Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальное обеспечение. Учебные и воспитательные цели

Время: 2 часа

Учебные и воспитательные цели

Лекция №1

Спорта и туризма

 

 

 

Дисциплина: «Безопасный отдых и туризм»

Тема: «Наиболее распространённые опасности во время отдыха на природе и туристических походов»

(кандидат военных наук, доцент В.Н. Соколов)

 

 

Смоленск

2013 год

Обучить студентов принятыми на основе обобщения опыта положе­ниями, постулатами и предварительными описаниями приемов и средств, с помощью которых возможно снижение риска до приемлемо­го уровня

 

Место проведения: аудитория

Литература:

  1. Методическое пособие «Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах» М. изд. Центр «МарТ»., 2007
  2. Конспект лекции. СГИФК, 2005.

3. Брипчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды)
Учебник.- М., 1998.

4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник — М., 1996.

5. Смирнов Л.Т., Литвинов Е.П., Фролов М.П., Латчук В.П., Петров
Богоявленский И.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб-
для учащихся 8 классов. - М., 1988.

6. Богоявленский И.Ф., Литвинов Е.Н., Негров С.В. Основы безопас-
ности жизнедеятельности: Учебник для 10 классов. - М., 1998.

7. Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: Учебник для 11 классов. - М.,.1.997.

8. Научно-популярный журнал. Основы безопасности жизни. - М.:
№7, с. 4-10, 1998.

9. Научно-популярный журнал. Основы безопасности жизни. - М.: №8, №9 с.3-9, с 4. 1998г.г.

10. Государственный стандарт.

 

Учебные вопросы и расчёт времени:

I. Введение___________________________________________ 5 мин.

II.Основная часть ____________________________________ 80 мин.

Изучаемые вопросы:

  1. Происхождение факторов риска …………………………………… 3
  2. Классификация вредных факторов туристской среды………………17

 

III. Заключение

 

 

Введение

 

Действующими нормативными документами предписано: ту­ристское предприятие должно иметь комплект нормативных до­кументов по обеспечению безопасности туристов и руководство­ваться ими в своей деятельности.

К числу внутрифирменных документов относится и «Программа обеспечения безопасности туров», которая разрабатывается туристс­кой организацией на определенный период (сезон, тур) и включает:

■ перечень, общее определение и предварительный анализ по­тенциальных опасностей и вредностей (начальная часть про­граммы);

• принятые на основе обобщения предыдущего опыта положе­ния, постулаты и предварительное описание приемов и средств, с помощью которых возможно снижение риска до приемлемо­го уровня (вторая часть программы);

■ разработку контрмер и непрерывное совершенствование мето­дов обследования всех ресурсов, включаемых в турпакет (тре­тья часть программы);

экспедиционное обследование (рекогносцировка, ознакомитель­ная поездка и др.) конкретного тура в целом и мер обеспечения безопасности в особенности

 

1. Происхождение факторов риска

 

Каждый фактор риска при стечении определенных обстоя­тельств может привести к неблагоприятным для туриста послед-

ствиям. Есть, однако, опасности, «предопределенные» пpoгpaммой тура, которые подразумеваются, но обычно никак не учитываются в мероприятиях по безопасности. Назовем их обстоятельствами повышенной опасности.

В частности, при убытии из места постоянного проживание месту начала тура или к месту отдыха турист пересекает несколь­ко часовых поясов, попадает в резко отличные от привычных климатические условия. Некоторыми авиапутешественниками перелет воспринимается как определенная опасность. Авиаперелету сопутствуют перепады атмосферного давления при взлете и посадке, а смена часовых поясов чревата сбоем биоритмов орга­низма.

Замечено, что организм туриста за семь-девять часов авиапе­релета успевает быстрее подготовиться к предстоящим климати­ческим переменам, чем за два часа путешествия по воздуху. Рас­тянутая по времени приспосабливаемость организма у туриста вызывает плохое самочувствие из-за несовпадения времени сна и бодрствования, рассеянное внимание в ходе экскурсионного об­служивания и др. Подобное физическое состояние туриста опре­деляют понятием «красный глаз» (red eyes).

Туристу, прибывшему на отдых в другую страну, необходима акклиматизация — адаптация к жаре, к непривычному климати­ческому и ультрафиолетовому режиму.

Пребывание туриста в незнакомом районе, регионе или в дру­гой стране может быть связано с незнанием типичных бытовых опасностей, с отсутствием иммунитета от распространенных там болезней, с криминогенной обстановкой и т. п. обстоятельствами.

Поэтому, описание и систематизация источников и свойств потенциальных опасностей и зависимость изменения фи­зического состояния туристов от них в туре является необходимым условием разработки мероприятий по обеспечению безопасности.

 

 

1.1. Опасные изменения воздушной среды

 


Воздействие окружающей среды на туристов обусловлено по­вышенными или пониженными температурами воздушной среды и поверхностей, а также интенсивностью теплового облучения, относительной влажностью и подвижностью воздуха в зоне их обслуживания, резкими перепадами барометрического давления и другими факторами внешнего воздействия (табл. 5).

 

Первое воздействие, с которым сталкивается турист яри убы­тии из места постоянного проживания к месту начала тура или в место проведения отдыха, связано с неизбежными изменениями атмосферного давления. Давление может быть как повышенным, так и пониженным: оптимальная диффузия кислорода в кровь из газовой смеси в легких происходит при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

Повышенное давление обуславливает вредные механическое (компрессионное) и физико-химическое действия газовой среды, увеличивая ее проникающий эффект. При этом повышенное со­держание в крови кислорода и индифферентных газов может выз­вать реакцию наркотического типа, а увеличение парциального давления кислорода в легких выше 0,8-1,0 атм приводит к пора­жению легочной ткани, возникновению судорог, коллапса;

Более выраженные действия организма можно наблюдать при низком давлении: резкое уменьшение парциального давления кислорода во вдыхаемой воздушной смеси приводит затем к его снижению в альвеолярном (т. е. находящегося в легочных альве­олах; лат. alveolus — лунка, ячейка) воздухе, крови и тканях. Затем через несколько секунд приводит к потере человеком со­знания, а еще через 4—5 мин и к гибели.

Массовая доля кислорода в земной коре составляет около 49%, а составные части воздуха характеризуются величинами, приве денными в табл. 6.

