КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие законодательной техники. Юридическая терминология. Виды юридических терминов. Понятия «юридическая конструкция», «правовые символы». Значение правовых аксиом
Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе — постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового акта в действие или в. самом акте. Делается это так. Кругом лиц. Пространством и Порядок вступления нормативных правовых актов в силу и прекращения их действия. Обратная сила закона. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Действие нормативного правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта, определяется тремя параметрами: - временем, 1). Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы. Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие). а) Называется конкретная дата введения нормативного правового акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и вступлением его в силу не превышает одного-трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или требуется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительными. Например, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, охрана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств индивидуальной зашиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 г. А ст. 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 г.
б) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. был опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу; Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. был опубликован 28 июля 1997 г. в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу. в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий. Примером такого порядка введения в действие нормативного правового акта является уже упоминавшийся выше Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Таким же является и Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе нормативов) ставится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона. г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания (в качестве примера можно сослаться на постановление Государственной Думы о Федеральном законе «О вневедомственной охране» от 2 июля 1998 г. — «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять Федеральный закон «О вневедомственной охране». 2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия» (СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3275). Этот порядок введения в действие нормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. Получить же достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликования. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают — промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет. Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально вступил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. Например, постановление Государственной Думы «О неотложных мерах по стабилизации положения на фармацевтическом рынке Российской Федерации» было принято 18 сентября 1998 г., а опубликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации» 5 октября 1998 г. Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования. д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу ненормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней. 2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. и Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.
Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования. Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго определенным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие. Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопросов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов органов исполнительной власти, требует совершенствования существующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России. Прекращают свое действие нормативные правовые акты: а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания);
в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай). Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предписаний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содержит пункта, указывающего на акты или положения, утрачивающие силу в связи с введением в действие нового нормативного правового акта. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 г. названы два закона Российской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу. Отмене устаревших нормативных правовых предписаний нередко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации» от 27 декабря 1994 г. № 1428, где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений бывшего Совета Министров РСФСР. С действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее — нормативного правового акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имеет, т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового акта. Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юридическом правовом акте и формулируется словами: «Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие». Примером может служить ст. 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998'г., ст. 147 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г. и др. Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обратную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так применяют некоторые нормы УК, который значительно сокращает применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам. Обратная сила новому закону может быть придана также прямым указанием законодателя. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 г., однако в ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. говорится: «Действие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса». Действие нового Кодекса, таким образом, распространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 г. 2. Действие нормативного правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах). В состав российской государственной территории входят находящиеся в пределах государственных границ: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды — примыкающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати морских миль; в) воздушное пространство. К государственной территории (условной территории) приравниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда — соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства в открытом море и воздушном пространстве над ним. На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». 3). Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные правовые акты действуют лишь в отношении определенных граждан. Например, воинские законы касаются только военнослужащих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Крайнего Севера имеет в виду только граждан, работающих и проживающих в этих регионах, законодательные предписания об ответственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д. В то же время нормативные правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за границей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским законам, что не исключает его ответственности по законодательству страны пребывания. Не подпадают под действие нормативных правовых актов Российской Федерации (и тем самым не подлежат юридической ответственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического персонала представительства, главы и члены делегаций на международных встречах и конференциях и др. Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.
Законодательная техника. Законодательная техника — важнейшая составная часть (наряду с правоприменительной техникой) юридической техники, представляющей собой совокупность специфических средств, правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений. Законодательная техника — совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативно-правовых актов. Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы: а) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические приемы). Здесь речь идет прежде всего о терминах, конструкциях, символах, неопровержимых презумпциях и фикциях; б) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона. Речь идет об абстрактном и казуистическом способе изложения норм, о наиболее оптимальном соотношении нормы права и статьи закона и др.; в) структурного построения норм права и нормативных правовых актов. С этой точки зрения норма права, регулирующая поведение людей, обязательно должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные законодательные акты включают преамбулу или иные вводные положения. Кодексы, как правило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно делятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления — на пункты; г) процедуры принятия законопроектов (проектов нормативных правовых актов). Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы голосования, первое, второе и третье чтение законопроекта и др.; д) опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования, порядок вступления принятых нормативных правовых актов в силу, обратная сила закона и др.; е) систематизации законодательства. В строгом смысле слова — это уже не законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей обработкой нормативного правового материала. Речь идет о правилах, приемах и средствах конфискации, инкорпорации, консолидации. Все названные нами приемы, средства и правила законодательной техники подробно рассмотрены в соответствующих темах данного учебника. Поэтому охарактеризуем лишь языковые, логические и технико-юридические средства, способы и приемы выражения воли законодателя: о них ничего более не говорится в настоящем курсе и они мало освещены в учебной литературе. Юридическая терминология Юридические термины (лат. — предел, граница) — это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие. Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы. 1. Общеупотребительные термины — слова обычного литературного языка («жилое помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания. 2. Специальные юридические термины — это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: «правоотношения», «подсудимый», «истец», «прокурор», «преюдиция» и др. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем («алименты», «иск», «договор», «правоспособность» и др.). 3. Специальные неюридические термины — это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика», «эпизоотия», «венерическая болезнь» и др.). Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям знаний, принадлежностью которых они являются. Юридическая терминология должна отвечать требованиям: - точности в обозначении того или иного понятия: единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько значений); - краткости, ясности и простоты. Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски. «В законе нужен ровный, спокойный тон изложения, не окрашенный субъективным переживанием, не зависящий от характера трактуемого предмета, без пышной торжественности, нервной взволнованности, романтической приподнятости или бытовой заземленности» (Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. С. 29.). Для законодательства, к примеру, привычен термин «государство», но не употребляются близкие ему по смыслу слова «отечество», «отчизна», «родина», «держава». Законодатель оперирует термином «смерть», но не использует слова «гибель», «кончина» и т.д. По образному замечанию известного русского правоведа С.В. Пахмана, «для того, кто уже успел близко освоиться с юридической наукой, сухость ее не отталкивает его, напротив, строгие и точные ее начала и без всякой окраски социального или политического характера, будут для него столь же привлекательны, как числовые формулы для математика» (Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882. С. 67).. Эта же мысль, но другими словами: «Для юриста слова-термины — то же, что для астронома условные буквы; как с теми, так и с другими приходится ознакомиться приступающему к изучению» (Ефимов В.В. Догма римского права. СПб., 1897. С. 19.). Юридическая конструкция — специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами. Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений. Сфера и особенности регулируемых правом общественных отношений определяют и тип связи нормативного правового материала, иными словами, своеобразие той или иной юридической конструкции. Для гражданского права, имеющего дело, главным образом, с имущественными отношениями, типичны такие юридические конструкции, как «договор», «право собственности», «добросовестный владелец» и др. Уголовное право, имеющее своим предметом преступление и наказание, оперирует конструкциями состава преступления, невменяемости, освобождения от уголовной ответственности и т.д. Как и нормы права, юридические конструкции моделируют общественные отношения специфическими правовыми средствами и тем самым значительно сокращают, упрощают и стабилизируют процесс правового регулирования многообразной социальной жизни. Например, в случае совершения преступления лицо, осуществляющее предварительное расследование, исходит из конструкции состава преступления: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Эта конструкция четко определяет программу и порядок действий дознавателя, следователя или судьи, избавляет его от излишней работы, не имеющей отношения к делу. Конструкция гражданско-правового договора (например, купли-продажи, дарения и др.) однозначно определяет положение сторон, их права и обязанности. «Прикладывая» юридические конструкции к тем или иным общественным отношениям, люди упорядочивают свою социальную жизнь, удовлетворяют разнообразные интересы, нормализуют общественный порядок. Хорошо продуманные и эффективно работающие юридические конструкции — необходимое условие стабильности правовой системы. Правовые символы. — это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания. Символика — своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности. Символам как разновидности искусственных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное восприятие. Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых систем. Используются юридические символы и в современных законодательных системах. В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн — как символы государства, вставание присутствующих в суде судебного заседания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом России присяги — как символа служения народу и т.д. Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству наряду с лаконичностью, строгостью, определенную образность. Особенно велика роль символов в праве была в период его зарождения. Тогда преобладали символы-действия, что объяснялось неразвитостью правовой формы, невысоким уровнем мышления, языка. «Каждый символ был необходимым и естественным выражением мысли и имел священно-историческое значение. Что после осталось только символом, то в древности было самой материей действия или содержанием» (Морошкин Ф.О. О постоянном образовании законодательства. М., 1832. С.128.). Многочисленные примеры правовых символов можно найти в древнем праве, а упоминание о некоторых из них есть в Ветхом Завете: «Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля» ( Ветхий Завет. Книга Руфи, 4.7.). В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения собственности — «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей — совершеннолетних полноправных граждан и еще одного — шестого, державшего весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу). По-видимому, в еще более далекие времена, когда деньги отмерялись на вес, обряд этот не был формальным (символическим), а являлся действительным актом купли-продажи (См.: Фейхтвангер Л. Сыновья // Собр. соч. в 12-ти томах. Т. 8. М., 1966. С.495.). Своеобразный обряд определения зерна за убитую собаку существовал у саксонских крестьян. Если была убита собака, то ее необходимо было повесить за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и сыпать на нее пшеницу до тех пор, пока зерно полностью не покроет собаку (Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений. М., 1901. С. 13.). В период зарождения земельной собственности в суд приносили глыбу земли и тяжущиеся вступали в борьбу над нею. С развитием правовых систем, совершенствованием юридической формы символические действия уступали место правовым понятиям, конструкциям, терминологии. Правовая аксиома - положение, которое принимается в юридической науке и законодательстве без доказательств, в силу его убедительности, истинности. Правовые аксиомы как общепринятые положения — это опорные точки, кирпичики фундамента, на котором базируются и развиваются юридическая наука и законодательство. Аксиомы представляют собой результаты мыслительной деятельности человека и выражаются в понятиях и суждениях. Истинность и убедительность их проверены многолетней, а нередко и многовековой практикой. Правовые аксиомы имеют дело с юридическими явлениями и отражают их особенности. Аксиомы, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, становятся законодательными аксиомами. Для каждой сферы юридической деятельности, каждой отрасли правоведения и законодательства характерны свои аксиомы. Для правотворчества, например, аксиомами стали: ♦ правила формулирования юридических норм, ♦ изложения их в нормативных актах, ♦ опубликования, вступления в юридическую силу. Действие юридических норм и процесс их применения базируются на таких правовых аксиомах, например, как: ♦ "субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность", ♦ "всякое правонарушение предполагает наказание", ♦ "из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим государственным органом, и акт, принятый в более -позднее время", ♦ "окончательная квалификация деяния возможна только после установления всех фактических обстоятельств дела", ♦ "закон обратной силы не имеет" и др. Нарушение правовых аксиом, их игнорирование приводят к произволу и юридическому хаосу. Правовые аксиомы: ♦ служат интересам всего населения страны, ♦ их исполнение укрепляет порядок в обществе, ♦ вводит правовую жизнь в цивилизованное русло. Задевают они интересы лишь тех людей (и эти люди готовы их опровергнуть и делают это), которые: ставят себя над законом, пропитаны правовым нигилизмом и смутно различают демократию и анархию.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |