Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. ППИ Древней Индии

Политико-правовые учения Древнего Востока.

 

Вопрос 1.

3этапа:

1. Миф. Главное – божественное происхождение власти и порядка. Земные порядки – часть общекосмического порядка. Ригведа – священный (рита – мировой порядок). Отождествлялась естественным правом. Единственным источником всех существующих порядков считались боги. Это основной принцип, основная идеология, пронизывающая весь древний мир. Персона императора в Китае являлась единственной связью с богами. Верховный правитель концентрирует всю влась в своих руках и все остальные лица – лишь помощники сына неба. Правители – вершители земных дел, отцы народа и сыны неба. Монопольная власть в руках жрецов, исполняющих религиозные, судебные, полицейские и карательные функции. Право и закон еще не выделились в отдельную ветвь. Источником любого закона является воля бога. Любое нарушение общественного государственного порядка ведет к катастрофе. Рационализация политико-правовых представлений, переход к светскому толкованию происходит к 1 тысячелетию нашей эры. Происходит десокрализация (отход от религиозного толкования, переход к светскому.) Все это происходит на этапе упадка государства, феодальной раздробленности. Теория Модзы в Китае говорит, что все государство – это результат деятельности человека.

Два этапа:

1) Религиозные представления

2) Политико-правовые учения

2. Представления

3. Наука

 

 

Период с 8 века до н.э. Происхождение религии, основные религиозные догматы, политико-правовая идеология.

Присуща прежде всего такая черта, как универсальность. Смысл, строение мира воспринимались целиком. Проблемы общеправовой жизни рассматривались как часть общих проблем. Важная черта – традиционализм. Раз возникнув то или иное представление не исчезает бесследно. Так происходит преемственность цивилизаций. Древнейшие памятники Индии содержат различные нормы: политические, правовые, моральные. Политическая стабильность, отсутствуют понятия государство, право и закон. Существовала Рита, которой подвластны все боги и люди. Рита – это духовно-нравственная конституция человека.

Первая идеология – идеология Брахманихма 10 – 6 вв до н.э.

Вторая – Буддизм с 6 по 3 вв до н.э.

Третья – Шахнийский трахманизм

 

Первый источник – веды. Со 2-1 вв до н.э. Основной источник до насшествия ариев. Один из источников «Ригведа» содержит обращение к богам с определенной просьбой.

Второй источник «Самоведа» содержит практические наставления о правильном напеве гимна, обращенного к Богам.

«Яджурведа» -веда молитв, жертвенных форму.

«Атхурваведа» - веда заклинаний.

 

11 верховных богов. Всего их более 1000. Верховный бог – Бог Брахма. Брахманы – ритуальные заклинания, комментарии к ведам. Позже появляются Араньяки – комментарии вед, лесные тексты для отшельников. Упанишады – сидеть у ног учителя, тайное сокровенное знание.

Начинает формироваться идеология Брахманизма, она приходит на смену многобожия, основная черта – одушевление всего мира, вера в бога Брахму. Бог Брахма – божественная обезличенная сила, некая мировая душа. Реально существует только бог Брахма, страдания людей ничтожны, жизни их ничтожны. Вера в переселение человеческой души после смерти. Перерождение зависит от закона Дхармы (Закон образа жизни). Отход от Дхармы означает рождение в теле животного.

Существенные черты Брахманизма:

Дхарма – конкретизация Риты,

карма (Закон воздояния),

присутствует тезис о кастовом строе (Варна – каста) упоминается 4 варны: варна джахманов (жрецов), кшатриев (военных), вайшия (физических трудов), шудры. Первые три варны имеют доступ к ведам. Урушу и манну – первый человек – джахманы. Кшатрии были сотворены из рук урушу, что означает силу и крепость, вайшу – из бедер, что есть выгода и богатство, шудры – из стоп, что означает повиновение и верность.

За жизнь брахмана выплачивается весь ущерб, кшатрия – ¼, вайши – 1/8, шудры- 1/16.

Государственное правление осуществляет две высшие варны. Духовная и светская власти существуют раздельно.

Возникает для того, чтобы покончить с анархией, царящей в обществе. В обществе царит закон рыб: большие рыбы пожирают слабых рыб.

Государство нужно для защиты слабых и для создания условий для соблюдения каждым своей дхармы.

Государство возникает в результате договора, правитель отвечает не перед народом, а перед богами. Основа долга правителя – это не договор, а дхарма правителя.

Личность в государстве является частью государства, полностью зависимо от государства. Нравственное состояние человека означает его будущее. Аватора – повторное рождение. Будущее удачное рождение – награда за праведное поведение.

Известны не только нравственных, религиозные запреты. Данда – принуждение наказания. Данданите – наука наказания.

Период образования 16 великих государств. Появляется первая мировая религия – Буддизм. Джаммапада – основной источник Буддизма, стезя добродетелей.

Сиддхартха Гаутама – жил в 6 – 5 вв до н.э, был ранимый, близкие оберегали от страданий и не выпускали из дворца. К 29 годам оставил стены своего дворца и в течение 7 лет странствует по Индии. Общее с Брахманизмом – жизнь ничтожна, люди рождаются, чтобы страдать.

Будда – совершенный во всех делах.

1 истина – есть страдания

2 истина – есть причина страданий

3 истина – есть свобода от страданий

4 истина – есть путь, ведущий к свободе от страданий.

 

Смерть не освобождает человека от страданий, а он следует по сансаре (колесо жизни). Есть лишь одно убежище – нирвана (остывание от всякого движения жизни, состояние покоя). Смысл – прервать цепь перерождений. Чтобы достичь этого состояния нужно пройти восьмиричный путь спасений, который обращен к нравственным усилиям личности.

