Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика субъектов предпринимательской деятельности




ЛЕКЦИЯ № 3

 

Вопрос 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности

 

Субъект предпринимательской деятельности – это лицо, которому в соответствии с действующим законодательством предоставлено право заниматься предпринимательской деятельности.

Понятие «субъект предпринимательской деятельности» следует отличать от понятия «субъект предпринимательского права». К последним относятся все лица, выступающие носителями предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Категория «субъект предпринимательского права» представляется более широкой по сравнению с термином «субъект предпринимательской деятельности». В частности субъектами предпринимательского права выступают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования), государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности. К ним также относят так называемые «неправосубъектные образования»: крестьянские (фермерские) хозяйства, холдинги, ФПГ, страховые пулы.

Перечень субъектов предпринимательской деятельности во многом совпадает с перечнем субъектов предпринимательского права. Исключение составляют публичные образования и государственные органы.

Вопрос об исключении последних из перечня субъектов предпринимательской деятельности является достаточно спорным. Причиной тому служит уравнивание в правах публичных образований и юридических лиц. В частности согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ к такого рода субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей названых субъектов.

В свою очередь, отстаивая изложенную выше точку зрения, приведем ряд аргументов.

Во-первых, действующее законодательство не допускает совмещение предпринимательской деятельности с функциями гражданских служащих. Согласно ст. 17 ФЗ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Во-вторых, российское законодательство запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления заниматься предпринимательской деятельностью (то есть быть субъектами предпринимательской деятельности). Так, ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов (ст. 15).

В-третьих, специальный характер правоспособности публично-правовых образований отмечается КС РФ (Определение КС РФ № 145-О от 1 октября 1998г., Определение КС РФ № 139-О от 4 декабря 1997г.): публичные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права – граждан и юридических лиц. Именно поэтому они не могут, по мнению КС РФ, выступать в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения.

Классификации субъектов предпринимательской деятельности.

Многообразие правовых конструкций субъектов предпринимательской деятельности позволяет классифицировать их по различным основаниям.

Форма собственности:

1. публичные (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения);

2. частные (все остальные).

Сфера деятельности (специализация):

1. субъекты в сфере банковской деятельности;

2. субъекты в сфере страховой деятельности;

3. субъекты в сфере биржевой деятельности;

4. субъекты в сфере строительной деятельности и т.д.

Происхождение капитала:

1. национальные;

2. совместные;

3. иностранные (субъекты со 100 % участие иностранного капитала).

Цель деятельность:

1. коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия – ч. 2 ст. 50 ГК РФ исчерпывающий перечень организационно правовых форм);

2. некоммерческие организации (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, финансируемые собственником, благотворительные и иные фонды, а также другие формы предусмотренные законом).

Характер прав участников юридического лица на имущество юридического лица:

1. организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, финансируемые собственником);

2. организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

3. организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)).

 

 

Вопрос 2. правовое положение индивидуальных предпринимателей.

 

Индивидуальные предприниматели – это граждане РФ, иностранные граждане, и лица без гражданства, занимающиеся в установленном законодательством порядке предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (18, 23 ГК РФ).

Действующее законодательство не оговаривает специально возраст, по достижению которого физическое лицо может быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Однако из содержания ст.ст. 21, 26, 27 ГК РФ можно сделать вывод, что непременным условием для занятия предпринимательской деятельностью должно быть наступление полной дееспособности, т.е. по достижению 18 лет. Таким образом, по общему правилу, именно с этого возраста гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

В свою очередь ГК РФ предусматривает случаи. Когда полная дееспособность возникает раньше указанной даты:

1. Вступление в брак. Согласно п. 2 ст. 13 Семейного кодекса при наличии уважительных причин брак может быть зарегистрирован с лицом достигшим 16-летнего возраста. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

2. Эмансипация – объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет полностью дееспособным. Производится либо органом опеки и попечительства, если есть согласие обоих родителей (усыновителей, или попечителя), либо по решению суда при отсутствии такого согласия (п. 2 ст. 27 ГК РФ).

