Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческий характер философии марксизма, её гуманистическая направленность

Для западной философии вообще, и немецкой в особенности, характерна тенденция создания систем, законченных учений, которые бы давали ответы на все вопросы, входящие в компетенцию философского мышления. Несмотря на заманчивость иметь под рукой систему, дающую ответы на все и всякие вопросы, здесь имеется одно, но очень существенное замечание: никакая система не может угнаться за реально изменяющейся жизнью. Нельзя остановить жизнь на мгновение, а посему системостроительный (или системоформирующийся) принцип хорош только для историков философии.

Все величие философии для подлинно творчески мыслящего разума как раз и заключается в том, что она в принципе не может быть никогда завершенной. В жизни нет и не может быть ничего абсолютно законченного, остановившегося. Философия марксизма не только в отношении действительности, но и в отношении к самой себе коренным образом отличается от всех предшествующих ей философских систем. Она не только критична, но и самокритична. Принципы марксистской философии постоянно обогащаются практикой общественного развития, новыми достижениями науки, новым опытом.

К. Маркс и Ф. Энгельс совершили революционный великий переворот в философии. По своему объективному содержанию он представляет собой коренную переработку достижений предшествующей философии и создание основ диалектического и исторического материализма. Для духовного развития самих основоположников марксизма как субъектов этого процесса революционный переворот был интенсивным периодом формирования их философских воззрений.

Рассматривая этот процесс в единстве его объективной и субъективной сторон, можно выделить в нем два основных этапа. Первому этапу предшествует период юношеских исканий К. Маркса и Ф. Энгельса (1837 – начало 1842), когда они от своих не вполне еще отчетливых общедемократических устремлений, во многом идеалистически осмысленных, шли к революционному демократизму и атеизму. Содержание первого этапа (1842 - 1844) составляет переход от идеалистической диалектики революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму. Второй этап (1845 - 1848) представляет собой разработку основ философии марксизма. Это время от создания «Экономическо-философских рукописей 1844 г.» и «Святого семейства», - начало систематической разработки научного мировоззрения.

Главным содержанием марксизма является гуманизм. Именно человек рассматривается как высшая цель и ценность общественного развития. Начиная со времен античного развития философии, пере ней вставали четыре основных аспекта проблемы человека:

1. Является ли человек <<песчинкой мировозздания>>, только частью природы, мира, всецело подчиненной его законам и судьбам, или человек - активное творческое существо, качественно отличающееся от окружающего мира, способное противостоять природе и изменять ее, воздействовать на мир в своих интересах?

2.Способен ли человек познать мир, самого себя и других людей, обратить результаты этого познания в свою пользу, для «противоборства» с окружающим миром, и овладение его стихийными силами, или он не в праве надеяться проникнуть в тайны мира и принужден лишь приспосабливаться к действию слепых сил природы и социальной среды?

3 Каким является человек, и каким он может и должен быть?

Действительно ли он греховное от природы существо, погрязшее в пороках и ограничиваемое лишь страхом перед «грядущим возмездием», или в его человеческой сущности заключено и доброе, светлое начало, способность к обновлению своего нравственного и духовного мира, к утверждению прекрасного на Земле?

4 Каково назначение человеческого рода на Земле: обречен ли человек испытывать бедствия и страдания, быть рабом «отчужденного» от него мира природных предметов, а так же вещей и отношений, созданных им самим, или он в состоянии преобразовать окружающий мир, воздействовать на природу, разумно управлять отношениями, складывающимися между людьми, и тем самым достигнуть свободы и счастья?

Таким образом, онтологический,, гносеологический, этический социально-антропологический и другие аспекты проблемы человека на протяжении многих веков занимали философскую мысль на Востоке и особенно на Западе.

Проблема человека, смысл его жизни и назначение –органический и неизменный компонент философского осмысления мира – природного и социального. То или иное ее решение и составляет собственно мировоззренческий аспект философии.

Философское видение проблемы человека К. Марксом и Ф. Энгельсом стало результатом критического осмысления богатейшего материала, накопленного мировой философской мыслью, а также достижений конкретных наук о человеке. Создаваемая ими концепция человека соответствовала уровню социально – экономического и политического развития передовых европейских стран второй половины XIX века. По существу марксизм знаменовал качественно новую ступень в философском осмыслении природы, сущности и предназначения человека. Отсюда возникают вопросы, ответ на которые раскрывает новаторство марксистской философии в осмыслении проблемы человека:1/ Что принципиально новое вносит марксистская философия в учение о человеке?

2/ Каковы исходные методологические принципы философского анализа феномена человека? 3/ В чем суть марксистской концепции человека и каковы ее основные идеи?

