Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3. Назначение курса ФАТ, его содержание

Назначение курса ФАТ, его содержание

Из истории предмета ФАТ

Лекция №2

Как уже говорилось, предмету «Филологический анализ художественного текста» 33 года. Начало его существования связано с Пензой, где в мае 1973 года по распоряжению Министерства просвещения РСФСР был проведён семинар на тему «Лингвистический анализ текста» (ЛАТ). На семинар были приглашены 150 человек из всех вузов РСФСР, которые 1 сентября 1973 года должны были начать ведение практикума «Лингвистический анализ текста» в своих учебных заведениях. На предмет отводилось 40 часов аудиторных занятий; разрешалось 6 часов затратить на вводные лекции, разъяснения. Для того, чтобы дать 150 будущим преподавателям ЛАТ полное представление о предмете, министерство и Пензенский государственный педагогический институт договорились о выступлении с докладами 12 крупных учёных. В частности, с докладом «Математические методы анализа художественного текста» (о применении статистических подсчётов к текстам крупных произведений) выступил В. А. Никонов, с докладом о языке советского периода — А. И. Горшков и другие.

На основании докладов и прений было решено составить программу по ЛАТ для вузов. Такая программа была составлена в 1978 году В. Д. Бондалетовым и А. И. Горшковым. В 1985 году удалось «пробить» через министерство новую, более точную формулировку названия и сущности предмета — «Лингвистический анализ художественного текста» (ЛАХТ). В дальнейшем значительные усилия были приложены для развития филологической направленности ЛАХТ и разработке искусствоведческого анализа (пока не утверждён).

Текст, выбираемый для анализа, должен быть лучшим, образцовым; таковым считается текст, в котором наблюдается «наиболее совершенное слияние идейно-эстетического содержания и его языковой формы».

 

Основное содержание курса — анализ употребления языковых элементов (фонем, слов, словосочетаний, предложений, связанных синтаксических целых), которые целесообразно отобраны и объединены в единое и качественно новое целое — художественный текст.

Теоретическое осмысление ФАТ дано В. В. Виноградовым, Л. В. Щербой, Б. А. Лариным, А. И. Горшковым, Н. М. Шанским, Л. Ю. Максимовым. В. В. Виноградов призывал к филологическому анализу художественного произведения, т.е. к объединению лингвистического и литературоведческого анализа. Такое объединение необходимо практически, так как предмет филологии объединяет лингвистику и литературоведение. Б. А. Ларин указывает на цель такой работы: «В анализе формы увидеть полнее содержание». Л. В. Щерба в 1923 году определял цель ЛАТ как «показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений».

Анализ этот сложнее, чем структурный или функционально-коммуникативный (по стилям). Работа ведется на уровне функционально-эстетическом.

Функционально-эстетический уровень анализа языка художественного текста включает в себя рассмотрение следующих явлений, категорий, сущностей:

1. Языковое воплощение содержания произведения.

2. Языковое воплощение целевой установки произведения.

3. Идейно-эстетическая позиция автора.

4. Образный строй произведения. Пример — стихотворение Степана Щипачёва о берёзке («Её к земле сгибает ливень…»), где наличествуют 4 образа, включая «кого-то третьего».

5. Анализ образа автора.

6. Анализ образа рассказчика, повествователя. Пример — «Бородино» Михаила Лермонтова.

7. Анализ языкового воплощения персонажей произведения.

8. Рассмотрение связи языковой формы произведения с его жанром, композицией и другими факторами, которые порождают и оформляют художественное произведение (текст).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 1. Тема: Филологический анализ текста (ФАТ) как научная и учебная дисциплина | Понятие о тексте и аспектах его анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.