Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое порложение рабов в древнем риме




Правовые статусы лиц в древнем риме

Правосубъектность лиц определяется правовыми статусами(состояниями):status libertatis, Civitatis, familiae

 

Status libеrtatis - (статус свободного) базовый статус с точки зрения этого статуса все римское население на 2 категории: свободные лица являлись субъектами права и лица, не имеющие статус либертатис-рабы-объекты права.

Правосубъектность свободных зависело от второго статуса, во втором статусе (status civitatis) они делились на 5 категории

Формально рабы не являлись субъектами права, а явл объектами права.

 

Классификация вещей юриста Воррон, 1-2 вв до н э.

1)неодушевленные(ткань, орудие труда, монета)

2)одушевленные, но неговорящие(домашние животные, скот)

3)одушевленные, владеющие речью (рабы)

 

С точки зрения З12Т, раб-манципируемая вещь. С развитием имущ оборота, правовое положение рабов меняется.выражается в

 

1)некот рабам, кот явл доверенными лицами господина, господин делегирует право заключать сделки от его именем. Однако, такая сделка-частично натуральная(права г-на обеспечиваются, а контрагент нет).

2) Если раб причинял вред 3му лицу, то отв-ть нес господин, но если г-н отпускал этого раба, то от-ть перейдет на волноотпущенника.

3) Появл институт рабского пекулия peculium- определенное им-во, кот г-н передавал рабу в фактическое владение и пользование.

 

Раб не являлся субъктом права, поэтому передача имела фактический характер, ему это передавалось под честное слово. Обычно пекулий-земля и инвертарь. Рабу давался участок с инвентарем, с возможностью немного прибыли оставлять себе и мог накопить.

 

Вывод: с течением времени рабов начинают наделять элементами правосубъектности.

 

Источники рабства:

· Рождение ребенка от матери рабыни

· женщина, вышедшая замуж за раба

· взятие в плен

· вольноотпущенник мог быть обращен в рабство за неблагодарное отношение к патрону(бывший г-н)

· подвластный член семьи мог быть обращен домовладыкой в рабство за непослушание(только в архаический период)

 

Раб, получивший свободу назывался вольноотпущенник(libertines)

Освобождение раба требовало специальной процедуры: упрощенный порядок не допускался

1. в завещании. Г-н должен указать этого раба, спец написать, что он отпускает этого раба, и дать ему часть им-ва

2. в риме раз в 4-5 лет –перепись населения. Г-н мог раба указать при переписи населения (цензовый список) в качестве вольноотпущенника.

3. Mununissio verdicto - спец суд процесс. Г-н раба был ответчиком, а истец – приглашенное им лицо. истец заявляет виндикационный иск и в магистрате утверждает, что он собственник по праву квиритов, ответчик не возражает. Истец отпускает его на свободу, т.к. у него нет никаких прав на этого раба.

4. Через магистрат, без проведения процесса с фикцией(см п.3) путем подачи заявления

Статус civitatis: касался только свободной части населения рима(те у кот есть статус либертатис)

Категории лиц:

1. Квириты civis romanus

2. Латины latini

3. Перегрины peregrine

4. Либерины(вольноотпущенники)

5. Колоны colonus

 

Квириты (гр-не рима)-наиболее привилегированная часть свободного римского населения.

До возникновения рима на тер-рии вечного города и его окрестностях был союз племен из 19 племен.

Впоследствии на базе этого союза возникает ранняя римская республика.

Представители племен, кот имели больше заслуг перед г-вом получили статус квиритов, другие представители- статус древних латинов.

Квириты обладали большей правосубъектностью.

 

Публичные права квиритов:

1. Имели право голоса в НС

2. Могли избираться на выборные должности при достижении опр возраста

3. Могли служить в регулярной римской армии

Права в частной сфере:

1. Ius commercii право участвовать в имущ обороте, путем заключения сделок, в том числе сделки, связанные с приобретением и отчуждением исконно римской земли (лациум)

2. Ius connubii право вступать в законный римский брак. Ребенок, рожденный в таком браке приобретал статус отца., т.к. брак могли быть и между виритами и квиритами и латинами.

