Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевое рыночное равновесие




НЕСОВЕРШЕНСТВО (ФИАСКО РЫНКА). ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Простая модель экономического кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в условиях чистого капитализма

Домохозяйства на рынке ресурсов выступают в качестве поставщиков ресурсов и их продавцов (осуществляют предложения ресурсов). Фирмы выступают покупателями ресурсов на рынке ресурсов, предъявляя спрос на ресурсы. В этой схеме взаимодействие спроса и предложения на рынке ресурсов определяют цену каждого из ресурсов.

Платежи, производимые фирмами за полученный на рынке ресурс, являются для них издержками производства, а для домашних хозяйств – доходами.

На рынке товаров и услуг фирмы, продавая свои товары домохозяйствам, получают валовую выручку, которые затем покроют свои издержки и получат чистую прибыль. Домохозяйства выступают покупателями, осуществляя потребительские расходы для приобретения товаров в целях удовлетворения своих потребностей. Следовательно, домохозяйства и фирмы: и продают и покупают.

В результате кругооборота возникает замкнутый поток товаров, в виде ресурсов, товаров и услуг (против часовой стрелки), а также поток денег в виде доходов и расходов (по часовой стрелке).

В смешанной экономике основными субъектами выступают домохозяйства, фирмы и государство


 

Рыночная экономика способна к саморегулированию, основанному на механизме свободной конкуренции. Вместе с тем рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики и социальных проблем. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику вызвано причинами:

1. В результате усиления конкурентной борьбы с рынка удаляются наименее эффективные, старые производства. То есть рынок сам по себе не способен обеспечить защиту слабых, наименее приспособленных к рынку производителей и работников.

2. В рыночной экономике имеется целая группа товаров и услуг, производство которых не может быть монополизировано. Они называются «общественными благами». К ним относятся освещение городов, охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др. Производством таких благ занимается государство.

3. Рынок самостоятельно не может защищать производителей и потребителей от недобросовестной деловой практики: выпуска некачественных товаров, недобросовестной конкуренции, установления необоснованно высоких цен и т.д. Это делает государство.

4. Рынок сам по себе не способен рационально использовать ресурсы в интересах всего общества. Это берет на себя государство.

5. Рынок самостоятельно не может бороться с инфляцией, безработицей и т.д. Это может сделать только государство (правительство).

Кроме того, саморегулирование экономики на основе свободного рынка ограничено деятельностью крупных фирм-монополистов. контролирующих производство и сбыт продукции целых отраслей.

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков (фиаско рынка) приводит к необходимости его регулирования путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

Осуществляя регулирование рыночной экономики, государство выполняет ряд экономических функций.

1. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. Государственное законодательство определяет "правила игры", обязательные для всех экономических субъектов, оно защищает права собственности, гарантирует соблюдение контрактов, создаёт денежную систему, вводит стандарты измерения и качества продукции, обеспечивает общественный порядок

2. Защита конкуренции. Рынок, предоставленный сам себе, неизбежно рождает монополию, поскольку в результате конкуренции происходит процесс концентрации и централизации производства и капитала. Государство должно противодействовать неограниченной власти монополий посредством антимонопольного законодательства.

3. Перераспределение дохода и богатства. Рыночная система влечёт за собой значительное неравенство в распределении национального дохода, неприемлемое с точки зрения социальной эффективности. Государство уменьшает нежелательное для общества неравенство, проводя социальную политику.

4. Корректировка объёмов и структуры общественного производства. Рыночная система не всегда рационально, с точки зрения социальной эффективности, распределяет ресурсы на производство некоторых благ и производит их в недостаточном количестве (услуги образования и здравоохранения, социальная защита и т.д.) или не производит их вообще (национальная оборона, общественная безопасность, фундаментальная наука и т.д.). Рынок не в состоянии реализовать стратегическую структурную перестройку экономики, он не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.

Государство организует производство некоторых социально-значимых товаров и услуг, а также корректирует производство других благ с помощью налогов и субсидий.

5. Стабилизация макроэкономических колебаний. Рынок не в состоянии самостоятельно предотвратить экономические кризисы и спад производства, безработицу и инфляцию. Поэтому государство осуществляет мероприятия стабилизационной политики.

Методы госрегулирования экономики делятся на: административные и экономические. Экономические методы не содержат приказов и предполагают формирование общих условий хозяйствования. Они делятся на прямые (прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта: госзакупок, финансирования за счет государственных средств и др.) и косвенные экономические методы (формируют общие предпосылки для соответствующей хозяйственной деятельности: стимулирование инвестиций, занятости, экспорта и т.д.)

Государство, стимулируя рыночные отношения, использует следующие инструменты:

- фискальную политику (политику расходов и доходов государства);

- денежно-кредитную политику;

- планирование, программирование, прогнозирование;

- социальную политику.


17. СПРОС: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

Спрос – количество продукта, которое потребители желают приобрести в единицу времени при данных экономических условиях.

Величина спроса выражает платёжеспособную потребность покупателей.

