Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная политика




Принципы налогообложения

Система налогообложения – это совокупность норм, правил и институтов, занимающихся их реализацией, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

Основные принципы налогообложения:

1. Принцип эффективности, или нейтральности, означает, что налоги должны как можно меньше искажать сложившиеся на рынке отношения, соответствующие условиям свободной конкуренции (за исключением внешних эффектов, когда государственное вмешательство считается обоснованным).

2. Принцип гибкости связан с реакцией системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры. Пример. В ситуации инфляции, когда повышается общий уровень цен, налоги также повышаются.

3. Принцип административной простоты означает, что налоговая система в целом характеризуется низкими административными издержками, прозрачностью и трудностью уклонения от уплаты налогов.

4. Принцип приоритета личности связан с тем, что налоговая система должна быть направлена на формирование равных возможностей, а не на создание равных условий для каждого гражданина.

5. Принцип политической ответственности означает, что налогоплательщики отчетливо сознают, за что именно они платят налоги.

6. Принцип справедливости означает, что налоговое бремя не должно быть чрезмерно тяжелым для одних групп налогоплательщиков и весьма легким – для других. В связи с этим в экономической теории принято говорить о горизонтальном и вертикальном равенстве.

Горизонтальное равенство означает, что люди, одинаковые во всех отношениях, одинаково облагаются налогом.

Вертикальное равенство означает, что некоторые люди по своему положению должны платить более высокие налоги, чем другие.

В связи с проблемой справедливости есть смысл рассмотреть два принципа налогообложения, используемых в практике:

Принцип получаемых выгод. Согласно этому принципу физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства.

Принцип платежеспособности. Этот принцип означает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода. Кто больше получает, тот и больше платит.

 

 

В проведении стабилизационной политики государство располагает целым рядом экономи­ческих инструментов. Фискальная политика представляет собой непосредственно фискальную, кредитно- денежную политику и комбинированную политику.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это воздействие государства на экономи­ческую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообло­жения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фис­кальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Заметим, что к фискальной политике относятся только такие манипуляции государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества денег, находящихся в обраще­нии.

Выделяют следующие цели фискальной политики:

– сглаживание колебаний экономического цикла;

– обеспечение устойчивого экономического роста;

– достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию.

Основными инструментами дискреционной политики выступают:

– изменения ставок налогообложения;

– проекты общественных работ;

– трудоустройство населения.

Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов:

1.Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер. В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.

2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.

Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры. В качестве встроенных стабилизаторов выступают прогрессивный подоходный налог, пособие по безработице, пособия по бедности.

Каким образом государство, используя государственный бюджет, поддерживает макроэко­номическое равновесие?

Предположим, что экономика движется к спаду, сокращается совокупный спрос

Ad = С + I + G + Хn,

где:

С - расходы домашних хозяйств;

I - инвестиции;

G - расходы государства;

Хn – чистый экспорт.

Рассмотрим воздействие государства:

А) Государство осуществляет государственные закупки, которые подразделяются на закупки для собственного потребления и закупки для регулирования рынка.

Б) Социальные выплаты (трансферты) - это платежи, взамен которых не происходит непосредственного получения товара. То и другое увеличивает совокупный спрос. Важно заметить, что это финансируется не за счет расширения налоговых поступлений, налоги не увеличиваются.

С увеличением совокупных расходов создается стимул для увеличение производства. государственные расходы обладают непосредственным воздействием на объем ВВП и занятость населения. Влияние их на совокупный спрос аналогично инвестициям, Т.е. они, обладают множительным эффектом, Т.е. мультипликатором государственных расходов.

 

Мультипликативным эффектом обладают и трансфертные платежи (пенсии, пособия, субси­дии), их увеличение увеличивает совокупный спрос на продукцию недогруженных отраслей. Но подавляющая часть этих выплат расходуется на приобретение потребительских товаров, продовольствия, их мультипликативный эффект невелик.

Налоги тоже действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели, тоже приводят к муль­типликативному эффекту, подобно инвестициям и государственным закупкам. Однако налого­вый мультипликатор всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, оказывает меньшее воздействие на ВВП.

Происходит это потому, что при сокращении налогов потребление увеличивается лишь час­тично, ибо часть располагаемого дохода идет на сбережения, тогда как каждая единица прирос­та государственных закупок оказывает прямое воздействие на ВВП. Государственные закупки - ­одна из составляющих совокупных расходов, налоги же это фактор, влияющий на одну из со­ставляющих совокупного спроса. Поэтому изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно, а изменение налогов - косвенно, через изменение потре­бительских расходов. Более низкие налоги увеличивают размеры доходов, а так же сбережения домашних хозяйств, вместе с тем увеличиваются инвестиции и прибыль предпринимателей. В целом увеличивается норма накопления капитала. Снижение налогов увеличивает величину за­работной платы, тем самым усиливаются материальные стимулы к труду у тех, кто работает и утех, кто готовится к работе. Фискальная политика преследует цель обеспечить динамичное рав­новесие спроса и предложения, экономический рост, сохранение высокой занятости и стабиль­ность цен. Т.е. при проведении фискальной политики надо не просто пополнять казну дохода­ми, но создавать эффективную экономическую заинтересованность (эффект совокупного спро­са) в росте производства товаров и услуг. При высокой инфляции надо снижать денежную мас­су, снижать государственные расходы и увеличивать налоги. Но в реальной действительности задача намного сложнее, ибо действует много факторов одновременно в противоположных на­правлениях или параллельно.

Всё это дискреционной фискальной политике, Т.е. предполагает свободу выбора инструмен­тов регулирования со стороны государства. Но есть недискреционная фискальная политика или политика автоматических регуляторов (встроенных стабилизаторов). Она работает в режиме саморегулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.