Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право состоит из нормативных установок

Как своеобразному социальному феномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки.

Нормативность — явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму.

Возникнув на определенном этапе развития человечества, нор­мативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочения и развития мысли и по­ведения людей. В ее основе — типичность, повторяемость соци­альных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений.

Нормативность означает упорядоченность в мышлении и об­щественной жизни, когда они подчиняются определенным прави­лам.

Нормативны сам мыслительный процесс и его закономернос­ти, нормативны язык, правила грамматики, нормативны, нако­нец, социальные процессы и поведение человека.

Фиксируя сгустки человеческих знаний и деятельность в оп­ределенных правилах (нормативах), человечество закрепляет до­стигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит со­циальную жизнь в нормальные рамки.

Именно поэтому право является достижением цивилизации.

2. Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливость и свобода — извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество.

Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека — его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе.

Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого по­ведения сначала складываются в сознании людей, затем получают закрепление в законодательстве.

К определению и смыслу таких критериев обращались лучшие умы человечества. О них говорили Платон, Аристотель, вели речь почти все крупные философы.

Ограничусь двумя высказываниями. По словам Гегеля, «спра­ведливость касается уважения мною прав других людей...»(Гегель. Позитивность христианской религии//Работы разных лет. Т.1. М., 1972. С.127.).

Ф. Ницше — немецкий философ прошлого века, отнесенный ра­нее официальной советской доктриной к безнадежно реакцион­ным, видел первоначальный характер справедливости в характере обмена: «Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил» (Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных умов // Соч. Т. 1. М., 1990. С. 287.).

Основоположники марксизма-ленинизма справедливость свя­зывали прежде всего с классовыми интересами.

Преобладал такой подход в течение долгого времени и в оте­чественном правоведении.

Критерии справедливости зависят от многих факторов — эко­номических, классовых, национальных, демографических, куль­турных и др. Они могут меняться у разных народов в зависимос­ти от конкретно-исторических условий уровня развития цивили­зации.

Древние народы и государства, как известно, вели длительные и ожесточенные войны друг с другом, считая их оправданными, а проявляемую при этом исключительную жестокость (убийства пленных, женщин, детей, обращение в рабство) признавали делом вполне справедливым. В качестве примера — лишь две заповеди из Ветхого Завета: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию...» (Ветхий Завет. Второзаконие. 20.17.). «Итак убейте всех детей му­жеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте...» (Ветхий Завет. Числа. 31.17.).

В основе критериев справедливости должны быть общечело­веческие начала, выражающие суть идей справедливости и сво­боды. Такие критерии вполне определенно сформулированы тео­рией естественного права, о чем уже шла речь. Отношение к ес­тественным правам человека, их защита со стороны государства характеризуют состояние справедливости в обществе, природу власти и государства. «Если мы обратим внимание на природу какой-либо власти, — писал известный русский дореволюцион­ный государствовед Л.А. Тихомиров, — то можно сказать, что чем более чутка она к естественному праву человека, тем более она склонна охранять личные права в государстве» (Тихомиров Л А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 610.).

Закрепляются естественные права человека и соответствую­щие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. «Основные права и свобо­ды человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рожде­ния», — говорится в ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Феде­рации. Закрепленные в законодательстве общечеловеческие на­чала можно считать реальными только при наличии благо­приятных экономических, политических, духовных и иных ус­ловий.

Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по-разному, поскольку речь идет о различных сферах общественных отношений. В трудовом праве он выража­ется в адекватной количеству и качеству труда заработной плате (пока она еще неадекватна), в сфере бизнеса — в получении аде­кватного вознаграждения за творческие и предпринимательские способности, в гражданском праве — в соответствии возмещаемо­го ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной вы­годе, в пенсионном обеспечении — в зависимости размера пенсии

от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности, в административном, уголовном праве и других отраслях — в со­размерности наказания совершенному правонарушению.

О последнем случае выражения справедливости в праве хо­рошо сказал знаменитый римский оратор Цицерон в трактате «О законах»: «Кара да соответствует преступлению!» — дабы каждый нес наказание в соответствии со своим поступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, алчность — пеней, искательство почетных должностей — дурной славой» (Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. М., 1966. С. 148.).

