Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Как записано в ст. 7 Конституции РФ, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поэтому главное ее назначение:

обеспечить общественное благополучие,

создать равные возможности для всех граждан в его (благополучии) достижении.

В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ.

Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей, безработных, беженцев и др.

В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем обеспечение человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, а также учреждений культуры.

Для реализации социальной функции Российское государство издало ряд законов, напр., “Закон об образовании” 1992, “Закон о медицинской страховании граждан РФ” 1991, “Основы законодательства РФ о культуре” 1992, Семейный кодекс, Закон о государственных пенсиях и др.

(4) ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Эта функция обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать:

государственное управление и координация деятельности в области окружающей среды;

регулирование природопользования;

экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

В условиях ухудшения экологической обстановки в стране, ряда экологических катастроф на ее территории это направление социальной деятельности государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной Среды в производстве, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства.

Поэтому государство:

§ устанавливает правовой режим природопользования,

§ принимает меры при экстремальных экологических ситуациях,

§ проводит спасательные работы и т.п.

В России действует Закон «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиционной безопасности населения», «Основы лесного законодательства»,и др.

(5) ФУНКЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ важнейшая функция в условиях рыночной экономики. Эта функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет субъектов федерации состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

Ее содержание составляют

§ формирование и пополнение казны, преж­де всего государственного бюджета, как федерального, так и субъ­ектов Федерации,

§ а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, осно­ванных на всех формах собственности, налога на добавленную стои­мость, акцизов, подоходного налога с граждан и т. п., а также пре­дусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Сегодня принят и действует Налоговый кодекс, в котором определены виды налогов, объекты налогообложения, права, обязанности, ответственность налогопла­тельщиков и т. д.

Контроль за исполнением данного закона возло­жен на МНС и Федеральные орга­ны налоговой полиции, которые проверяют правильность исчисле­ния налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые пра­вонарушения и преступления. Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законода­тельства гражданами, анимающимися предпринимательской дея­тельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостове­рения.

Переход России от тоталитарной системы управления к демократическому правовому государству возвел в разряд приоритетных (6) ФУНКЦИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН, ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА.

Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства.

Тем самым Конституция России закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих ему от рождения. Охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных и исполни­тельных органов государственной власти.

Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных интересов, в том числе право обращаться в международные органы, если гражданину было отказано в защите его прав в российских судебных инстанциях.

Новым моментом в содержании данной функции является также то что согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации

при­знаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопо­рядка, предусматривающей обеспечение режима законности, пре­дупреждение и сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это обуздание преступности.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять новый Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 г., Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступивших в действия с 1 июля 2002 года.

Важная роль в этом принад­лежит также законам РФ "О прокуратуре РФ," "Об оперативно-розыскной деятельности", и др.

(7) ФУНКЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Эта функ­ция зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологи­ческого многообразия, согласно которому никакая идеология не мо­жет устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной.

Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода ли­тературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собст­венности.

Содержание этой функции сегодня составляет разносторон­няя государственная поддержка развития

литерату­ры, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.;

физической культуры и спорта;

радио, телевидения и других средств массовой информации;

сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входят также:

государствен­ная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия;

создание благоприятных условий для твор­ческой деятельности научных коллективов и для свободной состя­зательности различных школ и направлений;

поддержка приори­тетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий;

эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, раз­витие интеграции науки и высшего образования;

меры по улучше­нию работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ "Об образова­нии" и др.

 

Рассматривая ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ Российского государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику.

Это проявляется в том, что Россия активно сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения.

При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права, установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.

К в н е ш н и м функциям Российского государства можно отнести:

функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем,

функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ,

функция обороны страны,

функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

 

(1) ФУНКЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

Новый характер международных связей открыл благоприят­ные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-техниче­ского сотрудничества посредством ее интеграции в мировую эконо­мику.

Проблема экономической интеграции играет важную роль

в сохранении мирового порядка

и установлении стабильных отношений между государствами.

 

Действуя в этом направлении, Россия

вступила в основные международные экономические организации,

заключила Соглаше­ние о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом.

В на­стоящее время ведется работа по налаживанию на основе принци­па партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государ­ствами Западной Европы, с большинством которых подписаны дву­сторонние документы, со многими государствами азиатско-тихооке­анского и других регионов.

Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэконо­мические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельно­сти, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внеш­неэкономических связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соот­ветствующего правового обеспечения.

В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, законы РФ:

§ "О предпри­ятиях и предпринимательской деятельности",

§ "Об иностранных инвестициях в РФ",

§ "О валютном регулировании и валютном контроле",

§ "О госу­дарственных внешних заимствованиях РФ и государственных кре­дитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юри­дическим лицам и международным организациям",

§ "О присоедине­нии Российской Федерации к Уставу Совета Европы" и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудни­чество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом.

К числу таких глобальных проблем относится:

проблемы освоения космоса и безо­пасности планеты,

защиты мирового океана,

снижение серьезных последствий катастроф,

охраны растительного и животного мира,

борьбы с эпидемиями и наиболее опасными бо­лезнями,

предотвращения и ликвидации последствий крупных про­изводственных аварий, катастроф,

готовности к чрезвычайным ситуациям и для раннего оповещения о них,

 

(2) ФУНКЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ СНГ.

Эта новая основная функция возникла у Российского государ­ства в связи с тем, что

§ с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России.

Это — сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государ­ствовыступает за

Ø укрепление содружества прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ;

Ø комплекс­ное решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международных признанных стандартов в области прав чело­века и национальных меньшинств, гражданства и защиты пересе­ленцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;

Ø создания единого информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тен­денции развития данной функции являются заключение договоров между странами СНГ об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областям.

 

(3) ФУНКЦИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ базируется на принципе поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначаются исключительно

для отражения агрессии, направленной против Российской Фе­дерации,

для вооруженной защиты целостности и неприкосновен­ности территории России,

а также для выполнения задач в соот­ветствии с ее международными договорами.

Оборона страны, формирование и функционирование Воору­женных Сил России, других войск и воинских формирований, при­влекаемых к обороне, осуществляются в соответствии

с Конститу­цией Российской Федерации

и ее законами по военным вопросам, пакет которых пополнился новым Федеральным законом "Об обо­роне".

Данный Федеральный закон

определяет основы и организа­цию обороны России,

полномочия органов федеральной власти,

функции органов государственной власти субъектов РФ, организа­ций и их должностных лиц,

права и обязанности граждан России в области обороны,

силы и средства, привлекаемые для обороны,

от­ветственность за нарушение законодательства Российской Феде­рации в сфере обороны,

а также другие касающиеся обороны нормы.

Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспече­нию мира — это:

недопущение новой глобальной войны — горячей или холодной,

укрепление обязательного для всех режима нерас­пространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий,

повышение контроля за международной торгов­лей оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира. В силу своего потенциала, геополитического положения и влия­ния Российское государство несет особую ответственность за под­держание стабильности и порядка в современном многосложном мире.

Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами.

Правовому обес­печению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит федеральный закон "О порядке предоставления Российской Феде­рацией военного и гражданского персонала для участия в деятель­ности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности".

Не менее важной формой участия России в пре­одолении возникающих в мире межнациональных и иных воору­женных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.

Таким образом, функции государства — это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Это прежде всего | Осуществление (реализация) функций государства происходит в определенных ф о р м а х
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.