Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая норма обладает следующими характерными чер­тами




1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для об­щества, личности или социальной группы общественные отно­шения. При этом предметом мыслительной обработки и после­дующего законодательного закрепления становятся прежде всего ормальные общественные отношения, определяемые идеями справедливости и свободы. Вредное, нежелательное социальное поведение также отражается в нормах, но не само по себе, а по­средством регулирования конфликтных ситуаций. Сложность от­ражения в юридических нормах социальной действительности, ее тенденций и перспектив развития приводит к принятию оши­бочных норм. На сегодняшний день таких норм в российском за­конодательстве немало. Ошибочные нормы появляются и пото­му, что субъектом отражения социальной действительности в праве выступают государственные правотворческие органы, дея­тельность которых далеко не всегда основана на принципе науч­ности.

Степень важности отражаемых в юридических нормах соци­альных отношений обусловливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве. Нормы, регламен­тирующие наиболее важные общественные отношения, помеща­ются в наиболее значимых в юридическом отношении норматив­но-правовых актах — конституции, иных законах.

2. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений. Моделирование — это процесс познания природных и социальных явлений путем конструирования в сознании аналога социальной реальности. Мысленно сформулированный законода­телем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях облекается в форму модели. Средства вы­ражения модели разнообразны: естественный язык, формулы, конструкции, цифры и т.д.

Юридическая норма моделирует не только правила поведения, но и состояние общественных отношений, их особенности, объ­ектный и субъектный состав. В этом случае она несет информацию о признаках правовых явлений и понятий, пределах, методах, принципах правового регулирования, о правомерном и противо­правном, о правовом и неправовом. Закрепленные в нормативно-правовом акте юридические нормы как модели общественных от­ношений дают довольно цельную картину социальной действи­тельности, опосредованной правом.

Именно поэтому изучение законодательных памятников любой страны и эпохи дает столь много достоверной информации о жизни, быте, праве общества и государства того периода. Бла­годаря имеющейся информации и особому характеру моделиро­вания общественных отношений юридическая норма приобретает способность регулировать последние. Отражая общественные от­ношения, юридическая норма тем самым наполняется содержа­нием, получает специфическую форму его выражения.

3. Отражает и закрепляет типичность социальных процес­сов, явлений, связей как следствие их повторяемости.

Типичность относится, как правило, к существующим отно­шениям, однако она может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается, если не с до­стоверностью, то с большой степенью вероятности.

Типизация — сложный мыслительный процесс, предполагаю­щий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явле­ний и выделение существенных. Применительно к юридической норме типизация проявляется в вычленении наиболее характер­ного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации. Это — процесс абстрагирования от кон­кретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее отдельного поведения. Благодаря этому в зако­нах как положительных, ясных, всеобщих нормах, «свобода при­обретает безличное, теоретическое, независимое от произвола от­дельного индивида существование» (Маркс К. Дебаты о свободе печати // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 63.).

В силу типизации правовое понятие получает свои существен­ные признаки, а правило поведения, не утрачивая связи с соци­альными отношениями, — способность охватывать своим регули­рующим воздействием неопределенное число лиц. В этом смысле для юридической нормы характерны предметность содержания и абстрактность адресата. Типизация содержания норм приводит к тому, что они становятся «равным масштабом для различных лиц». Она обусловливает и такое свойство права, как стабиль­ность. Типичными общественные отношения становятся по исте­чении довольно длительного времени, когда выкристаллизовыва­ется то общее и устойчивое, что присуще им. Это устойчивое и закрепляется в юридических нормах, сообщая последним свойст­во стабильности. Юридические нормы должны изменяться или отменяться лишь в том случае, когда моделируемые ими социаль­ные связи перестали быть типичными.

4. Обладает общеобязательным характером. Это свойство юридической нормы означает неукоснительное ее соблюдение и исполнение и предполагает обязательную реакцию со стороны об­щества, государства, социальной группы на поведение человека. Реакция может быть положительной, если поведение соответст­вует требованиям юридической нормы, или отрицательной, если ее предписания нарушаются. Соблюдение и исполнение юриди­ческой нормы, как и права в целом, обеспечиваются факторами внутреннего и внешнего порядка, о которых уже упоминалось. Внутренняя природа обязательности проявляется в том, что лич­ность, зная типичность, распространенность, практическую целе­сообразность определенных отношений, их вариантов, охотно сле­дует им в своем поведении, осознает необходимость их исполне­ния. Это стремление становится внутренним убеждением, побу­дительной силой поведения, не навязанной извне.