Во вдыхаемом человеком воздухе кислорода содержится уже около 16%, а углекислого газа — 3,7-4%. Нарушение оптимального природного баланса между кислородом и углекислым газом оказы­вается неблагоприятным для здоровья и самочувствия: мозг потреб­ляет около 25% от всего поступающего в организм кислорода, а по кровеносным сосудам попадает из легких во все клетки организма.

Постепенное нарастание дефицита кислорода в крови и тканях вызывает расстройство функций жизненно важных органов, ко­торое при длительном дефиците может закончиться необратимы­ми структурными изменениями и гибелью.

По классификации Хендерсона при недостатке кислорода кис­лородное голодание и другие симптомы характеризуются следую­щими величинами:

■ 18% — граница безопасного уровня;

■ 16—12% — учащение пульса и дыхания, головные боли, рассе­янное внимание;

• 14-9% — ухудшение мыслительных способностей, тошнота, повышение температуры тела;

■ 10% и ниже — галлюцинации, потеря сознания.

В современных практически воздухонепроницаемых помеще­ниях концентрация кислорода будет уменьшаться до тех пор, пока оно не будет проветрено. Понижение кислорода в воздушной сре­де номера в отеле будет наблюдаться, если из-за шума и выхлоп­ных газов окно не открывается или если в номере курят, или если в нем собирается много людей.


При авиаперелетах, подъеме на вершину горы и в других слу­чаях у туриста может проявиться «высотная болезнь», не связан­ная напрямую с недостатком кислорода.

Она вызывает декомпрессионные расстройства: высотные — ме теоризм (расширение газов в желудочно-кишечном тракте) и декомпрессионную болезнь, — выход растворенных в жидкостях и тканях организма газов и образование пузырьков газа (в частно­сти, азота), а также высотную тканевую эмфизему, т. е. «заки­пание» тканевой и межклеточной жидкости из-за появления в них пузырьков водяного пара.

При занятиях подводным спортом пузырьки газов могут выз­вать закупорку кровеносных сосудов (эмболия).

В воздухе на трассе похода (перемещения) или в зоне обслужи­вания туристов всегда присутствуют взвешенные частицы есте­ственного и антропогенного происхождения — пыль (dust), туман (mist), дым (smoke).

Туманы и дымы относятся к устойчивым аэрозольным обра­зованиям, — их жидкие частицы или растворимые компонен­ты твердых частиц по месту осаждения могут абсорбироваться тканями.

Нерастворимые компоненты твердых частиц в воздухе могут по дыхательным путям переноситься в разные части дыхатель­ного тракта, абсорбироваться и вызывать биологический эффект (фиброгенные заболевания органов дыхания и газообмена, за­болевания лимфатической системы и желудочно-кишечного тракта).

При планировании туристских походов с подъемом в горы (на­пример, по некогда популярному у турбаз города Сочи маршруту с подъемом к озеру Кардывач через горную гряду Аишхо I и II и далее через Авадхарскую долину на озеро Рица) представляют интерес данные о характере атмосферных осадков в зависимости от высоты (табл. 7).

 

1.2. Шумы и их негативные воздействия

 

К шумам относят любые нежелательные для человека акусти­ческие колебания инфра- и ультразвуковых частот, вызывающие дискомфорт. Под шумом также понимают любой звук, который может вызвать потерю слуха или быть вредным для здоровья, но на практике под шумом в основном понимают лишь слышимые звуки.

Показателями воздействия шума являются:

интенсивность характеризует величину давления звуковых волн на барабанную перепонку уха человека. Измеряется как логарифм отношения данной величины звука к порогу слыши­мости и выражается величиной в децибелах (дБ);

высота звука характеризует частоту колебаний среды и изме­ряется она в герцах (N Гц = N/сек), то есть числом колебаний N в секунду; чем больше частота колебаний, тем выше звук;

продолжительность воздействия шума; длительное воздей­ствие шума влечет рост числа заболеваний, понижение внима­ния, нарушение координации движений.

Весь диапазон слышимых звуков укладывается в 140 дБ: ды­хание человека — 10 дБ; шепот человека — 20 дБ; звон механи­ческого будильника на расстоянии 1 м оценивается в 80 дБ; раз­говор двух человек создает шум 65 дБ. В жилых помещениях допустимым считается шум 40 дБ днем и 30 дБ ночью. Впрочем... в туристской практике известен случай, когда российская турис­тка по суду получила от турагента возмещение ущерба, связанно­го с тем, что в итальянской гостинице, куда ее поселили, в сосед­нем номере... всю ночь капала вода из крана, что мешало нор­мальному сну.

Шум свыше 80 дБ вреден для человеческого уха, а болевой порог находится в пределах 120-130 дБ.

Замечено, что шум давлением 100-120 дБ на низких частотах и 80-90 дБ в среднем и высокочастотном диапазонах приводит к временному повышению порога слышимости. В условиях силь­ных транспортных шумов происходит непрерывное напряжение слухового анализатора, что приводит к увеличению нормального порога слышимости (10 дБ для людей с нормальным слухом) еще на 10-25 дБ, при уровне шума более 70 дБ затруднена разборчи­вость речи. Спектр звуковых колебаний и характер изменения сильного шума причиняют слуху ущерб, величина которого зависит, однако, от индивидуальных особенностей организма: у неко­торых индивидуумов даже короткое воздействие шума средней интенсивности вызывает утрату слуха.

Другие вредные последствия шума характеризуются звоном в ушах, головокружением, головной болью, повышенной утомляе­мостью и усталостыб.

Более тяжкие последствия для организма несет чрезмерный шум — нервное истощение, психическая угнетенность, вегетатив­ный невроз, язвенная болезнь, расстройства эндокринной и сер­дечно-сосудистой систем.

Наиболее чувствительны к действию шума лица старших воз­растов (табл. 8).

В соответствии с ТОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измере­ния» уровни звукового давления в октавных полосах частот внут­ри салонов легковых автомобилей и микроавтобусов могут состав­лять около 60 дБ (по другим данным — 80 дБ), а пассажирских автобусов, — 75-80 дБ.

При наборе скорости автотранспортным средством, открыва­нии и закрывании дверей салона возможно резкое возрастание шума до 100 дБ.

Шум в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта (до 68 дБ) вызывает ряд негативных последствий:

■ нарушение сна (удлинение периода засыпания, пробуждения во время сна, ухудшение качества сна). С увеличением частоты и силы звука более частыми становятся мгновенные прерыва­ния сна;

■ ощущение болезненного состояния, изменение поведения, в т. ч. и возникновение стрессового состояния, — повышение актив­ности центральной и вегетативной нервной систем и др.


