Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доктрины современной социал-демократии




Социал-демократическое движение одно из самых старых политических движений Европы. Сейчас произошли изменения:

- оно отражает взгляды не только рабочего класса, но и всех работающих;

- капитализм не отрицается, как раньше, а принимается.

1) очерк истории социал-демократии до 1918 г. К. Маркс в 1875 г. предложил немецкой социал-демократии революционный путь к социализму через завоевание политической власти.

В конце 19 в. была сформулирована концепция революции.

На два основных вопроса: как завоевать государственную власть и осуществить социалистические преобразования были такие взгляды:

- процесс социалистической революции начинается с завоевания государственной власти рабочим классом. Власть эта не делится с буржуазией. Легальный и мирный путь завоевания – более предпочтительны;

- необходимым условием завоевания, взятия власти признавалось получение поддержки большинства населения. Предполагалось, что социалистическая революция в развитых капиталистических странах будет чисто пролетарской;

- предполагалось, что формой пролетарского государства будет демократическая парламентская республика;

- необходимым условием установления социализма признавалось обобществление средств производства, вероятнее с выкупом и добровольное обобществление крестьянской собственности;

- в первоначальной форме доктрина социал-демократии опиралась на утверждение об исторической неизбежности социалистической революции и положение, что переход от капитализма к социализму осуществляется методом скачка – полной сменой власти и политического строя.

В конце 90-х годов в социал-демократии появилась другая точка, оппозиционная по отношению к марксизму, вошедшая в историю как ревизионизм.

Бернштейн - соратник Энгельса, сформулировал тезис. что переход от капитализма, социализму будет реализовываться в процесс долговременного постепенного перерастания капитализма в социализм во всех сферах. Он отрицал неизбежность крушения капитализма, и государственную власть пролетариат должен был делить с буржуазией, постепенно расширяя в ней свое участие.

Взгляды Бернштейна породили очень острую полемику с тогдашними марксистами и особенно К. Каутским.

Победа октябрьской революции в России в 1917 г. создала новую альтернативу для реформистского видения социализма не только в теоретическом аспекте, но и в практике рабочего движения. Социал-демократия разделилась на правых, левых, центр, а после образования в 1919 г. Коммунистического интернационала – также и в международном масштабе.

2. Социал-демократия в междувоенный период

Правые социал-демократы объединились с середины 1920 г. в реанимированный II интернационал, имели негативное отношение к российской революции.

В оценке перспектив социалистическая революция в Западной и Средней Европе возобладала ревизионистская точка зрения, отбрасывающая неизбежные глобальные кризисы капитализма, предполагающее его дальнейшее мирное развитие и демократизацию.

Центристское течение социал-демократии охватывало разрозненные группы и часть социалистических партий, которые находились в 1918-20 гг. вне II интернационала. В феврале 1921 г. эти партии объединились в так называемый 2,5 интернационал с резиденцией в Вене. Венское сообщество защищало российскую революцию.

В мае 1923 г. Венское сообщество объединилось со 2 интернационалом. Возник социал-демократический рабочий интернационал (СРИ), где взяло верх мощное правое течение (41 партия, 6 млн 700 тыс.).

В междувоенное десятилетие социалистические партии активно боролись с Коммунистическим интернационалом и до середины 30-х годов исключали возможность сотрудничества с коммунистами.

Политика социал-демократии вытекала из общих положений ее доктрины. Опираясь на ревизионистский тезис Бернштейна, ставящий под сомнение вопрос марксистскую теорию экономических кризисов, предполагалась возможность гармоничного мирного развития капитализма.

Вторым главным элементом социал-демократической доктрины был взгляд на политическую систему капитализма. Она должна была подвергаться дальнейшей демократизации.

Мировой экономический кризис и гитлеровский переворот в Германии разрушили генеральное положение социал-демократии о гармоничном развитии капитализма и дальнейшей демократизации политической системы. Ситуация вынуждала к новому анализу действительности, пересмотру тактики и задач рабочего движения.

Наступила активизация левого направления, начали обращаться к марксизму и его революционной концепции.

