Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие формы государства. Форма государственного правления




Форма государства представляет собой внешнее выражение государственной власти, ее организацию, структуру и характер органов, их систему, взаимосвязь и взаимодействие друг с дру­гом и с населением. Государство существует и осуществляет свою деятельность только посредством государственных струк­тур. Поэтому форма государства наряду с его сущностью явля­ются главной определяющей чертой государства как социаль­ного образования.

Форма государства включает в себя следующие основные черты.

1. Структуру верховной государственной власти, характер ее органов, их полномочия и взаимодействие между собой, спосо­бы их формирования, отношение с населением.

2. Территориальное устройство государства, распределение полномочий между центральными, региональными и местны­ми органами власти, характер отношений между ними и сте­пень зависимости региональных и местных органов от цент­ральных.

3. Методы осуществления государственной власти, которые могут быть жесткими, командными либо демократическими, при которых гражданам предоставляется определенная свобода действий, возможность выбора варианта своего поведения.

Форма государства имеет большое значение для развития де­мократии, обеспечения устойчивости государственной власти, законности и правопорядка в обществе, обеспечения прав и свобод граждан. Несовершенство формы государства может обусловить возникновение социальных конфликтов в общест­ве, различного рода потрясений и даже смены власти. Истории известны случаи, когда несовершенство организации власти, а именно отсутствие разделения властей, приводило к измене­нию государственного строя довольно легко и просто. Так, например, всего через несколько лет после Великой Французс­кой революции 1789 г., установившей во Франции республика­нскую форму правления, Наполеон узурпировал всю полноту государственной власти и стал императором. Одной из причин превращения республики в монархию послужило отсутствие в республиканском государстве разделения властей, а также внутренних сдержек и противовесов между различными его ор­ганами, которые могли не допустить захват всей полноты влас­ти Наполеоном.

В современных демократических государствах существует разделение властей на законодательную, исполнительную и су­дебную. В результате власти сдерживают друг друга, не позволяя ни одной из них узурпировать всю полноту власти в государстве.

Форма государственной власти может иметь или не иметь ме­ханизм сохранения равновесия и устойчивости и в ее отношени­ях с обществом, гражданами, негосударственными формирова­ниями. Он должен обеспечить мирное, основанное на законе разрешение конфликтов и противоречий между органами госу­дарства и гражданами, их объединениями и организациями. В противном случае возможны насильственные, в том числе во­оруженные, столкновения и изменения общественно-государ­ственного строя. Так, например, одной из важных причин на­сильственного вооруженного захвата власти большевиками в октябре 1917 г. послужило то обстоятельство, что в России не существовало механизма мирного, законного разрешения поли­тических и иных конфликтов и противоречий между царским правительством, его органами, чиновниками на местах и обще­ством, гражданами. Государственная власть была независима от народа, действовала по своему усмотрению, нередко вопреки интересам и воле подавляющего большинства населения. По от­ношению к представителям государственной власти народ был бесправен. Поэтому единственным способом разрешения про­тиворечий между населением и правительством оставался на­сильственный, революционный.

В настоящее время в демократических государствах сущест­вуют законные способы разрешения конфликтов между орга­нами государства и обществом, в первую очередь, с помощью судов, являющихся самостоятельной и независимой ветвью го­сударственной власти.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что знание формы государства имеет большое значение не только для по­нимания ее роли и значения в жизни общества, но и для совер­шенствования устройства государства и его деятельности.

Форма государства состоит из трех основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и фор­мы.

Формы государственного правления

Под формой государственного правления понимается орга­низация верховной государственной власти, структура ее орга­нов, порядок их создания и взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в формировании ор­ганов государства и в контроле за их деятельностью.

В зависимости от названных факторов государства по фор­мам правления делятся на монархии и республики.

В монархии высшим органом государственной власти являет­ся пожизненный монарх (король, шах, император). Законами не предусматривается отстранение монарха от власти. За свою деятельность он не несет ответственности перед народом. Так, по Воинскому уставу Петра I «государь — самовластный мо­нарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

Как правило, монарх получает власть по наследству. Однако в отдельных случаях монархическая власть может быть выбор­ной (например, избрание боярами Михаила Романова царем России). Она может приобретаться и путем узурпации власти государственным чиновником, военноначальником, религиоз­ным деятелем (например, захват власти Борисом Годуновым в России, Наполеоном во Франции и т.д.).

Монархия имеет длительную историю. В рабовладельческих государствах она представляла собой неограниченную деспо­тию, основанную на самовластии и произволе, иногда теокра­тию, т. е. соединение верховной светской и религиозной власти у одного лица. В древних странах Азии и Востока (Вавилоне, Египте, Индии) царь или фараон нередко обожествлялся. В Древнем Египте он признавался сыном бога солнца Ра. Как форма правления монархия наиболее типична для феодализма. Иногда она принимала форму огромных феодальных империй, во главе которых стоял император.

Монархии делятся на абсолютные или неограниченные и ограни­ченные, когда наряду с монархом государственную власть осу­ществляли другие органы.

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограни­чена. Он является главой государства, главой правительства, главным законодателем, контролирует правосудие. Абсолют­ная монархия характерна для последнего этапа развития фео­дализма, когда после феодальной раздробленности завершался процесс централизации государств. В настоящее время абсо­лютная монархия сохранилась в некоторых странах Среднего Востока, например в Саудовской Аравии. Король этой страны сосредоточивает в своих руках и светскую, и духовную, и рели­гиозную власть. Он осуществляет законодательную, исполни­тельную и судебную власть. При нем существует консультатив­ный совет, не обладающий правом принятия самостоятельных решений.

