Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностный (психологический) рост

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Основные понятия

Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?);

Поле опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности.

Я - концепция – сознательное и бессознательно представление человека о себе.

Формируется на основе: - прошлого опыта; - опыта настоящего; - ожидание будущего.

Структуры:

· Я – реальное;

· Я – идеальное;

· Я – глазами других (Я – социальное);

· Когнитивная составляющая (качества, приписываемые себе: кто я? какой я?);

· Эмоционально-оценочная составляющая (степень принятия себя);

· Поведенческая составляющая.

(соответствие и несоответствие).

Конгруэнтность – подлинность, искренность, аутентичность (осознавание без искажения, ограничена по агрессивности, соответствии Я – реального, Я – идеального и Я - социального).

Диагностика зон неконгруэнтности:

- список качеств, которые оцениваются по 10-бальной шкале и выявляется соответствие (или несоответствие - неконгруэнтность) параметров Я - реального и Я – идеального;

- задание: написать то, что в себе (в Я-реальном) не устраивает (в 2-3 предложениях) и сформулировать – что хотелось бы изменить и что получить в идеале (Я-идеальное).

Маленькие дети, по обыкновению, демонстрируют соответствие Я – реального Я - идеальному, но это чревато проявлением агрессии и эгоизма.

Организмическая самооценка – ощущения в теле, отражающие состояние в конкретной ситуации (это может быть отношение к человеку или к к-л. делу и т.д.) Напр., «Я не злюсь, меня это не трогает» - при этом напряжение в теле, сжатые кулаки. Или «Мне нет до него дела» - сердце учащенно бьется при встрече с ним.

Психологическое консультирование работает с симптомами неконгруэнтности. Психолог в процессе анализа помогает клиенту осознать свои истинные мотивы, чувства без искажений (защиты).

Неконгруэнтность может ощущаться как напряженность, тревожность, замешательство.

Иерархия:

- человек, должен быть способен определить и отделить собственные побуждения от навязанных (защитный механизм - интроекция);

- те желания, которые могут быть у человека, также могут являться амбивалентными (несовместимыми: «-», когда человек отрицает свои эмоции и побуждения);

- неконгруэнтность разного рода является механизмом невроза, фрустрации.

Потребность в самоактуализации – потребность в максимальном развитии своих способностей (компетенций) в социально приемлемом русле.

В гуманистической психологии постулируется позитивный взгляд на природу человека. Личностный рост - естественное движение происходит от конфликта к его разрешению. Личностный рост - это

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Розробка проекту з використанням оператора CASE | Сапоніни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.