При переезде туристов железнодорожным транспортом источ­никами шума в пассажирских вагонах являются:

■ локомотивы — уровни звукового давления, например, у вы­пускной трубы двигателя тепловоза достигают 100-110 дБ;

■ вагоны — удары колес на стыках и неровностях рельсов (удар­ный шум до 10 дБ), трение поверхности катания и гребня ко­леса о головку рельса. Качение колес по сварному рельсу без
выбоин и волнообразного износа ведет к формированию звуко­вых колебаний в широком диапазоне частот.

Шумы от вагонов и от электровозов практически одинако­вы по спектру и уровню. Источники шума в салонах пассажирских самолетов:

■ работа вентилятора, компрессора, турбины и камеры сгорания (реактивная струя) турбореактивных двигателей и вращающи­еся винты турбовентиляторных двигателей. Вращение винта вызывает вибрации, что приводит к большей утомляемости пас­сажиров в полете;

• вспомогательные силовые установки, в частности, для конди­ционирования воздуха, заряда аккумуляторных батарей и для других нужд (интенсивность их шума доходит до 135 дБ). Даже внутри зданий аэровокзалов уровень шума подчас дос­тигает 75 дБ. Звуковые колебания по частоте разделяются на:

инфразвуковые (низкочастотные, до 20 Гц); это неслышимые звуки, которые при большой амплитуде колебаний входят в резонанс с колебаниями внутренних органов человека и ощу­щаются как боль;

акустические (слышимые, в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20000 Гц). Это шумы производственного и бытового происхож­дения. Они носят непрерывный и импульсный характер. Их источниками чаще всего являются транспортные средства с низко- и среднечастотным спектром;

ультразвуковые (высокочастотные, с частотами от 20000 Гц до 109 Гц). Они относятся к неслышимым звукам, проявляются редко и их воспринимают и издают по большей части некото­рые живые существа (летучие мыши, рыбы, птицы и др.). Источником ультразвука в низком диапазоне могут быть так­ же некоторые промышленные и медицинские установки. Эти ко­лебания на организм человека оказывают влияние не только в зоне контакта источника, но и на все тело человека, его вестибулярный аппарат. Так, ультразвук может действовать на турис­та через воздушную среду и контактно на руки — через твердую и жидкую среду. Влияние ультразвуковых колебаний на слуховую функцию более слабое, но расстройство вестибулярного аппарата более выражено. Ультразвуковые воздействия через воздушную среду вызывают функциональные нарушения нервной, сердечно­сосудистой и эндокринной систем, изменение свойств и состава крови, артериального давления.

Контактное воздействие с источником ультразвука нарушает капиллярное кровообращение в кистях рук, снижает болевую чув­ствительность, плотность костной ткани.

При длительно и многократно повторяющихся даже в неболь­ших дозах ультразвукового облучения у человека возникает сла­бость, сонливость, снижение активности и работоспособности.

Инфразвуковые волны неблагоприятно действуют на психо­эмоциональную сферу, влияют на активность туристов, их сер­дечно-сосудистую, эндокринную и другие системы: при частоте около 7 Гц возможен резонанс грудной клетки и брюшной по­лости.

Инфразвуковые колебания возникают при землетрясениях, штормах и других природных катаклизмах, а также проявляют­ся при работе ряда машин и механизмов (компрессорные установ­ки, тормозные системы поездов, дизелей и др.).

Порог опасности летального исхода оценивается величиной 180-190 дБ даже от кратковременного действия инфразвука; по­рог потенциальной опасности для жизни и здоровья лежит в пределах 155-180 дБ; порог переносимости лежит в пределах 140-155 дБ, а порогом безопасности считается инфразвук на уров­не 90 дБ.

Функциональные изменения, обусловленные действием ин­фразвука, возникают в центральной нервной системе, сердеч­но-сосудистой и дыхательной системах, в вестибулярном аппа­рате. Субъективно эти изменения ощущаются как головная боль и звон в ушах и голове, осязаемое движение барабанных пере­понок, снижение внимания и работоспособности, возникнове­ние чувства страха, угнетенное состояние, нарушение равнове­сия, сонливость, затруднения речи. Причем, неуверенность в себе,, эмоциональная неустойчивость и состояние тревоги явля­ются психофизиологической реакцией организма на действие инфразвука.

 

1.3.Неблагоприятные воздействия вибрации

 

Малые механические колебания (то есть многократно повторя­ющиеся одинаковые или почти одинаковые процессы) в упругих телах под действием переменных сил называются вибрацией.

Источники вибрации всегда есть в тех технических средствах перемещения туристов (автотранспорт, самолет, поезд, речные и морские суда и др.). в которых используются силовые установки. Колебания в транспортных средствах передаются от дорожной поверхности через элементы конструкции на их водителей и на перевозимых пассажиров, а через грунт передаются на организмы (биоту) и инженерные сооружения, достигая фундаментов жи­лых и общественных зданий.

Часто вибрации, распространяемые по грунту, вызывают и зву­ковые колебания, приводящие в определенных условиях к разру­шениям конструкций и сооружений. В грунте вибрации затухают с темпом 1 дБ/м и на расстоянии 50—60 м от транспортной маги­страли уже не ощущаются. Этот параметр воздействия важен при выборе мест размещения туристов. В силовых установках транс­портных средств вибрация обусловлена работой:

а) кривошипно-шатунных механизмов;

б) неуравновешенных вращающихся масс;

в) ударным взаимодействием сопрягаемых деталей, — зубча­тых передач, подшипниковых узлов и т. п.

Вибрация (резонансная) пассажирского вагона возникает при приближении частоты воздействий стыков рельсов к частоте (соб­ственной) колебаний вагона.

По способу передачи колебаний на тело туриста вибрация мо­жет быть общей или локальной, а по направлению действия — вертикальной или горизонтальной.

Действие вибрации на организм человека может привести к возникновению резонансных явлений, зависящих, в частности, от позы: в положении «сидя» резонанс наступает при частоте 4-6 Гц, для головы 20-30 Гц, для глазных яблок 60-90 Гц. Резо­нансные частоты могут вызвать расстройство зрения и в целом нарушение работы вестибулярного аппарата (он отвечает за поло­жение и перемещение головы в пространстве, поддержание рав­новесия и др.), нанести травму позвоночнику. Широкий спектр действующих на человека вибраций может сопровождаться выда­чей организму ложной информации от вестибулярного аппарата.

