Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок




Конституция РФ различает термины "пересмотр" и "внесение поправок". Пересмотром является изменение глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмотрения Федерального Собрания Российской федерации. Внесение поправок направлено на изменение глав 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъектами права вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, российское Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Процедура пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции РФ состоит из следующих стадий.

Во-первых, инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации (107 голосов) и депутатов Государственной Думы (270 голосов).

Во-вторых, если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание.

В-третьих, Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений:

1) подтвердить неизменность действующей Конституции; тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается;

2) разработать проект новой Конституции.

В-четвертых, если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями:

1) квалифицированным большинством в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;

2) всенародным голосованием (референдумом).

Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в референдуме, при условии, что проголосовало более половины избирателей, проживающих на территории Российской Федерации.

Такой порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан.

Иная (облегченная) процедура относится к главам 3—8. Поправки к ним принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако в силу они вступают только после одобрения законодательными органами субъектов Федерации.

Предложение о поправке должно содержать либо текст новой статьи (части, пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Предложение вносится в Государственную Думу.

Проект закона о поправке к Конституции рассматривается Думой в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

С начала 1998 года стало возможным вносить поправки в положения глав 3—8 в связи с принятием соответствующего федерального закона. А вот процедура пересмотра глав 1, 3, 9 остается неурегулированной из-за отсутствия важнейшего федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

Статья 65 Конституции РФ, которая содержит перечень наименований всех субъектов Федерации, изменяется изданием Указа Президента РФ по ходатайству органа государственной власти субъекта Федерации о его переименовании.

3. Специфика каждого государства проявляется в определенных, только ему присущих чертах. Совокупность таких черт позволяет говорить об основах его государственного строя. Этот строй, будучи закрепленным Конституцией, становится конституционным строем данной страны.

Таким образом, в узком смысле конституционный строй — это способ организации государственности и в определенной мере общества, закрепленный в Конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.

Существует множество различных определений конституционного строя, учитывающих его существенные грани и аспекты. Объединяющим в трактовке конституционного строя видными отечественными теоретиками Ю. П. Еременко, В. Т. Кабышевым, О. Г. Румянцевым является то, что они рассматривают данную категорию как систему определенных конституционных правоотношений.

Можно дать следующее определение конституционного строя в широком смысле. Конституционный строй — это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции и возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов государственной власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории — власть, суверенитет, свобода личности.

Наличие в государстве Конституции не означает,что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется прежде всего приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Реальность конституционного строя обусловливается не только наличием демократических институтов и принципов, но и их действенным функционированием. При фиктивных конституциях советского периода нельзя было говорить о существовании в государстве конституционного строя.

Появление идеи конституционного строя в России связано с радикальными экономическими, политическими и конституционными преобразованиями. Юридическое закрепление она получила на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 году. Позже шестым Съездом российских депутатов была внесена норма о "незыблемых основах конституционного строя России".

Многообразие отношений, вмещающихся в категорию конституционного строя, диктует необходимость всеобъемлющей правовой регламентации. Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих конституционный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим.

Поэтому конституционно-правовым институтом является не конституционный строй в целом, а лишь его основы, т. е. предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют базовые экономические, социальные, политические, идеологические общественные отношения.

Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя".

Основы конституционного строя — это начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и обобщенные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя — это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждается усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения главы 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям главы 1 должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

1) базовые ценности, на которые ориентируется общество;

2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование и закрепление.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт:

• основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

• политико-правовой характер;

• нормативность и общеобязательность;

• юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;

• сжатость и концентрированность изложения; • общепризнанность;

• целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из этого можно говорить об особой юридической природе норм главы 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией и всеми иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя России был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, получив развитие в Конституции РФ 1993 года.

В категории "основы конституционного строя" можно выделить следующие элементы, которые находят свое выражение в статьях главы 1 Конституции РФ.

4. В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм своего политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это — важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции Российской Федерации. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, государство разрабатывает специальные меры по соблюдению и охране прав человека от различных посягательств.

