Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всегда нужно помнить, что перенасыщение цветом, как и цветовое голодание, в интерьере особенно ощутимо

 

В архитектурной полихромии вообще очень трудно установить чёткую грань между тем, что делается «для пользы», а что «для красоты». Велика, например, роль эмоционального климата в восстановлении физической и умственной работоспособности, цветовая гармония особенно важна для компенсации цветового утомления.

Руководствоваться только требованиями эстетики или только практическим назначением невозможно.

ПРИМЕР: Сделав стены помещения с постоянным пребыванием людей насыщенно красными, можно добиться большого эмоционального эффекта. Однако вскоре возникнет ощущение зрительного дискомфорта, и цвет, поначалу показавшийся красивым, станет раздражающим.

Полноценность цветового решения предполагает его комплексность, всесторонность, обоснованность.

Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости; неорганизованное многоцветье хаотично, беспорядочно и утомительно; чистые, сильно насыщенные цветовые тона при известных условиях, например в спальне, активно воздействуют на разные стороны ПСИХИКИ.

На детей бесцветность, блеклость, серость действуют угнетающе. Они уже в раннем возрасте испытывают чувство радости от светлого, цветного и яркого окружения. Для них особенно важна новизна цвета, частая смена цветовых впечатлений, а взрослые люди постоянно испытывают потребность в нормальной цветовой нагрузке.

 

Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые организмы, в т.ч. и на человека, позволило ученым разработать технику цветотерапии и опытно доказать, что:

• желтый цвет стимулирует функцию мозга;

• фиолетовый цвет активно воздействует на сердечно-сосудистую систему, лёгкие;

• в состоянии сонливости слуховая чувствительность падает при зелёном освещении, а при красном — повышается;

• монохроматическая окраска среды обитания ведёт к цветовому утомлению, а полихромная благоприятно воздействует на жизненные функции человека любого возраста.

 

При отделке интерьера можно достичь визуального увеличения или уменьшения помещения, путём подбора цветового колера. Тёплые тона кажутся более близкими (выступающими). Соответственно отделка интерьера тёплыми цветами создаёт оптическую иллюзию уменьшенного помещения. Стены, окрашенные в холодные цветовые гаммы, кажутся удалёнными (отступающими) и зрительно увеличивают площадь помещения (см. таблицу №5 - Характер вероятных ассоциаций, возникающих при восприятии цветов). Однако эти данные могут меняться в зависимости от чистоты цвета, условий освещения.

Умелое смешивание различных теплых и холодных цветов может менять их характеристики. Например, зеленый цвет, когда в нем больше желтого является теплым, если больше синего - холодным.

 

Для эргономических исследований в области архитектурно-дизайнерского проектирования большое значение имеют объективные данные о влиянии характера цветового окружения на функциональные процессы жизнедеятельности. Но учитывая общие рекомендации по использованию цвета в архитектурной среде необходимо помнить об индивидуальных пристрастиях и особенностях зрительного восприятия, учёт психофизиологических особенностей людей для которых предназначается среда или объект, таких как возраст, пол, профессия, национальные или региональные традиции.

Свет и цвет неразделимы, как причина и следствие, поэтому, выполняя интерьер в цвете, необходимо учитывать, как он освещен.

При проектировании весьма важен световой режим, включающий понятия инсоляции.

Инсоля́цией (от латинского in solo – выставляю на солнце) называют облучение поверхностей солнечным светом (солнечной радиацией).

Оптимальные условия для восприятия основных цветов в целом создают спектр дневного солнечного света при достаточном уровне и равномерной освещенности интерьера. Принято окрашивать помещения, обращенные окнами на север, северо-восток и северо-запад, в теплые тона, компенсирующие холодную голубизну освещения. При южной, юго-восточной и юго-западной ориентации окраска в холодные тона ослабляет нежелательную теплоту прямого солнечного света при его избыточной радиации (СНиП).

 

Большое влияние на восприятие формы оказывает свет, его направление, падающие и собственные тени. Цвет обладает свойством оптически увеличивать или уменьшать предметы: светлые оттенки зрительно увеличивают предмет, темные уменьшают. Это свойство обусловлено яркостью цвета.

При освещении комнаты неярким светом, отраженным от потолка, т.е. падающим на все предметы сверху, создается впечатление пасмурного полдня. При одностороннем освещении, резком и теплом по цвету, которое образует резкие тени от всех предметов, создается ощущение летнего вечера, когда свет яркий боковой и т.п. Наиболее правильное впечатление о цвете мы получаем при солнечном освещении в полдень.

 

Для освещения объектов, имеющих “холодные” цветовые оттенки поверхностей, следует применять источники света (cм. таблица №6) с высокой цветовой температурой (лампы ДРЛ - ртутные металлогалогенные лампы, ДРИ - натриевые лампы, люминесцентные лампы ЛД - дневного света, ЛХБ - холодного белого света).

Для освещения объектов, имеющих “теплые” цвета, следует применять преимущественно источники света с низкой цветовой температурой (лампы накаливания, в т.ч. галогенные, люминесцентные типа ЛТБ – тёплого белого света, ЛБ - белого света, ДИаТ и т.п.).

В зависимости от способа решения задачи соотношений предмета и фона можно добиться впечатления удаленности или приближенности предмета, ощущения увеличения пространства и наоборот, создания т.н. “кулисной перспективы” — т.е. наложение контуров, выявление ближнего плана, второго, иллюзорное отдаление третьего плана (см. у себя пособие таблица 7 – Изменение цвета).

 

В жилом интерьере очень важна вариативность (изменчивость и непостоянство) света. Верхний свет, настенные, настольные светильники, ночники, бра, скрытое освещение должны создавать возможность менять направление, яркость, местоположение источника света ради создания настроения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде | Применение цвета в производственной среде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.