Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство эпохи Возрождения

Периодизация эпохи итальянского Возрождения.

Хронологически итальянское Возрождение делится на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII-XIV вв.), носит переходный характер от культуры Средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) – XV в. (примерно до 1470 г.) – представляет культуру Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение – (прим. с 1470-х до 1530-х гг.) – наивысший расцвет культуры Возрождения. Но уже к началу XV в. средневековое противостояние феодалов, городских общин и церкви себя исчерпало. Влияние католической церкви резко упало в связи с расколом, появлением антипап. В то же время до европейских масштабов выросло влияние флорентийских банкирских домов. Стремление ликвидировать пропасть между верхушкой общества и беднейшими его слоями (восстание чесальшиков шерсти в 1378 г.) вело к формализации республиканской формы правления. Если начало эпохи Возрождения ознаменовалось возведением символа городской общины – собора (в Милане купола Ф.Брунеллески – на кафедральном соборе во Флоренции), то к концу XV в. центром города стал дворец правителя. Плошадь из места народного собрания превратилась в парадный двор.

4. Позднее Возрождение -(прим. с 1530-х по 1590-е гг.) спад в развитии культуры Италии, связанный, прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви.

(Можно использовать другую периодизацию

Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий: дученто (ХШ в.) - проторенессанс; треченто (Х1У и.) - продолжение проторенессанса; кватроченто (ХУ в.) - ранний Ренессанс, чинквеченто (ХУ1 в.) - Высокий Ренессанс.)

Невероятный взлет в развитии искусства в эпоху Возрождения наиболее наглядно проявился в общей эстетической теории возрождения:

1. Доминирование самостоятельной чувственной красоты окружающего мира и человека в первую очередь. С этим связано возрождение «чувственной математики» - математики, направленной на изучение обнаженного человеческого тела, на знание реальной анатомии (Напр., Альберти делил человеческое тело на 600 частей, Дюрер – на 1800.)

2. Новое отношение к художнику. Он теперь - человек, имеющий много достоинств и способностей. Он – творец наравне с природой и с Богом.

Отбирая материал у созданий, порожденных природой и, соответственно, Богом, он может создать в произведении искусства более совершенного человека. Идеальной иллюстрацией этому может служить письмо Рафаэля, в котором он излагает свой метод работы над образами картин. Он пишет, что во Флоренции нет идеально красивой, на его взгляд, женщины, но есть, например, 5 очень красивых дам. Он «отберет» у каждой самую ее совершенную черту и, соединив в одном образе на полотне, создаст идеально прекрасную женщину. Т.о., он ставит себя выше Бога, ибо его идеал красоты совершеннее земных творений, созданных Творцом.

Новое отношение к художнику выразилось и в отсутствии имперсональности произведений – теперь в отличие от Средневековья подпись на работах ставилась и часто на очень видном месте, как знак самоуважения и изменения общественного статуса художника.

Именно в эту эпоху безличное цеховое мастерство уступило место индивидуальному творчеству. Итальянские художники Возрождения творили в духе своей эпохи, но именно этот дух наделял их творческой свободой. Эстетическая теория Ренессанса продиктовала характерные черты искусства этого периода:

1. Светский характер и содержание. Это не означает отказ от религии, но равнодушие к ней, безразличие. Религиозные сюжеты остаются основными, но часто как предлог, дань традиции. Широко используется мифологическая античная тематика. Начинают складываться сугубо светские жанры искусства.

2. Познавательная направленность искусства; наука и искусство идут рука об руку. Искусство развивается как наука.

3. Рационалистичность искусства Возрождения: изображение оформляется не столько по виденью, сколько по знанию. Основа творчества - разумный рациональный опыт и знание. Активно изучаются природа и человек. Большое место занимают «штудии» - рисунки с натуры, основа будущих произведений»

Искусство Возрождения - идеально по содержанию, реалистично
те форме.

4. Антропоцентризм искусства Возрождения: он продиктовал преимущественное обращение к изображению человека совершенного, поэтому жанры "без человека" отстали в развития. Этим же объясняется новое соотношение различных видов пластического искусства: на первый план начинают выдвигаться "очеловеченные" виды искусства - живопись и пластика, они выступают теперь наравне с зодчеством. В зодчестве большое значение имеет соотношение масштабов здания и человека, их гармония.

5. Общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни: они воспринимается как общественное, гражданское дело. Многое делается на народные средства, существуют различные благотворительные общества, меценатство, конкурсы и широкое обсуждение создаваемых произведений. Искусство наполнено пафосом гражданственности, любви к Родине, к своему городу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой кльтуры198-235 | ВВЕДЕНИЕ. Батычко В.Т. Уголовное право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.