Конституция РФ как нормативный акт высшей юридической силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Однако к основным правам относятся не только те права, которые указаны в Конституции; их перечень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой или даже неэффективно.

Ядром конституционного статуса личности являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека — принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его дееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод выражаются в их конституционных ограничения.

Демократия — это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" — собирательное, конструкция человеческого разума. В статье 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие (полномочия на им же определенных условиях.

Суверенитет народа — первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, но не отождествляется ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, В свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственно свергнуть конституционный строй. Власть народа реализуется в двух формах:

• непосредственное народовластие (осуществляется народом путем прямого волеизъявления);

• представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, представляющие его).

Причем нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия.

Народ выступает как носитель власти в Российской Федерации на трех уровнях:

федеральном (как многонациональный народ всей России);

• региональном (как народ каждого из субъектов Российской Федерации);

• местном (как сообщество жителей территориальных коллективов, где действует местное самоуправление).

Народовластие предполагает право на местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления берет на себя обязательство содействовать реализации этого права и защищать.

Категория суверенитета имеет политико-правовой характер, выражая сущность правовых полномочий государства в его внутренней и внешней политике. Суверенитет — это самостоятельность и свобода нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость в международных отношениях. Если конкретизировать данное положение, то можно сказать, что суверенитет — это свойство государственной власти. Составными элементами суверенитета являются верховенство, самостоятельность и независимость.

По отношению к различным властям внутри государства суверенитет означает верховенство государственной власти. Применительно к целям и функциям государства, выбору форм и методов его осуществления суверенитет означает самостоятельность институтов государственной власти. На международной арене суверенитет означает независимость государственной власти.

Государственный суверенитет, выражающий такие существенные свойства государственной власти, как ее верховенство и независимость, реализуется посредством деятельности государства, его органов, через его правовую систему. Поэтому и равнозначны понятия — государственный суверенитет и суверенитет государства.

Государственный суверенитет — это исходящая от народа верховная власть, состоящая в самостоятельном осуществлении государственных функций в рамках национального и международного права.

Несмотря на то, что верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти могут проявляться в различных сферах общественной жизни: в экономике, законодательстве, внутренней и внешней политике, — суверенитет един и неделим.

Согласно устоявшемуся в конституционном праве подходу народ, нация и государство выступают субъектами суверенитета. Отдельными компонентами суверенитета государства являются народ и территория.

Категория суверенитета наиболее важна для федеративного государства, поскольку предполагает конкретизацию объема прав, которыми должна обладать Федерация для обеспечения ее государственного суверенитета.

Наличие неотчуждаемых прав Федерации гарантирует сохранение государством его суверенитета.

Суверенитет государства реализуется через его суверенные права, которые составляют ядро полномочий государства, тот необходимый минимум, без которого не может существовать суверенное государство. Если суверенитет как определенное свойство государственной власти нельзя измерять объемом (иными словами не может быть речи о его сужении или расширении), то суверенные права — более подвижная категория, сопоставимая с компетенцией суверенного государства. В любом случае, суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства.

К конституционным основам государственного суверенитета Российской Федерации относятся:

• верховенство Конституции РФ и федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);

• территориальная целостность и неприкосновенность границ (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ);

• право защиты своего суверенитета во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. "к" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

• единые вооруженные силы (п. "м" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ);

• единство экономического пространства, единое финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия (п. "ж" ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ);

• исключительное право на внешнеполитическую и международно-договорную деятельность (п. "к" ч. 1. ст. 71 Конституции РФ);

• управление федеральной государственной собственностью, регулирование важнейших отраслей народного хозяйства и стратегических природных ресурсов (п. "д" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ).

Российский федерализм характерен тем, что несмотря на четкую определенность положений Конституции РФ об исключительном обладании государственным суверенитетом Российской Федерацией, практика показывает, что республики, входящие в состав Федерации, по прежнему продолжают считать себя суверенными государствами, как это закреплялось в республиканских декларациях о государственном суверенитете 1990—1992 гг. и нашло отражение в Федеративном Договоре 1992 года, республиканских конституциях и других документах.

Статья 61 Конституции Республики Татарстан, например, определяет указанный субъект Федерации в качестве суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.

