Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие систематизации нормативных правовых актов и ее назначение




Соотношение системы права и системы законодательства в Республике Беларусь.

Система права и система законодательства – это тесно взаимосвязанные, но несовпадающие и самостоятельные категории, которые представляют собой два аспекта права. Они соотносятся между собой как содержание и форма, при чем, система права – это его содержание, а система законодательства – это его форма. Система права – это объективное правовое явление, в том смысле, что является отражением реально существующей системы общественных отношений. И в связи с этим следует отметить, что система права строиться не по субъективному, произвольному усмотрению, а на основе реально существующей объективной действительности. Система законодательства строиться по иному принципу, в её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью практики. Деление системы законодательства на главы, параграфы, разделы, статьи, пункты, производиться на основании усмотрений правотворческих органов. ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: Право не существует вне законодательства. Они взаимосвязаны и соотносятся как содержание и форма. Именно в законодательстве нормы права получают своё реальное выражение и в этом смысле система права и система законодательства совпадают. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. А норма права и статья нормативно-правового акта не всегда совпадают, бывают случаи, когда в одной статье нормативно-правового акта расположено две или более норм, и наоборот, когда одна норма расположена в двух или более статьях. Статья нормативно-правового акта не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция), отдельные структурные элементы нормы могут располагаться в другой статье этого же или даже другого нормативно-правового акта. В одном и том же нормативно-правовом акте могут содержаться нормы различных отраслей права, а значит, имеет место несовпадение ни по предмету, ни по методу правового регулирования. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ Правовая система в отличие от системы права характеризует исторические, правовые и культурные отличия систем права разных государств. Правовая система – это предельно широкое и собирательное понятие, охватывает всю правовую организацию данного общества. Охватывает собой не только систему права и систему законодательства, но и всю остальную часть юридической надстройки, а именно правовую культуру, правосознание, совокупность правоохранительных органов, юридическую практику и т.д. В юридической литературе имеют место три варианта соотношения системы права и правовой системы: Правовая система = система права + система законодательства. Правовая система = система права + система законодательства + система правоохранительных органов. Правовая система = система права + юридическая практика +правовая идеология. Таким образом, понятие правовой системы шире, объемнее, чем понятие система права. Понятие системы права и правовая система соотносятся между собой как часть и целое.


Систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему;

Нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность государственных органов, негосударственных институтов, отдельных лиц по упорядочению нормативного правового материала, приведению его в стройную согласованную систему. При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность и раздробленность нормативных актов; они упорядочиваются и располагаются в соответствии с определенными признаками. Осуществляя систематизацию, гос-ные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства. В науке и юридической практике различают несколько основных видов систематизации НПА-ов: инкорпорация, кодификация, консолидация.
Инкорпорация-это такое объединение нормативных актов,при котром они полностью или частично помещаются в различные сборники без изменения их нормативного содержания.Правовой материал может объединяться в хронологическом,предметном(систематическом) или алфавитном порядке.Инкорпорация называется официальной,если она осуществляется уполномоченными на то гос-ными органами.Примером официального инкорпорированного сборника является Нациоанльный реестр правовых актов РБ,издаваемый с 1999г.Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми другими органами или лицами по собственной инициативе(например,сборники НПА-ов,составленные учеными или юристами-практиками).
Кодификация-такой вид систематизации,который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала,но и изменение его содержания.Это наиболее сложный вид систематизации,т.к.он представляет собой правотворческую деятельность.В процессе кодификации осуществляется «расчистка»законодательства от устаревших положений и происходит обновление нормативных установлений.Изложенный в кодексах материал,хотя и имеет сложную структуру,отличается внутренним единством,поскольку построение его осуществляется на единых принципах.Формами кодификации являются кодексы,уставы,положения,правила.Поскольку в содержание кодификации всегда входит правотворческий процесс,она может осуществляться только официальными органами,наделенными соответствующими правотворческими функциями.
Консолидация-вид систематизации,в процессе которого происходит объединение в одном НПА разрозненных актов,регулирующих один и тот же вид общественных отношений.В результате консолидации сам нормативный материал не перерабатывается,однако возможно исключение отдельных норм для устранения дублирований и противоречий.
Ещё одной разновидностью упорядочения НПА-ов является учёт законодательства.Сущетсвует несколько видов учета.Журнальный учет в настоящее время применяется крайне редко.Более совершенный вид учета-картотечный.Однако наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет,осуществляемый при помощи специальных информационных банков данных(база Национального центра правовой информации,электронная версия Национального реестра правовых актов РБ,правовая база данных «Консультант Плюс»).

Свод законов Республики Беларусь является полным систематизированным собранием законодательных актов Республики Беларусь, поддерживаемым в актуальном состоянии и издаваемым в электронной форме.

Формирование и издание Свода законов Республики Беларусь осуществляются Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

В целях содействия реализации нормативных правовых актов подготавливаются и издаются сборники и собрания нормативных правовых актов.

Сборники и собрания нормативных правовых актов издаются непосредственно нормотворческими органами либо по их поручениям иными государственными органами (организациями).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.