природных территориях, Об отодах.., о радиационной безопасности населения, ОБ опасных производственных объектах и др.

 

 

Земельный, Водный и Лесной Кодекс, Закон О недрах, Об охране атмосферного воздуха, О животном мире

 

ФЗ «ОООС» 10.01.2002 г. Состоит из 16 глав. Закрепляет основные институты ЭП. В ст. 1 содержит понятийный аппарат, основы управления в области ООС – права обязанности ст.11-13, Экономические механизмы охраны ОС, различные инструменты охраны ОС.

В особенной части определены правовые требования в области охраны ОС в различны сферах деятельности, закреплены основы ответственности. В преамбуле определены основы государственной экологической политики.

Говорят о том, что необходим Экологический Кодекс.

Концепция Экологического Кодекса. По заказу Министерства природных ресурсов.

Объективные предпосылки: много пробелов и противоречий в отдельных актах, недостаточность для защиты интересов, межотраслевые противоречия, отсутствие комплексного подхода.

Основания – экологическая доктрина.

Цель – обеспечить право каждого на благоприятную ОС, и создать экономическую основу для экологизации законов.

 

Задачи экологической концепции:

- установление единых принципов

- ведение

- повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке

 

Закрепляются принципы:

Из нового – не превышение объектов природы к самовосстановлению

Появляется термин наилучшая существующая и доступная технология

 

Возмещение вреда

Экологические налоги (сейчас отсутствуют, есть в сфере природопользования)

Залоговая стоимость

 

 

Подзаконные НПА

- Указы Президента – незначительно представлены

Указ резидента 1996) концепции перехода РФ к устойчивому развитию, О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти

- Постановления Правительства – огромное количество. В основном ими утверждаются различные положения О размере платы, порядок разработки нормативов, утверждаются различные вопросы, контроль, надзор

- Ведомственные НПА

 

 

Тема: Право собственности на природные ресурсы.

1. Понятие, формы, виды права собственности на природные ресурсы. Объекты, субъекты

2. Право государственной муниципальной собственности

3. Право частной собственности

4. Содержание права собственности

5. Возникновение и прекращение права собственности

 

 

1 вопрос.

Собственность всегда ассоциировалась с достатком, богатством и властью в итоге. Собственность – категория экономическая, собственностью можно называть сами вещи, отношения по поводу этих вещей, вопросы по присвоению этих вещей.

 

Традиционно 2 значения.

Объективное – правовой институт, совокупность правовых норм

Субъективное – конкретные правомочия лица по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Материального определения права собственности нет, оно определяется через содержания.

Формы и виды закреплены в КРФ. а)Частная, б)гос-венная и в)муниципальные формы.

Виды:

а) граждан и ЮЛ

б) федеральная и региональная

в) городских и сельских районов, городских округов

 

ст. 9 природные ресурсы могут находиться в различных формах собственности, однако это не значит, что они действительно принадлежат

12.09.12

объекты права собственности на пр ресурсы.

Признак овеществленности.

Неотделимость от окр среды и находится в опред свободе

 

Публичная собственность

Искл ведение РФ – гос собственность на пр ресурсы.

Водный кодекс – ст 8 – все водные объекты – фед собственность в пределах РФ.

Пруды и Карьеры – могут находиться в любой форме собственности в зав-ти от того кому принадлежит земля в границах которой находится пруд или карьер.

Закон о недрах – ст 1.2. – все недра гос собственность. РФ и ее S. Сами участки недр – гос.

Выделяют участки недр фед значения.

 

Леса в пределах лесного фонда относятся к фед собственности.

Запрещено их приватизировать, можно в аренду, купля-продажа древесины на корню.

Лесы расположенные на землях иных категорий кроме лесного фонда они принадлежат собственнику земли.

 

Объекты животного мира гос собственность. ФЗ о животном мире.

 

 

Земля – в любой форме собственности.

Есть такеи зем учатски форма собственности которых не конкертизирована – гос но неизвестно фед, S или мун.

 

Содержание ПС на пр ресурсы – конкр правомочия с-ка.

 

Возникновение ПС на пр ресурсы – админ акты и сделки (основания).

Приобретательная давность – ст 234 ГК – основание возникновение частной собственности. (ФЛ и ЮЛ). Для возникновения необходим состав юр фактов: 1) владение – оно дб беститульным, открытым, непрерывным, добросовестным (самовольный захват – добросовестности нет). Владеет как своим собственным. Ч 3 ст 10 ГК – презумпция добросовестности. 2) истечение срока 15 лет для недвижимого имущества – но если был собственник прежний (брошенное им-во) – то д истечь срок давности – 3 года. В отношении земли – с 1 января 1991 г.