Другим примером притязаний на обладание государственным суверенитетом республик является Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года, где в первой же статье записано: "Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации".

И, наконец, одиозным проявлением посягательства на государственный суверенитет Российской Федерации служит подписанный в 1994 году Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия, где стороны именуют себя суверенными государствами. Данный договор — это пример явного вторжения субъекта Федерации в исключительную компетенциюРоссии в области международного признания государства.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух тенденциях толкования концепции государственного суверенитета в российском федеративном государстве. Первая, закрепленная в Конституции РФ, основывается на понятии единого, неделимого и распространяющегося на всю территорию Российской Федерации государственном суверенитете, отрицающего какую-либо возможность для субъектов Федерации иметь свой собственный государственный суверенитет.

Вторая тенденция, напротив, заключается в признании суверенитета за республиками в составе Российской Федерации в силу того, что в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ они называются государствами. Такой подход характерен для внутригосударственных договоров и законодательства республик. Исходя из такого понимания делается вывод, что в России наблюдается сочетание двух суверенитетов в рамках одного государства. Суверенитет федеративного государства как бы поглощает суверенитет входящих в него республик. Тенденция множественности государственного суверенитета таит в себе определенную опасность для существования единого целого федеративного государства.

Внешним проявлением государственного суверенитета являются символы государства — государственный флаг, герб, гимн. В Российской Федерации они устанавливаются федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят. Сейчас государственная символика России определена указами Президента РФ. Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношения государственные символы Российской Федерации, поскольку в них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях государства. Столицей России является город Москва, статус которой определяется федеральным законом.

 

 

Тема 3. Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина РФ

1. Понятие и сущность конституционно-правового положения личности в Российской Федерации.

2. Гражданство в РФ (принципы гражданства в РФ, основания приобретения и прекращения, порядок решения вопросов российского гражданства)

3. Основания, порядок приобретения и прекращения российского гражданства.

4. Основы конституционно-правового положения иностранцев и лиц без гражданства в РФ. Политическое убежище.

5. Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита.

6. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ.

7. Конституционные условия ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ.

 

1. Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой категории "человек", "личность", "гражданин".

Понятие "человек" характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие "личность" характеризует человека с социальной стороны как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие "гражданин" характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека — охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов. Это универсальная категория, вытекающая из самой природы человека возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования. Права человека — общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни и окружающей среды;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

• их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина; для реализации большинства других прав требуется, чтобы он был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством (в отличие от этого права человека не всегда выступают как юридические категории; они могут существовать и как моральные, социальные понятия независимо от их государственного признания и законодательного закрепления,вне связи человека с конкретной страной).

Свобода личности — это тоже право гражданина, новыражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений.

Положение личности определяется разнообразными социальными нормами (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют ее связи с обществом в целом. Все это характеризует собой общественное положение личности. Частью этого положения является правовой статус, который характеризует отношения личности только с государством.

Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус (конституционный) — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности во всех основных сферах жизни общества и государства.

Специальный правовой статус — это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие); он позволяет осуществлять специальные функции. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуальный статус — это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).

Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством — основные права, свободы и обязанности. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым, все остальные статусы производны от него или дополняют его.

Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности — ст. 64 Конституции РФ. Понятие "основы" отражает систему взаимоотношений государства и личности. Она включает в себя следующие элементы:

1) правовые отношения, связанные с гражданством, так как наличие гражданства данного государства является условием полной правосубъектности лица;

2) общие принципы правового статуса личности:

• всеобщность;

• равенство;

• непосредственное действие;

• гарантированность, защищенность государством;

3) основные права и обязанности, составляющие важнейший институт конституционного права;

4) гарантии прав и свобод граждан;

5) ограничения прав и свобод.

2. Одним из непременных условий существования государственно организованного общества является требование юридического закрепления факта постоянного проживания населения на территории государства. Такая правовая связь лица с государством оформляется посредством гражданства.