Внешняя природа обязательности обусловлена внешними фак­торами воздействия на психику личности — убеждением и при­нуждением. Средства обеспечения обязательности предписаний в таком случае исходят от других лиц, социальных групп и орга­низаций. При этом одним социальным нормам они присущи в большей степени, другим — в меньшей. Правовые нормы, наряду с религиозными, относят к разряду гетерономных, т.е. норм, тре­бования которых строго регламентированы, а выполнение осно­вано прежде всего на силе внешнего побуждения.

В отличие от регулируемых другими социальными нормами, обязательность моделируемых в правовых нормах общественных отношений поддерживается силой государственного воздействия, в том числе и государственным принуждением.

В юридической литературе в качестве существенного признака норм права очень часто указывается на их представительно-обя­зывающий характер. Это действительно существенный признак, но не всех норм, а важнейшего их вида — правил поведения. Нормы — правила поведения, независимо от того, в какой сло­весной формулировке они выражены (управомочивающие, обязы­вающие, запрещающие и т.д.), действительно регулируют обще­ственные отношения посредством одновременного предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.

Определив основные признаки юридической нормы, уместно раскрыть ее содержание. Содержание юридической нормы — это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимо­действие между собой и регулируемыми общественными отноше­ниями. Содержание нормы многоаспектно, и с этой точки зрения следует выделить:

а) логическое содержание нормы, сводящееся к заключенному в ней суждению, т.е. мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах или явлениях объективной действи­тельности;

б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение в единстве его объектного и субъектного составов. Это общественное отношение можно обозначать понятиями социальной ситуации, под которой в литературе понимается локализованный в простран­стве и во времени фрагмент социальной жизни, характеризую­щийся качественной определенностью своего содержания и отно­сительно стабильным составом участников (Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.);

в) волевое содержание юридической нормы, которое заключа­ется в стремлении государства, властвующего класса или соци­альной группы определенным образом урегулировать обществен­ные отношения, используя при этом имеющиеся у государства воз­можности. Активное стремление властвующих в обществе струк­тур законодательными средствами закрепить идеи справедливос­ти и свободы или, напротив, произвол выражается в том, что юри­дическая норма выступает как веление, как категорическое пред­писание.

Если рассматривать юридическую норму с точки зрения су­щего и должного, то веление будет средством достижения долж­ного. Оно олицетворяет собой обязательность, властность, возмож­ность государственного воздействия на поведение субъектов.

Содержание юридической нормы облекается в определенную форму. Такой наиболее распространенной формой является зако­нодательное нормативное предписание.

Определив основные признаки юридической нормы и ее содер­жание, необходимо выяснить, все ли предписания права можно считать нормами или к ним относятся только правила поведения?

Любая система права, в том числе и отечественная, изобилует предписаниями, которые вряд ли можно назвать правилом пове­дения, т.е. эталоном, которому должны следовать люди в своих поступках. Это предписания, закрепляющие определенные юри­дические понятия (дефиниции), принципы права, задачи и цели правового регулирования, описание правил юридической техники и др. Дальнейшее развитие нашего законодательства приводит к возрастанию числа таких предписаний, носящих характер отправ­ных установлении. Они служат показателем зрелости правовой системы, средством придания ей логической стройности и стабиль­ности, вносят единообразие в правоприменительную деятельность.

Сопоставление таких предписаний с правилами поведения пока­зывает, что они в большинстве своем непосредственно не воздейст­вуют на поведение субъектов, не закрепляют прав и обязанностей, не указывают на условия применения и меры их обеспечения. В этой связи стремление «подогнать» подобные предписания под правило поведения с его структурой выглядит искусственно.

Законодательные положения, не являющиеся правилом пове­дения, неоднородны. Они действительно не предписывают субъ­екту тот или иной вариант поведения, далеко не все и не всегда могут быть положены в основу решения юридического дела. Од­нако все они нормативны и имеют правовой характер. Факт вклю­чения этих положений в законодательный акт сообщает им юри­дические свойства.

