Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет, метод и основные категории статистики как науки

Библиографический список

1. Общая теория статистики: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 656 с.

2. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 416 с.

3. Ефимова, М.Р. Практикум по общей теории статистики: учеб. пособие для_экон. спец. вузов / М.Р. Ефимова, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 278 с.

4. Гусаров, В.М. Статистика: учеб. пособие / В.М. Гусаров. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 463 с.

5. Октябрьский, П.Я. Статистика: учебник / П.Я. Октябрьский. – М.: Проспект, 2003. – 328 с.

6. Практикум по теории статистики: учеб. пособие / под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.

11 Статистика: учеб. пособие / под ред. В.Г. Ионина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 383 с.

12. Статистика: курс лекций / под ред. В.Г. Ионина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 310 с.

13..Статистика: учебник / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. - М.: Проспект, 2004. - 448 с.

14. Теория статистики: учебник/ под ред. Г.Л. Громыко. – М.: Инфра-М, 2005. – 476 с.

15. Теория статистики: Учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 656 с.

16. Усова, Р.А. Общая теория статистики: учеб. пособие/ Р.А. Усова. - Вологда: ВоПИ, 1998. - 87с.

17. Экономико-статистический анализ: учеб. пособие / под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-215с.

 

 

Слово “статистика” имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Представители описательной школы стремились: а) систематизировать существующие способы описаний государств; б) создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему; в) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г.Конринг (1606–1661), Г.Ахенваль (1719–1772), А.Бюшинг (1724–1793) и др. Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик (меры веса и числа). Тем самым они увеличили арсенал статистических методов, способствовали возникновению статистики как теории статистического учета. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Школа политических арифметиков имела два направления: демографическое – Д.Граунт (1620–1674), Э.Галлей (1656–1742) – и статистико-экономическое – глава школы В.Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков. Прогрессу статистической методологии способствовали работы представителей английской математической школы, в России – труды земских статистиков.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия “статистика”. В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле “статистика” выступает как синоним словосочетания “статистический учет”);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука статистика имеет свой предмет. Предметом статистики является величина и количественные соотношения массовых общественных явлений, закономерности их взаимосвязей. Для предмета статистики характерно наличие массовых явлений и процессов, их изучение в конкретных условиях места и времени, оценка с количественной стороны в тесной связи с содержанием этих явлений и процессов. Такое изучение основывается на системе категорий и понятий, отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира. В статистике таких основных понятий пять.

1. Статистическая совокупность – это совокупность социально–экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью (совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность фирм, объединений и т.п.). Совокупности могут быть однородными и разнородными. Совокупность называется однородной, если один или несколько существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом.

2. Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

3. Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

§ признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

§ признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (так, профессии различаются характером труда: учитель, столяр, швея–мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии “атрибут” – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет).

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация – это изменчивость величины или значения признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря – от одной единицы совокупности к другой. Если же изменения изучаемого явления происходят в разные периоды времени, причем носят характер закономерности, то говорят не о вариации признака, а о динамике.

4. Статистический показатель – это понятие (категория), содержательно отображающее ту или иную сторону общественного явления или процесса и допускающее измерение или оценку. Статистические показатели следует отличать от статистических данных. Статистические данные – это конкретные значения (например, численные) статистических показателей. Задачами статистики в этом направлении являются правильное определение содержания статистического показателя и разработка методологии получения и обобщения статистических данных.

5. Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, всесторонне отображающих изучаемое явление. Системы статистических показателей отражают жизнь общества на различных уровнях. Для страны и региона это макроуровень, для предприятий, фирм, объединений, семей, домохозяйств и т.д. это микроуровень. Системы статистических показателей носят исторический характер – меняются условия жизни населения, общества, меняются и системы статистических показателей.

Метод статистики – это совокупность приемов, которая включает три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение это первый этап статистического исследования. Заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту.

Метод группировок это второй этап статистического исследования, когда собранные в результате статистического наблюдения факты подвергаются систематизации и классификации.

Метод обобщающих показателей это совокупность приемом извлечения количественной информации из собранных и сгруппированных первичных данных. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

 

Контрольные вопросы

 

1. Объясните содержание категории «статистика»

2. Назовите основные категории теории статистики

3. Дайте определение предмета статистики

4. Раскройте содержание статистического метода

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статистические способы выявления связи | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.