Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все норматив­ные акты государственных органов принято делить на

Понятие и структура нормативно-правового акта. Нормативно-правовой акт представляет собой пись­менный документ, с помощью которого правотворческий орган в преде­лах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.

Как официальный документ, исходящий от органа государствен­ной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят:

1) вид акта, 2) наименование принявшего его органа, 3) заголовок, 4) дата принятия акта;

5) но­мер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт.

Каж­дый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все рекви­зиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некото­рые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.

Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполня­ют несколько функций. Во-первых, они индивидуализируют норма­тивный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-пра­вовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отче­ство человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизит удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что пра­вотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у норма­тивно-правового акта порождает справедливые сомнения в его под­линности.

Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоя­тельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) гла­вы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.

Преамбула представляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некото­рые другие положения. По общему правилу преамбула не может со­держать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте. Статья может под­разделяться на части, а пункты — на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединя­ются в главы, а они в свою очередь — в разделы. Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в гла­вы. Так, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.

В нормативно-правовых актах могут содержаться примечания и приложения. Примечания используются для разъяснения текста со­ответствующей статьи либо для изложения положений, не связан­ных с темой нормативно-правового акта (см., например, примеча­ния к ст. 158, 171, 177 УК РФ). В приложениях обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно превышают объем нормативной части акта. В отдельных случаях в приложениях могут содержаться и нормы права.

 

Правом на издание норма­тивных актов обладают не все государственные органы. В Рос­сийской Федерации такие акты могут издаваться лишь предста­вительными и исполнительными органами власти. При этом каж­дый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Юридическая сила нормативных актов зависит от места орга­на, издавшего акт, в государственном механизме.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право и корпоративные нормы | Подзаконные акты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.