Зависимость объёма спроса на определённый товар от соответствующих факторов выражает функция спроса: QDX=f (PX, PY…PN, Т, I, Е…), где

QDX – объём спроса на товар Х, PX – цена данного товара, PY…PN – цены других товаров, Т – вкусы и предпочтения потребителя, I – денежный доход потребителя, Е – экономические ожидания покупателя и т.д.

Если все факторы кроме цены данного товара неизменны, то функция спроса примет форму функции спроса от цены: QDX=f (PX), Эта функция выражает содержание закона спроса, который графически интерпретируется с помощью кривой спроса (рис.1).

Закон спроса – существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на данный товар.

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется наличием эффектов дохода и замещения (субституции).

Эффект дохода: снижение цены товара увеличивает реальный доход (покупательную способность) потребителя и приводит к расширению объёма спроса.

Эффект замены (субституции): снижение цены данного товара означает его относительное удешевление по сравнению с другими товарами, что приведёт к их замещению в потреблении данным товаром и увеличит объём спроса на него.

Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя с его вкусами и особенностями.

Рыночный спрос – сумма индивидуальных спросов отдельных потребителей при разных возможных ценах.

Следует различать два понятия: изменение величины спроса и изменение спроса. Изменение величины спроса выражается в перемещении с одной точки в другую точку на одной и той же кривой спроса в результате изменения цены данного товара. Изменение спроса выражается в сдвиге кривой спроса под воздействием изменения неценовых факторов спроса (цены других товаров, вкусы и предпочтения потребителя, денежный доход потребителя, и т. д) причем, при увеличении спроса кривая сдвигается вправо, а при уменьшении – влево (рис.3).

Р Р

 

S

               
 
Р1
   
       
 
 
 


P D2

Р2
Do

 
 
D1

Q1 Q2 Q Q

Q

Рис.2. Изменение величины спроса. Рис. 3. Изменение спроса.

18. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (SUPPLY) – это готовность производителей продать определенное количество блага по определенной цене за определенный период времени.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

Объем предложения – это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец в единицу времени при определенных условиях.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ представляет собой графическое выражение взаимосвязи между ценой и количеством предлагаемого товара, и имеет положительный наклон (Рис. 1.).

Детерминанты предложения: цены на данный товар (ценовой фактор предложения); цены на товары товары (Pb, P2), цены на ресурсы (TC), количество производителей (h), налоги (T) и субсидии (S), технология производства (L), государственная политика и другие особые неценовые факторы (EN). Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Qsa = f (Pa, Pb,... Pz, ТС, L, T, S.....∑N)

Если все факторы, кроме цены на данный товар, остаются неизменными, то

Qsa = f (Pa)

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Движение вдоль кривой предложения вызвано изменением цены на конкретный данный товар и представляет собой изменение объема (величины) предложения блага (Рис.1.) Изменение в предложенном сдвиге всей кривой предложения отражает изменение в предложении, которое связано с изменением неценовых факторов. Сдвиг кривой предложения вправо показывает расширение предложения блага, а влево его сокращение (Рис. 2).

Р Р S1

S

S S2

               
 
   
     
 
   
 

 

 


 

 

Q Q

Рис.1. Кривая предложения. Рис. 2. Функция предложения.


ТОВАРНЫЙ ДЕФИЦИТ И ТОВАРНЫЕ ИЗЛИШКИ.

Каждый акт купли-продажи товара совершается в результате обоюдного соглашения покупателя с продавцом о величине цены блага, причем каждая из сторон обмена стремится извлечь максимальную выгоду для себя.

Совмещая на одном графике кривые спроса и предложения можно получить точку пересечения кривой спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (Е).

 
 


P D Излишек S Излишек:

Q1s>Q1d

P2 конкуренция производителей

сдвигает цены к равновесной цене.

E Дефицит:

PE Q2s<Q2d

Конкуренция потребителей

P1 сдвигает цены (повышает их) к

S D равновесной цене.

Дефицит

Q1d Q2s QE Q2d Q1s

Q

 

Рис. 1. Цена равновесия и отклонения от нее.

 

В точке равновесия PE = PD = PS,

где РЕ — равновесная цена;

РS — цена предложения;

РD — цена спроса.

Это означает, что QE = QD = QS,

где QE — равновесный объем;

QS — объем предложения;

QD — объем спроса.

 

Равновесная цена (РЕ), или цена рыночного клиринга — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Если цена выше равновесной (Р2), то наблюдается излишек товара на рынке; если же цена ниже равновесной (Р1) - наблюдается дефицит товара.

Общество не всегда довольно существующими равновесными ценами. Именно это и вызывает необходимость государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Если установленная государством максимальная цена находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если выше равновесного уровня), то образуется излишек (см. рис. 1).


20. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл.

Эластичность это степень реакции изменения объема спроса (предложения) в ответ на изменение цены и других факторов влияния. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, который показывает на сколько процентов меняется объем спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.