Являются в полной мере нормами права понятия сделки, обя­зательства, преступления, порядок вступления актов в силу, за­крепленные законом формы собственности и др. Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести их с вышеназванными признаками юридических норм. Нормы права, таким образом, не сводятся только к правилам поведения, которые составляют лишь одну, хотя и наиболее распространенную разновидность юридических норм.

Виды правовых норм. Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, опре­делить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в ре­гулировании общественных отношений, в-третьих, точнее опре­делить границы и возможности регулирующего воздействия пра­ва на общественные отношения, в-четвертых, значительно усо­вершенствовать правотворческую и правоприменительную дея­тельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым выступает наиболее существен­ный признак, определяющий все остальные признаки классифи­цируемого явления. В настоящей главе предлагаются четыре ос­нования классификации юридических норм (хотя в правовой ли­тературе их значительно больше): функции в правовом регули­ровании общественных отношений, предмет правового регулиро­вания, метод правового регулирования, форма выражения пред­писания.

1. По функциям в механизме правового регулирования выде­ляются: исходные правовые нормы, нормы — правила поведения, общие и специальные нормы.

1.1.Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы за­нимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные на­чала, основы правового регулирования общественных отноше­ний. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направле­ния, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не ис­ключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела — если надо обо­сновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законо­дательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законо­дательного положения, либо усилить авторитетность принимае­мого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по свое­му характеру, содержанию и целевому назначению. В их соста­ве можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

1.2.Нормы-нача­ла это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и госу­дарственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. Они получают разви­тие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах.

1.3.Нормы-принципы зако­нодательные предписания, выражающие и закрепляющие прин­ципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значитель­нее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законода­тельном предписании, становится нормой-принципом.

Определителъно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляю­щие целевые установки законодателя. Примером таких норм слу­жат предписания Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (ст. 1): «Судебная власть в Российской Федерации осуществля­ется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, на­родных и арбитражных заседателей»; ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации» от б февраля 1997 г., где определяются задачи внутренних войск, и др.

1.4. Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего­рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ­ления в уголовном законе, административного проступка — в ад­министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы­полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова­ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель­ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным. Именно поэтому российское за­конодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основ­ные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, исполь­зуемых в этом законе, в частности, «агитация предвыборная», «выдвижение кандидата», «депутат», «избиратель», «избира­тельный блок» и др.

1.5. Нормы — правила поведения, в отличие от исходных, — это нормы непосредственного регулирования поведения людей, обще­ственных отношений. Они указывают на взаимные права и обя­занности субъектов, условия реализации этих прав и обязаннос­тей, виды и меру реакции государства по отношению к право­нарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в представительно-обязывающем ха­рактере, соответственно которому она устанавливает для участ­ников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гаран­тируемые государством взаимные субъективные права и юриди­ческие обязанности. В результате такого целенаправленного ре­гулятивного воздействия нормы — правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами дан­ного правоотношения.

В нормах — правилах поведения получают логическое разви­тие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы — правила поведения основательно изучены в юриди­ческой науке. Определение юридической нормы и ее теории в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы — правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы — правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранитель­ные. Не возражая в принципе против такого деления, подчер­кивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, услов­ность данной классификации, ибо охрана — один из способов ре­гулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

1.6. Общие нормы это пред­писания, охватывающие своим действием, как правило, все пра­вовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы груп­пируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличие от них, 1.7. специальные нормы это предписания, кото­рые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых обще­ственных отношений, с учетом присущих им особенностей. Спе­циальные нормы детализируют общие предписания, корректиру­ют временные и пространственные условия их реализации, спо­собы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей сово­купности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в граждан­ском праве; нормы, предусматривающие ответственность за ху­лиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уго­ловном праве, и т.д.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловлива­ют особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют от­расль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и про­цессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организаци­онные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отно­шению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и проис­ходит, то на определенном этапе развития системы права. Про­цессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную право­вую совокупность, создают определенный раздел соответствую­щей отрасли права.

3. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов:

1) властно-побудительный (императивный), направленный на обес­печение предписанного государством, строго обязательного пове­дения субъектов;

2) автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощри­тельный, стимулирующий желательное для государства и обще­ства правомерное и социально активное поведение;

4) рекоменда­тельный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения го­сударства вариант поведения. В соответствии с ними и классифи­цируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы категорические, строго обязатель­ные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, отно­сящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диапозитивные нормы, предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах за­конных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделя­ются участники отношений, регулируемых диспозитивной нор­мой, заключается в том, что сторонам предоставляется возмож­ность самим договориться о своих взаимных правах и обязаннос­тях, и лишь на случай, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обусловли­вает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно это формулируется следующим образом: «Если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким об­разом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если по истечении срока трудового договора (контракта) трудовые отношения фак­тически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их пре­кращения, то действие договора (контракта) считается продол­женным на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специ­фический метод правового регулирования данной отрасли бази­руется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полез­ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводитель­ный труд людей, их творческую и социальную активность (нор­мативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования обще­ственных отношений.

Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, ак­ционерным обществам, государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба:

многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут от­менены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предо­ставив им полную хозяйственную и организационную самостоя­тельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

4. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предо­ставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «впра­ве», «имеет право», «может». Например: осужденные имеют пра­во на получение информации о своих правах и обязанностях;

имеют право на вежливое обращение со стороны персонала уч­реждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здо­ровья и др. (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения оп­ределенных положительных действий. Для этих норм характер­ны слова «обязан», «должен». К примеру: «Государственная лес­ная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обя­зана обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (ст. 77 Лесного ко­декса РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления, основная цель которых пред­отвратить возможное нежелательное для личности и общества по­ведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровожда­ется словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Брачный договор не может огра­ничивать правоспособность или дееспособность супругов...» (ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ); «Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается» (ст. 51 КЗоТ РФ);

«Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституци­онного Суда Российской Федерации не допускается» (ст. 29 Фе­дерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.) и т.д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени под­ходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

33. Структура юридических норм. Способы изложения юридических норм.

Структура любой правовой нормы образует единство состав­ляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их коли­чество, расположение, способ связи и назначение зависят от вида юридических норм. Следует, таким образом, различать структу­ру юридических исходных (учредительных, отправных) норм и норм — правил поведения.

Структура исходных юридических норм. Эти нормы законо­дательно закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положе­ние материального или процедурного характера. Делается это путем его словесного обозначения или указания на существенные признаки. Эти признаки правового понятия, явления, принципа, общественно-политической ситуации и выступают в качестве структурных элементов исходной юридической нормы.

Примером может быть ст. 1 Закона Российской Федерации «О государствен­ной налоговой службе Российской Федерации»1, которая опреде­ляет эту службу как единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства (первый признак), за правильностью исчисления (второй признак), полнотой и своевременностью вне­сения в соответствующий бюджет налогов и других обязатель­ных платежей, установленных законодательством (третий при­знак). Совокупность названных признаков и образует структуру данной юридической нормы.

Нет смысла поэтому искать в исход­ных (учредительных, отправных) нормах гипотезу, диспозицию или санкцию.

Структура норм — правил поведения. Вопрос о структуре норм права — правил поведения давно привлекал внимание пра­воведов. Так, английский юрист Г. Блэкстон более двух столетий назад выделял в составе закона четыре части: объявительную, по­велевающую, способствующую и наказательную (См.: Блэкстон Г. Истолкование английских законов. СПб., 1780-1782 Т.1.С.377.).

Немало сужде­ний по данному вопросу высказывалось и в отечественной, как дореволюционной, так и послереволюционной литературе, и одно перечисление имеющихся публикаций заняло бы не один десяток страниц.

Широкое признание в правоведении получило мнение С.А. Голунского и М.С. Строговича о трехчленном строении юридической нормы (гипотеза, диспозиция, санкция): «В правовой норме со­держится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведе­ния, наконец, указание на последствия невыполнения этого пра­вила» (Голунский СА„ Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940. С.251.).

С учетом «специализации» норм права на регулировании отдельных видов общественных отношений, многие авторы выде­ляют в составе юридической нормы два элемента: в регулятивных нормах — гипотеза и диспозиция, в охранительных — гипотеза (или диспозиция) и санкция. В словесном выражении это чаще всего так и бывает. Не вдаваясь в суть многочисленных и утоми­тельных споров по данному вопросу, следует лишь отметить, что трехчленное строение юридической нормы — это ее логико-юри­дическая структура. Воссоздается она логическим путем и пред­ставляет собой формулу: «Если... то, в противном случае...». Для воссоздания логико-юридической структуры, кроме требований и правил логики, необходимо хорошее знание законодательства, юридической техники, правовых связей.