Проповеди:

1) Избегать насилия. «Все живое боится смерти…. Не убивай»

2) Не кради

3) Не прелюбодействуй

4) Не лги

5) Не пей

10 цепей, прервав которые можно достичь спасения.

1. Освободиться от перерождении

2. Религиозные обряды ведут к спасению от чувчтвенных страстей,

3. от ненависти к близким,

4. от любви к земной жизни,

5. от веры в загробную жизнь,

6. от гордости и т.д.

всякое существование зависит от добрых и злых дел, бывших у человека в жизни. Закон кармы – как закон связи причины и следствия.

Строгая постоянная справедливость царствует в мире повсюду. Каждое дело имеет плод и ничто не спасет человека от поступков.

Надо дорожить формой благородного человека.

Основное отличие от Брахманизма: в Бр все в жизни раз и навсегда установлено и неизменно, жизнь человека ничтожна. Будд считает, что человек способен меняться и совершенствоваться.

Общие начала:

- не причинять зла

- воздерживаться от спиртного и т.д.

Важнейшая черта Буддизма – религиозное равенство.

Призывает представителей всех каст вести религиозную жизнь и обещает спасение за нее.

 

Полийский канон – 5 – 3 вв до н.э. – основной текст Буддизма. Книга генезиса содержит концепцию буддийского государства. Характерно рационалистическое объяснение природы общества и государства.

История совершается по определенным циклам и общество проходит как периоды упадка, так и процветания. Причина порчи общества – социальное неравенство. Всего 12 этапов. 12 этажей непрерывно уходшающегося года, когда мир сворачивается и идет к гибели. Затем 12 этажей возрождении, который заканчиваются пришествием нового Будды.

Фазы:

1. возникновение государства трактуется договорной теорией. В книге генезиса сказано о договоре народа с правителем. Возникло 4 зла: кража, осуждение, ложь и насилие. Народ сокрушаясь по поводу этих бед решили избрать правителя и в награду отдавать ему часть риса. Выборы происходят без вмешательства бога по сознательному решению народа, государство возникает из-за конфликта на основе частной собственности.

2. Возникает проблема отношений между светской и религиозной властями. Аллигория: колесница и возничий. Возничий – правитель, одно колесо – дхарма правителя, в основе Будда, другое колесо – государство, ось колесницы – народ. Регуляторы социального порядка в государстве: религиозные порядки и ….

3. Государство становится проводником дхармы, правитель становится единодержавным колесовращающим правителем вселенной. Титул чакравартин.

Условия процветания страны:

1) Люди должны чаще собираться для обсуждения политических вопросов в целях безопасности страны.

2) Обсуждать общие проблемы

3) Уважать старые обычаи

4) Поддерживать правосудие

5) Соблюдать разделение полов

6) Сохранять верность родителям, учителям и старейшинам

7) Почитать могилу предков и ценить общественную мораль.

В конце 12 в н.э. Буддизм почти полностью исчезает из Индии и перешагивает в другие государства.

 

Кшатрийский Брахманизм – ранний индуизм: слияние Брахманизма и Буддизма.

Артхашастра – наука о достижении полезного, о возникновении управления. Автор – Каутилья. Произведение 3 в до н.э.

Цели государства:

- служить закону

- пользе

- любви.

Семь непременных элементов государства:

1. Государь

2. Министры

3. Сельская местность

4. Укрепленные города

5. Казна

6. Войско

7. Союзники

Эти элементы обеспечивают в государстве благо, мир и труд.

Метод госудрственного управление – пользование жезлом. Для успеха управления нужно, чтобы жезл был всегда высоко занесен или поднят.

Благо народа – прежде всего сохранение установленного порядка, который означает, что каждый следует своей дхарме. Но нет дхармы без данды – нет порядка без принуждения.

3 в до н.э. данда и только данда защищает этот мир и мир иной. Отсюда возможно применение таких методов как шпионаж, слежки и т.д.

Сильная карающая власть – единственное, что обеспечивает нынешнее и будущее существование. Власть царь должен применять одинаково как к сыну, так и к враг в соответствии с их поступками.

Счастье царя в счастье подданных, в пользе подданных его польза. Счастье царя не то, что ему приятно, а то, что приятно подданным.

Приоритет должен отдаваться правительственному указу, не судебному прецеденту, не закону.

Главное в указах то, что они должны быть направлены на поддержание мира.

Достоинства хорошо составленного документа:

- последовательное изложение фактов, умение выделить основной факт

- логическая согласованность в изложении фактов

- не д.б. многословия или пропусков

- красота стиля, слова

- ясность.

Наставления Манувд Харми (Законы Ману) 2 в н.э. – источник направления смирити (устно передаваемое знание). Содержат нормы, известные еще во времена вед, это действующий закон. Фиксируется правовой статус варн (формировались по цвету кожи) – каст (род, качество, чистота племенного происхождения). Приоритет высших варн, суровое наказание за оскорбление высших варн. Действует закон Талиона. Аскитизм для брахмана – приобретение священного знания, 2 – охрана народа, 3- хозяйственная дейятельность, 4 – услужение. Особа царя не обожествляется, но защищается. Некоторые цари ставили себя выше брахманов. Царь был создан из частиц лучших из богов, он с блеском привосходит все живые существа. Царь должен быть сильным и применять наказания. Ахимса – идея ненасилия. Слитность и нераздельность моральных религиозных правовых норм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Периодизация ИППУ | Вопрос 3. ППУ Древнего Китая
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.