Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая характеристика систем и методов конструирования одежды

Функции одежды. Классификация одежды

Тема 1 Введение.

Качество будущего изделия и экономическая эффективность его производства и потребления закладываются при проектиро­вании. Поэтому самое серьезное внимание работников швейной промышленности обращается на изыскание резервов повышения качества швейного изделия именно на стадии его проектирования.

Конструирование — важнейшая часть проектирования изде­лий, сложнейший творческий процесс, соединяющий решения худо­жественных, конструкторских и технических задач.

Под конструкцией одежды обычно понимают комплекс деталей и материалов, составляющих одежду, а также способы и средства их соединения в единое целое, имеющее определенные размеры и форму.

Конструкция одежды различных видов и моделей изменяется по мере развития одежды, совершенствования технологии и в соот­ветствии с модой. Это значительно осложняет разработку конструкций одежды новых моделей. Для облегчения этой работы широко используют типовые и базовые конструкции.

При проек­тировании одежды основным элементом эффективности является технологичность. Технологичность рассматривается как со­вокупность свойств конструкции изделия, характеризующих один из его показателей качества. Технологичная конструкция одежды наилучшим образом отвечает требованиям потребителя и произ­водства и может быть выполнена с применением наиболее совер­шенных методов технологической обработки и сборки изделия. Отработка конструкции на технологичность производится на всех этапах проектирования.

Основная задача курса «Конструирование одежды» состоит в рассмотрении отдельных его элементов: общих сведений об одежде и ее классификации; требований, предъявляемых к одежде; вопросов пластической анатомии и антропометрии, размерной стандартизации одежды; контроля качества конструкторских ра­бот и др. Центральное место в курсе занимают методы расчета и построения разверток деталей одежды различного ассортимента, назначения, силуэтных форм и покроев для женщин, мужчин, детей. Рассматривается характеристика различных принципов и методов получения разверток. Основные расчеты и построения конструкций чертежей (разверток) приняты по методике ЦОТШЛ. Даются особенности проектных работ в системе службы быта.

 

 

В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль, так же, как продукты питания и жилье. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от жары, холода, атмосферных осадков. Одеждой называется совокупность предметов, которыми человек покрывает свое тело полностью или частично. Голову покрывают капюшоном, тело и конечности — комбинезоном; верхнюю часть туловища облекают в пиджак, жа­кет, блузу, сорочку; нижнюю часть туловища и нижние конечно­сти — в брюки, юбку.

Головные уборы, прикрывающие голову, перчатки, защища­ющие кисти рук, и обувь, предохраняющая стопы ног, служат той же цели, что и одежда, и являются дополнениями к ней. Вме­сте с одеждой эти предметы составляют комплект, ансамбль.

Защитная функция одежды не является единственной. Еще одна функция одежды — информационная, потому что одежда везде и во все времена выполняла роль отличительного знака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека. Платье придворной дамы разительно отличается от платья про­столюдинки. Судейская мантия, офицерский мундир моментально показывают род профессиональных занятий людей, облаченных в эту одежду.

Третья функция, которую выполняет одежда, — эстетическая. Одежда является предметом материальной культуры человека, несет в себе черты исторической эпохи, национального характе­ра, индивидуальных творческих особенностей и потому повсеме­стно является объектом эстетического восприятия. Одежда рас­сматривается не только как предмет потребления, но и как про­изведение прикладного искусства. Об этом говорят многочисленные образцы исторической и народной одежды, собранные в различ­ных музеях мира.

В разные периоды своей жизни человек носит не одну един­ственную вещь, а несколько. Каждая из них предназначена для использования в определенных условиях: дома, на работе, на от­дыхе или при занятиях спортом. Именно поэтому вся одежда де­лится на бытовую, производственную и спортивную.

Наиболее обширным классом является класс бытовой одежды. Эта одежда в полной мере выполняет все три функции: защит­ную, информационную, эстетическую. В зависимости от обста­новки, в которой бытовая одежда используется, ее делят на по­вседневную, нарядную, домашнюю.

Производственная одежда в максимальной степени выполняет защитную функцию, так как предназначена для защиты человека от вредных влияний производственной среды. Производственная одежда подразделяется на специальную одежду — для лесорубов, шахтеров, пожарных — и на ведомственную — для военнослужа­щих, милиционеров. Ведомственная одежда наиболее ярко выпол­няет информационную функцию.