 

Латины

Категории:

1. Древние-предстваители племен лациума, кот имели меньше заслуг перед г-вом

2. Провинциальные- те, кот уехали из рима жить в провинции

3. Юниане

 

Првосубъектность опр-сь принадлежностью к одной из этих групп.

Например, древние латины в отличие от квиритов могли только голосовать в НС, частные права совпадали с квиритами

Провинциальные латины. Им сложнее было вступать в законный брак, требовалось спец разрешение(рескрипт) главы провинции

Юниане

Перегрины. с точки зрения цивильного права иностранцы не явл субъектами права. Иностранцы приобрели правосубъктность благодаря ius gentium.

Публичными правами иностранцы не обладали.

Частные права иностранцев

  1. ius commercial в ограниченном объеме(все сделки, кроме сделок, связанных с приобретением в с-ть исконно римской земли).
  2. не могут вступить в законный римский брак.
  3. ребенок приобретает статус матери(при сожительстве)

 

Вольноотпущенники(либертины) -лица, отпущенные г-ном на свободу.

Бывший г-н назывался патроном. Правое положение либертина зависит от правосубъектности бывшего г-на.

1. Если квирит или латин отпускает раба, то последний приобретает:Ius commrcia и ius connubi,но в ограниченном объеме. Вольноотпущенник может вступать в брак только с вольноотпущенниками, не может приобретать исконно римскую землю

2. Вольноотпущенник иностранца приобретает только ius commercial в ограниченном объеме.

 

После того, как г-н отпускает раба на свободу, вольноотпущенник по прежнему юридически зависит от своего патрона

Вольноотпущенник имел 1 об-ть перед патроном и 1 право у патрона:

1.обязан аллиментировать(содержать патрона при необходимости) если он этого не делает, то г-н обращается к претору с проосьбой вернуть его в рабство.

2. патрон являлся наследником после вольноотпущенника(сначала в 3 очереди, а потом во второй)

 

Колоны -особое соц сословие кот появл в риме в постклассический период в 4 в это характерно для феодализма).. 322г и 357г две конституции.

В это время финансовый кризис. К. 322 г вводит новый налог на землю: подушный налог(за каждого арендатора), но и ввела обеспечительные меры: арендаторам запрещено уходить с земли, а собственникам запрещено их выгонять до истечения рока договора.

 

Колоны -изначально свободные лица, кот прикрепили к земле(лица, лишенные свободного перндвижения).

Колонами стали лица, кот работали на условиях аренды по к.322г.(но не все арендаторы а те, кот арендолвали землю 30 лет).

Дети, рожденные в семье, если отец относился к колонам становились колонами,

Сам собственник мог сделать колонами лиц, кот бродяжничали и попрошайничали на земле собств-ка.

Если колон уходил без разрешения, то с-к все равно платил за него налог, но с-ку предоставлен виндикационный иск для возвраты такого лица.

 

Статус familia касается только тех лиц, кот обладают ius connubii(квиритов и латинов). Отношения в римской семье были построены на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица-домовладыки pater families-это муж, как правило старший по возрасту. Все остальные члены – подвластные.

Власть домовладыки над остальными членами семьи:

1. В области личных прав. Член семьи монг уйти только с разрешения, мог втсупить в брак только с разрешения

2. В области имущ прав мог заключать сделки с согласия домовладыки, последний мог забрать им-во, приобретнное по такой сделки.

3. За непослушание домовладыка мог продать в рабство, мог физичеки наказать.

Власть домовладыки частично напоминала власть г-на над рабами.

Домовдладыка имел власть путем:

· Дети домовладыки автоматически попадали под его власть

· Узаконение своих небрачных детей

· Усыновление чужих детей

· Вступление женщины под властью мужа

С течением времени власть ослабевает. Уже в 1 в до н.э. появл институт военного пекулия, ребенок домовладыки может без разрешения пойти служить в армию, и все им-во кот он получает явл его с-тью.

 

При Юстиниане эти правила распространили на все виды гос службы. Появл возможность пожаловаться в магистрат на жестокое обращение(если жестокость была, то освобождали от власти). В классический и постклассический период нельзя продавать в рабство.

