Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности использования эмпирических методов в эконом. психологии




Метод - это способ решения психологической задачи или непротиворечивая совокупность приемов и операций изучения психических явлений. Разработка новых и совершенствование существующих методов происходит «под знаменем» методологии, используемой в психологии в данный период. Методы представляют собой динамичный элемент общего инструментария получения психологического знания.

Наиболее общие требования к методам психологии:

• объективность результатов исследуемых психических соотношений;

• учет возможностей инструментария, используемого смежными науками, но не механическая подмена ими психологических методов;

• безопасность применения относительно психики испытуемых;

• экспериментально-реконструктивный характер (проверка выдвигаемых гипотез осуществляется на экспериментальной основе, а реконструктивность обеспечивает изучение психических свойств одних объектов через эмпирическую оценку других).

Эмпирические методы – группа психологических методов, используемых для сбора первичной (эмпирической) информации об изучаемом психическом феномене.

В экономической психологии используют различные эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование и др. Рассмотрим особенности их использование в данной области психологии.

Наблюдение – это целенаправленная, преднамеренная, заранее спланированная фиксация ожидаемых психологических явлений или результатов в ходе естественного развития событий без активною вмешательства исследователя.

Наблюдение осуществляется в соответствии со сформулированной целью. Другой особенностью метод является заблаговременное продумывание стратегии наблюдения (что и где наблюдать, каким образом регистрировать результаты, ожидаемые эффекты и др.).

Недостатки метода:

• трудоемкость, зависимость от самого процесса (сиди и жди «y моря погоды»);

• эффект «присутствия» (если объектом наблюдения являются люди, то испытуемые ведут себя «под взглядом» совсем не так, как без оного, - смущаются, теряются);

• влияние собственных установок, которые искажают результаты наблюдения.

В экономической психологии метод наблюдения может использовать для изучение самых различных аспектов экономического поведения человека в разных ситуациях.

В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс. Он целенаправленно и преднамеренно варьирует какие-то факторы (входные воздействия) и фиксирует изменения в изучаемом процессе. Эксперимент ориентирован на изучение причинно-следственных связей психического явления. Одно из важных требований к эксперименту — его воспроизводимость, т. е. возможность неоднократно повторять наблюдения в одних и тех же условиях для исключения случайных ошибок.

Различают следующие виды экспериментальных методов:

• Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, приближенных к реальным.

• Натуральный (естественный, или полевой) эксперимент проводится в условиях реальной деятельности испытуемого.

• Формирующий эксперимент совмещает процедуры психологического исследования, обучения, воспитания, тренировки. Может проводиться в виде тренингов, игр, решения конкретных ситуаций и т. д. Метод не ограничивается регистрацией результатов, а создает специальные условия для развития личностных качеств испытуемых.

Опрос - это метод сбора первичной психологической информации в вербальной (словесной) форме. Имеется несколько разновидностей метода.

Если взаимодействие психолога и испытуемого (респондента) осуществляется непосредственно (с глазу на глаз), то метод называется интервью. Различают:

• стандартное интервью, предполагающее заранее подготовленные вопросы и задания для испытуемых;

• нестандартное интервью, допускающее переформулировку вопросов в процессе опроса без права выхода за предложенную область обсуждения.

Стандартное интервью применяется для получения начальной (первичной) информации о психологических явлениях, а также для формулировки рабочих гипотез. Нестандартное обладает несколько большими познавательными возможностями, но предъявляет более высокие требования к коммуникационным способностям интервьюера.

Если ответы на вопросы излагаются испытуемым на бумаге, то это - анкетирование. Опрос может производиться заочно и анонимно. Анкетированием можно охватить одновременно большую массу испытуемых. В психологии его часто используют для изучения интимных тем, дискуссионных вопросов, анализа причин преступности, исследования профессиограмм работников правовой сферы.

В экономической психологии при изучении личностных характеристик субъектов профессиональной деятельности, для оценки результатов работы может использовать экспертная оценка. Экспертная оценка - это метод, основанный на использовании знаний других людей (экспертов), компетентных в изучаемом вопросе. Проводится опрос экспертов, а затем обобщаются их ответы. Анализ данных, полученных от экспертов, проводится с использованием приемов статистической обработки. В качестве критерия достоверности результатов используется проверка степени совпадения мнений экспертов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.