Ответ на первый вопрос предполагает освещение следующих моментов. Во-первых, К. Маркс и Ф. Энгельс в процессе исследования проблемы исключали две крайности: абсолютизацию индивида и абсолютизацию объективных надличностных структур. Для них была неприемлема натуралистическая трактовка человека и идеалистическая интерпретация личности. Родоначальники марксизма заменили культ абстрактного человека наукой о реальных лицах в их исторической эволюции. Во-вторых, философский анализ проблем человека был перенесен из сферы спекулятивных рассуждений на твердую основу материальной действительности, человеческой практики. Это стало возможным благодаря тому, что в основу марксистской концепции человека было положено диалектико-материалистическое учение о труде, понимание человека как сознательного предметно-деятельного существа. В-третьих, К. Маркс обосновал и развил философское воззрение на сущность человека, в котором отражена уникальность человека как феномена природы. Человек предстал как побудительная сила общественного развития как субъект и цель исторического процесса. В-четвертых, Маркс воплотил в своей концепции человека лучшие гуманистические традиции философской мысли, он пошел дальше, к «реальному» гуманизму: если человека формируют обстоятельства, то они должны быть человеческими, то есть возвратить «человеческий мир, человеческие отношения самому человеку».

Излагая методологические принципы марксистской философии, необходимо выделить главное. А именно: в основу своего учения о человеке К. Маркс и Ф. Энгельс положили диалектико-материалистическое мировоззрение, и предшествующие достижения наук о человеке. Гносеологическую основу этого учения составили: принцип «разделения единого», позволивший вести поиск внутреннего источника «саморазвития» человека: принцип восхождения от абстрактного к конкретному (воспроизведение в системе понятий сущности человека как воспроизведение логического и исторического в историческом развитии человека); принцип сведения индивидуального к социальному и социального к индивидуальному; принцип системности в познании человека; деятельностный подход. Именно с диалектико-материалистических позиций были определены и развиты взгляды на природу, сущность и предназначение человека в философии марксизма.

С целью дать четкую содержательную характеристику идей марксистской концепции человека, на наш взгляд, правомерно (с известной степенью условности) методически выделить пять блоков идей.

Первый блок идей. Марксистская концепция человека исходит из единства человека и природы, что было характерно Л. Фейербаху и другим философам материалистической традиции. Однако у К. Маркса человек не просто высший продукт развития природы, наделенный сознанием, он деятельное существо.

Второй блок идей. Согласно К. Марксу, человек не существует вне общества, которое является продуктом взаимодействия людей, представляет систему связей и отношений между ними и которое воздействует на человека, как сам человек воздействует на него. Поэтому сущность человека понимается К. Марксом как совокупность общественных отношений. «Только в обществе, - писал К. Маркс, - природа является для человека звеном, с вязывающим человека с человеком. Только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия…».

Третий блок идей. Марксистская концепция человека – это, прежде всего концепция социальной сущности человека.

Анализ Маркса социальной сущности человека базируется на его учении о труде, позволяющем глубоко выразить включенность человека в природу, систему общественных связей и отношений, определить основы диалектики индивидуального развития. В труде человек «переделывает», развивает свою собственную природу (свои физические, психические, духовные качества и способности, т.е. весь комплекс сущностных сил).

Сущностные силы характеризуют человека как субъекта деятельности и субъекта общественных отношений в их единстве. А сама реализация сущностных сил человека в производстве рассматривается как его деятельная родовая жизнь, реальное бытие. С одной стороны, как их объективное, предметное существование – вся созданная предметная действительность в обществе есть действительность человеческих сущностных сил. С другой стороны, как субъективную способность человека к жизнедеятельности, т.е. индивидуальные сущностные силы.

Четвертый блок идей. В философских взглядах Маркса находят достаточно глубокое отражение вопросы смысла жизни и предназначение человека. Центральное место здесь занимает проблема свободы человека. По представлениям Маркса, совпадения, единство личного и общественного, а точнее мера и совпадение и единство изменяются на разных этапах истории и определяют ценность человеческой жизни. Эта мера диалектики объединяет цели и смысл жизни личности и общества.

Вечная проблема человека – смысл жизни и предназначение его - в философии Маркса органически увязана с проблемой универсализации и космизации человека. Идеи космизма зародились в философии Древнего мира, развивались в античной философии и в эпоху Возрождения. Но у Маркса этот вывод следует из понимания человека как деятельной силы, способной творить по меркам любых реальных вещей. Вся объективная реальность, которая попадает в сферу человеческих потребностей и материальной деятельности, способна в принципе стать его неорганическим телом, продолжением и инструментом его разума. То есть человек, как субъект исторического процесса, создавая высокоразвитые способы опосредованного взаимодействия с объективным миром, вновь и вновь выходит на непосредственное общение с природой, но уже на уровне постижения универсальных связей.

Универсализация человека, согласно Марксу, возможна потому, что человек – это субъект всемирно - исторического процесса, материальная и духовная сила, сознающая себя в своем стремлении свершить из себя собственную бесконечную цель. К тому же смысл человеческого бытия заключается в нем самом, в бесконечной и свободной самореализации. И совсем не случайно идеи универсализации человека у Маркса тесно сопряжены с идеями космизма, он рассматривает «земную» и «космическую» проекции человеческого бытия в неразрывной связи. Достижения цивилизации открывают доступ человеку к подлинному присвоению своей сущности, к реализации теоретически осознанной космической универсализации.