Исходя из особенностей правового положения жителей государства обычно различают следующие категории физических лиц:

• собственно граждан, т. е. лиц, имеющих документальное подтверждение гражданства данного государства;

• иностранных граждан, т. е. лиц, имеющих документальные доказательства принадлежности к другому государству;

• лиц без гражданства (апатридов), т. е. лиц, утративших или не имевших документов о принадлежности к какому-либо государству;

• лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов), т. е. лиц, имеющих наряду с гражданством данного государства гражданство другого государства в соответствии с национальным законом или международным договором.

Гражданство, будучи основой правового положения личности в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Обладая гражданством, человек полу- чает возможность в полной мере реализовывать свои права и свободы, но вместе с тем он несет ответственность перед государством, которое обязан защищать.

В юридической науке понятие "гражданство" имеет различные значения:

субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

• правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;

• правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

В настоящее время вопросы российского гражданства регулируются Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступившим в силу 6 февраля 1992 года. С момента принятия Закон претерпел определенные изменения, внесенные Законом РФ от 17 июня 1993 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР", Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие данного Закона, Федеральным законом от 6 февраля 1995 года "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", а также Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 года, признавшим п. "г" ст. 18 Закона не соответствующим Конституции РФ.

Необходимо учитывать, что Закон о гражданстве принимался в сложной для России политической и социальной обстановке. Несмотря на очевидные пробелы и недостаточно четкие формулировки, содержащиеся в Законе, он в основном решил главную задачу по определению правового положения бывших граждан СССР, проживавших на территории России, в качестве граждан нового суверенного государства — Российской Федерации. Положительным следствием реализации Закона стало появление 4,5 млн. новых граждан Российской Федерации, переселившихся из государств — бывших республик Советского Союза.

Еще одним шагом в регулировании отношений гражданства стал Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 5 марта 1999 года, где институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности. Поэтому, рассматривая вопросы российского гражданства, следует исходить из того факта, что Российская Федерация является правопреемником и правопродолжателем Российского государства, Российской империи, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Закон о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Последнее положение налагает на государство обязательство соблюдать международные нормы, устанавливающие права и основные свободы человека. Основополагающим международно-правовым документом в этой области является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, в которой сказано, что каждый человек имеет право на гражданство, и что никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

Субъективное право индивида на гражданство Российской Федерации проявляется в наиболее демократичном характере его принципов, способов приобретения и утраты по сравнению со странами СНГ, не говоря уже о странах Балтии. Российский закон о гражданстве в полной мере соответствует основополагающим международно-правовым актам, регулирующим вопросы гражданства (Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенции о правах ребенка 1959 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.).

В главах первой и второй Конституции Российской Федерации 1993 года закрепляются основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с международными стандартами Конституция РФ и федеральное законодательство о гражданстве в качестве основных принципов российского гражданства установили принцип открытости российского гражданства, недопустимость лишения российского гражданина своего гражданства, невысылки и невыдачи российского гражданина, защиты и покровительства своих граждан за пределами государства, принцип единого и равного гражданства, возможность иметь двойное гражданство.

Российское гражданство — гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств, а только от воли человека принять или выйти из российского гражданства. Следовательно, только от волеизъявления гражданина зависит приобретение или утрата российского гражданства, а не от политической обстановки в стране или желания (нежелания) должностных лиц различных государственных органов. Конечно, приобретение или прекращение российского гражданства не является односторонним актом, зависящим от усмотрения только самого гражданина. Для этого необходимо согласие государства. Таким путем, в частности, обеспечивается одно из важнейших условий института гражданства, а именно — закрепление устойчивой связи между гражданином и государством.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Эта норма положила конец тому политическому беспределу, когда гражданин нашей страны, критически настроенный к правящему режиму, высылался за границу, с тем чтобы не иметь возможности оказывать воздействие на общественную жизнь своей Родины, как правило, с одновременным лишением его гражданства. Закрепление в ст. 13 Конституции принципа идеологического плюрализма сняло вопрос о высылке по политическим мотивам, так как граждане России вправе придерживаться различной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь.

