Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние аффективных факторов на экономическое поведение

Тема 3. Психология экономического поведения (лекция №2)

3. Влияние аффективных факторов на экономическое поведение.

4. Мотивационно-волевые основы экономического поведения.

На экономическое поведение в значительной степени оказывают влияние и наши эмоции.

Эмоциипристрастное отношение человека к другим людям, ситуации, объектам под влиянием актуальных потребностей и личных ценностей.

Эмоции можно характеризовать по различным параметрам: модальности (знаку), интенсивности, содержанию. Для понимания последнего аспекта можно рассмотреть подход российского автора Додонова относительно специфика эмоций человека.

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.

«…для разных лиц, видимо, существуют разные категории наиболее желанных переживаний, и это представляет большой интерес как для понимания личности, так и для возможности построения ее типологии.»

Психологизация физиологических (органических) потребностей связана с формированием у человека системы представлений и идей, образующих его духовный мир. «События» в этом духовном мире часто опережают события в мире материальном, заранее ориентируя будущее практическое поведение субъекта.»

Таким образом, первоначально чисто функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление субъекта к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направленность его личности.

с.109-122

Додонов Б.И.

«Приводим нашу классификацию «ценных» эмоций…

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.//

Инвентарий алыруистический эмоций: «Желание приносить другим радость и счастье» (А-1). «Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота» (А-2). «Сопереживание удачи и радости другого» (А-3). «Чувство нежности или умиления» (А-4). «Чувство преданности» (А-5). «Чувство участия, жалости» (А-6).

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Инвентарий этих эмоций: «Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик» (КМ-1). «Чувство симпатии, расположения» (КМ-2). «Чувство уважения к кому-либо» (КМ-3). «Чувство признательности, благодарности» (КМ-4). «Чувство обожания кого-либо» (КМ-5). «Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей» (КМ-6).

3. Глорические эмоции. (от лат. Gloria – слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация – реальное или воображаемое «пожинание лавров».

Инвентарий: «Стремление завоевать признание, почет» (ГЛ-1). «Чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш» (ГЛ-2). «Приятное щекотание самолюбия» (ГЛ-3). «Чувство гордости» (ГЛ-4). «Чувство превосходства» (ГЛ-5). «Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности» (ГЛ-6).

4. Праксические эмоции. Термин «праксические чувства» введен в употребление П.М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения».

Инвентарий: «Желание добиться успеха в работе» (П-1). «Чувство напряжения» (П-2). «Увлеченность, захваченность работой» (П-3). «Любование резулыатами своего труда, его продуктами» (П-4). «Приятная усталость» (П-5). «Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря» (П-6).

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna – борьба). Эмоции, по нашему мнению, приходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

Инвентарий: «Жажда острых ощущений» (ПК-1). «Упоение опасностью, риском» (ПГ-2). «Чувство спортивного азарта» (ПГ-3). «Решительность» (ПГ-4). «Спортивная злость» (ПГ-5). «Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей» (ПГ-6).

6. Романтические эмоции.

В настоящее работе мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

Инвентарий: «Стремление к необычайному, неизведанному» (Р-1). «Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда» (Р-2). «Манящее чувство дали» (Р-3). «Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны» (Р-4). «Чувство особой значительности происходящего» (Р-5). «Чувство зловеще-таинственного» (Р-6).

7. Гностические эмоции. Гностические (от греч. gnosis – знание) эмоции//

издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Гностические эмоции мы связываем не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную информацию к одному «общему знаменателю».

Инвентарий: «Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления» (ГН-1). «Чувство удивления или недоумения» (ГН-2). «Чувство ясности или смутности мысли» (ГН-3). «Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему» (ГН-4). «Чувство догадки, близости решения» (ГН-5). «Радость открытия истины» (ГН-6).

8. Эстетические эмоции.

Инвентарий эстетических эмоций: «Жажда красоты» (Э-1). «Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо» (Э-2). «Чувство изящного, грациозного» (Э-3). «Чувство возвышенного или величественного» (Э-4). «Наслаждение звуками» (Э-5). «Чувство волнующего драматизма» («Сладкая боль») (Э-6). К лирическим чувствам как разновидности эстетических относятся: «Чувство светлой грусти и задумчивости» (Л-1). «Поэтически-созерцательное состояние» (Л-2). //

«Чувство душевной мягкости, растроганности» (Л-3). «Чувство родного, милого, близкого» (Л-4). «Сладость воспоминания о давнем» (Л-5). «Горьковато-приятное чувство одиночества» (Л-6).

9. Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

Инвентарий: «Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.д.» (Г-1). «Чувство беззаботности, безмятежности» (Г-2). «Нега» («Сладкая лень»). (Г-3). «Чувство веселья» (Г-4). «Приятная бездумная вобужденность» (на танцах, вечеринках и т.д.) (Г-5). «Сладострастие» (Г-6) (Эта эмоция включена в данную категорию с некоторой «натяжкой»).

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого инвентария: «Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать» (АК-1). «радость по случаю увеличения своих накоплений» (АК-2). «Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т.д.» (АК-3).

Такова наша классификация эмоций. Мы называем ее «открытой», подразумевая, что число выделенных нами эмоциональных категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние когнитивных факторов на экономическое поведение | Мотивационно-волевые основы экономического поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.