Свобода — неотъемлемое свойство человека, только при ее на­личии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. Истории известны законы, ог­раничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабст­во. «Однако последние, — по словам Гегеля, — являются лишь позитивными законами и правами, и притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву» (Гегель. Философская пропедевтика // Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 37.).

Нормативные установки, не соответствующие идеям справед­ливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные.

3. Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе.

Именно эти общественные институты наполняют идею спра­ведливости и свободы реальным содержанием, именно они спо­собны обеспечить свободное и справедливое существование чело­века, его нормальную жизнедеятельность.

Идеи справедливости и свободы получают отражение и в дру­гих формах сознания и образцах поведения. Но в праве они суще­ствуют в свободах, правах, обязанностях человека, государства, об­щества, в размерах, видах и формах их взаимной ответственности. При этом права, свободы, обязанности, ответственность либо за­крепляются в законодательстве, либо существуют в виде норма­тивных установок в сознании, идеях, фактических отношениях.

Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.

4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.

Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы.

Каждый человек, если он социально не деформирован, стре­мится к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть по­ведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиниться нормативным уста­новкам. В этом для него — внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутрен­нему убеждению, а нормативные правовые установки в этих слу­чаях воздействуют на его сознание, на психику.

Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психическо­го) и касается оно только поведения (а не сознания — как при внутренней обязательности).

Обладая внутренней и внешней обязательностью, право спо­собно активно влиять на человека и тем самым закреплять необ­ходимый порядок в обществе.

5. Праву присуща специфическая форма выражения — зако­нодательство.

Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естествен­ного права, существуют в разнообразной форме — в виде право­сознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений.

Значительная их часть облекается в законодательную форму и становится положительным (позитивным) правом. Законода­тельство, таким образом, — форма выражения значительной час­ти права. Иная его часть существует в других формах. Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма.

Та часть права, которая вовне выражается в законодательст­ве, т.е. положительное право, приобретает специфические при­знаки, нередко приписываемые праву в целом. И обусловлены они связью положительного права с государством. Это — следую­щие признаки.

1). Право — возведенная в закон воля.

Воля — сознательно обусловленное психофизиологическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении.

Как функция мозга воля отражает окружающий мир, соци­альные и иные потребности и интересы человека. Именно они определяют (детерминируют) направленность воли, ее содержа­ние.

Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целена­правленное поведение во всех областях жизни, в том числе и в правовой сфере. «Почвой права, — по словам Гегеля, — является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой — воля...» (Гегель. Философия права. М., 1990. С. 67.).

Процесс возведения воли в закон представляет собой оформле­ние ее определенным образом, издание законодательными орга­нами внешнеобязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение. Создается ил­люзия, что право исходит от государства. На самом деле государ­ство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства идеи справедли­вости и свободы, т.е. идеи естественного права.

Широко распространенным в отечественной юридической науке было мнение о том, что наше право выражает волю всего народа. Выражать волю народа право может лишь в том случае, когда подлинно демократический законодательный орган с со­блюдением установленной процедуры закрепляет в законодатель­стве четко и последовательно идеи справедливости и свободы. Эти идеи поддерживает и исповедует в основном весь народ, и они являются источником внутренней и внешней обязательности юридических норм.

«Если бы воля не была всеобщей, — верно писал Гегель, — то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы действительно обязывать всех. Каждый мог бы посту­пать, как ему заблагорассудится, и не обращал бы внимание на своеволие других» (Гегель. Философия права. М., 1990. С. 67.).

Определенная часть юридических норм — тех норм, которые прошли всенародное обсуждение, были скорректированы, а затем стали законодательством, — несомненно выражает волю народа. Что же касается других актов, и прежде всего принимаемых ми­нистерствами и ведомствами, то они нередко выражают узкове­домственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами большинства народа либо прямо им противоречащие.

Резкое сокращение, а в дальнейшем и сведение на нет ведом­ственного правотворчества — первоочередная задача развития российской правовой системы. По справедливому замечанию И. Канта, «законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа» (Кант И. Указ соч. С.234.).