Несколько позже идеи космизма получили существенное научное развитие особенно в трудах В. И. Вернадского, его учении о ноосфере.

Пятый блок идей. Общефилософский подход к проблеме человека перерастает у Маркса в исследование социальных причин порабощения человека и в учение о его освобождении. Именно поэтому он большое внимание отводит рассмотрению вопросов отчуждения и само отчуждения человека и путей их преодоления.

При этом анализ освобождения и развития человека в философии марксизма ориентирован на гуманистический идеал. Для Маркса проблема освобождения и развития человека – единственная и абсолютная самоцель, и в этом он видит исходный пункт новой, гуманистической «иерархии ценностей».

Проведенный Марксом анализ феномена человека весьма актуален. Продуцированные им идеи вплетаются в ткань философской антропологии современности, а богатейший методологический и теоретический потенциал служит развитию гуманистического мировоззрения, гуманизации общественных отношений.

Центральной темой и главнейшей философской идеей (философским открытием) марксизма стала идея материалистического понимания истории.

В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс в процессе критики недостатков материализма Фейербаха раскрыли свою концепцию материалистического понимания истории.

Маркс и Энгельс впервые в истории человеческой мысли обратили внимание на то, что сознание – это не абсолютно самостоятельная сила, а, как и все явления в обществе оно имеет свое основание в жизненном материальном процессе. Одновременно ими были открыты и основополагающие законы общественного бытия и общественного сознания. Цельную формулировку основных положений материалистического понимания истории Маркс дал в предисловии к сочинению «К критики политической экономии» следующими словами:

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Преодоление основных недостатков материализма Фейербаха и всего предшествующего материализма, новое объяснение действительности и принципов ее познания было связано с обоснованием Марксом и Энгельсом подлинной роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Уже в ранних работах Маркс заметил преобразующую, а не просто объяснительную функцию теоретической мысли, в том числе философии. В дальнейшем он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.

Маркс и Энгельс наметили различные подходы к пониманию практики: практика – предметная деятельность; практика – это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика – это общественно-историческая деятельность людей; практика – характеристика человеческой жизнедеятельности.

Сегодня при определении практики все чаще используются категории субъекта и объекта, к которым обратился Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе». Он писал, что главный недостаток всего предшествующего материализма, включая и Фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как чувственная человеческая деятельность, практика, не субъективно.

Для Маркса объект – это предмет приложения человеческих сил субъекта, под которым подразумевается не только отдельный человек, но и различные человеческие общности – социальные группы, классы, народы, нации, а также государства и другие.

Основными видами практики, по его мнению, были: обработка природы людьми, т.е. материально – производственная деятельность, и «обработка людей людьми» - социально-преобразующая деятельность. В итоге результатом практики является изменение материальных и других общественных отношений, что основательно исследует К. Маркс в знаменитом «Капитале».

3 Развитие марксистской философии в трудах В. И. Ленина

Дальнейшее развитие философии марксизма получила в творчестве В. Ленина, Сегодня в оценке теоретического наследия Ленина можно часто услышать утверждение, что Ленин был гениальным политиком и совсем никудышным философом.

Объективный принцип предполагает оценивать реальный вклад того или иного философа в разрешение конкретных проблем в конкретно-исторический период развития философии. Ленин внес вклад в развитие основных принципов диалектического и исторического материализма. В 1905-1907 гг. в России стали активно распространяться различные идеалистические течения: неокантианство, прагматизм, интуитивизм и особенно эмпириокритицизм. Мощное влияние на общественное сознание в этот сложный период российской истории оказывают взгляды Э. Маха и Р. Авенариуса. Они пытались с одной стороны, доказать отсутствие у марксизма философской основы, а с другой стороны – стремились заполнить этот пробел теорий познания махизма.

В сложнейшей обстановке необходимо было защитить и отстоять принципы материализма. Решению этой задачи был посвящен знаменитый труд В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В этом очень важном произведении Ленин дал диалектико-материалистический анализ состояния естествознания и раскрыл суть методологического кризиса в современной физике. Ленин показал, что новые открытия в естественных науках подтверждают положение диалектического материализма. В этой работе Ленин сформулировал учение об истине, показав диалектику относительной и абсолютной истин. Большую роль в развитии естествознания играет учение Ленина о безграничности познания материи вглубь и вширь, и особенно данное им классическое определение материи. В «Материализме и эмпириокритицизме» развит целый ряд проблем и положений: понятие о практике, проблема истины, основные методы и приемы познания и др. Несколько позже, в годы первой мировой войны, Ленин пишет «Философские тетради», в содержании которых отражены углубленная разработка проблем диалектики, и особенно ее ядра – закона единства и борьбы противоположностей. Центральной проблемой была диалектика познания и мышления. В. И. Ленин сумел ответить на сложнейшие вопросы развития философской мысли на переломном этапе развития человечества, обосновывал прочность методологии научного познания, основанной на законах и принципах диалектики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
М.П. Драгоманов и И. Я. Франко | Философия жизни. 1 Понятие жизни в философии Ф
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.