Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного устройства. Форма государственного устройства представляет собой орга­низацию государственной власти по территории




Форма государственного устройства представляет собой орга­низацию государственной власти по территории, характеризует правовое положение территориальных органов государства, их связь и взаимоотношения с центральными органами власти.

Но форме государственного устройства государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарные или единые государства не имеют в своем составе территориальных, региональных образований, обладающих в той или иной степени суверенитетом, а подразделяются лишь на административно-территориальные единицы, органы кото­рых полностью подчинены центральной государственной влас­ти и формируются ею.

Унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах местные ор­ганы власти не обладают самостоятельными полномочиями в решении, они полностью подчинены центральным органам государственной власти и выполняют их указания.

В децентрализованных государствах органы местного само­управления формируются при определенном участии населе­ния и наделены некоторыми полномочиями самостоятельно решать отдельные экономические, организационные и иные вопросы местного значения.

Федеративные государства, в отличие от унитарных, облада­ют следующими характерными чертами.

1. В них существуют две системы органов высшей государ­ственной власти — федеральные и субъектов федерации, кото­рые формируются отдельно путем их избрания населением, со­ответственно, всей страны или субъекта федерации и которым подчинены соответственно другие федеральные органы или ор­ганы субъекта федерации,

В унитарных государствах высшие государственные органы одни. Они называются центральными или главными. Все ос­тальные органы на всей территории страны подчинены им.

2. Субъекты федерации обычно обладают учредительной властью, т. е. правом принятия собственной конституции или иного основного закона, определяющего структуру высших ор­ганов власти субъекта федерации, регулирующего порядок их взаимоотношений и деятельности. В унитарных государствах одна конституция, которая и опре­деляет характер и структуру центральных органов.

3. Субъекты федерации являются государственными обра­зованиями и обладают определенным суверенитетом. Одна­ко их суверенитет не полный, не такой как у самостоятель­ных государств, а ограничен суверенитетом федеративного государства. Это обстоятельство выражается в том, что ком­петенция между центральными федеральными органами и органами субъектов федерации разграничена федеральной конституцией. При этом субъект федерации в пределах своей компетенции принимает независимо от центра самостоя­тельные решения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в пределах этих полномочий субъекты Федерации суверенны в законодательной, исполнительной и судебной сферах своей деятельности.

В унитарных государствах административно-территориаль­ные образования никаким суверенитетом не обладают.

4. Субъект Федерации имеет свою правовую и судебную систему. Система права субъекта федерации складывается из нормативных правовых актов, принятых законодательными и иными органами данного субъекта федерации в пределах их компетенции. К примеру, судебная система субъекта Российской Федерации состоит из конституционного или уставного суда субъекта федерации и мировых судей.

В унитарных государствах система права и судебная система едины.

5. В федеративном государстве, как правило, двухпалатный парламент. При этом одна палата избирается всем населением страны, а другая — формируется из представителей субъектов федерации.

В унитарном государстве парламент, как правило, однопа­латный. Однако в некоторых странах, например в Англии, ис­торически была сформирована вторая или верхняя палата, чле­ны которой назначались монархом. Она была создана с целью осуществления контроля за нижней, избираемой населением, палатой с целью недопущения принятия ею законов, не соотве­тствующих интересам правящей династии.

6. В федеративном государстве существуют две системы госу­дарственных налогов — федеральная и налоговая система субъ­ектов федерации, и соответственно формируются два государ­ственных бюджета.

В унитарных государствах одна система государственных на­логов и один государственный бюджет.

7. Субъекты федерации могут иметь свой герб, флаг, столицу или главный город наряду с гербом, гимном, флагом и столи­цей федеративного государства.

По мнению некоторых ученых, федерации бывают симмет­ричные и несимметричные. При этом под симметричными фе­дерациями понимаются такие, в которых субъекты федерации образуются по одному основанию, например национальному или административно-территориальному, и являются равноп­равными. Такими федерациями являются США, ФРГ.

Асимметричные образуются и по национальному, и по административно-территоральному признаку. При этом субъекты феде­рации отличаются друг от друга по правовому статусу Такой фе­дерацией является, например, Россия. Субъекты федерации — республики в отличие от субъектов федерации — краев и областей называются государствами и имеют свои конституции. Края и об­ласти, согласно Конституции Российской Федерации, не явля­ются государствами, а их основные законы называются уставами.

Другие ученые эти виды федераций называют федерациями, образованными по национальному, административно-террито­риальному либо смешанному принципу.

Различают также договорные и конституционные федерации. Договорными называются федерации, образованные на основе договора, в котором определены правовой статус субъектов фе­дерации и их взаимоотношения с федеральными органами го­сударственной власти. В конституционных федерациях данные вопросы регулируются федеральной конституцией.

Некоторые ученые считают, что Российская Федерация была образована как договорная федерация на основании Федераль­ного договора 1992 г. После принятия Конституции Российс­кой Федерации в 1993 г. она стала конституционной, хотя опре­деленные отношения федеральных органов с частью субъектов федерации регулируются договорами до настоящего времени.

К федеративным государствам относятся Бразилия, Индия, Россия, США,ФРГ, к унитарным — Италия, Франция и др.

Сложными государствами являются также империи, которые представляют собой, как правило, насильственно объединен­ные в единое государство территории, степень зависимости ко­торых от центральной власти различна.

Исторически империй было немного. К их числу относятся Римская империя, Британская империя, Российская империя. Главная их отличительная черта — различный правовой статус входящих в империю частей. Так, например, в Российской им­перии входящие в нее губернии находились на правах админи­стративно-территориальных единиц, Украина, Белоруссия — на правах субъектов федерации, Финляндия, Польша были прак­тически самостоятельными государствами.

Аналогичное положение существовало в Британской импе­рии, в которой были колонии, доминионы, территории, находившиеся под протекторатом. Все они имели различный право­вой статус.

К формам государственного устройства относится также кон­федерация, которая не является единым государством, а предс­тавляет собой добровольный союз суверенных государств. Она характеризуется следующими основными чертами.

1. Общеконфедеративные органы создаются на основе представительства от каждого участника конфедерации. Предс­тавительства имеют равное число голосов (как правило, один голос), независимо от численности населения государства;

2. Органы конфедерации взаимодействуют не с населением участников конфедерации, а с их правительствами, через кото­рые реализуют свои решения;

3. Конфедеративные органы не могут принуждать участни­ков конфедерации к исполнению своих решений;

4. Материальная база конфедерации создается за счет взно­сов ее участников;

5. Конфедерация обычно создается для решения каких-то конкретных задач. Так, советские республики, образовавшиеся в результате распада Российской империи, создали вначале конфедерацию для отражения империалистической агрессии. Сирия и Египет образовали конфедерацию для ведения войны с Израилем.

Конфедерации обычно долго не существуют. Они либо рас­падаются (Сирия—Египет), либо превращаются в федерацию (СССР).

В настоящее время СНГ начинает приобретать некоторые черты конфедерации. Сложное образование в этом отношении представляет собой Европейский союз.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.