Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный аспект общения

Время.

Жесты.

Мимика.

Межличностная перцепция

Общение начинается с восприятия партнера. В межличностной перцепции любое воспринимаемое качество партнера имеет знаковую природу, т.е. оно что-то означает. В ходе восприятия подсознательно считываются и оцениваются важные характеристики партнера: его свойства, его состояние, его отношение к предмету общения, к партнеру. Результатом такой оценки является коррекция общения и отношения воспринимающего.

Какие параметры общения воспринимаются? К основным перцептивным компонентам общения относят следующие:

мимика,

жесты,

дистанция общения,

взаиморасположение партнеров,

время.

 

При восприятии мимики последовательность считывания информации такова: мимика глаз, мимика рта, мимика лба.

Мимика глаз. Важна даже степень раскрытия зрачка. Широко раскрытый зрачок подсознательно воспринимается партнером как признак волнения, интереса (в том числе эротического). Не случайно молодежные вечеринки принято проводить «в интимном полутёме».

Степень раскрытия глаз:

Широко раскрытые – признак открытости (чем пользуются так называемые «мошенники на доверии»);

Суженый взгляд – концентрация, недоброжелательность («Как Ленин на буржуазию!»);

Прикрытые глаза – скука;

Закрытые глаза – самоизоляция.

Направление взгляда:

Снизу вверх с напряжением («набычившись») – агрессия;

Снизу вверх без напряжения («поджав хвост») – покорность;

Сверху вниз – высокомерие;

Прямой фиксированный суженый взгляд – тайные агрессивные намерения (вплоть до садизма).

Мимика рта.

Плотно сжатый рот – холодность чувств, нежелание договариваться.

Открытый рот («варежку раззявил») – доверчивость, пассивность.

Смех (обнажение зубов, которыми «можно укусить») – агрессия.

Не всегда это кажется очевидным. Но если вдуматься: когда, над чем или над кем обычно смеются, становится понятно, что это действительно агрессивная реакция на фрустрирующую ситуацию. Зятья высмеивают в анекдотах тещ, жители России особенно много высмеивают американцев после поражения в холодной войне, студенты много и неадекватно «ржут» перед экзаменом, солдаты после боя и т.п.

Мимика лба.

Вертикальные морщины – признак решимости и воли.

Горизонтальные – признак беспомощности.

Беспорядочные – признак страдания или слабоумия.

 

Жесты делятся на ритуальные (рукопожатие, вручение визитки, жесты благодарности и др.) и экспрессивные (выражающие отношение).

Особенно часто встречающийся жест – рукопожатие:

Ладонью кверху – уступает инициативу.

Ладонь книзу – хозяин положения.

Прямой рукой – держит на дистанции.

Согнутой рукой – неуверенность или стремление втянуть в свою личностную зону.

Двумя руками – искренность чувств.

Среди экспрессивных жестов особо можно выделить:

Ложь: прикосновение к носу, прикрывание рта рукой, скрещенные руки и ноги, нетипичная жестикуляция.

Агрессия: сжатые кулаки, «указующий перст», руки в бок.

Закрытость: скрещенные руки и ноги.

Доверие: открытые ладони.

И др.

 

Общение не одномоментный акт, оно развивается во времени. Фактор времени важен и как символ. Например, опоздание – признак подсознательного нежелания контакта.

Выделяют фазы общения:

Ориентировочное замирание («разведка наблюдением»). Идет оценка партнеров, выбирается способ коммуникации. Мы решает проблему кто перед нами, что от него ждать и что мы можем себе с ним позволить. Продолжается от нескольких секунд до нескольких часов.

Дискуссия («разведка боем»). Идет проверка партнера в ходе взаимодействия. Причем сначала партнеры общаются вежливо, а затем «маски срываются», истинное лицо обнажается. Смысл фазы – распределение социальных ролей: кто здесь главный, а кто должен уступить инициативу.

Стабилизация. На этой фазе роли в межличностном взаимодействии стабилизируются: несогласные выбывают или смиряются и довольствуются тем, что досталось.

Выгорание общения. Конфликты. Уменьшение контактов. Стремление к самоизоляции. «Книги душ» давно прочитаны. Скука.

 

Общение – это процесс обмена информацией.

По Лассуэллу можно выделить следующие звенья информационного процесса:

· Коммуникатор (кто передает информацию)

· Реципиент (кому передают информацию)

· Канал (по которому передают информацию)

· Сообщение (что передают)

· Результат.

Виды информации в общении

По характеру адресата выделяют:

1. Аксиальная (направлена на конкретного адресата, о чем он знает). Например, обмен письмами, лекция, общение по телефону.

2. Ретиальная (без конкретного адресата). Здесь возникает проблема самоидентификации адресата. Он должен понять, что информация адресована ему. Примеры: Сообщения СМИ, реклама.

По форме:

1. Ритуальная (Привет,… Как дела?, …Ну бывай). Рекомендуемая ритуальная цепочка – 6 фраз.

2. Констатирующая (форма, не предполагающая поведение реципиента). Например, сообщение о погоде, времени, событиях в космосе.

3. Побудительная (предполагающая определенное поведение). Например, призыв идти на выборы депутатов.

Обмену информацией, ее адекватной переработке мешают коммуникативные барьеры:

· Интеллектуальный барьер (Как маленькому ребенку объяснить откуда берутся дети?);

· Мировоззренческий (Трудно националисту и космополиту понять друг друга, у них разные ценности, мировоззрения);

· Ролевой барьер (результат несовпадения ролевых ожиданий);

· Барьер отношений (Трудно воспринимать истину из уст неприятного человека);

· Барьер стереотипов восприятия (Кто серьезно отнесется к рассуждениям бомжа о способах разбогатеть?);

· Барьер нетерпимости (Для большинства людей есть две точки зрения: «моя и неправильная»).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Творческая деятельность и творческая личность | Убеждение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.