Российский гражданин не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Однако существует ряд ситуаций, когда нормы Конституции 1993 года вступают в коллизии с нормами международных конвенций и договоров, ратифицированных до ее принятия. Так, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года, ратифицированная СССР в 1969 году, отмечает, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового сообщества, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления. В связи с этим не применяются сроки давности и устанавливается, что государства — участники данной Конвенции должны принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, виновных в этих преступлениях.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защ иту и покровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина государства перед лицом без гражданства:государство заботится о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внутри страны, так и за ее пределами.

Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам России была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами, обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы.

Соответствующие должностные лица на территории иностранного государства в этих целях имеют право:

• встречаться с российскими гражданами, давать советы и оказывать содействие, включая меры правовой помощи;

• посещать граждан РФ, арестованных, задержанных или отбывающих срок тюремного заключения, оказывать им юридическую помощь.

При этом компетентные органы страны пребывания обязаны уведомить дипломатические представительства Российской Федерации об аресте или задержании российского гражданина и оказать содействие в проведении встречи с ним.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что все лица, имеющие российское гражданство обладают одинаковым конституционно-правовым статусом независимо от времени и способов его приобретения.

Специфика федеративного устройства российского государства обусловила существование, наряду с гражданством Российской Федерации, гражданства республик. Согласно ст. 2 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" "граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики", то есть имеют гражданство республики.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства относятся к исключительному ведению Российской Федерации, что гарантирует единство российского гражданства. Это означает, что российское государство регламентирует как федеральное гражданство, так и обязательные для субъектов Федерации общие положения, касающиеся гражданства, которые и призваны обеспечить равенство правового положения российских граждан. Таким образом, устанавливается правило, характерное для большинства федеративных государств, согласно которому гражданство субъектов Федерации является производным от гражданства Федерации. Превращение российского гражданства влечетза собой прекращение гражданства республик.

Законодательство республик не должно противоречить федеральному, устанавливающему основания и порядок при- обретения и прекращения гражданства, порядок обжалования решений по вопросам гражданства.

После долгих лет отрицания в России признается двойное гражданство, означающее, что российский гражданин одно- временно может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). Это означает, что российский гражданин одновременно может иметь гражданство другого государства или других государств, а также возможность для иностранных граждан принимать гражданство Российской Федерации, не отказываясь от своего предыдущего гражданства.

Принадлежность лица одновременно к гражданству двух и более государств (бипатризм) должно подтверждаться соответствующими документами. Двойное гражданство может возникать как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство другого государства, если он одновременно не утрачивает прежнее гражданство.

Наряду с территориальными изменениями и миграцией населения основной причиной возникновения двойного гражданства является коллизия в законодательстве разных государств по вопросам приобретения и прекращения гражданства.

Особенность статуса бипатрида ярко проявляется в случае его нахождения на территории третьего государства, тоесть государства, гражданином которого он не является. В данном случае бипатрид рассматривается как лицо, имеющее только одно гражданство. Причем, чаще всего это будет гражданство того государства, на территории которого он постоянно проживает. Если установить это трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано.

Устанавливая норму о двойном гражданстве, российский законодатель прежде всего ориентировался на граждан государств — бывших республик Советского Союза. В СНГ за пределами государств своей национальности живут 70 млн. человек: например, в Казахстане около 6 млн. человек принадлежит нетитульной национальности (38% от всего населения страны), в Латвии — 900 тыс. человек (37%).

Отношения по поводу двойного гражданства регламентируются специальным межгосударственным соглашением. На сегодняшний день такие соглашения заключены Россией с Туркменистаном и Таджикистаном. Статус лица с двойным гражданством, согласно этим соглашениям, включает в себя следующие положения:

• лицо, состоящее в гражданстве обеих стран, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает;

• социальное обеспечение лиц, состоящих в гражданстве таких стран, производится в соответствии с законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями;

• лица с двойным гражданством проходят обязательную военную службу в том из двух государств, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. При этом лица, прошедшие обязательную военную службу в одном из них, освобождаются от призыва на военную службу в другом;

• лица, состоящие в гражданстве обеих стран, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из этих стран. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве предоставляются тем государством, на территории которой они постоянно проживают, либо, по их просьбе, другим государством, гражданство которого они также имеют.

