Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к труду и его влияние на личностное развитие




Условно можно выделить следующие основные направления (раз­делы) изучения человека в трудовой деятельности.

1. Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития зна­ний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т. п.

2. Инженерная психология, изучающая информационное взаи­модействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также изучающая различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора.

3. Психология управления (в более современном звучании — организационная психология), изучающая иерархические взаи­моотношения работников в условиях организации, а также усло­вия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения про­изводительности труда, личностного развития работников и тру­довых коллективов.

4. Профориентация (как один из уровней профориентации — профессиональное самоопределение, предполагающее формиро­вание субъекта самоопределения, а также «психология карьеры», где основной акцент сделан на построении «жизненного успеха»). При этом сама профориентация предполагает следующие направ­ления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональ­ную поддержку клиента и т. п.

5. Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование лич­ности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.

Соответственно в каждой отрасли психологии труда конкрети­зируется и предмет. Если предметом психологии труда (в широ­ком смысле) является субъект труда, то:

в инженерной психологии рассматривается субъект труда во вза­имоотношениях со сложной техникой (системы «человек—маши­на», а в более современных вариантах — «человек—машина—сре­да— социум—культура—природа»);

в психологии управления рассматривается субъект труда, вклю­ченный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения;

в профориентации предметом является субъект, самоопределя­ющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» лич­ностных смыслов самой трудовой деятельности и т. п.

Труд с самых различных сторон и с использованием своих осо­бых специфических методов изучают: физиологи, социологи, философы, психологи, технологи, юристы, врачи, дизайнеры... Таким образом, психология трудаэто лишь часть разнообраз­ных знаний о труде. Психология самостоятельно не в состоянии полностью познать такое глобальное явление культуры, как труд. Отсюда возникает проблема интеграции знаний различных наук о труде, психология труда могла бы выступить своеобразным ини­циатором такой интеграции.

Для обозначения общего направления, посвященного изуче­нию трудовой деятельности, используется термин «эргономика» как комплексное изучение человека в труде (на стыке разных наук). Это изучение многообразной системы «человек—коллектив—ма­шина—среда—социум—культура—природа», которую часто и обо­значают как «эргономическая система». Более конкретные направ­ления изучают и более конкретные системы: в частности, инже­нерная психология в своем традиционном варианте рассматрива­ет систему «человек—машина», организационная психология изу­чает систему «человек—коллектив (организация)» или же систему «руководитель—подчиненный» и т. п.

 

 

Труд влияет на человека в зависимости от доминирующих установок:

 

 

Для людей в период средней взрослости одной из основных сфер реализации является профессиональная сфера. К этому периоду люди обычно уже имеют образование, соответствующее их профессии, социальный статус и являются членами какого-то трудового коллектива. Перед человеком встает ряд вопросов, на которые ему приходиться находить ответы: «Как стать эффективным? Как найти общий язык с коллегами и начальством? Как получить моральное и материальное удовлетворение от сделанного и добиться духовного роста?». Автор книги «Стать Эффективным. Как?» Майкл Кэрролл приводит такие рекомендации в своем издании:

1. Пробудиться на работе

В большинстве случаев работа оценивается как тяжкая ноша, угроза, неудобство, место, где мы захвачены в плен жизнью, вместо того, чтобы ею наслаждаться.

…Пробудиться на работе — значит признать, сначала хотя бы ненадолго, что работа предлагает нам настоящее, которое мимолетно, переменчиво и всегда неожиданно. Работа со всеми ее успехами, трудностями, неразберихой развивается по своим правилам, а не по нашим, и в процессе ее мы может лишь пробуждаться или сопротивляться. Сосредоточенность — вот что является главным в пробуждении на работе. Благодаря сосредоточенности мы ощущаем, что наша жизнь происходит сейчас и не может восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

…Пробудиться на работе — значит научиться не сопротивляться, а стать разумным, энергичным и бдительным в профессиональной жизни. Это значит жить своей жизнью, спуститься на землю и руководствоваться своим опытом, а он требует напряжения и дисциплины.

 

2. Быть раскрепощенным и открытым текущему моменту

Необходимо помнить, что работа — это неупорядоченность и не нужно ждать от нее этого. Мы хотим, чтобы работа была стабильной и нам не о чем было бы беспокоиться. Но то, что мы намереваемся сделать на работе, никогда не совпадает с конечным результатом. Работа по самой своей природе непредсказуема и беспорядочна, хаотична и чревата неожиданностями.

…Только оставаясь бдительным, внимательным и готовым к необычным событиям — беспорядочным и непредсказуемым — и напрямую используя их, мы на самом деле сможем достичь цели.

…Осознав, что работа — это неупорядоченность, мы можем научиться расслабляться и проявлять интерес к неожиданностям и препятствиям. Обращая себе во благо происходящие на работе неожиданности, трезво оценивая как преимущества, так и неудобства работы, мы полностью подготавливаем себя к любому повороту событий. Наша изобретательность, бодрый настрой и искреннее желание приспособиться к переменам и использовать их в своих интересах — вот залог нашей победы вне зависимости от обстоятельств.