Класс спортивной одежды предназначен для достижения мак­симальных спортивных результатов, для защиты спортсменов от травм, а потому в полной мере выполняет защитную функцию. Спортивная одежда подразделяется на одежду для отдельных ви­дов спорта: для теннисистов, футболистов, мастеров фигурного катания и т.д. Спортивная одежда в значительной степени выпол­няет эстетическую функцию, так как спортивные соревнования являются зрелищными мероприятиями и требуют яркого, запо­минающегося, красивого оформления.

Из-за сложившейся практики производства одежды и тор­говли ею каждый из классов одежды делится на более мелкие группы.

Бытовая одежда подразделяется на белье, платье или костюм и верхнюю одежду. Белье — это предметы нижней одежды, надева­емые непосредственно на тело человека: трусы, нижняя сорочка. Платье или костюм — одежда, носимая поверх белья. Сюда отно­сят пиджак, жакет, куртку, брюки, юбку, платье, жилет. Поверх платья или костюма надевают верхнюю одежду, к которой отно­сятся пальто, полупальто, плащ.

Каждый предмет одежды изготовляют из материалов различно­го волокнистого состава, поэтому всю одежду подразделяют на из­делия, изготовленные из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, смешанных или синтетических материалов. Такая груп­пировка одежды называется классификацией по материалам.

Одежду носят во всякое время года, поэтому ее классифициру­ют по сезонам на летнюю, зимнюю, осенне-весеннюю или деми­сезонную и всесезонную. К летней одежде относят сарафан, шор­ты; к зимней — зимнее пальто, шубу. Утепленная куртка является демисезонной одеждой, а пиджак — всесезонной.

Одежда для людей разного пола и возраста не может быть одинаковой, поэтому классификация по половозрастному призна­ку очень важна как для тех, кто носит одежду, так и для тех, кто ее производит и ею торгует. Бытовую и спортивную одежду подразделяют на мужскую, женскую и детскую. Производственная одежда бывает только мужской или женской.

Точно так же важна для всех классификация одежды по разме­рам и ростам. У каждого человека в течение жизни изменяются рост и размеры тела. Люди одного и того же возраста и пола могут иметь разные роста и размеры. Классификация по размерам и ро­стам необходима для того, чтобы подобрать каждому человеку подходящую ему одежду.

 

 

Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в работе конструктора является построение чертежей-разверток деталей одежды. Основная цель на этом этапе — возможно более точное определение конфигурации и размеров деталей с тем, чтобы после их сборки изделия соответствовали форме, заданной художником.

Сложность выполнения подобного рода работ состоит в том, что надо построить чертеж-развертку деталей несуществующего изделия, заданного описанием, эскизом или образцом. Поверхность одежды к тому же относится к сложным, неразвертываемым поверхностям, поэтому расчет и построение ее развертки пред­ставляет значительные трудности.

Все существующие в настоящее время методики по расчету и построению чертежей-разверток деталей одежды можно предста­вить тремя группами: муляжными, по измерениям фигуры челове­ка и прибавкам и по исходной поверхности.

Сущность муляжного метода заключается в том, что на манекен или фигуру человека в соответствии с формой и линиями модели накалывают макетный материал (основную ткань, мягкую бумагу или сетку-канву) и обводят контуры деталей. Основной прием данного метода — наколка.

Группа методов построения разверток по исходной поверх­ности включает две подгруппы — аналитические методы и графи­ческие.

Аналитические методы относятся к числу теоретических расчетных методов на основе данных о размере и форме поверх­ности. Известны два основных метода: метод академика П. Л. Чебышева и метод МП (межразмерных переходов).

При построении чертежей-разверток деталей одежды по изме­рениям фигур и прибавкам пользуются различными методами конструирования. Несмотря на ряд недостатков, методы конструи­рования достаточно просты, обеспечивают сравнительно надежное определение формы и размеров деталей одежды, поэтому до сих пор используются при расчете и построении первичных чертежей. Наиболее известны расчетно-мерочные, пропорционально-расчет­ные, координатные, масштабные и другие методы.

