Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I действие

Ария Грязного:

«Куда ты удаль прежняя девалась» - с. 16, Ц. 16

«Не узнаю теперь я сам себя» (лейттема Грязного) - с. 17, Ц.17

Хор опричников «Слаще мёда» - с.31, Ц.29

Подблюдная песня «Слава!» (интонационно близка хору «Уж как на небе
солнцу красному» из пролога к «Борису Годунову» Мусоргского) - с.43, Ц.40
Песня Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая» - с.72, Ц.64
Трио Грязного, Бомелия и Любаши. Грязной «Ох, не верится мне, не верит-
ся» - с.7е -.71

Дуэт Любаши и Грязного «Знать не любишь ты свою Любашу» - с.86, Ц.77


Ариозо Любаши «Ох, отыщу же я твою колдунью» - с.95, Ц.86

 

 

II действие

Ария Марфы:

«В Новгороде мы рядом с Ваней жили» (лейттема Марфы) - с.116, Ц.102
«Как теперь гляжу на зелёный сад» (вторая лейттема) - сЛ 16, Ц.102
Тема златых венцов в оркестре «Что златые венцы» - с.120, Ц.107
Сцена Любаши и Бомелия - с. 13 6, Ц. 122

Любаша: «Гляди сюда, вот перстень изумрудный» - с.145, Ц. 130
Ария Любаши «Господь тебя осудит» - с. 152, Ц.135

 

III действие

Ариетта Грязного «Пускай во всём господня будет воля» - С. 175, Ц 153
Ария Лыкова «Туча ненастная мимо промчалася» - с. 188

 

IV действие

Ария Собакина «Не думал не гадал я» - с.214, Ц. 181

Ариозо Грязного «Она больна, и плачет и горюет» (на интонациях лейттемы
Грязного -221, Ц. 185
Сцена бессилия Марфы:

Ах, что со мной?» - с.234

Ах, Ваня, Ваня! Что за сны бывают!» (тема безумия) - с.234
Сцена и ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь з сад пойдём» (1-я лейттема из
арии Марфы II действия) - с.243, Ц.201

«Ах, посмотри...» (2-я лейттема) - с.244 Ц.203
«Взгляни, вон там, над головой» (3-я лейттема) - с.246, Ц.205
Сцена Грязного и Любаши «Нет, не стерпеть» - с.250, Ц.208
Ариозо Грозного «Страдалица невинная, прости» - с. 157, Ц. 213

 

Краткое содержание:

 

I действие: «Пирушка». Боярин Грязной в тяжелом раздумье: он горячо по-
любил, но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной
устраивает пирушку. Приходят гости, среди них— Иван Лыков, недавно
возвратившийся из поездки по Европе, царский. лекарь Елисей Бомелий, Ма-
люта Ску ов. Григорий представляет свою любовницу Любашу. Когда гос-
ти стали лить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазно-
била ему сердечко красная девица». Бомелий отвечает, что есть зелье, чтобы
девушка полюбила, и соглашается его сделать. Их разговор подслушала Лю-
баша.

 

II действие: «Приворотное зелье». После церковной службы на улице
Марфа ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжав-
ший, в котором они не узнали Ивана Грозного. Вскоре появ-


ляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит
к Бомелую и просит отравляющее зелье. Взамен Бомелий требует любви,
ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.

 

III действие: «Дружко». Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании.
Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, сре-
ди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда
не быть ее свадьбе с Лыковым. Грязной вызывается быть на свадьбе друж-
кой. Приходит Домна Сабурова и рассказывает, что Иван Грозный «положил
глаз» на Дуняшу, и, скорее всего, невестой быть ей. Грязной предлагает за
это выпить; наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Приходят Ду-
няша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют ве-
личальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе. Неожиданно в дом при-
ходят бе во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жё-
ны имено Марфу.

 

IV действие «Невеста», Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её
губит н г хтный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой
Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён.
Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что хо-
тел приворожить Марфу, но вместо этого отравил. Не выдержав, он сознаётся
во всём. он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно
оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Боме-
лием. Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она
сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого
Марфа с с м зачахнет и умрёт. В гневе Грязной зарезает Любашу и проща-
ется с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт
«Приходи завтра, Ваня».