Совместное постановление о вопросах защиты права собственности – по поводу применения института приобретат давности – установлено земельным законодательством.

 

 

Прекращение – добровольные (отказ и отчуждение) и принудительные (изъятие если с-к использ его с нарушением зак-ва, изъятие для гос или мун нужд, конфискация за совершенное уг прест, реквизиция.

 

 

1. Понятие, особенности ГЭУ

2. Система и структура органов ГЭУ

3. Ф-ии гос управления в сфере охраны окр среды и природопользования.

 

1 вопрос.

Это орг исполнит распорядит д-ть органов испол вдласти и ОМС в сфере охраны окр среды и использов пр ресурсов, направленная на обеспечение исполнения эк зак-ва.

 

Составная часть управления гос в целом. Также ГЭУ это механизма охраны окр среды цель ЭУ обеспечить рациональное использов пр ресурсов и охрану окр среды через обеспечение исполнения зак-ва.

 

Особенности:

-- ГЭУ основывается на праве тер-ого верховенства гос-ва и преимущественно праве гос собственности на пр ресурсы

-- Комплексный х-р

-- Осущ-ся не только по административно-территориальному, но и по природно-географическому, бассейновому принципу

-- В гэу разделяются хозяйственно-эксплуатационные и контрольно-надзорные ф-ии. Контроль дб независим.

 

 

Система и структура.

О структуре фед органов исполнит власти от 21.05.2012г. № 636

О системе и структуре ФОИВ от 9 марта 2004 г (от 22.06.2010).

 

Система ФОИВ:

 

Министерство – ф-ии по выработке гос политики в соотв сфере и нормативному правовому регулированию (подзаконное нормотворчество). Министерство не д осущ-ть контрольно-надзорные и ф-ии по управлению гос им-ом и предоставлению гос услуг.

Федеральная службы основная задача – контроль и надзор. Не управляет им-ом, не оказывает услуги, не занимается нормотворчеством.

Федеральные агентства – ф-ии по оказанию гос услуг и управлению гос им-ом.

 

У каждого из этих видов органов свой набор полномочий и ф-ии. В идеале не д совмещаться. По эолог органам власти нет такого совмещения.

 

 

18.09.12

Классификация в зависимости от полномочий:

- органы общей компетенции (во всех сферах жизни общества и гос-ва) – Президент и Правительство, Глава субъекта, Администрация)

- межведомственной компетенции (в различных сферах, но по одному направлению – Санэпидемнадзор)

- органы ведомственной компетенции (в конкретной сфере деятельности – Министерство промышленности, транспорта – опосредованное отношение к экологии)

- органы специальной компетенции (непосредственно занимаются вопросами охраны окружающей среды либо использования отдельных природных ресурсов)

Структура органов

 

Министерство природных ресурсов и экологии – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ф-и по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водный фонд, леса, атмосферный воздух, система ООПТ (Особо охраняемы природные территории) и объекты животного мира, роме объектов рыболовства.

Контролирует исполнение ф-й органов субъектов

Подведомственные структуры (координация их деятельности):

2 ФС:

- Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) – один из центральных органов, осуществляющий контрольно-надзорные ф-и – геологический надзор, водный, экологический (за состоянием окружающей среды, земельный (лесного, водного фонда, ООПТ), объекты животного мира, которые не относятся к объектам охоты и рыболовства, атмосферный воздух;

- Росгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) – экологический мониторинг (система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды и отдельных природных ресурсов)

 

3 Федеральных агентства:

- Роснедра (ФА по недропользованию) – управление гос. имуществом, а именно фондом недр, выдает лицензии на недропользование, предоставляют участки недр;

- Рослесхоз (ФА лесного хозяйства) - управление лесными ресурсами, предоставление, продажа леса, проведение аукционов, лесоустройство;

- Росводресурсы (ФА водных ресурсов) – в ведение поверхностные водные объекты, управление ими, предоставляют, ведут реестры водных объектов и т.д.

 

Министерство сельского хозяйства

- ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – земли сельскохозяйственного назначения управление и надзор за ними, надзор за добычей водных ресурсов

- ФА по рыболовству (Росрыболовство) – выдача разрешений, квоты на вылов биоресурсов, и т.д.

 

Министерство экономического развития

- ФС гос регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) - управляет только земельными ресурсами (населенных пунктов, специального назначения, земли запаса, ведет государственный земельный кадастр (тут все земли), надзор

- ФА по управлению гос. имуществом (Росимущество) – управление гос. имуществом (земли), приватизация земли, проведение торгов и т.д.

 

Правительство: Ростехнадзор (ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору) – фактически экологический надзор не осуществляет, но осуществляет надзор за опасными производствами, контролирует горную и промышленную безопасность (шахты, заводы по переработке ископаемых), атомный надзор, иные виды надзора (не имеют прямого отношения к экологии).