На данный момент в Российской Федерации не принят закон, регулирующий порядок и условия приобретения гражданства иностранных государств. Поэтому до принятия данного закона вопросы двойного гражданства будут решаться исключительно посредством заключения международных соглашений. Однако даже после принятия соответствующего федерального закона приоритет в данном вопросе будет отдан международным соглашениям, поскольку реальное приобретение гражданства иностранного государства с последующей реализацией прав и свобод индивидом возможно лишь при наличии соответствующего международного соглашения. Все вышеперечисленные конституционные принципы российского гражданства являются основой длявсего законодательства о гражданстве.

3. Гражданство в России приобретается по следующим основаниям, предусмотренным Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации":

1) в результатеего признания;

2) по рождению;

3) в порядке его регистрации;

4) в результате приема в гражданство;

5) в результате восстановления в гражданстве;

6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ;

7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

Для признания гражданства Российской Федерации после распада СССР избран наиболее демократичный "нулевой вариант". Гражданами России признаются все граждане бывшего Советского Союза, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, т. е. на 6 февраля 1992 года.

Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов "права крови" или "права почвы". В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором — гражданство того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой Преобладающее значение "права крови" сочетается с известным влиянием "права почвы". К таким государствам относится и Российская Федерация.

Статья 14 Закона "О гражданстве Российской Федерации" говорит о том, что "ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения", т. е. определяющим фактором является "право крови". Однако наше государство заинтересовано в увеличении числа своих граждан, поэтому в спорных или других случаях применяется принцип "права почвы". Так, находящийся на российской территории ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином России.

Ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является российским гражданином. Если хотя бы один из родителей — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, ребенок признается гражданином России независимо от места его рождения и воли родителей.

Если один родитель — гражданин РФ, а второй — иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей до исполнения ему 1 года. Если же такое соглашение своевременно не было оформлено, при возникновении спорной ситуации ребенок приобретает российское гражданство, ибо закон всегда на стороне родителя, имеющего гражданство Российской Федерации.

Приобретение российского гражданства в порядке регистрации — новое положение в законодательстве. Это упрощенный порядок получения российского гражданства, который распространяется" прежде всего на граждан бывшего СССР, проживающих на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывших для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании при- обрести российское гражданство. При регистрации российского гражданства лицо должно обратиться в органы внутренних дел или консульские учреждения с заявлением и соответствующими документами, уплатив госпошлину (10% от минимального размера оплаты труда).

Людей, приехавших в Россию на постоянное место жительства из государств — бывших республик СССР, ст. 13 и п. "г" ст. 18 Закона о гражданстве фактически делили на две неравноправные категории. Те, кто успел вернуться до 6 февраля 1992 года, получали гражданство в порядке признания, а те, кто вернулся позже, — в порядке регистрации. Один из таких "бывших" россиян — А. Б. Смирнов, который родился в 1950 году на территории РСФСР, в 1979 году переехал в Литву, но гражданство там не приобретал, а в декабре 1992 года вернулся в Россию на постоянное место жительства. Когда он обратился в органы внутренних дел за получением вкладыша к паспорту гражданина СССР, то получил отказ и предложение оформить российское гражданство в порядке регистрации. Он с этим не согласился, так как считал себя гражданином РФ, и обжаловал решение органов внутренних дел в судебном порядке. Дело дошло до Конституционного Суда РФ, который признал неконституционным п. "г" ст. 18 Закона о гражданстве. В своем решении он указал, что государство гарантирует всем равенство в правах и свободах независимо от места жительства.

Следовательно, установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции Российской Федерации. Все состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая право на гражданство.

В настоящее время данный пункт ст. 18 Закона о гражданстве не должен распространяться на лиц:

• которые родились на территории, входившейна момент их рождения в состав России;

• являлись гражданами бывшего СССР;

• не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к российскому гражданству;

• выехали ранее за пределы России, но в пределах СССР, на постоянное место жительства;

• не являются гражданами других государств, входивших ранее в состав бывшего СССР;

• вернулись на постоянное жительство в Российскую Федерацию.