«Снегурочка» (1880)

Жанр - опера-сказка

I. Литературным первоисточником оперы стала весенняя сказка
Н.Островского «Снегурочка». Драматург создал в пьесу-утопию, рисующую
идиллическое государство берендеев. Сказка стала упрёком современному
обществу, обличением его эгоизма, жестокости, несправедливости. Залог
счастья Островский видит в единстве природы и человека. Второй значимой
идеей пьесы, воплощённой Римским-Корсаковым, стала мысль о преобра-
жающей силе красоты. Потому Берендей - это мудрец, философ и художник.
Третья идея - попытка проникновения в психологию любви (любовь -
страсть (Купава и Мизгирь) и духовная любовь (Снегурочка и Лель), их гар-
моничное соединение - Лель и Купава), где Римский-Корсаков продолжает
традицию Глинки (Глинка тоже пытался осмыслить природу любви: в «Рус-
лане» показана любовь как «память сердца» (Горислава) и любовь как иску-
шение (сады Наины)).

. Очевидно, идеи Островского были созвучны творческим установкам
композитора, поскольку «Снегурочка» была написана в порыве творческого
вдохновения, чрезвычайно быстро и практически набело.

II. Драматургия оперы определяется её жанром, в ней взаимодействуют
реальность и фантастика. Свойственного сказка противостояния добра и зла в
опере нет. Сферы реальности и фантастики соединяет Снегурочка - самый
обаятельный, но изначально обречённый персонаж. Факт рождения Снегу-
рочки (дитя Мороза и Весны) нарушает гармонию мира, её гибель оправдана,
поскольку восстанавливает изначальный естественного уклад (задействована
фабула героического мифа).

III. Музыкальное воплощение драматургических сфер. Язык оперы
опирается на различные традиции. Это разнообразие фольклорных жанров,
стиль bell canto (партии Снегурочки и Весны), присущие стилю Римского-
Корсакова сложные и красочные ладовые образования (фантастическая сфе-
ра). Кроме того, в опере действует разветвлённая сеть лейтмотивов, которы-
ми наделяются основные персонажи.

 

1. В реальной сфере оперы композитор воссоздаёт мир архаики, язычества,
поэтому в характеристике опирается на фольклорные традиции. Особое ме-
сто в опере занимают народные обряды. Композитор обращается к древней-
шим обрядовым традициям, связанным с календарным циклом, отражающим
смену времён года. Это архаичный пласт фольклора наиболее отчётливо вы-
ражает идею единства человека и природы. Обряды:

Пролог (2-я картина) - проводы Масленицы. Сцена выстроена в форме
рондо, где рефреном выступает припев-причет «Ой честная масленица». Ха-
рактер у этого обряда двойственный - Масленицу одновременно величают и
гонят.

I действие - часть свадебного обряда (выкуп невесты), в конце этой
сцены звучит хор «Ай во поле липенька», который появится ещё раз в III
действии, в сцене в заповедном лесу;


II действие - величание царя;

III действие - встреча весны (сцена в заколдованном лесу), здесь звучат
народная игровая «Купался бобёр» и пляска скоморохов, в которой компози-
тор стилизует народные инструментальные наигрыши;

IV действие - встреча лета на Ярилиной горе. Опера заканчивается
гимном Яриле-солнцу.

Согласно глинкинской традиции, драматургические сферы наделяются
как массовой, так и индивидуальной характеристикой. Центральные персо-
нажи реальной сферы глубоко символичны.

Лель воплощает идею преображающей силы искусства. Именно его
песни «очеловечивают» Снегурочку. Персонажу сопутствует лейтмотив в
духе свирельного наигрыша. Кроме того, на протяжении оперы Лель испол-
няет три разнохарактерные песни: лирическую протяжную «Земляничка
ягодка», оживлённую плясовую, лирическую с плясовым припевом «Туча со
громом сговаривалась». Как лирический персонаж он раскрывается в дуэте с
Купавой в III действии.

Купава - воплощение женской страсти, антипод Снегурочке. У неё
есть энергичный и волевой лейтмотив. Лирическое начало героини раскры-
вается в дуэте с Лелем (III действие).

Берендей - символ народной мудрости и творческого начала. Во вто-
ром действии появляется его лейтмотив и две каватины, раскрывающие пре-
клонение царя перед красотой природы.

Мизгирь - символ мужской страсти. Персонаж двойственный: его эго-
изм и безответственность раскрываются в сценах с Купавой, как искренне и
страстно любящий человек он характеризуется в сцене со Снегурочкой IV
действия.

 

2. Мир фантастики представлен отдельными персонажами и стихийными си-
лами (Ярило).

Дед Мороз появляется только в прологе. Опера открывается его лейт-
темой. Сольная характеристика - в духе вольницких молодецких песен.

