Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема жизни




Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая форма, но включающая их в снятом виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т.п.).

Известен ряд концепций происхождения и сущности жизни:

1. Креационизм (Линней, Кювье) – жизнь суть творение высшей сущности.

2. Витализм, восходящий к учению об энтилехии тела Аристотеля, пытающийся объяснить процессы жизни действием нематериальной «жизненной силы», «жизненного порыва» (Бергсон), аналогичные идеи высказывались представителями эмерджентной эволюции (философии экстремальных ситуаций) и холизма (философия целостности, согласно которой миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности, формы материи обновляются, преобразуются, развиваются не оставаясь никогда постоянными), таким образом холистический процесс отвергает закон сохранения материи.

3. К концепциям, свойственным метафизическому материализму относят гипотезу С.Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К.Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи.

4. Теория, выдвинутая Опариным, предполагающая первоначальное образование белково-подобных комплексных коллоидных систем – коацерватов, а затем первых живых тел.

Среди материалистических теорий, предназначенных для объяснения механизма развития органического мира, важнейшими являются учение Ж.Б.Ламарка и неоламаркизм об упражнении и неупражнении органов как источнике новых признаков организмов, приобретаемых или в процессе индивидуальной жизни и якобы наследуемых. Теория естественного отбора Ч.Дарвина.

Согласно данным современной науки, в результате соединения, возникших абиотическим путем аминокислот образовалась материальная система, состоящая из двух подсистем – управляющей и управляемой (ядра клетки и цитоплазмы). Вопрос – является ил жизнь на Земле уникальной остается открытым. Поиски проявлений жизни на других небесных телах солнечной системы до сих пор не увенчались успехом. Решение вопроса о том, является ли существующая на Земле жизнь уникальной, требует экспериментального исследования и не может быть получено умозрительным путем.

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении.

Природа это часть биосферы нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием природы, создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором является труд. Возникновение общества существенным образом меняет саму природу (ноосфера). Познавая объективные закономерности природы. Воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию природы для получения необходимых человеческому обществу материальных благ.

Тем самым естественная среда «первая природа» обитания дополняется искусственной, которая представляет собой «вторую среду», т.е. совокупность вещей, не находящихся в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, приобретая все большую власть над природой, активно преобразуя ее, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять переделывать природу в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами природы, используя естественные силы и процессы. Основным показателем уровня отношений общества с природой является характер производительных сил. В условиях НТР исключительную остроту приобрела проблема охраны природы, рационального сочетания производственной деятельности общества и глобальных природных процессов нашей планеты.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм современной деятельности. Становление общества – сложный и длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. Общество – не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего, материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах. Оставаясь в постоянной зависимости от природы обществе оказывает не нее все более глубокое преобразующее воздействие, становится глобальной (а ныне и все более космической) управляющей силой по отношению к ней. При этом от общества как управляющей силы требуется особенно большая ответственность за судьбы природы как управляемой системы. Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, общество находится в процессе закономерного изменения и развития, имеющего определенную прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса общества не исключает и периодов регресса.

Основные тенденции развития общества:

1. усиление преобразующей роли и общественного характера деятельности людей,

2. совершенствование общественных отношений

3. повышение степени организованности общества

4. возрастание роли и значения общественного сознания на общественное развитие оказывает серьезной влияние природные и демографические факторы, которые, однако, не определяют развития общества в целом

Философия помогает человеку более обобщенно подойти к проблеме взаимопонимания природы и общества с чувством ответственности и осознанности к природе.

Философское поле анализа взаимоотношения человека и природы простирается от человека, взятого во всем многообразии его деятельности и его целостности, до природы в 3-х ее основных значениях: универсума, природы соотносящейся с человеческим обществом и природную основу человека.

Главный урон, который наносит человек природе – это обогащение информацией, энергией, веществом за счет природы.