Если данное лицо отвечает всем требованиям, то гражданство ему оформляется в порядке признания. При этом Конституционный Суд указал, что должны быть установлены определенные формы уведомительной регистрации для таких лиц для того, чтобы подтвердить прибытие бывшего гражданина СССР на территорию Российской Федерации и отсутствие у него гражданства другого государства. Такая уведомительная регистрация должна иметь исключительно учетный характер; от ее наличия (отсутствия) не должно зависеть приобретение (прекращение) гражданства Российской Федерации.

Следующим распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Такой прием гражданства иностранца или лица называется натурализацией. Она осуществляется на основе личного,ходатайства, которое подается на имя Президента РФ; прием в гражданство оформляется актом главы государства.

Обычно натурализация имеет место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства — так называемый ценз оседлости. В России он составляет для иностранцев и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывного проживания непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое.

Прием в гражданство — это акция двусторонняя. Одной стороной выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, другой — государство. Никакое государство не может относиться к этому безразлично, поэтому Закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает случаи, когда прием в гражданство не допускается. Отклоняются ходатайства лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение существующего конституционного строя;

б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;

в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.

Следующим способом является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило.

По Закону РФ "О гражданстве Российской Федерации" на восстановление российского гражданства прежде всего могут претендовать бывшие граждане России, которые были усыновлены иностранцами или над которыми была установлена опека или попечительство иностранными гражданами. К этой же категории относятся молодые люди, гражданство которых изменилось автоматически с гражданством родителей, переехавших на постоянное место жительства в другое государство. Указанные лица по достижении совершеннолетия (с 18 до 23 лет) могут восстановить российское гражданство.

Гражданство может быть возвращено лицам, лишенным (утратившим) его без их свободного волеизъявления. Восстановление гражданства осуществляется по инициативе бывших граждан РФ в упрощенном, т. е. регистрационном порядке.

Существует и такой способ приобретения гражданства, как оптация. Выбор гражданства (оптация) имеет место в случае, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого государства. Различается позитивная оптация, т. е. сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация — отказ от бывшего гражданства и получение нового.

Кроме отношений по приобретению гражданства федеральное законодательство регулирует и порядок его прекращения. Прекращение гражданства допускается только на основе добровольного желания лица.

Российское гражданство прекращается вследствие выхода из гражданства по ходатайству гражданина. Закон устанавливает обстоятельства, препятствующие выходу из гражданства: неисполнение обязанности перед государством, существенные имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами (до исполнения этих обязательств). В то же время Закон устанавливает ситуации, при наличии которых выход из российского гражданства не допускается: если получена повестка о призыве ходатайствующего на действительную военную службу (до ее прохождения или освобождения от нее в соответствии с Законом); если в отношении него возбуждено уголовное дело (до окончания производства по делу) или имеется вступивший в законную силу приговор суда (до отбытия наказания или освобождения от него).

Гражданство Российской Федерации прекращается также в результате негативной оптации, т. е. когда гражданин выбрал гражданство другого государства. Выход из гражданства может осуществляться в упрощенном, т. е. регистрационном порядке. Основанием для рассмотрения вопроса в таком порядке является иностранное гражданство одного из родителей, супруга или ребенка.

Только в одном случае Закон предусматривает прекращение гражданства без согласия лица. Это относится к натурализованным гражданам Российской Федерации, которые получили гражданство РФ на основе заведомо ложных сведений или фальшивых документов. Факт обмана устанавливается судом. В соответствии с принципом индивидуальной ответственности за вину лишение российского гражданства не распространяется на членов семьи лица, которое было уличено в предоставлении фальшивых документов, если они об этом не знали. Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства — пять лет. По прошествии этого срока российское гражданство, полученное даже на основе фальшивых документов, отменено быть не может.

4. Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными изъятиями.

В настоящее время в Российской Федерации действует Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" 1981 года, однако разрабатывается проект соответствующего федерального закона.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются права и возлагаются обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать государственные должности или осуществлять некоторые виды трудовой деятельности, не имеют права проводить и участвовать во многих публичных мероприятиях на территории Российской Федерации и т. п.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законом иностранные граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом, могут принимать участие в местном референдуме и выборах в органы местного самоуправления, если они проживают на территории данного муниципального образования.