Весна появляется в Прологе в сопровождении птиц, поэтому её лейт-
мотив связан с лейтмотивом птиц. В Прологе звучит ария Весны, наделённая
восточным колоритом. В IV действии Весна появляется в окружении цветов,
вновь звучит её лейтмотив и ариозо.

Леший наделяется инструментальным лейтмотивом, вокальная харак-
теристика речитативна.

Ярило - антитеза Морозу, благая и животворящая сила. Тема Ярилы-
солнца формируется постепенно. Наиболее отчётливо её интонации прояв-
ляются в IV действии, в сцене Снегурочки и Весны и в сцене таяния Снегу-
рочки. Окончательно тема оформляется в заключительном хоре.

IV. Образ Снегурочки. Снегурочка - антитеза Купавы. Персонаж хруп-
кий, женственный, жертвенный. Развитие образа - уход из фантастики в ре-
альность, «очеловечивание». Снегурочку характеризуют два лейтмотива: 1-й
звучит в арии из Пролога «С подружками по ягоды ходить». Он создаёт образ


II действие - величание царя;

III действие - встреча весны (сцена в заколдованном лесу), здесь звучат
народная игровая «Купался бобёр» и пляска скоморохов, в которой компози-
тор стилизует народные инструментальные наигрыши;

IV действие - встреча лета на Ярилиной горе. Опера заканчивается
гимном Яриле-солнцу.

Согласно глинкинской традиции, драматургические сферы наделяются
как массовой, так и индивидуальной характеристикой. Центральные персо-
нажи реальной сферы глубоко символичны.

Лель воплощает идею преображающей силы искусства. Именно его
песни «очеловечивают» Снегурочку. Персонажу сопутствует лейтмотив в
духе свирельного наигрыша. Кроме того, на протяжении оперы Лель испол-
няет три разнохарактерные песни: лирическую протяжную «Земляничка
ягодка», оживлённую плясовую, лирическую с плясовым припевом «Туча со
громом сговаривалась». Как лирический персонаж он раскрывается в дуэте с
Купавой в III действии.

Купава - воплощение женской страсти, антипод Снегурочке. У неё
есть энергичный и волевой лейтмотив. Лирическое начало героини раскры-
вается в дуэте с Лелем (III действие).

Берендей - символ народной мудрости и творческого начала. Во вто-
ром действии появляется его лейтмотив и две каватины, раскрывающие пре-
клонение царя перед красотой природы.

Мизгирь - символ мужской страсти. Персонаж двойственный: его эго-
изм и безответственность раскрываются в сценах с Купавой, как искренне и
страстно любящий человек он характеризуется в сцене со Снегурочкой IV
действия.

 

2. Мир фантастики представлен отдельными персонажами и стихийными си-
лами (Ярило).

Дед Мороз появляется только в прологе. Опера открывается его лейт-
темой. Сольная характеристика - в духе вольницких молодецких песен.

Весна появляется в Прологе в сопровождении птиц, поэтому её лейт-
мотив связан с лейтмотивом птиц. В Прологе звучит ария Весны, наделённая
восточным колоритом. В IV действии Весна появляется в окружении цветов,
вновь звучит её лейтмотив и ариозо.

Леший наделяется инструментальным лейтмотивом, вокальная харак-
теристика речитативна.

Ярило - антитеза Морозу, благая и животворящая сила. Тема Ярилы-
солнца формируется постепенно. Наиболее отчётливо её интонации прояв-
ляются в IV действии, в сцене Снегурочки и Весны и в сцене таяния Снегу-
рочки. Окончательно тема оформляется в заключительном хоре.

IV. Образ Снегурочки. Снегурочка - антитеза Купавы. Персонаж хруп-
кий, женственный, жертвенный. Развитие образа - уход из фантастики в ре-
альность, «очеловечивание». Снегурочку характеризуют два лейтмотива: 1-й
звучит в арии из Пролога «С подружками по ягоды ходить». Он создаёт образ


«холодной» Снегурочки. Этот лейтмотив на протяжении оперы будет ме-
няться; 2-й возникает также в Прологе, в ариозо «Слыхала я» - этот лейтмо-
тив выражает стремление Снегурочки стать человеком. Постепенно второй
лейтмотив вытеснит первый. На второй теме строится сцена таяния в IV дей-
ствии.

- наиз. - с.39 - наиз. с.52 - наиз.