На тело сидячего или стоящего человека вибрация передается через опорные поверхности (общая вибрация), но может передаваться и через руки (локальная вибрация).

 

1.4.Свойства статических, электрических и магнитных полей и их негативные воздействия

 

Поле, сформированное неподвижными электрическими заря­дами, возникающими в результате механического взаимодействия диэлектриков между собой или диэлектриков с металлами, назы­вают статическцм полем.

Упомянутые выше процессы приводят к образованию и разде­лению положительных неотрицательных зарядов электричества, т. е. происходит образование и разделение двойных слоев зарядов противоположного знака. Так, на сухих руках накапливаются электрические заряды, создающие потенциал до 500 В.

Присутствующие между верхними слоями атмосферы и повер­хностью Земли электрические заряды создают разность потенци­алов в 400 тысяч В. Это электростатическое поле Земли между верхней частью тела человека и его нижней частью создает раз­ность потенциалов около 200 В. Однако вследствие хорошей про­водимости (стекания тока) человек этой разности потенциалов не ощущает, так как все части тела находятся под потенциалом од­ной величины.

Наведенные проходящим над Землей грозовым облаком заря­ды огромной величины приводят к образованию электрического поля, являющегося при определенных условиях причиной пробоя промежутка «облако-поверхность». Это и есть молния.

Так как заряды имеют свойство накапливаться на остриях или близким к ним по форме телах, то человеку во время грозы опас­но находиться на открытом пространстве, вблизи отдельных дере­вьев или металлических предметов.

Искусственные статические поля в быту создаются синтети­ческими полимерными материалами, — хорошими диэлектрика­ми, используемыми при изготовлении обуви и одежды, при от­делке интерьеров, изготовлении строительных конструкций и т. д. Избыточные заряды на предметах, одежде и на теле человека воз­действуют на нервную и сердечно-сосудистую систему.

Благотворно действуют такие меры защиты от статического электричества, как заземление, хождение босиком.

Электромагнитные поля (ЭМП) промышленной частоты фор­мируются генерирующими, передающими и потребляющими тех­ническими системами, а для оценки биологического воздействия на организм выделяют зону индукции (ближнюю зону) и зону из­лучения (дальнюю зону) электромагнитного поля.

Спектр электромагнитных полей характеризуется следующи­ми частотами:

· низкие частоты (до 3 Гц); основной их источник — воздушные линии электропередач, системы транспортных средств (элект­рооборудования, зажигания, управления, навигации), системы охранной сигнализации, а также электротранспорт;

· промышленные частоты — от 3 до 300 Гц;

· радиодиапазона — от 30 Гц до 300 МГц и относящиеся к нему ультравысокйе (УВЧ) — от 30 МГц до 300 МГц и сверхвысо­кие — от 300 МГц до 300 ГГц.

Интенсивность ЭМП в диапазоне частот от 30 кГц до 300 МГц определяется напряженностью электрической составляющей, а для ее оценки в диапазоне от 300 МГц до 300 ГГц определяют плот­ность потока энергии (Вт/м2).

Электромагнитные поля оказывают тепловое и биологическое воздействие на организм человека:

■ нагрев хрящей, сухожилий и др.;

■ перегрев хрусталика глаза, желчного и мочевого пузыря;

• возникновение головной боли (в височной и затылочной об­ласти) приводят к быстрой утомляемости, изменению кровя­ного давления и пульса, к нервно-психическим расстройствам при длительном воздействии радиоволн невысокрй интенсив­ности и др.

Электромагнитные волны оптического диапазона (400-760 нм) воздействуют на глаз человека, вызывая специфическое раздра­жение сетчатой оболочки, вследствие чего возникает световое вос­приятие.

Человеческий глаз рефлекторно защищается при превышении интенсивности Излучения допустимого уровня: сужение зрачка, перестройка восприятия для уменьшения чувствительности.

Источником электромагнитной энергии является Солнце и его энергия поступает в виде инфракрасного, видимого и ультрафио­летового излучения. И хотя земной кислород и озон выполняют роль природного фильтра, все же ультрафиолетовое излучение оказывает заметное влияние на живые организмы. Его влияние

зависит от времени года, погоды, географической широты и высо­ты над уровнем моря, толщины озонового слоя в атмосфере.

В полдень интенсивность излучения на длине волны-300 нм в 10 раз выше, чем за три часа до этого или три часа спустя. Об этом необходимо помнить любителям загорать в походах и на отдыхе.

Ультрафиолетовые лучи хорошо отражаются от песка (до 25%) и снега (до 80%), хуже от воды (менее 7%).

При подъеме в гору поток ультрафиолетовых лучей возрастает с высотой, приблизительно на 6% с каждым километром. В рас­положенных ниже уровня моря местах (например, у берегов Мер­твого моря) интенсивность излучения меньше.

Ультрафиолетовое излучение не воспринимается глазом, но поглощается кожным покровом тела, вызывая покраснение (эри­тему), активизацию обменных процессов и тканевого дыхания.

Ультрафиолетовые лучи относят к одному из следующих двух типов:

■ UVB-излучение (ультрафиолетовое) воздействует на поверх­ностные слои кожи, вызывая ожоги и ускоряя старение;

UVA- излучение (инфракрасное) проникает непосредственно в клетки, изменяя их структуру, провоцирует кожные заболева­ния вплоть до онкологических.

Загар — это образовавшийся под действием ультрафиолетово­го излучения в кожном покрове меланин, который к тому же хорошо защищает организм от избыточного проникновения ульт­рафиолетовых лучей. Бактерицидное действие этих лучей основа­но на свертывании (коагуляции) белков и это их свойство исполь­зуют в профилактических целях, например, при дозированном облучении помещений («кварцевание»).

По восприимчивости кожных покровов к ультрафиолетовому излучению выделяют следующие ее шесть типов:

■ кожа светлая, легко обгорает и совсем не покрывается загаром (тип I);

■ кожа легко обгорает и покрывается слабым загаром (тип II);

■ кожа быстро покрывается загаром и обгорает в меньшей степе­ни (тип III);

■ кожа более устойчива к солнечным лучам, чем соответствую­щая типу III (тип IV);

■ темная от природы кожа — негроидная — и почти не подвер­жена повреждающему действию излучения (коренные жители Австралии и Африки) — типа V и VI.

