Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки государства. Гражданское общество




Гражданское общество.

Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации.

Понятие и признаки правового государства.

Функции государства.

Понятие, признаки и социальное назначение государства. Соотношение общества и государства.

3. Форма государства и форма правления: форма государственного устройства, политический режим

4. Форма государственного устройства: унитарное государство, федерация.

5. Политический режим: демократический и недемократические режимы.

1. Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Признаками государства являются:

• наличие публичной власти;

• суверенитет;

• территория и административно-территориальное деление;

• правовая система;

• гражданство;

• налоги и сборы.

2. Публичная власть -совокупность

• аппарата управления;

• аппарата подавления.

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли. Это:

• армия;

• полиция (милиция);

• органы безопасности;

• прокуратура;

• суды;

• система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Публичная власть:

• отделена от общества;

• не имеет общественного характера;

• осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими);

• опирается на писаное формализованное право;

• подкреплена принудительной силой государства.

Государственный суверенитет - независимость власти данного государства от всякой иной власти.

Государственный суверенитет может быть:

• внутренним;

• внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы.

Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполи­тической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом.

Народный суверенитет - исходный принцип де­мократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, органи­зации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

Территория государства - это пространство, на которое распро­страняется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, именуемое адми­нистративно-территориальным (области, провинции, департа­менты и др.). Это делается для удобства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной тер­ритории, а не к племени или роду.

Правовая система - юридический "скелет" государства. Государ­ство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в ци­вилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.

Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражаю­щаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Налоги и сборы – материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку мало­имущих и др.

Соотношение общества и государства

1. Обществом называется устойчивое объединение людей, которые проживают на одной территории, имеют общие язык, культуру и сходный образ жизни. Обществом является:

• большое по численности объединение людей (как правило, составляющее наличие государства);

• длительно проживающие на одной территории люди;

• люди, имеющее общую историю;

• люди, объединенные большим количеством различных связей (экономических, родственных, культурных).

2. Государство - организация политической власти общества. Оно:

• отделено от общества;

• институтуализировано;

• опирается на право и принудительную силу;

• распространяет свою власть на все общество;

• выступает в качестве механизма согласования различных инте­ресов в обществе.

Общество предшествовало появлению государства и часто сох­раняется после распада государства (пример: "постсоветское" общество после распада СССР).

 

2. Функции государства, их классификация

Функции государства — основные направления его деятельности в важнейших сферах жизни общества, выражающие его соци­альное назначение, стоящие перед ним цели и задачи.

Через функции государства могут выражаться как классовые, так и общесоциальные задачи. В последнее время современные государства осуществляют в основном общесоциальные функ­ции, играют роль социальных арбитров в возникающих кон­фликтах и противоречиях.

2. Чаше всего функции государства делят по сферам деятельности на внутренние и внешние:

внутренние:

политическая (защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка);

• экономическая (проведение единой экономической политики);

• социальная (охрана труда, пенсионное обеспечение, соци­альные выплаты);

внешние:

военная (защита, при необходимости, суверенитета и терри­ториальной целостности государства, граждан в случае по­сягательства со стороны иностранного государства);

• внешнеполитическая (представление и защита интересов государства (дипломатическими методами) в мировом со­обществе);

• внешнеэкономическая (обеспечение торгово-экономического взаимодействия государства, его экономических субъектов с внешним миром, защита национального рынка).

3. Форма государства и форма правления: форма государственного устройства, политический режим

1.Форма государства отражает:

организацию, структуру, порядок образования, компетенцию ор­ганов власти в государстве; их взаимоотношения друг с другом и населением (форма правления);

внутреннюю структуру государства (устройство территории), взаимоотношение государства как целого и отдельных частей (форма государственного устройства);

методы осуществления власти в государстве, реальность Кон­ституции, прав и свобод граждан (политический режим).

2. Форма правления — организация, структура, порядок образования, компетенция органов власти в государстве, их взаимоотноше­ния друг с другом и с населением.

Формы правления: монархия и республика.

Выделяют две формы правления:

- монархическую;

- республиканскую.

Монархия (от греч. — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит пожиз­ненно одному лицу (монарху), получающему ее, как правило, по наследству.

Существует два вида монархии: неограниченная и ограниченная.

В неограниченной (или абсолютной) монархии правитель обла­дает огромными полномочиями во всех сферах власти. Он издает законы; назначает на все высшие должности чиновников, ко­торые ему беспрекословно повинуются; вершит суд. Монарх ни перед кем не несет ответственности. Такие монархии были распространены до буржуазных революций XVII—XIX вв. В на­стоящее время к подобным монархиям относится Саудовская Аравия и ряд небольших монархий Персидского зали­ва (в таких монархиях, как правило, высокий уровень жизни и население аполитично).

Ограниченные монархии делятся на дуалистические и парламен­тарные (конституционные).

Дуалистическая монархия (Марокко, Иордания) характеризуется тем, что исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через ответственное перед ним правительство. Законодательная власть принадлежит пар­ламенту, состоящему из избранных народом депутатов. Мо­нарх не издает законы, но наделен правом абсолютного вето.