 

Отдельные ф-и государственного экологического управления:

• подзаконное нормотворчество в сфере экологии,

• координация деятельности по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды, распоряжение природными ресурсами,

• планирование в этой области,

• экологическое нормирование,

• экологическая экспертиза,

• лицензирование,

• аудит,

• мониторинг,

• техническое регулирование в сфере экологии,

• экологический контроль и надзор и т.д.

 

Экологическое нормирование

Человек всегда воздействовал на природу и воздействует сейчас. Задача законодатель установить максимальные пределы воздействия, когда такая среда является безопасной. Это основная задача институту экологического нормирования – обеспечить безопасность окружающей среды

 

Установление нормативов качества окружающей среды и нормативно допустимого воздействия на окружающую среду, а также иных нормативов.

Установления предельно допустимых масштабов воздействия на окружающую среду, гарантирующих безопасность населения, сохранения генофонда, обеспечивающих устойчивое ф-ние экосистем и сохранение биоразнообразия.

ЭН можно рассматривать с разных позиций – это правовой институт, ф-я гос. экологического управления, правовые меры охраны окружающей среды.

Общие положения ЭН в главе 5 ФЗ ОООС. ФЗ о санитарноэпидем. благополучии населения (устанавливает санитарно-гигиенические нормативы), земельное, водное, лесное зак-во зак-во о животном мире.

 

Разработка норматива: исследование и обоснование норматива, обоснованный норматив подлежит экологической экспертизе, после чего он подлежит утверждению и опубликованию, все экологические нормативы вносятся в единую информационную базу данных.

 

Нормативы качества окружающей среды:

1. Нормативы, устанавливающие предельно допустимые концентрации химических веществ, биологических веществ и микроорганизмов в различной среде

2. Предельно допустимые уровни физических воздействий на окружающую среду (шум, вибрация, электромагнитное, тепловое излучение, радиация и др.)

3. Иные нормативы качества

 

Нормативы качества ОС установлены в соответствии с казанными показателями (химическими, физическими, биологическими и иными) для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экосистем, генофонда, растений, животных и др. организмов и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Они устанавливаются на всей территории страны по отдельным показателям. С учетом особенностей территорий к этим нормативам могут применяться коэффициенты. Разрабатываются специализированными органами.

 

Функции:

1. устанавливают предельные величины вредных воздействий на окружающую среду

2. служат критерием для оценки состояния окружающей среды

3. учитываются при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой или иной хозяйственной деятельности

4. являются основой для разработки нормативов воздействия на окружающую среду

 

 

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества устанавливают максимальное кол-ве вещества в природе, нормативы допустимости устанавливают кол-во загрязнения от различных источников, которые не должны превышать норм качества.

 

1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов (химических, биологических)

2. Норматив допустимого образования отходов и лимиты на размещения отходов

3. Норматив допустимого изъятия компонентов природной среды

4. Норматив допустимого физического воздействия на окружающую среду

5. Норматив допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

6. Иные нормативы

 

Этот перечень установлен в ФЗ ОООС.

1. Норматив допустимых выбросов – в воздух, сбросов – в воду. Устанавливаются для каждого стационарного источника индивидуально. Проект норматива разрабатывает сам хозяйствующий субъект исходя из потребностей и возможностей. Процедурой согласования занимается Росприроднадзор и его территориальные органы, затем выдается разрешение на выбросы и сбросы. Без разрешения – ответственность.

Если хозяйствующий субъект планирует усовершенствовать производство с целью обеспечить соблюдение установленного норматива, на период реконструкции могут быть установлены временно согласованные лимиты, для этого необходим проект поэтапного снижения воздействия (максимально один год).

 

 

24.09.12

2. Нормативы допустимого образования отходов – это установленное кол-во отходов конкретного вида. Которые могут быть образованы при производстве единиц продукции. Лимит на размещение - допустимое кол-во отходов, которые разрешается размещать определенным способом на конкретной территории.

ФЗ об отходах производства и потребления.

 

4. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду – тепло, шум, вибрация, ионизирующее излучение, электромагнитное излучение и др.

Наиболее опасным является радиация. Порядок установлен ФЗ «О радиационной безопасности населения». Ст. 9 устанавливает нормативы – дозы радиационного воздействия (разовая, эффективная годовая – для ФЛ, которые постоянно подвержены радиации, пожизненная).

Не все виды физического воздействия нормируются. Нормы закреплены для шума (для жилых зон – в дневное время не более 60, ночью 45 дцб), уровень тепла для сточных вод (+3 градуса).