■ Воспалительная реакция кожи при избыточном ультрафиоле­товом облучении сопровождается зудом, отечностью, образовани­ем на коже пузырей и другими изменениями, в т. ч. ускоренным старением кожи.

■ Пребывание в солнечный день на склонах снежных гор без солн­цезащитных очков из-за высокого содержания ультрафиолета в лу­чах вызывает слезотечение, спазмы век, резь и боль в глазах и др.

■ Инфракрасное излучение, проникая глубоко (до 4 см) под кож­ные покровы тела, повышает температуру и облучаемого участка, и общую температуру тела, вызывает покраснение участков кожи.

 

1.5. Воздействие электрического тока на организм

 

Электрический ток не имеет запаха, цвета и не создает шума, так что у туриста нет специальных органов чувств на расстоянии ощутить его наличие. Неспособность организма до начала воздей­ствия на него электрического тока обнаружить его приводит к тому, что турист не осознает реально существующие опасности и не принимает ни мер предосторожности, ни защитных средств.

Опасность поражения электрическим током усугубляется еще и тем, что пострадавший не может сам себе оказать помощь, а неумелые действия других туристов по оказанию помощи постра­давшему чаще всего ведут и к их поражению.

При прикосновении к токоведущим частям, находящимся под напряжением, или при приближении к высоковольтным электро­установкам на недопустимо близкое расстояние происходит пора­жение человека электрическим током промышленной частоты.

Поражения электрическим током подразделяются на электри­ческие травмы (тепловые (ожоги), -механические (разрыв тканей и повреждение костей), световые) и электрические удары. Наиболее опасными являются электрические удары, при которых в резуль­тате прохождения через тело электрического тока происходит на­рушение физиологических процессов в организме: разложение крови и паралич нервной системы, судорожное сокращение мышц, осу­ществляющих дыхательное движение грудной клетки и работу сер­дца. Исход этого воздействия, — от легкого до смертельного пора­жения, — зависит от ряда факторов, а именно, от:

• величины и продолжительности действия тока (приложенного напряжения);

• рода и частоты тока;

• пути протекания тока в организме (электрическая цепв);

• величины электрического сопротивления тела (верхнего слоя кожи, достигающего в нормальных условиях величины в пре­делах 400G0-400000 ом; при нарушении кожного покрова со­противление уменьшается до 800-1000 ом);

• индивидуальных особенностей и физического состояния организма туриста.

На теле человека есть особенно уязвимые к электротоку участ­ки — так называемые акупунктурные точки площадью 2-3 мм2, в которых электрическое сопротивление кожного покрова всегда меньше электрического сопротивления окружающих зон.

Такими точками являются тыльная сторона кисти, участок руки от кисти до локтя, шея, висок, плечо, спина, передняя часть ноги. Электрическая цепь, проходящая через названные точки, при протекании по ней даже небольших токов может привести к смер­тельному исходу поражения. Так, при токе 0,5-1,5 мА ощущает­ся его Действие в виде покалывания, а при токе 2-5 мА появляют­ся боли в руке, дрожание кисти и пальцев, некоторая скован­ность мышц. При токе 15 мА наступают сильные боли, мышцы сковывает судорога и они частично парализуются, но находящий­ся под действием электрического тока турист в состоянии еще самостоятельно (хотя и с большим трудом) разжать пальцы и от­делиться от токоведущей части.

При токе от 15 до 25 мА наступает очень сильная боль, мышцы рук полностью парализуются, а пострадавший без посторонней помощи не в состоянии разжать пальцы и отделить их от токове­дущей части. По этой причине он остается включенным в цепь тока: под действием тока проводимость тела увеличивается и про­текающий ток достигает опасных величин. Токи этих величин называют «удерживающими в контакте».

При токе 25-30 мА мышцы грудной клетки начинают подвер­гаться судорожному сокращению, движение последней может быть затруднено или остановлено. Дыхание у пострадавшего затрудня­ется или совсем прекращается. При этих значениях тока проис­ходит сужение кровеносных сосудов и повышение артериального давления и создаются более тяжелые условия для работы сердца. При затрудненном дыхании и ослабленной сердечной деятельнос­ти человек, как правило, теряет сознание.

Если в течение 1-2 сек через тело будет протекать ток про­мышленной частоты величиной от 100 мА до 5-7 а, то начнется хаотическое, беспорядочное сокращение волокон сердечной мыш­цы: сердце перестает выполнять функции насоса и кровообраще­ние прекращается.

При протекании тока величиной более 5-7 а нарушаются фун­кции нервной системы, прекращается дыхание. При очень боль­ших величинах протекающего тока смертельная опасность опре­деляется уже не прекращением дыхания и остановкой сердца, а разрушением внутренней структуры тканей организма и глубо­кими ожогами тела (III—IV степень). Токи, вызывающие пара­лич дыхания, называют «производящими блокаду нервной системы.

Две жизненные основные функции организма связаны между собой, и нарушение одной из них ведет к нарушению другой:

■ при остановке дыхания очень быстро останавливается сердце;

■ прекращение работы сердца и кровообращения быстро приво­дит к остановке дыхания;

■ прекращение обеих функций приводит к клинической смерти, которая длится 7-8 мин; клиническая смерть обратима, если в первой ее фазе (4-5 мин) будут выполнены все меры по восста­новлению дыхания (искусственное дыхание) и работы сердца (закрытый, непрямой массаж).

Другие характеристики электрического тока, протекающего через тело туриста — род тона (постоянный, переменный), путь тока и его частота — также влияют на степень поражения.

Заметим также, что электрический ток оказывает более опас­ное действие на туриста, находящегося в болезненном состоянии, состоянии душевной подавленности, утомления, опьянения и т. п.

Факторы окружающей среды, определяющие величину прило­женного к телу безопасного напряжения, включают;

■ температуру и влажность. Так, в помещениях:

а) влажных и сырых — увлажняется кожа человека, вслед­ствие чего резко снижается ее сопротивление электроудару;

б) о высокой температурой воздуха — опасность поражения электротоком возрастает за счет усиленного потоотделения;

■ наличие токопроводящей пыли, химически активных ве­ществ — загрязнение кожи хорошо проводящими ток веще­ствами снижает ее сопротивление электротоку.
Сочетание этих и других факторов определяет степень опасно­сти поражения туриста электрическим током.

 

1.5.Влияние электромагнитных и ионизирующих излучений

 

В авиации широко используется радиолокационная и радиона­вигационная техника как в аэропортах, так и на самолетах.