В парламентарной монархии (в Великобритании, Бельгии, Испа­нии, Норвегии, Швеции, Японии и др.) власть монарха законо­дательно ограничена во всех сферах деятельности. Правительство ответственно перед парламентом; состоит из лидеров партии, победившей на выборах. Указы, издаваемые монархом, долж­ны быть заверены подписью соответствующего министра. Та­кими являются большинство современных монархий и почти все европейские. Фактически конституционная монархия - это республика, где в дань традициям символически сохранен ин­ститут монарха.

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым всенародно в ходе прямых или косвенных выборов на определенный срок и предусмотрен ме­ханизм юридической ответственности высших должностных лиц.

Выделяют три разновидности республики:

- парламентарную;

- президентскую;

- смешанную.

В парламентарной республике (Германия, Италия, Венгрия и др.): / верховная власть принадлежит парламенту (он занимает доми­нирующее положение среди органов государственной власти); / правительство формируется парламентом из числа представи­телей партии, получившей большинство в парламенте, и от­ветственно перед ним;

/ президент, как правило, избирается не всенародно, а парламен­том или специальной коллегией, образуемой парламентом (на­пример Коллегией по выборам президента (члены парламента и представители областей) — в Италии и Германии). Преимуществами данной системы являются демократичность и профессиональный выбор кандидатов; недостатками частые от­ставки правительства (из-за недоверия парламента), нестабильность.

 

Для президентской республики (США, Мексика, Россия и др.) характерны:

_ доминирующая роль президента в системе органов государст­венной власти;

- всенародное (прямое или косвенное) избрание президента, на­деление его широкими полномочиями;

- соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства — для ряда стран (например США);

- ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом, но при этом решающая роль в формировании прави­тельства принадлежит президенту.

Преимуществами данной системы являются стабильность, согла­сие между президентом и парламентом; недостатком чрезмер­ная концентрация власти в руках одного лица (президента).

Смешанная республика (Франция, Португалия, Польша, Украина) сочетает в себе черты президентской и парламентской. Например:

- президент избирается на всеобщих выборах;

- президент и парламент обладают примерно одинаковой силой;

- правительство формируется совместно президентом и парла­ментом, имеется должность премьер-министра;

- правительство несет двойную ответственность (и перед прези­дентом, и перед парламентом).

4. Форма государственного устройства: унитарное государство, федерация.

Государственное устройство — политико-территориальная ор­ганизация государства, характер взаимоотношений между цен­тральными и местными властями.

Раздичают унитарную и федеративную формы государственного устройства:

- в унитарном государстве территория делится только на адми­нистративно-территориальные единицы (например, Польша, Франция, Литва и др.). Для унитарного государства характерны:

• единые Конституция и законодательство;

• единая система органов государственной власти;

• сильная центральная власть;

• компактность и однотипность всей территории государства;

в федеративном государстве территория федерации состоит из

государственных образований (США, Россия, Германия, Бра­зилия, Мексика, Индия, большинство других крупных по тер­ритории стран). Для федеративных государств характерны:

• наличие внутри страны образований, имеющих признаки государства (штатов, земель, субъектов федерации и др.);

• как правило, наличие федеральной Конституции и Консти­туций субъектов федерации;

• два уровня законодательства — федерации и субъектов;

• сильная центральная власть сочетается с сильной властью в субъектах;

• различие в экономическом развитии, истории, культуре субъектов федерации.

Федерациями, как правило, являются крупные по территории и населению государства, часто — полиэтнические.

Различают следующие формы федерации:

национальная (РФ) и территориальная (США);

симметричная и асимметричная:

симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями (например все штаты США имеют равные права, кроме "политического веса" при выборах президента);

• в асимметричной федерации субъекты имеют разный право­вой статус (например особый статус имеет штат Джамму и Кашмир в Индии; республики в составе РФ имеют несколько больше прав, чем другие субъекты).

Конфедерация — союз государств с некоторыми общими государ­ственными органами, образуемыми для достижения общих це­лей (совместное ведение экономической, внешней и военной политики).

Конфедерация является союзом государств (а не союзным госу­дарством). На это указывают следующие признаки:

- свобода выхода из конфедерации (право сецессии);

- отсутствие суверенитета; суверенитет принадлежит государ­ствам, входящим в нее;

- обычно договорная форма образования конфедераций;

- небольшие полномочия общих государственных органов. Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование, и при достижении поставленной цели она распа­дается или перерастает в федерацию.

Примерами конфедераций, трансформировавшихся в полноцен­ную федерацию, являются Швейцария и США.

5. Политический режим: демократический и недемократические режимы.

Политический режим — совокупность методов и средств осуще­ствления государственной власти.

Выделяется два основных вида политического режима:

демократический;

недемократический.

Главное отличие демократического режима от недемократиче­ского — реальное соблюдение прав и свобод человека.

Недемократический политический режим бывает двух основных видов:

авторитарный недемократические методы управления сочета­ются с относительной свободой экономической деятельности, с "урезанным" набором прав и свобод (например Испания в 1939— 1975 гг., Чили, Южная Корея в период диктатур 1970— 1980-х гг.);

тоталитарный — полное политическое, экономическое, духовное подчинение индивида государству, власти, идеологии (современ­ная Северная Корея).

Отличительной особенностью как авторитарного, так и тоталитар­ного политического режима является фиктивность права (и в ав­торитарных, и в тоталитарных государствах, как правило, сущест­вует правовая система, провозглашаются права и свободы, но фак­тически они не соблюдаются, отсутствует механизм их защиты).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.