Однако, следуя п. 1 ст. 27 ГК РФ, одним из оснований эмансипации является занятие несовершеннолетним предпринимательской деятельностью, т.е. лицо, не достигшее 18 лет (не обладающее полной дееспособностью) имеет причастность к предпринимательской деятельности – парадокс! ГК РФ не дает ответа на вопрос, что раньше эмансипация или предпринимательская деятельность? Полагаю, что все-таки эмансипация.

Интересным представляет вопрос о возможности совершеннолетних граждан, ограниченных в дееспособности (злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами), заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно ст. 30 ГК РФ под ограничением дееспособности следует понимать лишение судом гражданина права производить без согласия попечителя следующие действия:

1. продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать иные сделки кроме мелких бытовых;

2. самому получать заработную плату, пенсию, другие доходы.

Учитывая то, что других ограничений нет, в том числе на занятие предпринимательской деятельностью, некоторые ученые делают вывод, что такие лица могут заниматься предпринимательской деятельностью. Однако такое умозаключение представляется несколько поспешным, т.к. деятельность предпринимателя немыслима без совершения сделок по приобретению и отчуждению имущества.

Действующее законодательство запрещает совмещать предпринимательскую деятельность с функциями гражданских служащих. Согласно ст. 17 ФЗ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Сегодня такая регистрация осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 8 августа 2001г.

Интересным представляется вопрос о правоспособности индивидуального предпринимателя. Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В свою очередь коммерческие организации, за исключение унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Отсюда следует вывод, что индивидуальные предприниматели наделены общей правоспособностью. Однако такой ситуация была не всегда. Ранее действующее законодательство допускало возможность заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Вместе не стоит забывать, что гражданским законодательством могут быть предусмотрены ограничения правоспособности. Так в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Более того, указанная норма по своему содержанию полностью корреспондирует с п. 3 ст. 55 Конституции РФ. В частности в Законе «О банках и банковской деятельности» содержится предписание, что банковские операции и иные сделки, совершаемые в банковской сфере, осуществляются только кредитными организациями, которыми, как известно, могут быть только юридические лица. Биржевая деятельность также осуществляется только юридическими лицами (Закон «О товарных биржах и биржевой торговле», Закон «О рынке ценных бумаг»).

Занятие некоторыми видами деятельности требует наличия у индивидуального предпринимателя специального разрешения (лицензии). На сегодняшний день перечень таких видов деятельности установлен ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8 августа 2001г.

Вопрос 3. Правовое положение главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную или иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на и личном участии.

С позиции ГК РФ и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 74-ФЗ от 11 июня 2003г. крестьянское (фермерское) хозяйство – это неправосубъектное образование; оно не обладает правами юридического лица, хотя к предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность коммерческих организаций (п. 3 ст. 1 Закона).

Крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. С этого момента глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается индивидуальным предпринимателем.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства признается один из его членов по взаимному согласию крестьянского (фермерского) хозяйства. Выбор главы производится на стадии создания крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем делается соответствующее указание в Соглашении о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. В тех случаях, когда крестьянское (фермерское) хозяйство создано одним гражданином, главой крестьянского (фермерского) хозяйства является он сам.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен действовать в интересах представляемого им крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. добросовестно и разумно. Его полномочия сводятся к следующим действиям:

1. организация деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;

2. представление интересов крестьянского (фермерского) хозяйства, совершение сделок, осуществление иных действий от имени крестьянского (фермерского) хозяйства (без доверенности!).

3. выдача доверенностей;

4. прием на работу в крестьянское (фермерское) хозяйство работников и их увольнение;

5. организация ведения учета и отчетности крестьянского (фермерского) хозяйства;

6. осуществление иных полномочий, определенных соглашением между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Иными словами глава крестьянского (фермерского) хозяйства крестьянского (фермерского) хозяйства является органом крестьянского (фермерского) хозяйства. С другой стороны глава крестьянского (фермерского) хозяйства есть индивидуальный предприниматель, а потому осуществляет любые виды предпринимательской деятельности исходя из целей образования хозяйства. В этом качестве он не ведет собственную, отдельную от других членов, индивидуальную предпринимательскую деятельность. Его деятельность подчинена общей цели образования хозяйства. Поэтому все сделки, совершенные главой крестьянского (фермерского) хозяйства, считаются совершенными в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства, если не доказано что эта сделка заключена главой крестьянского (фермерского) хозяйства в его личных интересах.