В мае 1940 СРИ приостановил свою деятельность. Во время 2 мировой войны социалистические движения в Европе, за исключением Великобритании, Швеции и Венгрии (сателлит) находились с 1940 г. в нелегальном положении.

3. Доктрины современной социал-демократии

После 2 мировой войны социал-демократические партии отметили значительный количественный рост рядов и расширение объема влияния. Социал-демократия вошла в состав всех послевоенных правительств Западной Европы. Во главе 6-ти правительств стояли премьеры – социал-демократы. В 1944-1955 гг. свыше 40% избирателей голосовали за социал-демократов в ФРГ, Голландии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Австрии, Норвегии. В остальных 25-30%. В ФРГ, Голландии, Швейцарии, Финляндии лозунг «социализм не повестка дня» не означал качественных изменений в доктрине социалистической концепции перерастания капитализма в социализм.

Социал-демократия концентрировала деятельность на программах общественных реформ. Полная занятость, справедливое распределение доходов, демократическое законодательство, расширение полномочий профсоюзов. Все это создавало удобные условия жизни для работающих масс

Вскоре большинство партий перешло на антикоммунистические позиции. Идейным обоснованием этой точки зрения была концепция «третьей силы», сформулированная в концепции «демократического социализма». Эта концепция должна была давать социалистам независимую позицию по отношению к коммунизму и по отношению к капитализму.

В 1951 г. на Конгрессе во Франкфурте – на - Майне была принята декларация «Цели и задачи демократического социализма», которая стала программой социал-демократического движения.

Наступил официальный разрыв с марксизмом как теоретической основой социалистического движения. Отказались от руководящей роли рабочего класса, был осужден реальный социализм и МКД. Признавалось, что современный капитализм является свободным от периодических кризисов и хронической массовой безработицы. Стихийные, не контролируемые раньше механизмы экономического развития регулируются государством и экономическим планированием, а сфера действия частного капитализма является ограниченной растущим объемом общественной собственности на средства производства, все более распространяющейся демократизацией общественной жизни и социального обеспечения.

Были определены высшие ценности:

«политическая демократия», «экономическая демократия»; «общественная демократия» и «культурный прогресс», «международная демократия». В этом подходе демократия как высшая ценность становилась одновременно целью, методом действия и средством:

- политическая демократия – должна была привести к новому обществу, опирающемуся на свободу;

- экономическая демократия - к замене капиталистического строя экономическим строем, который будет руководствоваться потребностями всех, а не прибылью одиночек. Демократия в экономике должна была состоять в уничтожении концентрации власти в руках немногих личностей и несправедливого распределения общественного дохода путем: планирования, обобществления некоторых средств производства (в разной форме собственности – общественной, коммунальной, акционерной частной);

- социальная демократия – для удовлетворения жизненных потребностей человека трудом, социальными правами, уничтожением всякого неравенства;

- международная демократия – к миру без войны и свободе.

Социализм должен быть построен не через новые решения, а лишь через улучшение уже существующих решений, организацию соучастия масс в их реализации и получении качественно новых результатов.

4. Политические влияния современной социал-демократии

Социал-демократия является сегодня одной из самых важных политических сил промышленно-развитых капиталистических стран.

Около 20 млн. членов социал-демократических партий в мире. В 24 партиях Западной Европы - 13 млн чел. В Азии и Латинской Америке - 1 млн чел. В Австралии и Океании - 0.5 млн чел. В Северной Америке - 0.5 млн чел.

За социал-демократов голосует более 80 млн человек из которых 60 млн чел. в Западной Европе. Это 31% всех избирателей западно-европейского мира. Для сравнения за христианских демократов – 19, 5 %; 11 % - за коммунистов; 11 % за либералов.