 

 

3. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Регулируется природоресурсным законодательством (лесным, земельным, водным и т.д.). Масштабы изъятия определяются масштабами воспроизводства.

Например, расчетная лесосека – подлежит вырубке на всей территории страны, лимит водоотведения – кол-во воды, которое можно сбрасывать в водоемы и водопотребления – кол-во воды, которую можно изъять, квоты для животных, общедопустимый улов, нормирование охоты – по субъектам федерации на охотничий сезон.

 

5. Норматив допустимой антропогенной нагрузки – это допустимое кол-во всех видов воздействия от всех источников на определенной территории. Когда экосистема сможет объем воздействия переработать. При определении необходимо собрать информацию о конкретной территории.

 

 

Тема: техническое регулирование в сфере охраны окружающей среды.

 

ФЗ «О техническом регулировании» принят 27.12.2002 г. (последняя редакция 28.07.2012).

Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к объектам технического регулирования, в области установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. И этого определения можно выделить 3 элемента:

1. Обязательные требования – технические регламенты

2. Требования, исполняемые на добровольных началах – стандарты

3. Оценка соответствия объектов технического регулирования указанным требованиям – сертификация

 

Объект регулирования в нормирования в институте технического регулирования разный.

 

Объекты регулирования:

1) Продукция, в том числе здания, строения и сооружения

2) Связанные с требованиями к продукции процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации, наладки, хранения, перевозки, реализации и утилизации

3) Работы и услуги

В отношении технического регулирования ведется единая информационная система Федеральный информационных фонд технических регламентов и стандартов. Основной орган - ФА по техническому регулированию и метрологией.

 

Технический регламент – это документ, устанавливающий обязательные требования к продукции и процессам.

Цели принятия:

• Защита жизни, здоровья человека и его имущества

• Охрана окружающей среды, жизни животных, растений

• Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей

• Обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения

• Иные цели принятия технического регламента не допускаются

 

Содержание: Технический регламент с четом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность изучения, продукции, взрывоопасность пожарную безопасность, термическую безопасность, электрическую, радиационную безопасность населения, единство измерений, биологическую безопасность, другие виды безопасности.

 

В отношении отдельных видов продукции с учетом более высокой степени опасности в технических регламентах могут содержаться специальные требования, а также могут устанавливаться специальные требования к терминологии, упаковке, маркировке, которые бы обеспечили защиту отдельных категорий граждан (дети, беременные женщины).

Они применяются к любой продукции независимо от происхождения, в том числе ввозимые в страну из-за рубежа. В основу могут быть положены международные стандарты, но если окажутся неэффективны, то не могут быть положены в основу.

Технический регламент принимается: общее правило – ФЗ, пока ФЗ не приняты, могут вводиться в действие постановлениями Правительства, также НПА федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (пока не принят ФЗ). В случае принятия ФЗ данные акты подлежат отмене. В исключительных случаях – Указом Президента могут быть введены, может быть принят международным договором РФ.

 

Разработчиком технического регламента может быть любое лицо, в законе о техническом регулировании прописана процедура принятия:

• Проект

• Опубликование

• Обсуждение

• Учет замечаний и предложений

• Публикация для ознакомления

• Субъектом законодательной инициативы проект вносится ГД

• 3 чтения

• Проект проходит экспертизу

• Заключение Правительства

• Заключительная стадия

 

Любой технический регламент вводится в действие не ранее 6 месяцев со дня его принятия и официального опубликования.

 

Стандарты – это документы, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Стандарт устанавливает более высокие требования для повышения безопасности конкурентоспособности продукции.

Документы в области стандартизации:

1. Национальные

2. Организаций

3. Международные стандарты

4. Стандарты иностранных гос-в (должны быть зарегистрированы в Фонде)

5. Предварительные национальные стандарты

6. Применяемые в установленном порядке классификации

7. Своды правил

 

Орган – ФА по техническому регулированию и метрологии

Порядок:

Национальный стандарт разрабатывается на федеральном уровне – любым лицом устанавливается РосТехРегулированием.

 

Сертификация (подтверждение соответствия) – форма осуществления органом по сертификации в целях удостоверения соответствия объектов технического регулирования положениям стандартов или условиям договором.

 

Виды:

1. Добровольная (должна быть приложена схема сертификации, которая должна быть зарегистрирована в фонде вместе со стандартом)

2. Обязательная – выпускается в обращение на территории РФ

Форма и схема устанавливается техническим регламентом. Продукция, которая прошла сертификацию, сертификат действует в течение всего срока годности или срока службы

 

2 формы:

а) декларирование соответствия.

1 схема: принятие декларации на основании собственных доказательств

2 схема: как с учетом собственных доказательств, а также доказательств, полученных органом сертификации или аккредитованной лаборатории

Круг заявителей: производителей, и др. Он указывается в техническом регламенте.