Формы эластичности спроса - эластичность может изменяться от нуля до бесконечности:

۰Эластичный спрос ( >1) - изменение величины спроса в большей степени, чем цены (Рис. 1). Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки.

۰Неэластичный спрос ( <1) - величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (Рис. 1). Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении.

۰Единичная эластичность спроса ( =1). Изменение цены на 1% вызывает изменение спроса также на 1% (Рис. 1). При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены.

۰Совершенно эластичный спрос ( => ). Величина спроса бесконечно изменяется (Рис. 2).

۰Совершенно неэластичный спрос ( = 0). Величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены (Рис. 2).

Р Р = 0

<1

 


=> ∞

 
 


>1

 

 

=1

Q Q

Рис. 1. Рис. 2.

Деление эластичности на перечисленные выше формы условно, поскольку разные товары имеют разный коэффициент эластичности спроса.

۰Эластичность спроса по цене. Ценовая или прямая эластичность спроса показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара. Точечная эластичность измеряется в одной точке кривой спроса:

где, ΔQ D (изменение спроса) = Q D2 – Q D1, а ΔР(изменение цены) = Р2 – Р1.

Зависимость между объемом спроса и изменением цены обратная, поэтому коэффициент эластичности спроса будет отрицательной величиной. Но здесь важен не знак, а его абсолютная величина. Дуговая эластичность (большие изменения цены). В качестве исходной базыэкономисты условились брать средние уровни цены (= (P2 + P1): 2) и количества спрашиваемой продукции (= (Q2 + Q1): 2).

EРD = =

Факторы ценовой эластичности спроса: ۰ Заменяемость. Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос от цены на анализируемый товар. ۰ Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса. ۰ Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы роскоши эластичен, а на предметы первой необходимости – неэластичен. ۰ Фактор времени. Краткосрочный спрос неэластичен, а долгосрочный – эластичен. • Доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар.

۰Эластичность спроса по доходу (ЕID).Определяет отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода:

ЕID = =

где QD' — средняя величина объема спроса на товар; I' — средняя величина дохода потребителя.

Формы эластичности спроса по доходу:۰ Положительная эластичность спроса по доходу(ЕID > 0). Она относится к нормальным товарам. ۰ Отрицательная эластичность спроса по доходу (ЕID < 0). Относится к товарам низшей категории. ۰ Нулевая (ЕID= 0). Объем спроса нечувствителен к изменению дохода.

۰ Перекрестная эластичность спроса (ЕDAB). Показывает, как изменяется спрос на один товар (А) в ответ на изменение цены другого товара (В)

EРDAB = =

где QDA — объем спроса на товар А; РB — цена товара B.

Формы перекрестной эластичности: ۰ Положительная ( EРDAB >0).Товары взаимозаменяемые. ۰Отрицательная (EРDAB <0). Товары взаимодополняемые. ۰ Нулевая. (EРDAB = 0). Потребление одного блага не зависит от цены на другое.


21. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

Эластичность предложения (EРs) -определяется как относительное изменение величины предложения данного товара, деленное на относительное изменение его цены. В качестве исходной базы экономисты условились брать средние уровни цены (= (P2 + P1): 2) и количества предлагаемой продукции (= (Q2 + Q1): 2).

Используя средние величины можно записать формулу эластичности предложения:

EРs = = ,

где Qs — объем предложения данного товара; Р — цена данного товара.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает на сколько процентов изменится величина предложения товара в результате изменения цены этого товара на 1%

Цена и величина предложения изменяются в одном направлении, поэтому эластичность предложения является величиной положительной. Эластичность предложения измеряет степень реакции производителей (поставщиков) товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот. Формы эластичности предложения показаны на (Рис.1.).

 
 


ЕPS = 0

 

ЕPS<1

Р ЕPS=1

ЕPS => ∞

 
 


ЕPS>1

 

QS

Рис. 1. Эластичность предложения относительно цены.

Формы эластичности предложения .

Если коэффициент эластичности принимает значение 0<<1, то предложение называется неэластичным; если = 0, то предложение совершенно неэластично; если = 1 – говорят о предложении с единичной эластичностью; если >1 – предложение называется эластичным; если =– предложение совершенно эластично.

Факторы, влияющие на эластичность предложения. Эластичность предложения зависит не только от ценового фактора, но и от других неценовыхфакторов: ۰ Типы, предлагаемых к продаже, товаров и услуг. Товары, технология производства которых, может быстро измениться, имеют эластичное предложение, а товары, технология производства которых не может быть быстро изменена, имеют неэластичное предложение по цене. ۰ Наличие незагруженных производственных мощностей. Если на предприятии все мощности загружены, то предложение будет неэластичным. Если же на предприятии есть недогрузка мощностей, то предложение будет эластичным. ۰ Возможность длительного хранения продукции. Длительное хранение продукции предполагает эластичное предложение, а краткосрочное – неэластичное. ۰ Период времени. Чем продолжительнее время, тем эластичнее предложение. Фактор времени является наиболее важным в определении показателя эластичности предложения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.