Избирательные влияния социал-демократов в Европе стабильны. Эти партии традиционно составляет одну из двух главных политических сил в Великобритании (лейбористы) самая большая партия в мире – 6 млн чел. и ФРГ (ДПГ с 1969-1982 г. основная сила правительственной коалиции. Во Франции социалисты осуществляют власть в союзе с коммунистами и левыми радикалами. Шведская социал-демократическая рабочая партия была у власти 44 года (1932-1976) и сейчас у власти. в Австрии 20 лет входила в состав коалиционного правительства, а с 1970 –1982 г.г. правила. В 80 – ые годы социал-демократы осуществляли власть в Греции, Дании, Финляндии, Швейцарии, Мальте.

За пределами Европе влияние слабое.

5. Социалистический интернационал

Главная международная организация, объединяющая в настоящее время социалистические и социал-демократические партии. Возник в 1951 г. на 1 конгрессе интернационала во Франкфурте-на-Майне.

Социалистический интернационал объединяет 68 партий, 17 млн чел. Социалистический интернационал не является руководящим политическим органом. Он является главным информационным центром, а также координационным центром социал-демократии. Резиденция социалистического интернационала – Лондон, там же секретариат. Социалистический интернационал - основной исполнительный орган. Он созывает международные конференции социал-демократических партий. Высшая власть – конгресс, в период между конгрессам - заседание Бюро и Совета Социалистического интернационала.

3. Современные общественно-политические доктрины буржуазии

Эти доктрины служат сохранению господства правящих элит во всех сферах и отношениях, им присущи функции:

1) охранительная, состоящая в идеологическом обеспечении капиталистических общественных отношений.

2) реформирующая.

За критерий классификации возьмем способ преодоления противоречий традиционного общества.

1. Доктрины неолиберальные (их сторонники не допускают неограниченного развития государственного вмешательства в общественную жизнь и выступают за замедление развития социальных требований трудящихся), и консервативные

2. Реформистские доктрины «народного капитализма» и «государства благосостояния», главным положением является смягчение социальных конфликтов на пути внутренних реформ.

3. Экспансионистские доктрины. Здесь значение внутренних конфликтов отходят на второй план. Их разрешение достигается на пути экспансии, военной угрозы, методом завоевания. Это фашистские и неофашистские доктрины, а также сионизм.

4. Доктрины, в которых противоречия между капитализмом и социализмом трактуются как мало существенными перед лицом новых возможностей развития человечества. Это прогностические доктрины, технократические и конвергентные доктрины.

1. Либерализм и неолиберализм

Сформировался 2,5 века назад. Источником всех изменений либерализма была потребность создания доктрины государства противостоящей монархизму, абсолютизму и пережиткам феодализма, а также обоснованию капитализма. Создатели англичане И. Бентли, Дж. С. Миль, Дж. Локк.

Различают две стороны либерализма:

- экономический либерализм;

- политический либерализм.

Среди главных положений экономического либерализма следует выделить: неограниченная частная собственность;

свобода действий личности и заключения договоров; принципы экономической автономии капитализма и его независимость от государства (государство – «ночной сторож»). Среди принципов политического либерализма сформулирован каталог буржуазных прав и свобод, опирающиеся на кардинальные принципы капитализма, такие, как тройное разделение государственной власти; суверенность нации; буржуазное правосудие; свободная политическая борьба партий; свобода мысли, слова, совести, объединений, выбора профессии.

Либерализм распространен в Англии, Франции, США, вначале был аристократической доктриной, потом – широких буржуазных кругов.

После 2 мировой войны появился «неолиберализм», эта доктрина развилась, прежде всего, в ФГР. США, Англии, Франции, Австрии, Италии. Основные принципы сформулировал В. Липпман в 1938 г.

Неолиберализм имеет много разновидностей, среди которых главнейшей признается западногерманская доктрина «социального правового государства», а также неолиберализм Дж. Гэлбрейта.

В доктрине неолиберализма признается, что он служит развитию человеческой личности. Принципы свободы и общественного неравенства является основой развития общества. Слишком большое вмешательство государства в сферу частного капитала признается за угрозу индивидуальной свободе. Свобода личности отождествляется со свободой капитализма, а все социальные реформы, улучшающие жизнь трудящихся – ограничение свобод.

Государство занимается теми областями экономики, в которых частный капитал не заинтересован.