Она излучает в окружающую среду потоки электромагнитной энергии (ЭМИ) высокой (ВЧ), сверхвысокой (СВЧ) и ультравысо­кой (УВЧ) частоты (излучения радиочастотного диапазона).

Воздействие ЭМИ на организм туриста определяется плотнос­тью потока его энергии, частотой излучения, продолжительнос­тью воздействия, режимом облучения и размером облучаемой по­верхности тела, а также индивидуальными особенностями орга­низма каждого туриста. Волновые и квантовые свойства излучае­мой энергии оказывают биологическое воздействие на организм человека:

■ термический эффект — значительный нагрев тканей при облу­чении;

• расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, эндокрин­ных органов при постоянном воздействии.

Проявляется это в виде раздражения человека, возникновении головных болей, ослаблением памяти и др. Если ЭМИ оказало воздействие на глаза, то это может проявиться как ожог рогови­цы, а воздействие ЭМИ СВЧ-диапазона — к помутнению хруста­лика, то есть к катаракте.

К ионизирующим относятся не воспринимаемые органами чувств излучения, при прохождении которых через среду происходит иони­зация или возбуждение молекул. Их еще называют радиацией.

Загрязнение мест пребывания или размещения туристов веще­ствами, являющимися источниками ионизирующих излучений, относят к радиоактивным загрязнениям территории или местно­сти. Авария на Чернобыльской АЭС привела к загрязнению тер­риторий (около 50 000 км2) в 16-ти областях России, в Мордо­вии, Татарстане и Чувашии.

Установлено, что при движении транспортных средств по заг­рязненным радиоактивными веществами территориям происхо­дит осаждение на них радиоактивной пыли, которая попадает в замкнутые системы водообеспечения транспортных предприятий, а после многократного использования (более 40 раз) воды получа­ет существенно превышающий установленный нормативами уро­вень радиоактивности.

Следовательно, и транспортные средства, и объекты инфраструк­туры, и природные строительные материалы на такой территории могут стать источником радиоактивного загрязнения.

Радиоактивные вещества, загрязняющие территорию, испус­кают электромагнитные волны с частотой более 1,5 * 1017 Гц и потоки частиц с высокой энергией, как-то:

■ альфа-частицы (а-излучение, — в 20 раз более опасное для орга­низма, чем два других излучения). Представляют опасность при попадании внутрь организма;

■ бета-частицы (0-излучение). Опасны при попадании на кож­ные покровы и внутрь организма;

■ гамма-частицы (у-излучение — с частотой более 1,5 * 1019 Гц).
Радиоактивное гамма-излучение в естественной и не загряз­ненной среде называют фотонным (или фоновым) излучением местности. Средние мощности фонового излучения по территории России составляют 1290 Кл/(кг * час), но на отдельных террито­риях могут достигать величины до 59340 Кл/(кг * час).

Химические элементы, у которых ядра атомов самопроизволь­но распадаются, называются радионуклидами.

Воздействие радиации на организм зависит от поглощенной тканями величины ЭМИ, — ее называют поглощенной дозой и измеряют чаще в радах:

1 Дж/кг = 1 Гр = 100 рад,

где Гр — обозначение единицы измерения дозы, поглощенной единицей массы ткани; ее называют «грей».

Ионизация и возбуждение молекул и атомов в тканях приво­дят к радиолизу воды (организм содержит до 70% воды) и образо­ванию свободных радикалов Н+ и ОН"".

Свободные радикалы активно вступают в химические реакции с молекулами белка, ферментами и другими биологическими эле­ментами ткани, формируя цепную реакцию молекул, не подверг­нутых облучению.

При этом нарушаются биохимические процессы в организме: обмен веществ, замедление и даже прекращение роста тканей, возникновение токсинов — не свойственных организму химичес­ких соединений.

Токсины, влияя на процесс жизнедеятельности отдельных ор­ганов и систем, нарушают функции кроветворных органов (крас­ного костного мозга), увеличивают проницаемость и хрупкость сосудов. Токсины снижают иммунитет, приводят к расстройству желудочно-кишечного тракта и истощению организма, к перерож­дению нормальных клеток в злокачественные (раковые) и др.

Отмеченные изменения в организме развиваются в различные промежутки времени: от нескольких секунд до многих часов, дней, лет.

Облучение организма изнутри (в особенности частицами) воз­можно при вдыхании загрязненного радионуклидами воздуха, при приеме зараженной ими пищи и воды, при проникновении через открытые кожные покровы.

2.1.7. Воздействие на организм химически вредных веществ

К вредным химическим веществам окружающей туриста сре­ды относятся вещества как естественного (природного), так и антропогенного происхождения.

К химически вредным веществам относятся пары, газы, жид­кости, аэрозоли, химические соединения, смеси. В организм че­ловека они поступают:

■ через легкие при вдыхании воздушной смеси;

• желудочно-кишечный тракт с водой и пищей, с загрязненных рук при еде или курении;

■ неповрежденную кожу (потовые и сальные железы, волосяные мешочки) путем поглощения (резорбции, от лат. resorbeo — поглощаю).

Возможно последовательное или одновременное (т. е. комби­нированное) действие химически вредных веществ при одном и том же пути их поступления в организм.

К практически используемым химическим веществам отно­сятся;

■ промышленные яды. Это органические растворители (напри­мер, дихлорэтан), топливо (пропан, бутан), красители (ани­лин) и др.;

■ пестициды;

■ лекарственные средства;

• бытовые химикаты — пищевые добавки (уксус и др.), средства санитарии, личной гигиены и косметики;

■ содержащиеся в растениях, грибах, у животных и насекомых биологические растительные и животные яды.

Антропогенные факторы действуют на человека при загряз­нении:

атмосферы — наличие в ней промышленных выбросов, вых­лопных газов, продуктов сжигания;

воздушной среды жилого помещения парами деструкции поли­меров, лака, красок, мастик;

питьевой воды в случае наличия в ней избытка тяжелых ме­таллов (свинец, медь) и попадания в водоводы сточных вод;

продуктов питания — пестицидами при их выращивании, хи­мическими веществами от упаковок и тары и др.

 

1.5.Аварийные ситуации и аварии транспортных средств

 

Аварийные режимы эксплуатации транспортных средств в ту­рах возникают:

■ из-за, крайней изношенности подвижного состава;

■ превышения пределов пропускной и провозной способности;

■ нарушения скоростного режима движения;

■ неучета субъективных причин, влияющих на поведение участ­ников транспортных процессов.

