Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ППУ во Франции во второй половине 18 века




1. Основные направления ПП мысли во Франции 18 в

2. Учения Ш. Монтескье

3. ППУ Ж.Ж.Руссо

 

Вопрос 1.

Официальная идеология – королевский абсолютизм.

В основе – представления о неограниченной власти короля, которая была получена от бога.

Основоположник – кардинал Ришелье.

Со второй половины провозглашается идея легальной монархии, то есть связанной с законами.

Появляется идея народного суверенитета, теории, основанные на теории общественного договора.

Популярен был Д. Локк.

Суть идеи просвещенной монархии:

- требование проведения прогрессивных реформ

- требование устранения вольных дворян, ограничение прав вольной аристократии

- проведение реформ возлагалось на короля

- королевская власть рассматривалась как сила, связанная с 3 сословием, и противником аристократии

Идеология просвещения выражала прежде всего интересы 3 сословия.

Вольтер, Монтескье …

Вырастает из теории естественного права, идеологии возрождения, взглядов Д. Локка.

Общие черты:

- отменяя крепостничества

- равенство сословий

- защита просвещения

- самоуправление

- учет общественного мнения при принятии законов

- идея народного суверенитета.

Марат, Робескьер – революционно демократическое направление просвещенного монархизма.

Монтескье более детально развивает идею разделения властей.

Германское просвещение – Кант и Гейгель.

 

Ярчайший представитель идеи просвещения Ш. Монтескье 1689 – 1755 гг жизни.

Работа «Персидские письма»

Персия – современный Иран.

Считалась символом деспотического государства.

Написаны письма от перса по имени Узбек.

1748г – «О духе закона» - попала в запрещенные книги.

Идеи:

- вера в научный прогресс, в человеческий разум, отказ от теологических объяснений.

- в мире действуют неизменные законы – необходимые отношения, вытекающий из природы вещей.

Природные законы:

- стремление к миру

- добыча

- влечение к сближению

- желание жить в обществе.

Монтескье задается целью выяснить, что влияет на характер народа, а это в свою очередь влияет на дух закона.

Начинает с анализа физических факторов:

1. Климат «власть климата сильнее всех других властей»

2. Поверхность земли, почва (республика пригодна для небольших территорий государства, монархия – для средних, деспотия – для обширных государств)

Социальность человека: сын родился возле отца и подле него остался – вот вам общество и причина его возникновения.

Дух народа определяется прежде всего природными факторами и определенными социальными нормами.

Законодатель должен приспособиться к установившимся у данного народа отношениям и умеренность должна быть духом законодательства.

Критерии форм правления:

1) Природа правления – отношения между правителем и народом

2) Принцип правления – «те человеческие страсти, которые двигают им, душа правления, пружина государства»

Формы правления:

1. Демократическая республика: верховная власть принадлежит всему народу, народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых подданным. Принцип правления – любовь к отечеству и равенству.

2. Монархия

3. Аристократия

4. Деспотия.

Принципы правления для демократии: общественное благо предпочтительнее частного, люди живут своим трудом. Царит трудолюбие. Нет роскоши. Верховная власть находится в руках группы лиц, существуют самые прискорбные различия между людьми. Принцип правления – умеренность, которая удерживает демократию от произвола.

Монархия:

Правит одно лицо, законы наделяют сословия правами, которые монарх не может отменить. Принцип правления – честь. «И монархия и подданные готовы личные интересы поставить выше общественных, но только честь связывает их, и каждый думая, преследовать свои личные интересы, по сути дела стремится к общественному благу».

Деспотия: отношения господина и рабов. Принцип правления – страх. Спасение от деспотического правления – теория разделения властей.

Цель теории – гарантировать безопасность граждан, обеспечить политическую свободу граждан, право – единственный регулятор всех общественных отношений.

Три власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Достичь верховенства права можно только при соблюдении принципа разделения властей.

По сути, эта теория включает в себя и учет мнений всех слоев общества. То есть уравнивание всех слоев населения.

Законодательная власть должна принадлежать всему народу. Так как территория обширная – выборы по округам. Двухпалатная система зак власти: палата общин и лордов.

Исп власть принадлежать монарху, должна иметь право вето, то есть право отмены решений зак власти, иначе она уничтожит все другие власти.

Суд власть не должна быть у одного органа, привлекать людей из народа, судьи и обвиняемые должны быть из одного сословия. Роль судьи – точное применение роди закона.

Монтескье не говорит о приоритете какой-либо власти над другой, они равны, друг друга сдерживают, находятся в арифметическом равновесии.

Зак сдерживает исп правом определять контингент армии, собирать налоги, контролировать аппарат власти. Исп сдерживает зак-ю правом вето.

Граждане приобретают такие права как личное достоинство и богатство.

Монтескье ко всем религиям был терпим. Важнее всего вопрос о влиянии религии на нравы людей. «Вера в существование Бога весьма полезна». (полезна для государства)

 

Вопрос 3.

Ж.Ж.Руссо родился в Женеве.

Научно-технический прогресс сделал человека несчастным.

«Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми».

Естественное состояние личности. Это человек капиталистического общества.

Естественный человек – живущий вне общества, не заинтересованный в познании, в одном только инстинкте заключалось для него все необходимое, чтобы жить.