Это одна из наиболее консервативных доктрин современной политической мысли буржуазии.

Консерватизм и неоконсерватизм.

В противоположность либерализму, консервативная идеология также поддерживая основополагающие принципы устройства общества на частной форме собственности, сделала акцент на обеспечении стабильности капиталистических (точнее – индустриальных отношений). Фундаментальная идея консерватизма, формулировалась Э. Берком в «Размышлениях» о французской революции (17900), состояла в признании противоестественности сознательного переустройства общества.

При таком подходе ценности свободы, равенства и прогресса утрачивали свою первопричинность по сравнению с идеями традиционализма, преемственности, иерархичности, аристократизма.

Свобода здесь понимается как послушание государству, подчеркивается незыблемость институтов власти. Иногда даже отрицается политическое вмешательство в предпринимательскую деятельность. Во второй половине ХХ века появилось неконсервативное течение (Д. Белл, З. Бжезинский и др.). Они сделали упор на требование укрепления законности и правопорядка, противостоянии любым попыткам подорвать стабильность политической системы Запада. В русле этих требований звучали призывы усилить элитарный характер политического руководства, ввести механизмы сознательного распределения прав и властных полномочий граждан в соответствии с их индивидуальными достоинствами.

Все это неоконсерваторы пытались обосновать нормами индивидуальной морали, нравственной ответственности управляющих.

Неоконсерваторы выступали против «государства социального благоденствия», считая, что эта концепция вызывает эгоцентризм и иждивенчество, ослабление традиционных интеграторов общества (семья и т.п.), что в конечном итоге может привести к перекладыванию человеком своей ответственности на государство и к снижению его гражданской ответственности.

Буржуазные реформистские доктрины. Наиболее значительные доктрины государства «благоденствия» и «народного капитализма».

Среди основных источников доктрины «государства благоденствия» называют необходимость уступок со стороны буржуазии в пользу рабочего класса.

Основы этой доктрины сформулированы Дж. Кейнсом в 1936 г. Отбрасывается возможность социалистической революции, утверждается, что безработицу, экономические кризисы и нужду масс можно преодолеть по пути улучшения капиталистической системы.

Сущностью доктрины «государства благоденствия» является утверждение, что современное государство высоко развитого капитализма действует в интересах всего общества, гарантирует высокий уровень материального благосостояния.

Деятельность государства должна идти в трех направлениях:

1) экономической – состоящей в разных формах вмешательства государства в частную экономику;

2) социальной, в которой самым существенным признается медицинское обеспечение, социальное обеспечение, помощь матерям, семейным, пенсии по старости, помощь больным, опека над детьми и т.п.;

3) перераспределение национального дохода в пользу трудящихся.

Формы вмешательства государства в экономическую жизнь:

- введение элементов планирования, госзаказов в частной промышленности;

- определенная налоговая политика, ценовая заработной платы, кредитная;

- управление госпредприятиями, инвестициями, проведение общественных работ, поддержание торговли с другими государствами.

Самым важным направлением – реализация политики полной занятости. Другие направления: предотвращение регресса через национализацию тех отраслей, которые с точки зрения частного капитала являются малорентабельными; развитие системы социального обеспечения; распределение национального дохода через налогообложение владельцев капитала.

В этой доктрине основным вопросом является предотвращение дальнейшего углубления противоречий капитализма через использование традиционных методов буржуазной демократии.

Социализм в этой доктрине отождествляется с тоталитаризмом, фашизмом. Некоторые пытаются выдать эту доктрину «за средний путь» между «американским индивидуализмом» и «русским коллективизмом».

Доктрина «народного капитализма» появилась в период кризиса либерализма в ФРГ, США, Австрии, Франции.

Теоретические основы доктрины созданы утопистами (Фурье, Сисмонди, Прудон), которые говорили о соучастии работников в собственности на средства производства.

Развитие акционерной системы составляет практический источник этой доктрины.

Смысл сводится к нескольким тезисам: современный капитализм подвергся большим преобразованиям, стал новым строем, дающим всем равные шансы и выгоды. Государство стало «надклассным» безучастным арбитром в конфликтах между работниками и работодателями.

