Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обыкновенные федеральные законы. В свою очередь, делятся на кодификационныеи текущие

Федеральный закон является основным видом закона Российской Феде­рации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал феде­ральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Госу­дарственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государствен­ной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.

Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Ду­мой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитно­го, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государствен­ной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения пето Советом Феде­рации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласится,, ной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большин­ством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) - преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицирован­ным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квали­фицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соот­ветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Прези­дент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.

К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы.

Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.

Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от­ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от­расли права (например. Уголовный кодекс. Гражданский процессу­альный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, например, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках.

Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Издание законов — не единственная форма правотворчества высших представительных органов. Так, палаты Федерального собрания — Государственная Дума и Совет Федерации — полно­мочны принимать постановления, которые тоже могут содержать нормы права и потому быть источниками права. Примером таких постановлений являются например, постановление об амнистии, или постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности.

Вторую группу нормативно-правовых актов составляют подзаконные нормативно-правовые акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт - это акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положе­ний.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимает Пре­зидент РФ, Правительство РФ, иные органы государственной исполнительной власти, а также органы местного самоуправле­ния.

Множественность органов, наделенных правом принимать подзаконные акты, приводит к тому, что система таких актов является необычайно сложной, многообразной и разноуровне­вой.

Система подзаконных нормативно-правовых актов подраз­деляется на три больших массива:

· федеральные акты,

· акты субъектов РФ и

· акты органов местного самоуправления.

В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента РФ, что прямо и непосредственно вытекает из его конституционного статуса главы государства. Возложен­ная на Президента РФ обязанность определять основные на­правления внутренней и внешней политики государства объек­тивно обусловливает его активное участие в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, установле­нии и закреплении правовых предписаний по важнейшим во­просам жизни и деятельности общества и государства.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоря­жения Президента являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ весьма активно принимает нормативные указы по достаточно широко­му кругу вопросов. Наибольшее значение имеют его указы, принимаемые по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны.

Наличие указов Президента, однако, не ограничивает права Государственной Думы принять по этому вопросу федеральный закон и установить иные нормы.

Конституционный Суд РФ может признать нормативные акты Президента РФ неконституционными. В этом случае они утрачивают силу полностью или частично сразу же после принятия соответствующего решения.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает нормативно-правовые постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным зако­нам и указам Президента РФ. Правительство РФ, будучи орга­ном осуществляющим и возглавляющим исполнительную власть, играет важную роль в создании системы эффективно действующих норм права. Практически каждый третий феде­ральный закон содержит поручения Правительству подготовить и принять нормативные постановления. Соответственно и сте­пень действенности значительной части законодательных норм ставится в прямую зависимость от оперативности и полноты нормативно-правового регулирования, осуществляемого Пра­вительством.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и ука­зам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов весьма велик удельный вес ведомственных нормативных актов, прини­маемых федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти (ведомствами). Акты этих органов издаются на основе федеральных законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ.

По сфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида:

1) акты, которые подлежат исполнению только орга­нами, учреждениями и организациями соответствующей отрас­ли экономики, культуры, управления;

2) общеобязательные ак­ты, которые носят межведомственный характер и распростра­няют свое действие на граждан, иные организации и учрежде­ния. Правом издания последних актов обладают министерства финансов, юстиции, образования, внутренних дел, другие ведомства, в компетенцию которых вхо­дит осуществление функций межотраслевого управления.

Действующая Конституция РФ не регламентирует правотворческую деятельность министерств и ведомств и не опреде­ляет форм, в которых могут приниматься их нормативно-правовые акты. Поэтому на практике наблюдается необычайная пестрота в видах ведомственных нормативно-правовых актов. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций, указаний, писем, постановлений.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть отменены Правительством РФ.

Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов, принимаемых законода­тельным (представительным) органом соответствующего субъ­екта РФ.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование общественных отношений по весьма широкому кругу вопросов, связанных с реализацией полномочий в сфере планирования, бюджета, финансов, исполь­зования земли и других природных ресурсов, строительства, транспорта и связи, коммунального, торгового и социального культурного обслуживания, социальной защиты населения, ох­раны прав и свобод граждан.

Порядок правотворческой деятельности органов исполни­тельной власти субъектов РФ определяется Конституциями рес­публик, уставами и положениями краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области и автономных окру­гов.

Президенты республик принимают указы и распоряжения.

Глава исполнительной власти субъекта РФ правомочен прини­мать нормативно-правовые акты в форме постановлений и рас­поряжении.

Руководители министерств, управлений, иных органов исполнительной власти субъекта РФ могут принимать приказы, издавать инструкции, рекомендации, положения.

В случае противоречия актов органов исполнительной вла­сти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и сво­бод человека и гражданина Президент РФ имеет право приоста­навливать действия таких актов до решения вопросов соответ­ствующим судом.

Система нормативно-правовых актов органов местного самоуправления состоит из нормативных решений, принимаемых на референдумах, собраниях и сходах граждан, а также органа­ми местного самоуправления.

Порядок осуществления нормотворческой деятельности при решении вопросов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образова­ний, которые принимаются либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Этим же актом определяются и формы, в которых принимаются нормативные решения.

Органы местного самоуправления правомочны принимать нормативно-правовые решения в пределах их компетенции, в том числе устанавливать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, устанавливать местные налоги и сборы, утверждать местный бюджет, принимать программы развития муниципального образования.

Нормативные решения, принятые в ходе референдума, представительными органами местного самоуправления и должностными лицами подлежат обязательному исполнению всеми расположенными на террито­рии муниципального образования предприятиями, учреждения­ми, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Названные решения в случае их несоответствия Конституции, законам, иным нормативно-правовым актам го­сударственных органов могут быть отменены только в судебном порядке.

32. Понятие и черты (признаки) нормы права. Виды (классификация) норм права.

Понятие юридической нормы. Юридическая норма — исходный, главный элемент права, ос­новополагающее понятие всей правовой системы. Процесс форми­рования и реализации права, законодательство, все юридические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму.

Юридическая норма (норма права) — общеобязательное веле­ние, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Право состоит из нормативных установок как сгустков чело­веческих знаний. Юридическая норма — это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выражен­ная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следо­вательно, — элемент естественного права, юридическая норма — элемент позитивного права.

Далеко не все нормативные установки естественного права яв­ляются юридическими нормами. В то же время многие юриди­ческие нормы (организационные, организационно-технические, многие процедурные) вообще не связаны либо мало связаны с ес­тественным правом.

Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрыв­ной связью с государством. Соединяя в себе свойства общесоци­ального и государственного воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юриди­ческие нормы приобретают исключительные регулирующие воз­можности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подзаконные акты | Юридическая норма обладает следующими характерными чер­тами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.