Расчетно-мерочные методы конструирования используются в условиях индивидуального изготовления одежды. В его основу положены данные о размерах тела человека и прибавки на сво­бодное облегание. По снятым меркам и простейшим расчетам определяют размеры основных элементов конструкции. Уточнение чертежей конструкции производят на человеке в процессе при­мерок.

Пропорционально-расчетные методы конструиро­вания впервые стали использоваться при массовом изготовлении одежды. Они представляют собой разновидность расчетно-мерочных методов, в которых закройные мерки заменены расчетными, определяемыми на основе простых пропорциональных зависимо­стей от двух основных размерных признаков — полуобхвата груди второго Сг 3 и роста Р. Поскольку каждый автор пользовался своими знаниями и опытом, колебания в определении отдельных размеров были значительными. Эти недостатки устранены в расчетно-аналитических методах, в которых размерные признаки определены из реальных закономерностей и связей с установлен­ными ведущими размерными признаками. К таким методам отно­сятся «Единая методика конструирования одежды» ЦНИИШП и «Единый метод» ЦОТШЛ.

Отличительными особенностями и преимуществами «Единой методики конструирования одежды» и «Единого метода» перед ранее существовавшими являются следующие:

  • расчет и построение чертежей производятся на базе большого числа размерных признаков, закрепленных стандартом;
  • расчеты основаны на наиболее достоверных связях между отдельными размерами тела человека и чертежа;
  • возможны единые схемы расчетов и построений для фигур различных типов телосложений;
  • независимость от изменения моды благодаря разработанной системе прибавок;
  • содержит предварительный расчет, устанавливающий размеры основных элементов чертежа и взаимосвязь проймы с окатом рукава;
  • учитывают свойства материалов;
  • расчету баланса изделия отведено значительное место как важнейшему фактору хорошей посадки на фигуре человека.

На базе новой размерной типологии взрослых и детей в ЦОТШЛ были разработаны методы конструирования муж­ской, женской и детской одежды, особенностью которых является максимальное использование размерных признаков типовых фигур.

Чертежи конструкций рассчитывают и строят до данным о раз­мерных признаках типовых фигур при полном отказе от пропор­циональных расчетов.

Места расположения членений развертки (швов) определены антропометрическими точками и обеспечивают хорошую посадку изделий на фигуре человека.

В качестве исходных линий развертывания выбраны линии симметрии фигуры со стороны переда и спины, линия, проходящая на уровне выступающих точек грудных желез, линии обхватов талии и бедер.

Места расположения швов и исходных линий развертывания определены относительно основной базовой линии. Она должна быть четкой, легко устанавливаемой и круговой, так как должна быть связана с любой точкой фигуры. За такую базовую линию в разработанных методах принята линия талии. Горизонтальная плоскость, ограниченная линией талии, принята за исходную базовую плоскость, относительно которой устанавливается поло­жение всех опорных точек на фигуре человека. Эта же исходная базовая плоскость принята и для нахождения положения опорных точек на плоскости чертежа конструкции.

В методе ЦОТШЛ нашла дальнейшее развитие система прибавок. Дан детальный анализ структуры и расчета прибавок на толщину нижележащих слоев одежды (пакета). В методе при­ведены величины прибавок на толщину пакета в конструктивных точках плечевой части изделия.

В методе впервые включены в расчеты и построение чертежей конструкций деталей припуски на уработку (Ур).

Все чертежи конструкций строят без учета припусков на швы и подгиб, которые учитываются при построении лекал.

В методе обоснован расчет балансной точки, обеспечивающей правильную посадку изделия на фигуре человека.

Метод является универсальным, так как расчетные формулы используются для построения чертежей конструкций деталей из­делий различного вида и назначения (для мужчин и женщин, девочек и мальчиков, на типы различного телосложения). Отличия в формулах проявляются в коэффициентах и свободных членах.

Контрольные вопросы.

  1. Что понимают под конструкцией одежды?
  2. Что называется одеждой?
  3. Что понимается под гардеробом человека?
  4. Как классифицируется одежда?
  5. В чем сущность расчетно-мерочных методов конструирования одежды?
  6. Какие исходные линии развертки вам известны?
  7. Каковы особенности «Единой методики конструирования одежды»?
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методическое пособие | Одежда. Общие понятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.