Заявитель подает декларацию в орган сертификации. Принятие декларации является подтверждением соответствия, она включается в единый реестр деклараций.

 

б) обязательная сертификация - проводится на снование договора заявителя органом сертификации, проводится исследование, получаются доказательства и затем выдается сертификат соответствия. Вносится в единую базу данных.

 

Формы указаны в техническом регламенте!

Постановление Правительства дает перечни продукции, по которым проводится сертификация по двум формам.

 

 

08.10.12

Оценка воздействия хозяйственной или иной деятельности на ОС

Приказ Госком экологии 2000 г.

ОВОС – это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления.

 

Проводится всегда на этапе проектирования, т.е. до момента, когда началась реализация этой деятельности.

Цель: не допустить реализацию экологически опасного объекта.

Принципы ОВ:

1. Презумпция потенциальной экологической опасности, намечаемой хозяйственной или иной деятельностью (любая деятельность считается опасной пока не доказано обратное). ОВ всегда предшествует экологической экспертизе. В составе документации, которая передается на экспертизу, должны быть материалы по оценке воздействия. Из этого положения можно сделать вывод, что ОВ проводится по тем же объектам, по которым проводится экспертиза. ОВ проводится по всем альтернативным вариантам реализации проекта.

 

Субъекты:

- Заказчик

- Исполнитель – лицо, которое проводит оценку

- ОГВ, ОМСУ и общественности

 

ОВ – это не лицензируемый вид деятельности. Заказчик сам заинтересован в получении максимально объективного результата.

 

Основные требования:

Информация об экологическом состоянии территории, на которую планируется воздействие. Как вариант должен быть рассмотрен нулевой вариант (отказ от реализации проекта).

Результатами оценки является информация

- о характерах и масштабах воздействия

– об альтернативах реализации проекта

- оценка экологических последствий

- возможность минимизации воздействия

- общественное мнение (выявление и учет)

- решение заказчика о выборе одного из альтернативных вариантов или отказ от деятельности

Результаты ОВ обязательно документируются (материалы по ОВ).

 

Этапы оценки:

1. Предварительный – уведомление всех участников данного процесса (общественность через СМИ, ОГВ и МСУ), предварительная оценка и составляется техническое задание, определяется исполнитель, устанавливаются сроки, собирается информация о состоянии ОС.

2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду. Определяются характеристики намечаемой деятельности, анализируется состояние территории, на которую будет оказываться воздействие, выявляются возможные воздействия (излучение, шум, выброс в атмосферный воздух, сброс в воду), проанализировано и установлен масштаб воздействия, оценка возможных изменений в окружающей среде. Планируется, разрабатываются мероприятия по устранению воздействия или снижения его воздействия. Оценка воздействия с учетом минимизации и готовится предварительный вариант материалов по оценке воздействия. Этот вариант заказчик должен предоставить общественности для ознакомления.

3. Проводится публичное обсуждение материалов по ОВ. Общественное мнение должно быть выявлено, задокументировано и приложено к материалам ОВ. Это может быть публичные слушания (ведется протокол, подписывается сторонами). Заказчик не обязан принимать во внимание общественное мнение. По результатам слушания материалы оформляются в окончательном варианте.

 

Экологическая экспертиза.

ФЗ «Об экологической экспертизе» 1995 г.

Экологическая экспертиза – это установление соответствия документов или документации обосновывающих намечаемую хозяйственную или иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и экологическим законодательством в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (это определение после 2007 года!!!).

Принципы экологической экспертизы:

1. П Презумпция потенциальной экологической опасности, намечаемой хозяйственной или иной деятельностью резумпция

2. Обязательность экспертизы

3. Комплексная ОВ

4. Учет требований экологической безопасности

5. Достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизу

6. Независимость экспертов

7. Научная обоснованность выводов

8. Участие общественности

9. Ответственность участников экологической экспертизы за качество экспертизы

 

2 вида:

- государственная

а) федеральная

б) региональная

- общественная

 

Государственная экспертиза является обязательной в отношении объектов, которые прямо названы в законе. Объекты федеральной экспертизы – ст. 11, региональной – 12. Перечень закрытый, расширительному толкованию не подлежит.

До 2006 г. базовое строительство подпадало под экспертизу. В 2006 г. был введен институт комплексной государственной экспертизы (регулируется Градостроительным кодексом). Там объединили несколько экспертиз, в том числе экологическую.

Органы: Росприроднадзор на федеральном уровне, на уровне субъекта – управление по природопользованию и охраны ОС в администрации АК. В составе управления отдел, занимающийся региональной ЭЭ.