 

3. Не дай страху заставить тебя замолчать

Особенно если мы руководим людьми, мы должны профессионально говорить с ними о своих страхах и опасениях и внимательно выслушивать, как они говорят о своих обидах и проблемах.

…Восприимчивость к критике, умение слушать, умение работать в команде, уважение к уединению коллег, взвешенный подход к трудным темам, тщательный выбор слов — все это необходимые шаги для того, чтобы умело и последовательно создавать рабочее место, свободное от страха.

 

4. Стань циником

Древнегреческие философы учили: чтобы получать удовлетворение от жизни, быть довольным ею, нужно всматриваться только в себя и быть циничным нужно первым делом с собой, а не с другими. Призыв стать циником в первую очередь побуждает нас ощутить ненадежность в нашей работе. Мы привыкаем к ненадежности работы и распознаем ее соблазны: хорошо инсценированная презентация для темпераментного шефа, отлично сделанная распродажа партии товара, соблазнившая клиента сладкими обещаниями и т. д. Здоровый цинизм обостряет наш интеллект, проницательность, смелость и чувство реальности и избавляет от необходимости искать этому подтверждения вне нас самих.

 

5. Приветствуй в людях тирана

Если мы начнем внимательно исследовать тиранов, мы убедимся, что они — это просто зеркала наших беспокойств и опасений. Наши собственные сомнения и беспокойства превращают проблему межличностных отношений в источник страха.

…В действительности тираны — это неприятное, но обычное обстоятельство работы, непропорционально раздутое нашей неуверенностью в себе. Из-за того, что нас беспокоит возможность потерять работу, буйный босс получает над нами невероятную власть и превращается в тирана.

…Тираны провоцируют нас упорно отстаивать свое мнение и все время оправдываться. Тираны превращают нас в постоянно обороняющихся упрямцев и тем самым ставят под свой контроль. А нам следовало бы сделать прямо противоположное — не упорствовать, а освободиться.

…Приветствовать тирана — значит оттачивать свой интеллект, становиться более уверенным, трудоспособным и разносторонним. С течением времени наш страх перед тиранами исчезает, превращаясь в острый интерес.

 

6. Не обвиняй

Поскольку работа — это неупорядоченность, мы неизбежно совершаем ошибки. Ошибки вынуждают нас возвращаться назад, возмещать ущерб, пересматривать свое мнение. Но во многих случаях именно ошибки могут стать нашими лучшими учителями, которые преподают нам жизненно важные уроки на тему, кто мы есть и как мы делаем свою работу. Ошибки вынуждают нас остановиться и внимательно рассмотреть все обстоятельства случившегося прямо здесь, прямо сейчас.

…Когда мы относимся к ошибкам как к врагам, а не как к учителям, это неизбежно заканчивается тем, что мы ведем себя как трусы. Вместо того чтобы брать на себя ответственность, мы дистанцируемся от проблем и трудностей. Вместо того чтобы ответственно и смело смотреть в глаза фактам, мы обвиняем или извиняемся.

…Изречение «Не обвиняй» призывает нас уважать ошибки на работе как свои, так и чужие. Оно повышает чувство ответственности на работе.

 

7. Развивайте искусство беседы

Широкий доступ к информации обеспечивает нам громадную власть над миром, давая возможность совершить за один день больше, чем наши предки за всю свою жизнь. Но когда мы заменяем цифровой игрой открытость жизни, компьютером подлинное общение и цифровым диалогом — искренний человеческий контакт, мы отрезаем себя от окружающего мира. Мы становимся недоступными для окружающих.

 

8. Размышляй о богатстве

Изречение «Размышляй о богатстве» побуждает проанализировать все известные нам истории о деньгах и их природе, чтобы выявить собственные «денежные неврозы».

…Размышляя о богатстве, мы начинаем понимать, что деньги — это палка о двух концах: они тяготят и освобождают, они соблазняют, хотя временами огорчают, они помогают достать какие-то вещи, но также и сами «достаются» определенным образом. Ирония богатства заключается в следующем: чем больше нам нужно, тем этого меньше, чем больше мы имеем, тем большего мы хотим.

…Безусловно, деньги нужны для приобретения предметов первой необходимости, но никакая сумма денег не сможет облегчить, например, страдания ребенка, борющегося с лейкемией. Никакие деньги не смогут замедлить старение родителей или вернуть нашу молодость. Деньги не сделают вас талантливым художником или верным другом точно так же, как не смогут сделать ветер прохладнее, а небо голубее.

…Когда мы размышляем о богатстве в этом аспекте, то обнаруживаем, что действительно коренной вопрос — это наше личное ощущение благополучия.

(Кэрролл, М. Стать эффективным. Как? / М. Кэрролл; пер. с англ. И. Быстровой. М., 2007. — 256 с.)

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.