Нормы права, устанавливающие определенный шаблон пове­дения в той или иной ситуации, т.е. являющиеся правилами по­ведения, имеют в своей логико-юридической структуре гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза юридической нормы — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма.

С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения «при­вязывается» к конкретному жизненному случаю, к определенно­му человеку, времени и месту. Обобщение социальных ситуаций приводит к формированию модели поведения, выраженной аб­страктно в норме, а каждая из ситуаций, закрепленная в гипотезе, «вдыхает жизнь» в правило поведения, переводит его на уровень отдельного случая. Иными словами, гипотеза приводит в движе­ние юридическую норму. Например, в соответствии с семейным законодательством (ст. 12 Семейного кодекса РФ) для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного воз­раста. Только при наличии упомянутых обстоятельств (положительная гипотеза) норма будет действовать. Наряду с этим дейст­вие рассматриваемой нормы связывается одновременно и с неко­торыми обстоятельствами, названными в ст. 17 этого же Кодекса: отсутствие уже зарегистрированного брака, близких родствен­ных отношений с лицом, вступающим в брак, а также признанной судом недееспособности вследствие психического расстройства (отрицательная гипотеза).

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой.

К примеру, ст. 14 Закона РФ «О гражданстве Российской Фе­дерации» гласит: «Ребенок, родители которого на момент его рож­дения состоят в гражданстве Российской Федерации (гипотеза. — В.Б.), является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения» ( Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями (ВВС. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 302; 1995. № 7. Ст. 496).

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от нали­чия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной.

Именно таковой является гипотеза, изложенная в п. 2 ст. 17 того же Закона о гражданстве: «Ребенок, родившийся на терри­тории Российской федерации (одно обстоятельство. — В.Б.) от лиц без гражданства (второе обстоятельство. — В.Б.), является гражданином Российской Федерации».

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких пере­численных в законе обстоятельств.

Таковыми являются гипотезы многих норм того же Закона о гражданстве. Например, ст. 22 называет четыре обстоятельства, каждое из которых является основанием прекращения граждан­ства; п. 3 ст. 19 этого же Закона облегченный порядок приема в российское гражданство связывает с любым из шести перечислен­ных обстоятельств и т.д.

Диспозиция юридической нормы — часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Диспозиция — это сердцевина, стержень юридической нор­мы. Однако состоять из одной диспозиции юридическая норма не может. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, которые груп­пируются вокруг нее, диспозиция обретает свою жизнь, проявляет свои регулирующие способности. Диспозиция — это модель пра­вомерного поведения. -

В зависимости от того, как излагается правило поведения, раз­личают следующие виды диспозиции:

а) простая диспозиция, называющая вариант поведения, но не раскрывающая, не разъясняющая его (например, ст. 39 Вод­ного кодекса РФ устанавливает, что обособленные водные объек­ты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, яв­ляются муниципальной собственностью. Что представляют собой обособленные водные объекты, норма не определяет);

б) описательная диспозиция, описывающая все существен­ные признаки поведения (такова ст. 84 Воздушного кодекса РФ, которая подробно перечисляет и описывает средства и действия по обеспечению авиационной безопасности: предотвращение до­ступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охрана воздушных судов на сто­янках; предполетный осмотр и др.);

в) ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведе­ния, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона (таковы, к примеру, диспозиции ст. 17 и 30 Воздушного кодекса РФ: «Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, уста­новленном Правительством Российской Федерации» (ст. 17);

«Права и ответственность инспекторов определяются Правитель­ством Российской Федерации» (ст. 30).

Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нор­мам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д.

Санкция правовой нормычасть юридической нормы, указы­вающая на неблагоприятные последствия, возникающие в резуль­тате нарушения диспозиции правовой нормы.

Такое определение санкций дает обычно юридическая наука. Философы, а чаще всего социологи, под санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое пове­дение человека. В данной работе понятие санкции трактуется с правовых позиций.

Санкция — логически завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отноше­ние общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убежде­ния, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым — средством укреп­ления законности и правопорядка.

