Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дуалистическая философия Декарта

Французский философ Рене Декарт (1596—1650) — вы­дающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической пробле­матике («Рассуждения о методе», «Начала философии»).

Созданная Декартом аналитическая геометрия, стала поворот­ным пунктом в развитии математики. Вклад Декарта в развитие математики, оптики, механики, физиологии ставит его в ряд ве­ликих исследователей XVII В истории новой философии Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философии. Он попытался создать философскую систему на основе признания двух само­стоятельных субстанциональных начал — материи и духа, тела и души. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоя­тельных независимых субстанций: духовной и материальной. Таким образом, единый мир Декарт расчленил на две независи­мые друг от друга части, определив каждую из них как само­стоятельную субстанцию. Неотъемлемым свойством, или атрибу­том, материальной, телесной субстанции он считал протяжен­ность, атрибутом духовной субстанции — мышление^

Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Движения человеческого организма зависят от его тела, а мысли связаны лишь с душой. Существующие две неза­висимые друг от друга самостоятельные субстанции в понимании Декарта не выступают в качестве совершенных субстанций. В «Началах философии» он определяет субстанцию как такую вещь, которая в своем существовании нуждается только в самой себе. Поэтому совершенной субстанцией выступает лишь Бог, он существует «сам из себя», он есть причина «самого себя». Мир же, сотворенный Богом Декарт разделил на два рода самостоя­тельных субстанций, не связанных друг с другом. Дуализм, про­низывающий все учение Декарта, получил свое проявление в отделении физики от метафизики (т.е. философии).

философии он становится на позиции дуализма, т.е. при­знания двух субстанций. Избрав исходным пунктом философии не бытие, а мышление, Декарт склоняется к идеализму.

В физике и физиологии Декарта выражается материалисти­ческая тенденция. Здесь материя предстает единственной суб­станцией, единственным основанием бытия и познания.

В физике Декарт, рассматривая проблемы материи и движе­ния, пытается с механистических позиций представить общую систему природы. Под материей он понимает все, что имеет объем, занимает определенную часть пространства. Материю Де­карт наделяет механическими и геометрическими свойствами. Она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, отлича­ющихся величиной, фигурой и направлением механического дви-женияХ' Декарт лишил материю качественного многообразия,

сведя все многообразие движения материи лишь к механическо­му движению. А такие качества, как запах, цвет, теплота и т.п., он считал не качествами предметов, тел, а только человеческими

ощущениями.

'Декарт не признавал качественного различия между неорга­ническими и органическими явлениями. Животные в его пони-• мании — это своего рода машины.

Человека Декарт также представлял в качестве своеобразного

механизма. Разница заключалась лишь в том, что в человеке

выступают две субстанции — телесная и духовная, и еще в том,

I что у человека имеются врожденные идеи, а у животного они

отсутствуют/

Наделив материю лишь атрибутом протяженности и трактуя движение материи как перемещение ее частиц в пространстве, Декарт вынужден был признать некое первоначало мира, пер­вопричину, как источник движения. Таким первоначалом он счи­тал. Бога, сотворившего материю вместе с движением и покоем. '^^Механическое понимание движения и материи сопровожда­лось у Декарта ценным выводом о законе сохранения количества движения.

/^дуализм Декарта определил его теорию познания, а также учение о методе. Развивая рационализм, он полагал, что в акте познания разум человека не нуждается в чувственных вещах, ибо истинность знаний находится в самом разуме, в по­стигаемых разумом представлениях и понятиях. С целью оправ­дания учения о разуме как главном и единственном источнике знаний он вынужден был признать, что нематериальная, т.е. ду­ховная субстанция, имеет в себе изначально врожденные идеи, такие, как идея Бога, идея духовной субстанции, идея матери­альной субстанции, идеи чисел и фигур, различных геометричес­ких аксиом и т.д. Жизненный опыт человека не имеет в данном случае никакого значения, он лишь подтверждает факт врожден­ности иде^|

Разрабатывая естественные науки, Декарт пришел к выводу, что достигнутые успехи этих наук обязаны применению матема­тического, геометрического метода. Преувеличивая роль данного метода, он представлял его как единственно всеобщий метод по-1 знания. Поэтому исследование во всех науках, включая филосо­фию, следует начинать с отыскания самоочевидных, ясных, и в силу этого — истинных положений, не нуждающихся в чувст-венном материале и логических доказательствах. Такие положе­ния, считал философ, должны быть непосредственно, самооче­видно истинными, подобно аксиомам эвклидовой геометрии. И источник, и критерий истинности знаний он видел в разуме че­ловека.

/ Утвердив в качестве начала познания так называемую интел­лектуальную интуицию, не нуждающуюся в показаниях чув­ственного опыта, Декарт считал, что единственным методом по­знания может выступать дедукция. Как и Бэкон, он сомневается в истинности того, что считалось несомненным знанием. Ни ре­зультаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают прав­дивого знания. Поэтому начинать надо с методологического сомнения. Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подлежит. В любом случае акт сомнения всегда остается, существует. Можно сомневаться во всем: в существовании Земли, собственного тела и т.д., кроме существования самого сомнения. Сомнение же есть акт мышления).сомневающегося Мышления/'В качестве мысля­щего существа я не-призрак,существую. Я мыслю, следова­тельно, я существую.}

В данном случае, Декарт"~заранее уверен, что существует до­стоверное познание, и он ищет к нему правильный путь. Точка зрения Декарта заключается не в том, что мышление порождает бытие моего тела, а в том, что бытие мышления более достовер­но, чем бытие тела, природы и т.д. Исходя из акта мышления, он пытается доказать необходимость правильного познания бытия. Как уже отмечалось, Декарт признает не только матери­альную и духовную субстанцию, но и возвышающуюся над ними более совершенную субстанцию — Бога. По Декарту, человек есть результат и действие первопричины, т.е. результат и дейст­вие всесовершенного Бога) Поэтому, полагает философ, исклю­чается, чтобы он обманывал свое действие, т.е. нас.{'Чувственно воспринимаемый нами мир также реален и достоверен, посколь­ку возможность его сознания обусловлена Богом. Задача состоит в том, чтобы познавательные способности использовались пра­вильно, чтобы исключить возможные заблуждения]

'Истинность познания, считает Декарт, вытекает также из су­ществования врожденных идей. Врожденные идеи — это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Поэтому в позна­нии главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям. Так

Декарт утверждает свой рационализм, доказывая первенство и независимость разума от чувственных данных опыта. Разум не­избежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода.

/Йа основе своего рационализма Декарт создает учение о ме­тоде, в котором сформулированы четыре правила:

1) ясность и отчетливость познания, не вызывающие никаких сомнений;

2) разделять всякий исследуемый вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;

3) мыслить по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных;

4) полнота познания — нельзя упускать ничего существенного.

Абсолютизировав роль дедукции, Декарт полагал, что с по­мощью дедуктивного метода можно логически вывести все зна­ния о мире. Он исходил из факта существования мысли и при­ходил к признанию существования человека, его телесности, а затем и реальности всего физического мира. Не отрицая полнос­тью значения данных чувств и опыта в познании, он усматривал в них лишь дополнительный способ подтверждения знаний, по-

• лученных главных образом путем разума и дедукции^

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философские взгляды Бэкона и Гоббса | Философская система Канта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 9016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.