Способы освобождения от отцовской власти:

1. Смерть домовладыки. Дочери домовладыки становились женщинами свободными от власти отца. А мужчины становились патер фамилис(если у них нет семьи в этот мосент, то их власть считается потенциальной.)вдова попадает под опку сыновей

2. Лишение домовладыки либо статуса гражданства либо статуса свободы

3. Эмансипация - освобождение подвластного ребенка по желанию домовладыки. Специальная суд процедура с применением фикции. Домвладыка, кот хотел освободить своего ребенка, должен был пригласить другого домовладыку. Предмет спора - подвластный сын или дочь. Приглашенный домовладыка - истец, действительный - ответчик. Истец подавал виндикационный иск о том, что ребенок находится под его властью. Ответчик не возражал. Претор признавал, что истец прав. Потом истец отпускал ребенка. Если сына отпускали, то 3 раза повторяли «под отцовской властью», а дочь один раз. В дальнейшем порядок был упрощен.

 

В эпоху императоров появилось еще 2 способа:

· сын мог быть освобожден рескриптом императора за успехи на военной службы

· подвластный мог обратиться с жалобой в магистрат на жестокое обращение домовладыки(напр истязание), тогда он освобождался.

 

С семейным статусом был связан институт родства. В римском семейном праве существовало 2 вида родства:

1. Agnatio (агнацкое, агнатическое) родство-родство основанное, на общности подчинения лиц власти одного домовладыки.

Признаки:

· родство не основано на общности происхождения от одного предка

· агнатское родство моно приобрести как с момента так и после рождения. (если внебрачный, то его либо узаконят либо усыовят)

· агнатское родство можно поменять (например подвластная дочь вступает в брак с властью мужа. Она теряет связь со своей семью, но приобретает с семьей мужа

· можно утратить(напр вследствие эмансипации)

· не имеет линий и степеней

 

2. Cognatio (когнатское родство) - родство, основанное на общности происхождения от одного предка.

Признаки:

· возникает только с момента рождения

· не может быть изменено или утрачено

· имеет линии и степень:

 

Линии родства может быть прямыми и боковыми.

Прямая линия родства объединяет родственников, кот происходят непосредственно друг от друга (дед-отец-сын-внук). Прямая делится на восходящую лини(от потомка к предку отец-дед-прадед), нисходящая от предка к потомку (прадед-дед-отец).Прямая линия начинается с первой степени родства.

Боковая линия соединяет родственников, кот происходят не непосредственно друг от друга, а от одного какого-то предка. Боковая линия начинается с второй степени (два сына-братья)

Степень родства - кол-во рождений между сопоставляемыми родственниками.

 

Правовое значение родства:

1)при наследовании по закону

2)кровное родство влияло на вступление в барк (могло стать препятствием).

 

Брак в римском праве.

Семья в др риме образовыалась по средством брака.

Принципы брака:

1)принцип единобрачия(одновременно можно состоять только в одном законном браке)

2)принцип моногамии (в одном браке можно иметь только одного брачного партнера)

 

До заключения брака действовал юр обычай: обручение - sponsalia

Будущие супруги обручались(sponsalia) в рамках обручения стороны давали клятву о вступлении в брак в последующем, стороны обменивались подарками. Заставить вступить в брак в последствии было невозможно. За нарушение клятвы предусматривалась отв-ть, характер ответственности зависел от исторического периода

 

В цивильном праве сторон, нарушившая клятву должна была возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В преторском праве сторона нарушившая клятва могла быть признана бесчестной по отношению к др лицу.

В императорском праве, сторона, уклонившаяся от вступления в брак, должна вернуть полученные подарки.

 

Виды брака:

· с властью мужа (cum manu mariti). Исторически был первым

· без власти мужа(Sine manu mariti).

 

Первый брак исторически в цивильном праве возник брак с властью мужа, существовал до императора Юстиниана.

 

Действует принцип юр неравенства супругов (подчинение жены власти мужа). Этот принцип проявл личных и имущ прав супругов.

 

Личные права:

· Жена должна была подсиняться приказам мужа, она не могла уйти из семьи без его разрешения. Если она делает это, то он имеет право вернуть её с помощью виндикационного иска, как вещь.