Преобразование капитализма сводится к следующим областям:

- «демократизация капитала» приводящая к обобществлению частной собственности, прежде всего в форму народных акций, акционерных обществ, широко доступных облигаций, благодаря чему классовая борьба исчезнет;

- «революция в управлении» - состоящая в передаче функций управления менеджерам и частично работникам;

- «революция в доходах» - которая должна означать. что наступило благодаря участию в прибылях, важное перераспределение доходов в пользу работающих масс.

Однако на практике это не сбывается, или только частично. Участие работников в прибылях с экономической точки зрения является для капиталиста желательным, т.к. создает сильную мотивацию производителя, дисциплинирует труд. Эта доктрина является доказательством, что давление рабочих вынуждает буржуазию к различным уступкам, но создает иллюзию, что в рамках капиталистического способа производства можно достигнуть социалистической цели.

Экспансионистские доктрины.

Фашистская доктрина возникла в период кризиса буржуазной демократии и либерализма. Поначалу выдвигались антимонополистические лозунги, использовалось недовольство существующей безработицей и инфляцией. Это позволило фашистскому движению привлечь на свою сторону мелкую буржуазию и часть рабочего класса.

С момента заключения союза с крупным капиталом эта доктрина становится программой наиболее крайних, шовинистических кругов крупной буржуазии. Фашизм возник в Италии и Германии в 20-30 –е годы, потом политические режимы в Испании и Португалии.

Доктрина фашизма связывалась с разными философскими системами. например, Муссолини чаще всего пользовался разработками А. Рокко. Г Сореля, В. Парето. Большинство выводов фашизма основывалась на социалдарвинизме (его идей борьбы видов, борьбы «расы господ» с «расой невольников»).

В этой доктрине закон является актом воли вождя. не определены границы между моралью и законом, что позволяло государству контролировать сферу индивидуальных переживаний. Отбрасываются либерально-демократические принципы формального равенства по отношению к праву, принимая правовой принцип неравенства рас и наций. Отбрасываются гражданские свободы. Семейное право опирается на принцип крови и расы. В международном праве обосновывается необходимость господства высших наций над низшими.

В доктрине фашизма важное место занимает национализм, шовинизм. расизм. Его теоретиками считают А. де Гобино и его последователи Г. Вахер и де Лапож, Л. Гумилович, а также Н.С. Чемберлен.

Из этой теоретической базы выросла гитлеровская концепция «нации господ» или «сверхчеловека», опирающаяся на превосходство арийской расы, особенно германцев над другими расами. Тоталитаризм был одновременно отрицанием гуманизма. Ограничивались свободы личности, культивировался образец человека жестокого, твердого, агрессивного, абсолютный примат интересов государства над интересами личности.

Фашистская доктрина была враждебна либерализму и марксизму. Фашисты считали Западную демократию предшественником социализма. Сейчас фашистские идеи возродились в виде неофашизма.

В концепции фашизма, несмотря на разные варианты, имеется специфическое понимание категорий государства, нации и отношений между людьми.

Государство не является продуктом истории, а сверхъестественно созданным явлением, вытекающим из духа нации. В этой доктрине понятия территория, население, власть были заменены на «жизненное пространство», «национальную коллективность», принцип вождизма»,

Государство и партия создают одну целостность.

Государство осуществляет полную регуляцию человеческого поведения, включая духовную и психологическую сферу.

Сионизм. Доктрина является основой государственной политики Израиля и деятельности международного сионистского движения. Была создана австрийским журналистом Теодором Герцлем Она возникла в 1896 г., когда Герцль издал книгу «Европейское государство», до сих пор признанную главным документом сионистского движения.

Название доктрины и сионистского движения было создано в 1890 г. Натаном Бирмбаумом - венским публицистом. Она происходит от горы «Сион» в Иерусалиме, на которой находится могила царя Давида.

Под сионизмом понимается националистическая идеология, а также политическое движение еврейской буржуазии, стремящейся к усилению еврейского государства.