 

Темы:
Пролог:

Вступление - лейтмотив Мороза с.5, первые 6 тактов

- лейтмотив Весны с.6, Ц 20, 3-й такт

- лейтмотив Лешего с.7, Ц. 30

1-я картина

Ария Весны «Не то встречаю я» - с. 12, Ц.ЗО
Хор птиц «Сбирались птицы» - с.23, Ц.20 - наиз.
Песня Деда Мороза «По богатым посадским домам» -
Лейтмотив Снегурочки 1-й «Ау, ау!» - с.50
Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» -
Ариетта Снегурочки «Слыхала я» - с.59 - наиз.

 

2-я картина: проводы Масленицы
Хор «Раным рано куры запели» - с.72 - наиз.
Припев-причет «Ой, честная масленица» - с.77, Ц.80, 5-й такт - наиз.

 

I действие:

Лейтмотив Леля (предваряет 1-ю песню) - с. 111 - наиз.
Первая песня Леля «Земляничка ягодка» - с.111 - наиз.
Вторая песня Леля «Как по лесу лес шумит» - с. 114 - наиз.
Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» - с. 121
Лейтмотив Купавы - с. 124 (начало сцены и ариетты Купавы)

Ариетта Купавы «Снегуро чка, я счастлива» - с. 125. Ц.20............... ___ _________

Свадебный обряд (выкуп невесты) Купава: «Голубушки девицы» - с. 130
Хор «Ай, во поле липенька» (сцена Купавы со Снегурочкой и Мизгирём) -
с. 138

 

II действие:

Хор. Песня слепцов-гусляров «Вещие звонкие струны» - с. 175

Шествие царя Берендея - с.209 19:23

Величание Берендею «Привет тебе» - с. 212

Каватина берендея «Полна, полна чудес» - с. 225 - наиз. 26:44

 

Ш действие:

Каватина Берендея «Уходит день весёлый» - с.260 - наиз. 04:24
Пляска скоморохов - с.264

Третья песня Леля «Туча со громом» - с.272 - наиз. начало файла
Ариозо Снегурочки «Пригожий Лель, ужель тебе не жалко» - с.286 09:39


Ариозо Мизгиря «На тёплом синем море» - с. 296, Ц. 110 - наиз.
IV действие:

Сцена Весны и Снегурочки 03:00 - 15:00

Ариозо Весны «Изволь дитя» - с.339 - наиз.

Хор цветов «Зорь весенних» - с.431 (с партии Весны)

Дуэт Снегурочки и Мизгиря «О, милый мой» - с.364, 5 тактов до Ц.70 - наиз.
Хор «А мы просо сеяли» - с.379

Сцена таяния Снегурочки «Но что со мной?» - с.388, 4 такта до Ц.220 - наиз.
26:50

Песнь Яриле-Солнцу «Свет и сила, бог Ярило» - с.401 - наиз.

 

 

Приложение: краткое содержание оперы.

 

Пролог: Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь.
Окруженная свитой. птиц, опускается • на землю Весна-красна. Лес еще
дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и
Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-
солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой
и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну беренде-
ев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет слу-
чая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают
отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-
бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже ее влекут к людям чудные песни
пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят.
Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело
приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной
чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять ее в дочки.

I действие: По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей. но, заслы-
шав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и
убегает. Девушка обижена. К ней подходит Купава: она спешит поделиться
своим счастьем — ее любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба.
Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он
должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь,
плененный ее красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в сле-
зах обращается к пчелкам и хмелю с мольбой наказать обидчика. Народ,
возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у
доброго и справедливого царя Берендея.

II действие: Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но
на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев.
Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день,
обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем
несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его
на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея

 


взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Сне-
гурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Бе-
рендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегуроч-
ку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и
клянется зажечь сердце девушки.

III действие: Догорает вечерняя заря. Берендей на поляне в заповед-
ном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь
предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву.
Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к
ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на
непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовы-
вает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну
выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за
то, что он спас ее от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она ре-
шает просить у матери Весны сердечного тепла.

IV действие: Ярилина долина/ Светает. В ответ на просьбу дочери
Весна надевает на нее волшебный венок. Теперь' Снегурочка знает чувство
любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Скоро
взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит воз-
любленного бежать от гибельных для нее лучей Ярилы. Но в долину спус-
кается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь бе-
рендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегуроч-
кой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго
длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мо-
роза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утрен-
ний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она
благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в
озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование
Снегурочки было нарушением законов природы; с ее чудесной кончиной

-Ярило -перестанет сердиться, й в стране восстановится - счастливая жизнь.
Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Установление, прекращение и защита владения. Виды владетельных интердиктов | Факторы, отрицательно влияющие на скорость доставки пассажиров ВТ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.