· Женщина не может развестись без согласия мужа

· Вступая в такой брак женщина либо меняет агнатских родственников, либо приобретает агнатское родство(если она была свободная)

· Юридически у мужа было право в случае непослушания жены продать её в рабство

 

Имущ права:

· При вступлении брак жена или её родственники передавали приданное, муж становился собственником приданого, в случае прекращения брака приданое оставалось у мужа, если он его потратил, то ничего не возмещал. Если муж умер, то приданое оставалось в семье мужа

· Им-во, нажитое в период брака, становилось со-тью мужа.

· Супруга имела право наследовать после смерти мужа(но она являлась наследницей последней очереди)

 

При императоре Юстининан все кардинально менятеся, появл брак без власти мужа.

Брак принципиально отличается. Базируется на принципе юр равенства супругов. Это выражалось и в личных и имущ правах супругов.

 

Личные права:

· Женщина формально не подчиняется мужу. Вопросы решают по взаимному согласию

· Она имеет право на развод без согласия мужа

· Может уйти без разрешения

· Не теряет агнатское родство\не возникает новое агнатское родство

 

Имущ права:

· На совместно нажитое им-во действует принцип раздельной собст-ти

· Между супругами запрещается пакт дарения

· Приданое: по прежнему жена предоставляет приданое. Но муж лает клятву не расходовать приданое без согласия жены. А в случае прекращения брака в некот случаях муж обязан вернуть приданое

Основание прекращения брака:

1. Смерть. Если умер муж, то жена получает свое приданое. Если жена умирает, то приданое остается мужу, кроме случая когда приданое предоставлялось не женой, а её домовладыкой, и он жив, тогда он может истребовать приданое

2. Развод. Прав на приданое лишается прав на приданое. Инициатор развода презюмируется виновником, пока он не докажет обратное. Если развод по соглашению сторон, то они сами решает судьбу приданого.

Условия вступления в брак: делились на позитивные(должны присутствовать при заключении брака) при отсутствии позитивных, брак не действителен и негативные(препятствия к заключения брака, они должны отсутствовать)при наличии негативных, брак недействителен.

 

Позитивные:

· наличие ius connubi –аозможность вступления в римский брак

· достижение брачного возраста(м-14, ж-12).

· согласие сторон\согласие их домовладык(если брак без власти мужа)

Негативные:

· принцип единобрачие

· кровное родство (прямой линии любой степени, боковая линия только второй и третьей степени)

· душевная болезнь, физ недостатки опр видов.

 

Демографическая политика:

римское г-во заинтересовано увеличении кол-ва рождения детей в законном браке.

Г-во стимулировало граждан: в риме это достигалось путем ограничения права на наследование по завещанию: лица, достигшие брачного возраста, но не находящиеся в браке, не могли быть наследниками по завещанию.

Если лица состояли в браке, но не имели детей, то они могли унаследовать лишь половину от того, что им было завещано(причем муж считался бездетным если у нет брачных детей, а женщина - если менее 3 детей).

 

Противоположностью законному браку являлось фактическое сожительство. Ребенок рожденный в сожительстве, получал статус матери, не имел прав на алименты со стороны отца, не явл наследниками по закону после отца.

Однако в др риме между законном браком и фактическим сожительством сущ особый институт, «конкубинат»- промежуточное правовое состояние между законным браком и фактическим сожительством.

Конкубинат возникал если:

· у сторон было намерение создать семью

· есть все условия для вступления в брак кроме одного: нет принципа единобрачия(одна из сторон состоит в браке)

 

Если в конкубинате рождались дети, то они приобретали статус матери(сближение с сожительством), но она получали алименты от отца, и могут наследовать после отца по закону.

Отец мог узаконить детей 3 способами: узаконение детей

· вступить в брак с матерью своих детей

· по рескрипту

· можно было отдать ребенка местным декурионам.

Декурионы- особое соц сословие, кот занималось в др риме сбором налогов. Отец мог отдать ребенка в этот сословие, он будет узаконен, но обязан всю жизнь работать в этой службе. Налоговые недоимки оплачивались из кармана декуриона. Отец обязан был дать им-во этом ребенку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.