Санкция правовой нормы — понятие собирательное. В зави­симости от характера неблагоприятных для нарушителя послед­ствий она может предусматривать:

а) меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.); санкции этого вида на­зываются штрафными или карательными;

б) меры предупредительного воздействия (привод, арест иму­щества, задержание в качестве подозреваемого в совершении пре­ступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.);

в) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.); назначение указанных мер — устранение причиненного че­ловеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер ответственности, предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обя­зательств);

г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта (утрата больным пособия по временной нетрудоспособности вследствие нарушения больничного режима или неявка без уважительных причин на врачебный осмотр и т.д.).

Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя по­следствий, выделив три группы.

1. Абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от испол­нения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный раз­мер штрафа и др.).

2. Относительно-определенные санкции, где границы небла­гоприятных последствий указаны от минимального до макси­мального или только до максимального. Это прежде всего многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой «наказыва­ется лишением свободы на срок от... до... лет» или «наказывается лишением свободы сроком до... лет».

3. Альтернативные санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» не­сколько видов неблагоприятных последствий, из которых право-применитель выбирает только одно — наиболее целесообразное для решаемого случая. Пример такой санкции: «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущест­ва на общественном транспорте или в иных общественных мес­тах, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста вось­мидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев» (ст. 214 УК РФ).

Демократизация социально-экономической и политичес­кой жизни объективно обусловливает возрастание роли положи­тельных, стимулирующих правомерное поведение мер. Однако они диалектически будут сочетаться с санкциями. Санкция как часть юридической нормы наиболее чутко реагирует на измене­ние условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписа­ния для решения назревших потребностей общественного раз­вития.

Трехчленная-логическая структура нормы права имеет исклю­чительно большое значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, так как позволяет создавать жизнеспо­собную, проверенную практикой, эффективную систему государ­ственно-правового воздействия на поведение человека. Трехэле­ментный состав юридической нормы обеспечивает четкое опре­деление самого варианта необходимого поведения, ситуации его действия (недействия), побудительных средств, обеспечиваю­щих реализацию правового предписания. Отсутствие какого-либо структурного элемента юридической нормы — правила поведения свидетельствует об ее ущербности и приводит к «сбоям» в право­вом регулировании: норма либо теряет связь с конкретными жиз­ненными обстоятельствами (становится беспредметной), либо не предлагает варианта поведения, либо утрачивает свои побудитель­ные свойства.

Способы изложения правовых норм. Правильное понимание структуры юридической нормы с не­обходимостью предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта и способы их изложения (норм права). Знание этих вопросов имеет не только научное, но и практическое значение.

Смеше­ние нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под со­мнение или даже отрицанию ее трехэлементной структуры, за­трудняет процесс применения права.

Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Не всегда в словесной фор­мулировке отдельной статьи можно обнаружить все три извест­ных нам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когда норма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы нормы зачастую не лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мыслительного про­цесса. Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к ут­верждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у дру­гих — санкция.

Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность, краткость и компактность изложе­ния нормативного материала, удобство его изучения, толкования и применения. Сообразно этому в тексте статей формулировки некоторых элементов нормы могут сливаться, отдельные элемен­ты полностью или частично подразумеваются. Например, в сло­весной формулировке диспозиций многих норм нередко указы­ваются либо только субъективные права, либо только юридические обязанности одной из сторон, но при этом необходимым образом подразумеваются соответствующие им обязанности или права другой стороны.

В наиболее общем виде различаются три варианта соотноше­ния нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях норматив­ных актов.

1. Норма права и статья закона совпадают, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов. Напр., ч.1 ст. 126 Похищение человека: «Похищение человека – наказывается …»

Это наиболее типичный случай. В уголовно-правовых нормах при этом диспозицию как третий элемент юридической нормы сле­дует «проявлять» логическим путем, и выглядеть она, к примеру, будет так: «Похищение человека ь запрещено», «Получение взят­ки запрещено» и т.д.

2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматриваю­щей обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обя­зательства, расположены в одной статье (ст. 393 ГК РФ), тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье (ст. 368 ГПК РСФСР).

3. В одной статье нормативного акта содержатся две или не­сколько юридических норм, либо наоборот, одна норма расположена в нескольких статьях. Например, ст. 12 и 13 Семейного кодекса РФ содержат условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 28, 30 этого же Кодекса указывают основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

 

34. Понятие системы права. Правовой институт, отрасль права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.