Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как система. Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция

Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, пра­вовых, идеологических, нравственных, религиозных, художе­ственных) процессов. Именно в производстве люди вступают во взаимоотношения по поводу того, кому принадлежат орудия и средства производства, — в отношения собственности. Именно эти отношения определяют возникновение других отноше­ний — прежде всего политических, отношений по поводу влас­ти. Государство, право вырастают из экономики для закрепле­ния соответствующих отношений собственности. Эту же задачу, но по-своему решают и идеология, мораль, религия и т.д.

Человеческое сознание, конечно, не устраняется полностью из механизмов социальной детерминации, оно их опосредству­ет, воплощает, но не определяет. Напротив, процесс производ­ства исподволь определяет всю совокупность жизненных ин­тересов индивида, так что последний смотрит на все окружающее сквозь призму своего объективного, чаще всего неосознанного экономического интереса.

Общество может рассматриваться и как система общих структур человеческой деятельности — как совокупность норм, технологий, принципов, правил, образцов. Иногда люди осоз­нают этот общий каркас своей деятельности, но чаще всего пользуются им неосознанно. Экономика в данном случае не за­нимает особого, привилегированного, определяющего положе­ния. Индивидуальное, общее присутствует в любой сфере жиз-468

Философия

Справочник студента

ни общества. Так, для основоположника французской социо­логической школы, философа и психолога Эмиля Дюркгейма (1858—1917) в центре науки об обществе стоял «социальный факт», понимаемый как соединение общего и индивидуально­го. Все происходящее в обществе имеет значение в той мере, в какой является выражением общих образцов. Существует не­кая особая реальность, считал Э.Дюркгейм, которая проявля­ется в поведении отдельного человека в форме общих ожида­ний, требований, принципов морали. Отдельный человек становится рупором «коллективного бессознательного».

Другой видный представитель общей социальной теории, немецкий философ, -социолог, историк, экономист Макс Ве-бер (1864—1920) также полагал, что сущность социального есть способность приобретения отдельным человеческим дей­ствием достоинства всеобщности. Степень соответствия отдель­ного действия общему образцу есть степень рациональности. Если в этом общем образце выражена суть общественного ин­тереса эпохи, то его можно назвать идеальным типом.

Попытку создать интегральную теорию общества как систе­мы предпринял американский философ и социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889—1968). С его точки зрения, общество («эмпирическая культура» в его терминоло­гии) всегда включает три компонента? идеологический в ши­роком смысле компонент (основной); материальный (он вто­ричен, является воплощением идеологии) и социальный. Социальный компонент — люди с их страстями — всегда не­изменен, люди лишь меняют системы духовной ориентации. Идеологический компонент иначе можно назвать «суперкуль­турой», определяющей системой ценностных ориентации. Эмпирическая культура — это проявление той или иной супер­культуры. Суперкультура запредельна, трансцендентна. Вы­явить тип суперкультуры можно, только исследовав мотивы человеческих действий.

Люди действуют, подчиняясь трем факторам: бессознатель­ным (рефлексы), биосознательным (человеческие потребнос­ти: голод, жажда, половое влечение) и социосознательным (значения, нормы, ценности). Только действия на основе норм и ценностей связывают людей в единое целое, что открывает возможности теоретического исследования общества.

Ведущи^исторические типы культурно-ценностных сисяем,-(«суперсистемы») формируются не произвольно, они не есть ре-

зультат сознательного решения. Однако их особенности связаны с двойственной природой человека как мыслящего и чувствую-гщёго существа. Ценности как бы «прилажены» к человеку. Если всуперсистеме преобладает ориентация на воображение и разум, то складывается религиозная культура, ориентированная на иде-ационную суперсистему. В этот период общество полно жизнен­ных сил. Идеационная сверхсистема господствовал в средние века, в Греции между VI и IV веками до н.э.

Акцент на чувственной стороне человеческой природы ле­жит в основе сенситивной суперсистемы. Религия уступает место устремленности к материальным ценностям, «матери­ализму». Это соответствует историческому периоду с III века до н.э. по I век н.э.; с XVI века и по наше время в Европе.

Идеалистическая суперсистема выражает баланс чувствен­ных и рациональных аспектов человеческого внутреннего мира. Это переходный тип культуры, ибо баланс обязательно нарушается. Идеалистическая суперсистема была господству­ющей с I века по V век н.э., в эпоху гибели Рима. Идеалисти­ческая суперсистема скоро опять станет господствующей, по мнению Питирима Сорокина.

Для П.Сорокина понятие господствующей суперсисте­мы — системы ценностей — является определяющим как для понимания жизни общества, так и для понимания мотивов поведения отдельного индивида. Всю сложную социальную динамику, взаимодействия социальных групп, процессы стратификации, социальной мобильности невозможно по­нять вне отнесения их к господствующим системам ценнос­тей — суперсистемам.

Своеобразным развитием идей П.Сорокина является струк­турный функционализм американского исследователя Толкот-та Парсонса (1902—1979). Для Парсонса важна прежде всего идея «социального порядка», стабильности всей сложной со­циальной системы. Любая социальная система, по мнению Парсонса, должна успешно справляться с выполнением четы­рех функций.

Первая функция — адаптационная. Любая социальная си­стема должна обеспечить получение ресурсов извне и распре­делить их.

Вторая функция — функция целедостижения. Система дол­жна установить иерархию социальных целей и мобилизовать усилия для их достижения. Третья функция — функция интеграции, все отношения внутри системы должны координироваться.

Четвертая функция — функция удержания ценностного образца. Необходимо, чтобы индивидуальная мотивация со­ответствовала целям общественной системы.

Выполнение этих функций связано с использованием «энер­гии действия», основанной на природных желаниях и потреб­ностях индивида, и с нормативным регулированием всех че­ловеческих действий,^введением в культурное русло хаоса человеческих поступков.

«Снизу» общество ограничено природной средой, несущей огромный энергетический потенциал, не контролируемый чело­веком. «Сверху» общество ограничено некоей трансцендентной (запредельной обществу) высшей реальностью, лишенной физи­ческой энергии, но обладающей огромными возможностями орга­низации и контроля над человеческой деятельностью. Более вы­сокий уровень в социальной иерархии (соответственно, «система поведения организма», «система культуры») использует энер­гию, предоставленную более низким уровнем, и подчиняется нор­мам, правилам, образцам, содержащимся на более высоких уров­нях. Как только эта взаимная зависимость нарушается, подсистема попадает в зависимость от внешней среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности философского изучения общества | Социальная структура общества и социальный конфликт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.