Процедура:

Заказчик должен предоставить информацию по проекту, сам проект и материалы ОВ, оплатить эту экспертизу. Срок проведения зависит от сложноти объекта, но не может превышать 6 месяцев. Он исчисляется с момента оплаты и предоставления документов.

По каждому объекту формируется комиссия, по итогам работы комиссии составляется заключение, в нем могут содержаться выводы о соответствии или несоответствии документации требованиям. Заключений – замечаний быть не может. О несоответствии указывается, но не как раньше (если внесет изменения там-то, то заключение будет положительным).

Если получает отрицательный результат:

- доработать проект и принести на повторную экспертизу

- обжаловать в суд при несогласии с выводами экспертной комиссии

- может отказаться от реализации этого объекта.

Заключение подписывается всеми членами комиссии, подлежит утверждению в Росприроднадзоре, тогда она вступает в силу. Любой эксперт имеет право на особое мнение.

Заключение обязательно для заказчика если оно отрицательное, это означает запет на реализацию проекта и запрет на финансирование проекта для кредитного учреждения.

 

Общественная экспертиза.

Её вправе проводить:

Общественные организации, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды и в уставе которых прямо закреплено право на проведение экспертизы.

Инициатива:

1. Граждан

2. Объединений граждан

3. ОМСУ

 

Объекты общественной Э – те же, что и для государственной. За исключением объектов, сведения по которым составляют государственную или тайну охраняемую законом тайну.

Общественная может проводиться до государственной либо одновременно. После проведения государственной общественной не проводится (так как становится бессмысленной). По одному объекту не более 2х раз.

 

Процедура:

Инициативная группа должна подать заявку в ОМСУ по месту реализации объекта. В течение 7 дней регистрация или отказ.

Сроки и оплата не регламентируются. Заключение не имеет юридической силы и не является обязательным.

Если заключение будет утверждено ОГВ, оно приобретает юридическую силу и становится обязательным для заказчика.

 

Экологическое лицензирование.

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 04.05.2011 г.

Лицензированию подлежит только деятельность, указанная в законе.

Функции:

- информационная

- превентивная (определяются пределы использования природных ресурсов, пределы воздействия на ОС) – предотвращает причинение вреда

- контрольная

Правовое регулирование лицензирования.

В ст. 1 закона о лицензирование есть исключения – виды деятельности, на которые действие закона не распространяется. Ранее в этом перечне было природопользование и оно регулировалось природоресурсным зак-вом т.к. исключения нет, то лицензируется только то, что прямо названо в законе (недропользование не состыковывается в законе о недропользование лицензируется, и ранее охота и рыболовство лицензировалось и сейчас разрешение в законе об охоте).

 

Охрана ОС: все виды, подлежащие лицензированию перечислены в законе о лицензированию, в других законах нет и быть не может.

Ст. 12:

- сбор, перевозка, хранение, утилизация отходов с 1 по 4 класс опасности (5й класс не лицензируется – бытовые отходы)

- эксплуатация взрыво-, пожароопасных объектов, химически опасных объектов

- деятельность, связанная с воздействием на гидрометеорологические процессы и явления

- в области источников ионизирующего излучения

- геодезические, картографические работы федерального значения

- маркшейдерские работы

- взрывные работы

Иные виды не лицензируются.

 

 

16.10.12

Лицензионные требования могут касаться собственности зданий, сооружений, требований наличия работников ЮЛ, имеющие определенные требования квалификации, требования к материально-техническому оборудованию и иные требования.

Вторая группа требований касается документов, которые передаются для получения – идентификация ЮЛ, ИП (устав, о гос. регистрации, о постановке на учет, паспорт для предпринимателей).

 

Для получения лицензии лицензиат оплачивает гос. пошлину, взимание иных видов запрещено.

Затем в трехдневный срок принимается решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче:

- если лицензиат не соблюдает требованиям

- предоставил не достоверные сведения

- если у этого субъекта ранее выданная лицензия была аннулирована

Лицензия выдается бессрочно, в процессе осуществления деятельности лиц. орган вправе осуществлять проверки соблюдения лицензионных требований.

 

Аннулировать лицензию может только суд.

Сведения о всех выданных лицензиях вносятся в реестр, который является общедоступным.

 

 

Экологическая информация.

1 вопрос. Понятие, роль экологически значимой информации.

 

Моно назвать 3 группы случаев, когда владение экологической информации является необходимым условием:

1. При подготовке и принятии решений хозяйственных и иных, реализация которых может быть связана с ОС

2. Гражданам и их объединениям для защиты экологических прав.

3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (наличие информации может спасти жизни многих людей)

 

Определение экологической информации в зак-ве отсутствует.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: под информацией понимаются любые сведения независимо от форм их выражения.

