Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как основная форма познания

Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу духовной деятельности он назвал наукой. Слово «наука» буквально означает «знание». При этом научные знания это такие зна­ния, которые проверены на практике и подтверждены ею. Для науки характерно оградительное правило, следуя которому она безжалостно отделяет различные догадки от доказанных утверждений и, тем самым, выделяет истинное, достоверное знание от суеверий, шатких предпо­ложений, домыслов. Научные знания, подобно твердой почве под но гами, позволяют человеку правильно ориентироваться в окружающем его мире, жить и действовать.

Наука — это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Объяснение и предсказание являются важней­шими функциями научного знания. Как объяснение, так и предсказа­ние осуществляется наукой на основе знания объективных связей и отношений, присущих процессам и явлениям объективного мира, по зволяющих выявить тенденции их развития и определить вероятное! ные их изменения.

Надежность (в границах возможного) научного предсказания яв ляется итогом создания теории рассматриваемого объекта, знания кон кретных условий предсказываемого процесса или явления и умения правильно, логично вычислить отдаленные последствия, результаты и перспективы развития. Научное предсказание и предвидение явля ются одним из самых ярких проявлений творческой активности науч но-теоретического мышления. Они подчеркивают значимость нау­ки как формы человеческого познания, позволяющей, опираясь на теоретическое мышление, значительно опережать эмпирический уро вень познания.

Наука как форма познания представляет собой многоплановое ян ление. С одной стороны, она предстает как совокупность теоретичес­ких знаний о реальной действительности, а с другой, выступает как

процесс познания. Наука, выступая в форме познания, является ви­дом духовной деятельности, которая производит объективно-ис­тинное, систематизированное знание. Наука это не только творческая деятельность по получению нового знания, но и результат такой дея­тельности.

Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определенных принципов и логически оформлены в виде тео­рии. Представляя собой теоретические системы, научные знания вы­ражают объективные законы функционирования природных, соци-

• альных, духовных образований.

Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развиваю­щуюся систему знаний о мире и его законах. В зависимости от при­ближенности или удаленности от практики науки разделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацеле-I ны на изучение (познание) законов природы, общества и мышления.

• Эти законы, а также структуры, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотноси­тельно к их возможному использованию. Фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Задача прикладных наук заключается

I в применении результатов фундаментальных наук для решения как

I познавательных, так и социально-практических задач. Это деле­ние наук весьма условно, поскольку прикладные науки могут раз-ниваться с преобладанием как практической, так и теоретической проблематики. Как правило, фундаментальные науки опережают при­кладные в своем развитии. Наука разделяется на множество отрас-

I лей знания (частных наук), которые различаются по предмету и ме-

1 'году познания.

Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи,

^Представляющие предмет конкретной науки.

Выделяют науки о природе, обществе и познании. Отдельные груп-

•Лы представляют технические и математические науки.

(Специфическими признаками научного знания являются: 1. Специализированные языки науки, образованные целостными Системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, Закрепленных в естественных или искусственных языках.

2. Использование своих специфических средств, применимых в | отдельных или смежных науках. (Телескопы, микроскопы, ускорите-ШИ и т.д.)

3. Применение специфических методов деятельности (см. об этом

• Ниже).

I4. Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо если нет истинности, то нет и науки. Истина - высшая ценность, ради ко­торой трудятся ученые.

5. Органическая связь с практикой или нацеленность на практику. Жизненный смысл научных дерзаний состоит в том, чтобы получен ные знания были необходимы людям, служили им «руководством к действию».

Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют так же такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость, строгость и другие.

Современная наука дисциплинарно организована. Она включает н себя различные области знания, которые взаимодействуют между со­бой и, вместе с тем, имеют относительную самостоятельность. Наука как целое представляет сложную развивающуюся систему, которая порождает все новые относительно самостоятельные подсистемы и новые объединяющие (интегративные) связи, обусловливающие фун кционирование системы науки как единого целого.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпи рический и теоретический и, соответственно этому, два уровня позна ния (см. об этом ниже). Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научною знания. Это наиболее актуально, когда области специального знания, особенно те, которые носят антинаучный характер, претендуют на ста туе науки. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нор мы исследования, научную картину мира и философские основания.

Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и цел с вые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нуж ности или ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки — истина. Ценность исследовательской деятельное ти псевдонаук в доказательстве несуществующих оснований в области знания. Отсюда вытекает разность подходов науки и псевдонауки к нормам научного познания. Нормы научного исследования неразрык ны с идеалом, на достижение которого они нацелены и вместе образу ют метод деятельности по достижению цели. Наука не боится различ ных форм доказательства, основанных на объективном подходе. Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требование науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, как целостная система связи достижений фундаментальных и прикладных наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного знания в едином функционирующем научном целом.

Третьим блоком оснований науки выступают философские идеи I и принципы, на которых базируются идеалы и нормы науки, а также I содержательные аспекты научной картины мира. Философия обеспе­чивает включение научного знания в культуру. Специфической об-I ластью научного знания является социальное (гуманитарное) знание I об обществе и процессах в нем происходящих, о человеке и «мире I человека».

Гуманитарное знание анализирует деятельность людей, в кото-| рой органично переплетены материальное и идеальное, объективное I и субъективное, стихийное и сознательное. В силу этого гуманитар­ное знание содержит знание об объективных факторах существо­вания человека и общества, а также о субъективном элементе, дела­ющем жизнь человека и общества отличной от работы агрегата, под-I чиненного законам механики. Хотя объективное в общественной I жизни проходит через сознание человека и приобретает оттенок субъективности, оно позволяет обнаружить законы его функцио­нирования.

Законы функционирования (сущность) общества изучаются наукой I об обществе, а оттенки объективного с элементами субъективности под в различными углами зрения анализируют искусство, нравственность, I религия, правосознание.

Специфической областью научного знания является медицина,

I представляющая собой систему научных знаний и практических мер,

I объединенных целью распознания, лечения и предупреждения болез-

I ней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей,

продления жизни. Сейчас трудно найти какую-либо из наук, которая

1^ так или иначе, не была бы связана с медициной, поскольку вся объек­тивная реальность влияет на человека, а человек трудится на ниве по-' чнания во всех областях и отраслях.

Одним из оснований научного знания выступают философские идеи • и принципы. Именно эти идеи и принципы выполняют роль методо-I логии науки.

Методология — это система принципов и способов организации I теоретической и практической деятельности по достижению познава-I тельных целей, а также учение о данной системе и теория метода. На I основании методологии разрабатываются или используются конкрет­ные методы той или иной науки. Метод, в широком смысле слова, пред­ставляет собой способ деятельности не только в познании, но и в лю-' бой другой сфере социальной жизни. В узком, гносеологическом I смысле, метод есть способ практической и теоретической деятельнос­ти человека, направленный на познание объекта.

1252 -0- Философия медицины -О- Раздел III -0- Глава 12

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливают многообразный спектр методов, которые могут быть квалифицирова ны по самым различным основаниям.

Все методы научного познания по степени общности и области дей ствия можно разделить на три основные группы: универсальные, об­щенаучные и специальные.

Универсальные методы характеризуют философский подход и при менимы во всех сферах познавательной деятельности человека с уче том их специфики. Содержанием универсальных методов являются общефилософские подходы к пониманию окружающего нас мира, са­мого человека, его познавательной и преобразовательной деятельное ти. Универсальные методы зависят от философских позиций познаю щего субъекта.

Общенаучные методы - методы познания, используемые во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические за кономерности познания, включая и гносеологические принципы. К общенаучным методам относятся методы наблюдения и эксперимен та, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, системный и структурно-функциональный подходы и т.д.

Специальные (частнонаучные) методы применимы в рамках толь­ко отдельных (частных) наук. Объективной основой таких методой являются законы и теории частных наук. К специальным методам от­носятся методы качественного анализа в химии, метод меченых ато­мов в биологии, метод спектрального анализа в физике и химии, ме­тод статистического моделирования при изучении систем и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности | Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.