При ограниченной монархии государственная власть разделена между монархом и другими органами, как правило, состоявшими из представителей различных классов и сословий. Такая монар­хия называется также представительной или сословно-представительной монархией. Кроме сословно-представительной выде­ляют конституционную.

Сословно-представительной была, например, монархия в Рос­сийской империи, когда наряду с монархом действовал власт­ный орган — Земский собор, состоявший из князей, бояр, дворян, посадских, т. е. городских представителей, духовенства, тор­говых людей и даже крестьян. Земские соборы рассматривали и решали наиболее важные вопросы жизни государства, такие, например, как введение новых, изменение прежних налогов, ве­дение войны, составление и утверждение важнейших государ­ственных актов и др.

Аналогичную роль в средневековых Испании и Португалии играли кортесы — сословно-представительные органы, суще­ствовавшие при королях. Сословно-представительные органы не были постоянно действующими. Они собирались по необ­ходимости.

Конституционная монархия отличается от сословно-предста­вительной тем, что власть монарха ограничивается постоянно действующим законодательным органом — парламентом, поря­док формирования и полномочия которого закреплены в конс­титуции страны.

В результате образования конституционного законодатель­ного органа произошло разделение властей. У монарха в основ­ном осталась исполнительная власть. Он формировал прави­тельство. Законодательная власть перешла к парламенту.

В последующем право формировать правительство перешло к парламенту. В результате оно стало подотчетно парламенту. Монарх во многом утратил функции главы исполнительной власти. Такая монархия называется дуалистической.

В современных конституционных монархиях, существую­щих в Англии, Бельгии, Испании, некоторых других странах, монарх во многом утратил реальную власть Его политическая фигура стала в основном номинальной, представительной. За­конодательная власть принадлежит парламенту, исполнитель­ная — правительству, судебную власть осуществляют суды.

Республика как форма правления, характеризуется тем, что высшие органы государства избираются населением и на опре­деленный срок. Они подотчетны и подконтрольны населению. В этом состоит принципиальное отличие республики как фор­мы правления от монархии. По способу формирования высших го­сударственных органов республики делятся на демократические и аристократические.

В демократической республике, согласно конституции, дру­гим законодательным актам участвовать в выборах высших органов государства имеют право все граждане, в аристократичес­ких — только привилегированные слои общества.

Демократическая республика, например, существовала в Древних Афинах. В них право на участие в формировании выс­ших государственных органов было представлено всем свобод­ным гражданам. В Древнем Риме, являвшемся аристократичес­кой республикой, в выборах высших государственных органов участвовали только патриции — истинные римляне древних ро­дов, имеющие в собственности землю, рабов, другое имущество.

В современных республиканских государствах избиратель­ным правом и правом быть избранными в высшие государ­ственные органы обладают все граждане страны. Поэтому сов­ременные республики признаются демократическими.

В настоящее время республики делятся в зависимости от осо­бенностей строения высших государственных органов, их полно­мочий, взаимоотношений между собой. По этим основаниям рес­публики бывают парламентские и президентские.

В парламентских республиках главным среди государствен­ных органов является парламент. Он формирует правительство из представителей партий, имеющих большинство мест в пар­ламенте, назначает его главу, выражает недоверие правитель­ству, т. е. отправляет его в отставку, осуществляет парламен­тский контроль за его деятельностью. Парламентский контроль осуществляется путем заслушивания членов правительства об их деятельности, отчета правительства о выполнении бюджета, запросов депутатов членам правительства, которые обязаны дать ответ и в некоторых других формах.

Президент в парламентских республиках также избирается парламентом. Он является главой государства, но не возглавля­ет правительство. Главой правительства является премьер-ми­нистр. Полномочия президента незначительные. В основном они сводятся к представительским функциям.

В президентских республиках главой исполнительной власти является избираемый населением и независимый от парламен­та президент. Он формирует с согласия парламента правитель­ство, назначает и увольняет его чиновников. Парламент не имеет права объявлять недоверие правительству и отправлять его в отставку, поскольку оно ответственно только перед прези­дентом.

Президент имеет право отлагательного вето на законы, при­нимаемые парламентом. Последний может преодолеть вето президента повторным голосованием квалифицированным большинством голосов, т. е. большинством в две трети или три четверти голосов. Президент также обладает правом законода­тельной инициативы, назначения референдума, введения чрез­вычайного положения, решает вопросы помилования, награж­дения, предоставления гражданства. Он издает указы, декреты, которые занимают важное место среди других нормативных правовых актов.

Существуют также парламентско-президентские республики. В них президент не только возглавляет правительство, но явля­ется и главой государства. Он, с согласия парламента, назнача­ет главу правительства, формирует правительство, может при­нимать его отставку и распускать парламент. Одновременно и парламент может принимать отставку правительства.

К числу парламентских республик относится Италия, прези­дентских — США, парламентско-президентских — Польша, Россия.

Выделяют также суперпрезидентские республики, в которых власть президента очень велика (например некоторые респуб­лики Латинской Америки), и монократические республики с пожизненным президентом (КНДР, Тунис, Заир и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.