Возведенную в закон волю социальной группы, класса или на­рода можно считать сущностью права, т.е. глубинным свойством, которое определяет все остальные его черты. Содержанием воли, выраженной в праве, является интерес. Цель и интерес признавал основанием воли, выраженной в праве, Р. Иеринг (Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С. 242).

По словам известного рус­ского философа В. С. Соловьева, «сущность права состоит в рав­новесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» ( Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. В 2-х т. Т. 1. М„ 1988. С.457.).

Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном или реакционном характере.

2). Формальная определенность права. Закрепленные в за­конодательстве нормативные установки обретают особое свойст­во — формальную определенность. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определе­ний, выработанных столетиями правил юридической техники. Именно поэтому субъекты права четко знают границы право­мерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность — важнейшее свойство права, ибо она позволяет внести строгость и четкость в общественный по­рядок, избежать произвольного толкования и применения юри­дических норм. Уместно заметить в этой связи, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (граница) и частицы «за», означающей предел движения. Закон, таким образом, даже этимологически означает четкие границы поведения субъектов права.

3). Системность права. Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвя­занности, согласованности. Системность в право привносится именно законодательством. Существующие в сознании, в поведе­нии нормативные правовые установки этим свойством не облада­ют. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает 'их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Бум в за­конодательной деятельности современной России, несогласован­ность нормативно-правовых актов, быстро меняющаяся социаль­но-экономическая и политическая обстановка основательно подо­рвали системообразующие связи между юридическими нормами. Важнейшая и неотложная задача — восстановить и укрепить системность права. Без этого эффективность правового регулирова­ния будет ничтожно мала.

4). Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможнос­ти быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социаль­но-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Это и про­исходит в настоящее время в нашей стране.

5). Право — это равный масштаб по отношению к разным людям. На это обстоятельство, но применительно к социализму обращал внимание К. Маркс. По его словам, «право производи­телей пропорционально доставляемому ими труду: равенство со­стоит в том, что измерение производится равной мерой — тру­дом». Но и здесь (имеется в виду социализм) равное право «по своему содержанию есть право неравенства, как всякое право (Мркс К. Критика Готской программы // Мркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.19, С.19). Мысль К. Маркса верна, если не связывать ее только с социализ­мом и только со сферой производства. Право посредством законо­дательства «дозирует» поведение, определяет его масштабы. Эти одинаковые мерки «прикладываются» к разным людям (разным по своим способностям, физическим возможностям, семейному и иному положению и т.д.). В производстве это выражается в рав­ной оплате за равное количество и качество труда (за равную ра­боту — равная оплата), при купле-продаже — в равной для всех покупателей цене за товар, при поступлении в вуз — равных для всех абитуриентов условиях поступления и т.д.

Являясь равным масштабом для разных людей, право не мо­жет обеспечить их фактическое равенство, да и не должно. Ина­че это подорвало бы творческие и трудовые стимулы и привело бы общество к застою. Существовавшее в недавнем прошлом со­ветское уравнительное распределение — печальный тому пример. Смягчая проявление данного свойства права, развитые государст­ва дифференцированно взимают налоги, распределяют обществен­ные фонды, выплачивают пособия в зависимости от материального и иного положения граждан. В этом и проявляется распредели­тельный аспект справедливости. Полнота его реализации и есть наиболее яркий показатель заботы государства о своем народе.

6). Охрана права государством. Далеко не все нормы позитив­ного права соблюдаются и исполняются добровольно, в силу внут­реннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых предписаний лишь потому, что за правом стоит государство.

Государство издает юридические нормы, т.е. «возводит в закон» интересы определенных субъектов, и государство их ох­раняет. Без такой охраны нет права. Государственная охрана пра­вовых норм включает в себя государственное принуждение, раз­личные организационные, организационно-технические, воспита­тельные и превентивные (предупредительные) меры государствен­ных органов по соблюдению и исполнению гражданами юриди­ческих норм.

Этим мерам в правовом государстве отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в движение дорогостоящий государственный репрес­сивный аппарат. По этой причине в нашей стране следует четче и шире организовывать обсуждение законопроектов, полнее учи­тывать высказанные по ним замечания, значительно увеличить издание нормативно-правовых актов, создать хорошо работаю­щую систему правового воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деление права на естественное и позитивное снимает ряд про­блем и споров в юридической науке | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.