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы. Россия имеет право отказать в получении визы иностранцам и лицам без гражданства в следующих случаях:

• если это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;

• если в период своего предыдущего пребывания они были осуждены за совершение особо тяжкого преступления, либо были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке — в течение 5 лет после отбытия наказания или в течение одного года со дня выдворения;

• если онине предоставили необходимые документы для получения визы;

• если они не предоставили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.

Апатризм (состояние безгражданства) представляет собой отрицательное явление, поскольку лица без гражданства не могут притязать на защиту их прав каким-либо государством. Политика мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатридов, находящихся на их территории. Апатризм возникает у беженцев, которых вынуждают покидать Родину вооруженная борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, военные конфликты, антигуманные акты собственного правительства и демографическая ситуация в стране.

Ко всем категориям населения страны относятся обязан нести соблюдения законов страны пребывания, уважение прав и интересов граждан.

Представляют интерес положения нового Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", отнесшего к категории соотечественников лиц, имеющих двойное гражданство, одно из которых — российское, постоянно проживающихзапределами Российской Федерации. Такое выделение обусловливается гражданской принадлежностью этих лиц со всеми вытекающими политико-правовыми последствиями. Российское государство в соответствии с названным Законом должно строить внешнюю и внутреннюю политику, учитывая необходимость оказания государственной поддержки и помощи соотечественникам за рубежом.

В частности, в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина Россия, используя разнообразный набор мер, должна способствовать обеспечению следующих прав соотечественников:

• свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;

• устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Россией, получать информацию из нее;

• создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;

• участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;

• участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Российской Федерацией;

• осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в Российскую Федерацию.

При этом, обязательным условием такой государственной поддержки и помощи соотечественникам является соответствие данных мер общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, а также законодательству иностранных государств.

Юридически закрепленная возможность получения лицом разрешения на проживание в другом государстве именуется правом убежища. Иностранным гражданам и лицам без гражданства российское государство может предоставить право убежища, которое состоит в гарантии безопасности лица на российской территории, в невысылке и невыдаче его стране, где оно будет подвергнуто преследованию, в предоставлении этому лицу основных прав и свобод государства. Государство само определяет, кому и на какой срок оно предоставляет убежище с учетом своих национальных интересов.

Новое положение о порядке предоставления Российской федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года, основано на провозглашенном принципе, что политическое убежище предоставляется лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации.

Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым в стране своей гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Предоставление политического убежища производится по ходатайству заинтересованного лица Указом Президента Российской Федерации.

Предоставление убежища означает обязанность государственных органов не выдавать лиц, преследуемых за политические убеждения и за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением, поскольку передача иностранному государству грозит им репрессивными мерами, вплоть до лишения жизни. Однако лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности России, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление. Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД и ФСБ. В Российской Федерации, согласно международно-правовым нормам, дипломатическое убежище не предоставляется.

5. Действующая российская Конституция как нормативный акт высшей юридической силы закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации.

К основным относятся не только те права, которые указаны в конституционных нормах; их перечень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны.

Основное право (свобода) — это установленная Российским государством возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами как в личных, так и в общественных интересах.

Основная обязанность — это установленная Российским государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Совокупность субъективных прав, свобод и юридических обязанностей, определяющих правовой статус гражданина, образует систему. Основу ее составляют конституционные права, свободы и обязанности граждан. Последние разнообразны по своему характеру и содержанию, выражают коренные связи, сложившиеся между Российским государством и его гражданами, составляя неразрывное целое. Это не исключает группировку основных прав, свобод и обязанностей по одному или нескольким направлениям.

Нормы института основных (конституционных) прав и обязанностей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспечения указанных прав.

Будучи комплексным, институт прав человека содержит нормы различных отраслей права. При этом каждая из них затрагивает лишь одну грань многообразных отношений (семейных, трудовых, земельных, гражданских, экологических, налоговых, административных и др.), связанных с осуществлением человеком своих прав. Надо помнить, что только конституционное право рассматривает права человека в целом.

Конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Нормы других отраслей прав регламентируют эти отношения более детально. Конституционный с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.235 сек.