Почти в каждой стране, в т. ч. и в России, наиболее опасен автомобильный транспорт: в сутки в среднем происходит 450-500 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с большим чис­лом раненых и погибших. Ежедневно в России погибает более 80 человек и около 500 получают ранения.

В последние годы участились аварии транспортных средств при перевозке туристов в ряде зарубежных стран — Египте, Турции и др. Основные причины:

■ превышение скорости движения;

■ нарушение правил обгона и маневрирования;

■ нарушение правил проезда железнодорожных переездов;

■ выезд на полосу встречного движения;

■ несоблюдение очередности проезда перекрестков;
• нарушение правил перевозки пассажиров;

■ низкое техническое состояние автотранспортных средств;

■ неудовлетворительные дорожные условия.

Состояние дорог также вносит свою лепту в создание аварий­ной ситуации или к «смягчению» ее последствий. К числу факто­ров, учитываемых при анализе аварий, относятся:

• наличие откосов, насыпей, уклонов, ограждений, экранов;

■ состояние дорожного полотна на проезжей части дороги, мос­тов, путепроводов (износ дорожной одежды, воздействие ат­мосферных факторов, ветровые наносы, наличие на полотне нефтепродуктов и др.);

беспокоящие факторы — шум, вибрации, свет встречного транс­портного потока.

Факторы аварийной ситуации на маршруте переезда туристов:

■ характер аварии;

■ неблагоприятное воздействие на водителя транспортного сред­ства и находящихся в нем туристов;

■ время на выживаемость;

■ оперативное решение на возникшую аварийную ситуацию и ограничения на его реализацию.

К числу событий, определяющих характер аварии, относятся выход из строя различных систем транспортного средства, ошиб­ки водителя, влияние окружающей среды.

Руководитель группы и туристы, переезжающие автотранспор­тными средствами, должны иметь представление о том, чем опре­деляется характер ДТП. Это связано с тем, что при последующем расследовании аварии компетентными органами они подвергают­ся опросу. Обычно ДТП характеризуется данными осмотра места ДТП и повреждений транспортного средства, опроса водителя, не получивших травм туристов и других очевидцев об обстоятель­ствах происшествия, а также данными о:

■ точном (местном) времени происшествия;

■ категории дороги, состоянии дорожного полотна и дорожных условий в месте ДТП — вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных разметки, знаков и сигналов;

■ состоянии водителя (здоров, трезв, утомлен);

■ времени происшествия с начала движения по трассе;

■ приспособленности транспортного средства- для перевозки ту­ристов;

■ погодных условиях — дождь, снег, туман, смог и т. п.;

■ нарушениях, правил дорожного движения, допущенных води­телем и повлекших за собой происшествие;

■ об освещенности — темное, светлое время суток, сумерки.

Воздействие аварийной ситуации на пассажиров транспорт­ного средства, определяется их физическим состоянием.

Время на выживаемость — это время развития аварийной си­туации, обеспечивающее водителю время на принятие решения и время на локализацию ситуации.

Ситуации, в которых оказывается автотранспортное средство с туристами, можно разделить на обычные, сложные и критические.

Сложность движения автотранспортного средства и выбор ре­жима управления им — взаимозависимые действия, определяе­мые тактикой поведения водителя, усвоенной им предыдущим опытом вождения, в т. ч. и на данном маршруте перевозки. И если условия управления транспортным средством свободные или даже немного усложненные, то непредвиденные или критичес­кие ситуации не возникают.

Обычными методами из критической ситуации без последствий выйти нельзя. Критической ситуацией считаются такие условия управления транспортным средством, в которых имеется предель­ная и только единственная возможность выхода из нее без про­исшествия.

Выход из критической ситуации возможен, если водителем транспортного средства:

а) определена единственно правильная последовательность дей­ствий по управлению траекторией движения и выбору режи­ма работы энергетической установки транспортного средства с учетом дефицита времени к развития событий;

б) умело налажен («настроен») цикл восприятия и спрогнози­рованы действия по управлению транспортным средством в данный (и единственно возможный) временной интервал.

В противном случае критическая ситуация переходит в инци­дент, последствия которого заканчиваются трагично.

 

Опасные факторы пожаров

Пожароопасность в туре по большей части является следстви­ем халатности или не выполнением соответствующих требований туристами. В то же время причинами пожаров могут стать неисп­равности электроустановок в местах размещения туристов, стати­ческое электричество, оставленный на маршруте костер и др.

Опасными факторами пожара являются:

■ открытое пламя и искры;

■ повышенная температура окружающей место горения среды — нарушение теплового режима тела человека, ухудшение самочувствия из-за интенсивного выведения из организма необхо­димых солей, нарушения ритма дыхания и сердцебиения, ра­боты сосудистой системы;

■ дым из мельчайших твердых частиц, находящихся в продук­тах сгорания во взвешенном состоянии;

■ токсичные продукты горения (такие как оксид углерода СО, углекислый газ СО2, окислы азота NOx, цианистый водород HCN);

■ пониженное содержание кислорода в воздухе в месте горения;

■ разрушения и повреждения горящего объекта — высокие тем­пературы от очага горения вызывают утрату механической прочности несущими конструкциями, в результате чего проис­ходит их обрушение.

Пламя чаще всего поражает открытые участки тела туриста, но и горящая одежда, например, из синтетических тканей, кото­рую трудно быстро потушить или снять, приводит к ожогам зна­чительной части кожного покрова.

Температурный порог жизнеспособности тканей человека со­ставляет около 45' С.

Из-за опасности теплового удара температура тела человека вблизи очага горения не должна превышать 39-40° С, а при тем­пературах 60-70" С в организме происходят необратимые измене­ния, которые могут вызвать летальный исход.

Концентрация углекислого газа СО2 более 3-4% опасна при вдыхании ее в течение более 30 мин-, а в пределах 8-10% проис­ходит быстрая потеря сознания и смертельный исход. В дыму че­ловек теряет ориентировку, а содержащиеся в нем раздражающие (дыхательные пути) и токсичные вещества резко снижают жизне­деятельность организма, усложняя условия эвакуации (покида­ния) очага пожара. При концентрации кислорода в месте горения ниже 18% по объему теряется сознание, наступает удушье.