Общество должно выстраивать свои отношения с природой «на равных», уважительно и этично. Человек должен чувствовать испытывать свою сопричастность к природе, должен освободиться от антропоцентристских идеалов, когда человек мыслит только о своем выживании за счет природы. Безусловно, человек должен освободиться от идеи господства над природой.

По отношению к природе человек призван быть деятельным организатором, т.е. не пассивным приспособленцем, а проявлять инициативу к поддержанию и созданию гармонии в природе.

Лозунг «назад к природе» утопичен и не реален.

Цивилизация (лат – гражданский, государственный) – совокупность материальных и духовных достижений общества.

У Канта намечается различие между понятиями цивилизации и культуры. В концепциях Данилевского и Шпенглера понятие цивилизации противопоставляется понятию культуры. Для Тойнби характерно определение цивилизации как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет демаркацию одной цивилизации от другой. В современной социологии (Уайт) цивилизация рассматривается с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет все остальные компоненты.

Раскрытие антагонистического характера досоциальных типов цивилизации связано с классовым подходом к анализу общественно-экономический формаций как закономерных ступеней движения мировой истории.

Цивилизации социального планетарного мышления и сознания являются цивилизациями нового, неантагонистического типа. Этим понятием охватывается природа и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты социально-культурной деятельности общества нового типа, его роль в решении глобальных проблем современности, общественном прогрессе человечества.

Окружающая среда – среда обитания и производственной деятельности общества. Под термином «окружающая среда» обычно понимаются природная среда, окружающая человека, нередко в это понятие включают элементы искусственной среды (жилые построения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и др.). По мере развития общественно производства и расширения сферы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку, становятся необходимыми комплексные мероприятия по охране природы.

Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью Понятие введено в науку Зюсом и развито Вернадским, который рассматривал возникновение жизни на Земле и связанное с ним образования биосферы не как появление отдельных зародышей в отдельных изолированных точках, а как мощный единый процесс образования «монолита» жизни, охвативший всю область планеты, где имелись соответствующие условия.

Антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей не внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и др.)

Уже Ксенофан видел в антропоморфизме особенности религии, наиболее глубоко и полно раскрыл значение антропоморфизма в религии Фейербах. Антропоморфизм связан с анимизмом, тотемизмом и присущ большинству современных религий. В исламе и иудаизме выступает в скрытой форме. В новое время предпринимались попытки очистить религию от наивно-антропоморфных представлений (деизм, теизм). Помимо этого антропоморфизм присущ также и отдельным научным понятиям (например сила, энергия, управление), однако этот семантический антропоморфизм не исключает их объективного содержания.

НТП. Научно-технический прогресс, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, основа социального прогресса.

Длительной время развитие науки и техники шло медленно и относительно параллельно, как бы независимо друг от друга. Техника развивалась, в основном опираясь на совершенствование приемов и способов эмпирического опыта, тайн ремесленного искусства, передававшихся по каналам исследования.

Начало НТП датируется 16-18 веками – временем необычайно бурного социального и экономического развития. Нужды торговли, мореплавания, мануфактурного производства потребовали теоретического и экспериментально решения ряда практических промышленных задач.

В общем ходе НТП выделяются особо крупные вехи, связанные с качественным преобразование производительных сил, приводящие к резкому увеличению производительности труда. Они характеризуют законы НТП. Первым этапом стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность.

Второй этап связан с развитием машинного производства, причем уже к концу 18 века наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга, современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью и сельским хозяйством, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

Главное направление современной НТР – автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Это обуславливает возможность перехода к высшим формам автоматизации – автоматизации целых цехов, заводов и на этой основе многократного увеличения производительности труда и высвобождение огромных человеческих ресурсов.

Новая ступень НТР, на которую мы поднялись связана с бурным развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, созданием робототехники, массовой компьютеризацией и т.д.

Сущность современного НТР заключается в качественном преобразовании наличных производительных сил на основе превращения науки непосредственную производительную силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.