 

Вопрос 4. Правовое положение коммерческих организаций (общая характеристика).

Коммерческая организация – организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК). Данное положение корреспондирует с п. 1 ст. 49 ГК РФ, в соответствии с которым юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Руководствуясь изложенным, некоторые ученые делают вывод о том, что правоспособность любого юридического лица, в том числе и коммерческой организации, является специальной по сравнению с общегражданской правоспособностью, которой наделяется гражданин как субъект частного (в том числе гражданского) права.

Есть и другая точка зрения, в соответствии с которой коммерческие организации (за некоторым исключением) также обладают общей правоспособностью, а некоммерческие – специальной. В качестве аргумента используется абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ, где речь идет о том, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Таким образом, есть два мнения: первое – правоспособность юридического лица является общей, второе – специальной.

Есть и еще одно мнение, согласно которому обе точки зрения являются справедливыми. По сути никакого противоречия нет. Коллизия вызвана некорректным сравнением и подменой понятий. Ученые, говоря о той или иной правоспособности, оцениваю совершенно разные понятия: физическое лицо – юридическое лицо с одной стороны и коммерческая организация – некоммерческая организация – с другой. Все зависит от того, что с чем сравнивать.

Если сравнить физическое лицо и юридическое, то, безусловно, первое понятие (физическое лицо) обладают большей правоспособностью, чем второе, деятельность которого связана целью, в том числе целью извлечения прибыли (коммерческая организация).

Иначе выглядит ситуация, когда сопоставляются такие термины как «коммерческая организация» и «некоммерческая организация». В этом случае коммерческие организации наделены большей правоспособностью.

Именно такое стечение обстоятельств послужило причиной для появления еще одной точки зрения. В частности предлагается использовать трех уровневую систему правоспособности, а и именно:

- универсальная – правоспособность граждан;

- общая – правоспособность коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий);

- специальная – правоспособность некоммерческих организаций.

Наиболее распространенной является точка зрения, в соответствии с которой правоспособность физических лиц – общая, правоспособность юридических лиц – специальная, а положения абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ – исключение из правила.

Итак, по общему правилу коммерческая организация (кроме унитарных предприятий) наделена большим объемом права, нежели некоммерческая. Однако из данного правила есть исключения. В частности согласно п. 4 ст. 575 ГК РФ запрещается дарение в отношениях между коммерческими организациями. Вместе с тем подобного ограничения для некоммерческих организаций не предусмотрено.

Правоспособность унитарных предприятий по отношению к правоспособности других коммерческих организаций является специальной. В уставе унитарного предприятия в обязательном порядке должен содержать уели предмет и виды предпринимательской деятельности п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г.

Так, согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Другим имуществом такое предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Казенное предприятие со своей стороны владеет, пользуется имуществом только исходя из целей своей деятельности, заданием собственника и назначением имущества. Распоряжение имуществом допустимо только с согласия собственника. При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, а также неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (ст. 296 ГК РФ).

 

Правоспособность возникает с момента создания организации (со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц).

Согласно ст. 51 ГК РФ любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц (ФЗ от августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

 

Для регистрации коммерческой организации представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

д) документ об уплате государственной пошлины.

 

Срок для государственной регистрации не может быть более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

На сегодняшний день уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506).

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) с момента внесения в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации не допускается государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Порядок лицензирования на сегодняшний день устанавливается ФЗ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия предоставляется на каждый существующий вид деятельности. При этом соответствующим видом деятельности вправе заниматься только то лицо, которое получило лицензию. Сама лицензия выдается на срок не превышающий пяти лет. Однако срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок и сроки выдачи лицензии, перечень необходимых предоставляемых документов, основания отказа и т.д. – самостоятельно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.