Позже появились интересы, заставляющие объединяться в стадо, позже эта привычка переродилась в семью. Что породило государство.

Вскоре появляется политическое неравентсво:

- появления частной собственности, разделение на богатых и бедных.

- появления публичной власти. Непрекращающиеся беспорядки привели к тому, что людям пришла в голову верить отдельным лицам в отдельную власть и возложить на магистратов заботу надзирать за соблюдением решений народа.

- Неурядицы не прекращались и среди них поднимает свою отвратительную голову деспотизм, наступает перевернутое равенство. (равенство в рабстве, равенство в неравенстве)

Равенство вновь превращается в неравенство. Но не старое дообщественное, а в новое, на уровне общественного договора.

Вторая часть теории: картина создания идеального государства –«Об общественном договоре или принцип общественного права» - 1762г.

Новое государство – ассоциация. Цель – оградить личность от имущественного угнетения, человек должен повиноваться властям и в основе справедливой власти должно лежать только соглашение людей. Это соглашение не является актом об избрании правительства.

Каждый член ассоциации должен передать свои права в пользу ассоциации, полное отчуждение. Иначе ассоциация будет деспотической.

В результате общественного договора, договаривающиеся стороны становятся неким единым лицом. Создается единое целое.

Это лицо юридическое, образующееся следовательно в результате объединения всех других. Некогда именовалось гражданской общиной, теперь республикой, государством когда пассивен, сувереном когда пассивен, державой при сопоставлении с другими.

Основой новой соц системы является действительный новый соц договор. Результатом является не естественное равенство людей, а равенство в результате соглашения и по праву.

Сторонник гос суверенитета. Особенность: источником власти является народ, народ действительно реализует свою волю.

Каждый индивид имеет свою волю. Частный и общественный интерес может разниться. Общая воля народа есть совокупность частных воль. Суверенитет – осуществление общей, коллективной воли.

Свойства суверенитета:

- неотделимость

- неотчуждаемость

Сторонник непосредственной демократии.

Суверенитет общей воли не может быть представлен, депутатв не могут быть представителями народа. Они лишь его комиссары.

Суверенитет неделим, ибо воля является либо общей, либо ей не является, она является либо волей народа как целого, либо частью.

В первом случае это акт суверенитета и создает закон, во втором лишь частная воля или акт магистратуры.

Суверен обладает только зак властью

Закон – порождение общей воли.

Руководящие принципы хорошего законодателя – свобода, равенство, учет местных особенностей.

Законодательная власть выражается только в частных актах.

Исполнительная власть принадлежит правительству, которое избирается на два года и уполномочено исполнять законы. Правительство – исполнитель воли суверена

Русо говорит не о формах правления, а о формах организации правительства.

Условия:

- часто собираемое народное собрание

- определить правительство по форме организации и по составу

В тк минуту, когда правительство узурпирует суверенитет, общественное согласие разорвано и все граждане не обязаны повиноваться.

 

ППУ России в период зарождения и утверждения абсолютизма в 17-18 вв.

1. ППУ второй половины 17 – первой половины 18 вв.

2. ППУ в период правления Екатерины 2, вторая половина 18в.

 

Вопрос 1.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.

Происходил из дворянского сословия, известный дипломат, начальник посольского приказа, сторонник абсолютизма.

Ключевский называет его одним из самых замечательных московских людей 17в.

Учиться надо у чужих, даже у своих работ.

Многие идеи, схожи с идеями петровских реформ.

Стоит у истоков теории меркантилизма.

Является защитником интересов российского купечества.

Семион Полоцкий 1629 – 1689гг.

Монах, наставник царских детей. Ранний представитель просвещенной монархии.

Ввел термин царь-солнце. То есть источник просвещения.

Просвещенная монархия базируется на законах, равных для всех.

Равенство всех перед судом.

Юрий Крижанич 1618 – 1683 гг жизни.

Хорват, живший в России, образованный человек, выступал среди всесловянской государственности.

России потенциально богатая страна, которая волочит свое жалкое существование по сравнению с другими народами.

Государство – не чисто правовая организация, а организм, живущий своей жизнью.

«Что полезно голове (государю), то полезно и всем людям»

Людодерство – тираническое правление.

Принципы гос власти:

- происхождение (по наследовании от отца к сыну, король – бог не земле,

- сущность власти божественна)

- цель – сохранение государства

- законность

Критерии форм правления: цель правильных форм – общее благо, законность.

Формы правления:

1. Монархия – совершенное самовластие

2. Боярское – аристократическое

3. Посадское – демократия

4. Людодерство – тирания

5. Анархия – безвластие

6. Ксенархия – правление иностранцев

7. Генитархия – правление женщин

Лучшая форма правления – абсолютная монархия.

Признаки правильной организации власти:

- твердая монета

- правосудие

- хорошие дороги

Феофан Прокопович 1681 – 1736 гг жизни.

Богослов, принадлежал к церковной среде, защитник просвещения

Работа «Правда воли монаршей»

Соединяет теории естеств права и общественного договора.

Люди скорее напоминали собой неукротимых зверей, однако по законам разума и помощи бога, объединились в союзы, а затем из государства в передачу власти избранным людям.

Совершенная форма правления – смешанная форма правления в Риме.

Российское государство сразу возникает как монархическое государство. То есть форма правления определяется самим общественным договором, при создании государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.