Антисемитизм – противоположное явление, выросшее из конкурентной борьбы буржуазии и мелкобуржуазных слоев, принадлежащих к этнически преобладающим группам против шовинистически настроенной части буржуазии.

Политический сионизм опирался на два основных принципа:

1) существование единой, общемировой еврейской нации;

2) извечного существования антисемитизма в мире.

Эти положения означали принятие тезиса об исключительности еврейских общин, не подвергающихся ассимиляции, несмотря на пребывание в течение веков в диаспоре. Сионизм одобрил идуалистский догмат об «избранном еврейском народе».

Перед доктриной и движением стояли задачи:

- объединить евреев на расовой основе.

- предотвратить ассимиляцию евреев с местным населением.

Сионистское движение организовалось в 1897 г. в Мировую сионистскую организацию, а с 1948 г. в государство Израиль. После 1948 г. особо проявился националистический и экспансионистский характер, е решительный антикоммунизм и проимпериалистическая ориентация.

Принцип неассимиляции или трактование евреев как избранной нации приобрел вид антагонизма населения еврейского происхождения с местным населением. Среди самых важных модификаций сионистской доктрины следует выделить отказ с 1961 г. от необходимости поселения всех евреев в Израиле.

В практике сионизма поддерживается тезис об арабской угрозе. Он служит оправданием экспансионистской и неоколониальной политики Израиля на Ближнем Востоке. В последние годы эта доктрина теряет свою привлекательность для все большей части еврейского населения. В 1975 г. ООН, признавая право палестинского народа на самоопределение, признала сионизм за разновидность расизма, а недавно это было отменено.

Прогностические доктрины

Технократизм означает, что власть в политической системе осуществляется не политиками, руководствующимися идеологическими ценностями и нормами, а специалистами из области экономики, управления. социологии, политологии, права, стремящиеся только к достижению экономических целей.

Предшественником считается Сен-Симон, однако творцом признается Дж. Бурнхейм (книга «Революция менеджеров»). Бурнхейм принимает марксистский тезис о существовании при капитализме буржуазии и пролетариата, как основных классов, но на основе анализа американского общества он приходит к выводу, что деление на эти классы утрачивает свое значение в момент появления третьего класса – менеджеров. Предприятия формально принадлежат буржуа, правление же находится в руках менеджеров. В состав класса менеджеров входят директора, надсмотрщики. инженеры, техники. администраторы. Менеджеры занимают самые важные позиции в госаппарате, заботятся о всеобщих интересах.

Госсектор постепенно охватывает всю экономику и будет контролироваться менеджерами.

В обществе менеджеров господствует однородная идеология. Эта идеология высшей ценностью признает общественный престиж, вытекающий из профессионального успеха.

В технократической доктрине существует много правильных наблюдений, касающихся преобразований экономических и политических структур под влиянием НТР.

Технократическая доктрина дала начало многим другим, например, теории конвергенции. Понятие «конвергенция» выступая рядом с такими понятиями как «постиндустрианализм», «техноструктура», «индустриальное общество», имеет преимущества перед другими, так как подчеркивает как динамизм, так и статистическую сторону процессов. Этот термин из биологических наук. По мнению сторонников этой концепции, общественное развитие ведет к формированию средней формации, которая составляет синтез капитализма и социализма.

В доктрине конвергенции предполагается, что развитие индустриальных обществ направлено на эволюционное уподобление социализма и капитализма. Оно вызывается путем унификации уровней экономического развития, условий жизни и требований дальнейшего развития капитализма и социализма.

Процесс конвергенции осуществляется по пути взаимного перенимания черт и полезных решений, а также освобождения от черт различающих социалистическое и капиталистическое общество.

Среди многочисленных разновидностей доктрины конвергенции следует выделить концепцию «индустриального общества» Л. Арона, «единой индустриальной цивилизации». Д.К. Гэлбрейта, Д. Белла. В Ростоу, «смешанного общества» Дж. Шлессингера, а также «технотронного общества» З. Бжезинского.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.