Определение содержания экологической информации важно для разграничения с государственной тайной.

 

В ст. 12 ФЗ оООС говорится о праве на получение информации:

- о состоянии ОС и отдельных её компонентов

- сведения о деятельности, направленной на охрану ОС

- сведения о деятельности, которая оказывает негативное воздействие на ОС

 

Есть закон СЕ, но он не имеет отношения к России, там также подходят к определению информации.

ФЗ о радиационной безопасности населения – предприятия, которые используют источники ионизирующего излучении, они обязаны предоставлять информацию о состоянии, а сведения о деятельности не предоставляют.

 

Пользователи экологической информации – все субъекты ЭП граждане, ЮЛ, государственные и муниципальные структуры.

Законодательно закреплено право на экологическую информацию К РФ (ст. 42), ФЗ ОООС (ст. 11, 12) – информация должна быть достоверной (не искаженная), полной (в том объеме, в котором ей владеет источник информации) и своевременной (должна предоставляться в максимально короткие сроки, если законом не установлено, то в разумные сроки).

Право на доступ к информации закреплено в ФЗ об основах охраны здоровья граждан – получение информации о факторах, которые могут оказать влияние на здоровье человека (о качестве питьевой воды, атмосферного воздуха в населенном пункте, о качестве продуктов питания).

 

ФЗ «О радиационной безопасности населения» ст. 23 – право на получение информации о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности и в иных НПА может быть закреплено право на получение информации.

Помимо закрепления права должны быть гарантии (ФЗ ОООС) – должностные лица, которые препятствуют осуществлению экологических прав граждан

ст. 8.5 КоАП – сокрытие или искажение экологической информации

Ст. 140 УК – отказ в предоставлении гражданину информации, которая непосредственно затрагивает права и свободы гражданина (сам факт неправомерного отказа, если причинен вред правам и законным интересам)

Ст. 237 – сокрытие информации, создающих опасность дл жизни и здоровья людей (или окружающей среды).

В РФ право на получение экологически значимой информации урегулировано достаточно полно и установлены гарантии, позволяющие реализовать данное право.

 

Сбор, накопление, распространение и доступ к экологически значимой информации.

К РФ ст. 29 право свободно искать, получать, распространять информацию любым законным способом (через СМИ).

ФЗ «Об информации» - основные требования к распространению информации – информация может распространяться свободно при соблюдении определенных:

- наличие сведений, достаточных для определения источника информации

Зак-вом могут быть установлены случаи обязательного распространения информации (О мерах обеспечения единства правового пространства).

Информация по форме может быть устной или письменной, письменная может быть документированной.

Если информация прямо затрагивает права граждан, то они имеют право свободно получать её. Информация предоставляется на русском языке и на языке республик. Лицо не обязано обосновывать необходимость получения информации, остаточно просто обратиться в орган, предоставляющий информацию. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

 

Формы доступа к экологически значимой информации различны:

Публичные слушания. При обращении за получением лицензии – информация самостоятельно или от органов. Информация может доводиться посредством маркировки продукции, товаров. Через проведение государственного надзора (муниципального контроля) можно получать информацию от хозяйствующих субъектов. Обязанность незамедлительно предоставлять информацию в случае чрезвычайных ситуаций – при возникновении аварийных ситуаций на гидротехническом сооружении обязаны информировать органы, граждан (ФЗ о безопасности гидротехнических сооружений).

ФЗ о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ст. 20 ФЗ О радиационной безопасности населения.

 

Ограничение доступа к экологической информации.

Виды информации с ограниченным доступом:

- гос. тайна служебная или коммерческая тайна, врачебная тайна (косвенно), банковская

Гос. тайна – любая информация, распространение которой может нанести ущерб безопасности страны.

Не подлежат засекречиванию:

Сведения о ЧС, О состоянии экологии, здравоохранении и санитарии

К гос. тайне относятся сведения крупных месторождениях стратегических важных полезных ископаемых

Коммерческая тайна – имеет ценность в силу неизвестности третьим лицам. Не может быть отнесена информация о безопасности пищевых продуктов, и др.

 

Врачебная тайна – о фактах обращения за мед. помощью, о диагнозе, о результатах обследований. Есть исключения – угроза массового отравления, распространения инфекционного заболевания.

 

Источники экологически значимой информации.

1. Экологической законодательство (устанавливает требования к деятельности)

 

2. Кадастры и реестры природных ресурсов (систематизированные свод документированных сведений о природном объекте, о правообладателях, экономическая ценность, иная значимая информация.

Государственный водный, лесной реестр, кадастр месторождений и баланс запасов, Красная книга РФ и субъектов, кадастры объектов животного мира и др., кадастр особо охраняемых природных ресурсов.

