Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели внутрифирменного предпринимательства




Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:

– активизации и использования творческого потенциала сотрудников;

– повышения эффективности использования ресурсов предприятия;

– быстрой реакции на изменения потребностей рынка;

– быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т. п.);

– создание основы для дальнейшего развития производства.

Внешние атрибуты предпринимательства – свидетельство о регистрации предприятия, фирменное название, печать – при всей необходимости еще не означают организацию предпринимательской деятельности. Предприниматель должен соединить, обеспечить взаимодействие, установить функциональные связи между элементами предприятия: недвижимость, оборудование, наемные работники, денежные средства, т.е. заниматься внутрифирменным предпринимательством. Для успешной предпринимательской деятельности необходима продуманная функциональная структура; рациональная система управления; четко поставленные цели, соизмеренные с ресурсами, т.е. предприятие должны быть определенным образом организовано.

Организационная структура предприятия характеризуется системой логически взаимосвязанных подразделений, объединяющих аналогичные функции работников, материальные средства и технические элементы производства.

Функциональная структура включает подразделения, соответствующие основным предпринимательским функциям; отделы производства, маркетинга, качества, финансов, сбыта, снабжения и кадровая служба.

Линейная структура включает работников, выполняющих одинаковые функции, она создается для эффективного руководства персоналом и характерна для малых производств.

Дивизионная структура предполагает создание в рамках функциональных подразделений мелких образований (групп, бюро), выделяемых по видам продукции, характеру обслуживаемых потребителей и по географическим регионам.

Для реализации нового предпринимательского проекта целесообразно образование проектной структуры, временного коллектива работников, которые возвращаются в свои структурные подразделения после завершения проекта. Если наложить проектную структуру на функциональную, то образуется матричная структура, отличающаяся гибкостью, способностью к изменениям в зависимости от целей предприятия и условий производства.

Организационная структура зависит от внешней среды предприятия и должна строиться в соответствии со стратегическими целями, характером процесса производства и особенностями применяемой технологии. В зависимости от сочетания технологических элементов и особенностей рынка при структуризации предприятия необходимо выбрать централизованное или децентрализованное управление его деятельностью.

Система управления зависит, прежде всего, от организационно-правовой формы предприятия и включает уровень управления, управляющие органы, их права и обязанности. Каждый уровень управления состоит из решений, ответственности за них, полномочий, контрольных и координационных действий.

Централизованная система управления обеспечивает более эффективное внутрифирменное руководство, координацию, гарантирует действенный контроль и сбалансированность развития всех подразделений предприятия.

Децентрализованная структура стимулирует инициативу низших звеньев, способствует улучшению взаимодействия между подразделениями, уровнями управления и отдельными исполнителями. Данные структуры целесообразны в условиях динамичных рынков, активной конкуренции, диверсификации производства, технологических совершенствований. Значимость децентрализации увеличивается по мере роста размеров предприятия и усложнения целей его развития. Определение таких целей является основой первоначальных управленческий действий предпринимателя, связанных с решением многих проблем. Первая из них – найти себя в хозяйственном пространстве. Для этого предпринимателю необходимо изучить состояние рынка, предложение и спрос на те или иные товары, предусмотреть возможность получения льгот, заемных и налоговых, определить общие условия инвестирования денег.

Определив хозяйственную нишу, предприниматель должен установить специализацию своего предприятия. Необходимо оценить возможности будущих потребителей, получить все возможные сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии будущего производства.

Для формирования производственной базы предпринимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные или складские помещения, оборудование, станки, приобрести сырье, материалы и полуфабрикаты, привлечь рабочую силу. В этих целях предприниматель устанавливает партнерские связи.

Следующий важный шаг связан с принятием управленческого решения по финансированию предприятия. Собственных средств, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть путем выпуска акций или собственных деловых обязательств, или получения займов в коммерческих банках. Представление кредитов предприятиям сопровождается различными видами страховых операций, т.е. предприниматель должен вступать в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями.

Основная проблема предпринимателя – создание жизнеспособного отлаженного предприятия, в рамках которого работники четко сознают цель своей деятельности и способы ее достижения. Следовательно, предпринимательское управление новым предприятием требует:

- концентрации внимания на рынке;

- финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании денежных средств;

- создания высшего управленческого звена;

- умения определять участия наиболее эффективного применения своих сил и способностей.

Таким образом, важным фактором предпринимательства является умение определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей, особенно в сфере эффективного, целенаправленного управления деятельностью.

На предприятиях в условиях рынка решаются две взаимосвязанные задачи: произвести и реализовать продукцию. Для этого необходимо знать, какой ассортимент и в каком количестве производить, т.е. заняться маркетингом на входе в производственную систему и на выходе из нее. Далее изучаются ресурсы и источники их получения, выбирается и планируется технология, определяется состав и квалификация кадров. Главной задачей экономики предприятия является определить возможности превышения доходов от реализации над расходами на приобретение и переработку (использование) ресурсов, т.е. обеспечить самоокупаемость.

Для осуществления преобразования ресурсов предприятие должно иметь организационную структуру и структуру управления, а также планировать определенную технологию. Технология предполагает использование ресурсов: материалов, кадров, технических элементов, а также решение задач обеспечения качества всех процессов и продукции, которые, в свою очередь, определяют конкурентоспособность предприятия.

Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рисунок 4.1).

 

 
 

 


Рисунок 4.1 – П

 

Потребности, формирующие предпосылки для возникновения интрапренерства

 

Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.

Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция появления новых технологий, которые необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства на действующих предприятиях позволяет им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.

На крупных предприятиях, работающих достаточно стабильно и успешно, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связаны непосредственно с основной деятельностью предприятия, т. е. наблюдается консерватизм. Предприятия с традиционной структурой управления, как правило, действуют на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне регламентирующих их жизнедеятельность.

На предприятиях предпринимательского типа создается атмосфера поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения, имеется возможность превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца предприятия, партнера, существуют и другие виды заинтересованности. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предприятия и позволяет преодолеть барьеры на пути его гибкого роста.

Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель (интрепренер) должен быть поступательно нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата. Такой подход раскрепощает работников, руководителей подразделений, позволяет им проявить предпринимательский талант. Но руководство фирмы (корпорации) для развития внутреннего предпринимательства должно создать своего рода сеть для поддержки интрапредприятий, специальные структурные подразделения – венчурные группы, отделы нововведений и др. Первое слагаемое создаваемой сети – формирование финансового обеспечения рискованных проектов внутрифирменных предпринимателей.

Как показывает зарубежная практика, это могут быть общекорпоративные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, самостоятельные средства внутренних подразделений, специальные фонды для финансирования рискованных проектов. Но чтобы использовать эти фонды и источники финансовых средств, внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство корпорации (фирмы) в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав свой бизнес-план. Отдельные фирмы разрешают внутренним предпринимателям выпускать собственные акции (своего внутрифирменного рискованного предприятия) и продавать их внутри фирмы. Правда, по российскому законодательству, акции могут выпускать только акционерные общества. Прообразом организации внутрифирменного предпринимательства на российских фирмах можно считать организацию арендного подряда, организацию внутреннего хозрасчета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.