 

2. Классификация вредных факторов туристской среды

 

Выше рассмотрены источники и условия неблагоприятного воздействия на туристов опасных различных и вредных факто­ров. В туризме вредные факторы принято классифицировать сле­дующим образом [8; 62].

По происхождению опасностей в туре различают: «природные (воздействие окружающей среды на организм);

техногенные, антропогенные, экологические;

социальные и биологические.

По характеру воздействия на человека опасные и вредные фак­торы делят на:

механические, являющиеся источником травмоопасности;

физические (например, повышенные запыленность или загазо­ванность, уровень шума, вибрации, различные акустические колебания, изменяющееся барометрическое давление, повышен­ные уровни электромагнитного и ионизирующего излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации и др.);

биологические; обусловлены патогенными микроорганизма­ми (бактерии, вирусы, другие виды микроорганизмов) и про­дуктами их жизнедеятельности, а также макроорганизмами
(ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и живот­ные, являющиеся переносчиками инфекционных заболева­ний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсичес­кие реакции);

психофизиологические, вызывающие неблагоприятное функци­ональное состояние организма, самочувствие человека, эмоци­ональный срыв и т. д.; т. е. это — физические и нервно-психические перегрузки;

опасность излучений (например, тепловых — ожоги); к ним относятся повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения и др.;

химические воздействия вредных, в т. ч. и ядовитых веществ (например, прием лекарственных средств не по назначению врача или ошибочно и т. п.), оказывающих токсическое или раздражающее, или сенсибилизирующие воздействия на орга­низм туриста;

прочие факторы — это те опасности, которые связаны с отсут­ствием необходимой информации о туристской услуге и ее но­минальных (запроектированных) характеристиках;

специфические факторы риска. В туризме они обусловлены:
а) возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристской инфраструктуры или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в т. ч. связанных с состоянием общественного порядка в рай­оне обслуживания туристов);

б) техническим состоянием используемых объектов материаль­но-технической базы (гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в т. ч.
горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, вер­ховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в т. ч. велосипедов, маломерных и гребных судов, яхт, архитектурных, природных достопримечательностей);

в) сложным рельефом местности (речными порогами, горны­ми склонами, моренными, скальными, ледовыми участка­ми туристских трасс и т. п.);

г) уровнем профессиональной подготовленности обслуживаю­щего персонала (инструкторов, экскурсоводов и др.);

д) подготовкой туристов к передвижению по маршруту опре­деленного вида и категории сложности (инструктаж, эки­пировка и т. п.);

е) информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

По времени проявления отрицательных последствий рассмат­ривают импульсивные и кумулятивные опасности, а по вызывае­мым последствиям — утомления, заболевания, травмы, аварии, пожары, поражение электрическим током и другие летальные исходы. По локализации опасности факторы делят на связанные либо с литосферой, либо с гидросферой, либо с атмосферой. По реализуемой энергии выделяют:

■ активные опасности;

■ пассивные опасности, источником энергии для которых явля­ется сам человек, а именно:

а) колющие и режущие неподвижные предметы;

б) неровности поверхности, по которой перемещается турист, уклоны и подъемы;

г) трение соприкасающихся между собой поверхностей и др.

В табл. 9 представлена классификация опасных и вредных факторов туристской среды (ОВФ ТС) с указанием на наиболее типичные источники их возникновения.

Отравление туристов химическими веществами возможно при использовании в туре различных подвижных транспортных средств.

Бензин (керосин) является токсическим веществом, токсичность его усиливается при добавлении к нему этиловой жидкости (тет-раэтилсвинец — ТЭС). Попадает в организм через дыхательные

 


 

пути, желудочно-кишечный тракт, неповрежденную кожу, ток­сическая доза при приеме внутрь — 20-50 мл.

Симптомы: при вдыхании паров бензина в небольших концен­трациях в короткий срок наблюдается наркотический эффект — возбуждение, сменяющееся угнетением, головокружением, наблю­даются беспричинный смех, плаксивость, галлюцинации, останов­ка дыхания, кашель, тошнота, рвота, слезотечение, частый пульс. При поступлении бензина через рот — жжение во рту и пищево­де, жидкий стул, иногда увеличенная болезненная печень. При засасывании бензина через шланг (при заправке примусов и т. д.) вследствие попадания бензина в дыхательные пути через 2-8 ч развивается бензиновое воспаление легких — боль в боку, кашель с ржавой мокротой, повышение температуры тела, изо рта — за­пах бензина.

Неотложная помощь:

■ вынести пострадавшего в теплое проветриваемое помещение или на свежий воздух;

■ при попадании бензина (керосина) через рот— промывание желудка (лучше через зонд);

■ при необходимости — искусственное дыхание;

кальция глюконат (10 мл 10% раствора внутривенно или внут­римышечно);

кофеин 1,0 или кордиамин 2,0 при частом, слабом прощупыва­емом пульсе;

• антибиотики: ампициллин 200 000 ед. 6 раз в сутки, ампиокс 250 000-500 000 ед. 4 раза в сутки.

Угарный газ (окись углерода) встречается везде, где при недо­статочном доступе кислорода происходит полное сгорание орга­нических веществ. В походах это отравление может встретиться при неправильной эксплуатации примусов и палаточных печек.

Симптомы:

легкая форма отравления — головная боль, головокружение, вялость, шум в ушах, тошнота, нарушение координации дви­жений, сухой кашель, слезотечение, боль в груди; средняя тяжесть отравления сопровождается потерей сознания, двига­тельным возбуждением, судорогами;

тяжелая форма отравления — бессознательное состояние, рас­ширение зрачков, развитие остановки дыхания и падение сер­дечной деятельности.

Неотложная помощь:

■ вынести пострадавшего из зараженной атмосферы;

■ при нарушении дыхания — искусственное дыхание;

■ питье щелочного раствора (2% раствор соды);

■ сердечные средства: кофеин 20%, кордиамин 2,0 для поддер­жания сердечной деятельности.

 

Заключение

 

Современные представления о безопасных условиях деятельнос­ти людей в бытовой и производственных средах изменились. Ис­следователи и производственники отказались от поиска «недостат­ков в обеспечении условий безопасности», «определении виновных» и «мер ответственности» и перешли к исследованиям процедур­ного характера работы, то есть методов поиска нестыковок и раз­личий в мероприятиях по обеспечению безопасности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учет выбытия нематериальных активов | Практические занятия. Цель, задачи и содержание курса «Информационно-библиографический поиск»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.349 сек.