 

4. Экологический мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза изменений ОС в целом либо отдельных её компонентов. В РФ создана единая государственная система экологического мониторинга. Основные задачи:

1. осуществление регулярные наблюдений за состоянием ОС, в т.ч. Компонентов природной среды, естественных компонентов а происходящими процессами, а также изменениями

2. хранение и обработка

3. анализ полученной информации с целью своевременного выявления неблагоприятных явлений и обеспечение всех заинтересованных субъектов информацией

В процессе мониторинга органы на основании оценки составляют прогноз изменения ОС или отдельных её компонентов. Разрабатывают предложения по снижению негативного воздействия направляют в ОГВ, ОМСУ, ФЛ, ЮЛ

Если выявляются нарушения, то такая информация направляется в органы экологического надзора, если угроза причинения вреда, то в экстренном порядке до органов МСУ.

Подсистемы госудасрственного мониторинга являются:

- мониторинг атмосферного воздуха

- радиационной обстановки

- земель

- водных объектов

- водных биоресурсов

- на континентальном шельфе…

- охотничьих ресурсов

- Байкала

Орган: Росгидромет

По отдельным ресурсам: Росреестр по земле, Росводресурсы, Росрыболовство

 

По результатам мониторинга публикуется государственный доклад – достоверная информации, состоит из разделов: качество природных ресурсов, территория отдельных субъектов федерации, отдельных населенных пунктов

 

5. Российское экологическое федеральное информационное агентство при Министерстве природных ресурсов – через него можно запросить и получить информацию

 

 

Тема: Экономико-правовой механизм охраны ОС.

1. Понятие и основные элементы механизма охраны ОС

2. Экологическое планирование

3. Плата за использование природных ресурсов и воздействие на ОС

4. Экологическое страхование

5. Экологический аудит

6. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны ОС

22.10.12

С-ть мер эк х-ра закрепленных в зак направленных на обеспеч охр ОС и рац природопользования.

Пост О коренной перестройке 1988 г.

 

Петрова Т.В.

Критерии для опред элементов эконом механи

-- Значимость для распределения и использования финансовых ресурсов и мат-технич ресурсов.

-- Способность стимулировать эконом интерес S эколог отношений

-- предоставление S эколог отношений свободы выбора в пределах установленных законом, в частности S предпринимат д-ти модель или стратегию своего поведения исходя из затрат, выгоды. Установлены внешние пределы гос-ом.

-- применение в границах правомерного допускаемого законом поведения, предполагается наличие эконом санкций.

 

Элементы эк механизма.

Ст. 14 Об окружающей среде

Планирование – и прогнозы, и программы.

Разработка проведения мероприятий по охране ОС

Установление платы за загрязнение или за негативное воздействие на ОС

Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов\

Предоставление налог или иных льгот

Поддержка предпринимат д-ти, направленной на охрану ОС

Возмещение вреда ОС

Проведение эконом оценки природных объектов

И иные методы.

 

Экологическое планирование.

 

Включает в себя разработку документов на трех уровнях: на фед, региональном и локальном (как в рамках мун образования, так и в рамках отдельного хозяйствующего S – предприятие)

1. Прогнозирование как форма эк планирования – разработка прогнозов соц-эконом развития.

2. Разработка фед программ в области эк развития, а также программ субъектов РФ

3. На локальном уровне – зак-ль называет, но не регулирует эту форму - разработка планов мероприятий

1. Прогнозы соц-эк развития – ФЗ от 1995 О гос прогнозирование и программах соц-эк развития.

Прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях соц-эк развития РФ.

Программа – комплексная система целевых ориентиров соц-эк развития, а также планируемых гос-ом…..списать с учебника.

Три уровня прогнозирования – долго, средне и краткосрочное. Разработка возложена на прав-во на основе комплексного анализа: демограф ситуации, соц структуру общества, научно технич потенциал, а также состояния пр ресурсов.

Долгосрочные – на 10 лет и корректируются один раз в пять лет.

Среднесрочное – от 3 до 5 лет. Корректируется ежегодно.

Кратко – ежегодные прогнозы.

Разработка программ. Комплексные и целевые. Главное достоинство – то что программа финансируется целенаправленно. Указываются цели, пути и средств их достижения и т.д.

ВК – схемы комплексного использования охраны водных объектов.

Закон о ЖМ – планирование – гос программы.

Лесоустройство.

Программа чистая вода, мировой океан, повышение потенциала хоз комплекса.

Плата за использование пр ресурсов и загрязнение ОС.

Самый эффект работающий элемент эк м

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управления логистическим обслуживанием потребителей | Расписание лекционных дней
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.706 сек.