Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие законодательной техники. Юридическая терминология. Виды юридических терминов. Понятия «юридическая конструкция», «правовые символы». Значение правовых аксиом

Момент введения в действие чаще всего указывается в со­путствующем акту документе — постановлении о введении (о по­рядке введения) нормативного правового акта в действие или в. самом акте. Делается это так.

Кругом лиц.

Пространством и

Порядок вступления нормативных правовых актов в силу и прекращения их действия. Обратная сила закона. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

Дей­ствие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта, определяется тремя параметрами:

- временем,

1). Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

а) Называется конкретная дата введения нормативного право­вого акта в действие. Чаще всего срок между принятием норма­тивного акта и вступлением его в силу не превышает одного-трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или тре­буется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительными. Например, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц пра­воохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. вступил в силу по истечении десяти дней со дня его офи­циального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, ох­рана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств ин­дивидуальной зашиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 г. А ст. 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 г.

б) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. был опубли­кован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу; Феде­ральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Россий­ской Федерации» от 21 июля 1997 г. был опубликован 28 июля 1997 г. в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу.

в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий. Примером такого порядка введения в действие нормативного правового акта является уже упоминавшийся выше Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга­нов». Таким же является и Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе нормативов) ста­вится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.

г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания (в качестве примера можно сослаться на постановление Государственной Думы о Федеральном законе «О вневедомственной охране» от 2 июля 1998 г. — «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поста­новляет:

1. Принять Федеральный закон «О вневедомственной охране».

2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федераль­ного Собрания Российской Федерации.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия» (СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3275).

Этот порядок введения в действие нормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. По­лучить же достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликова­ния. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают — промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.

Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально всту­пил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. На­пример, постановление Государственной Думы «О неотложных мерах по стабилизации положения на фармацевтическом рынке Российской Федерации» было принято 18 сентября 1998 г., а опуб­ликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации» 5 октября 1998 г. Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.

д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу не­нормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содер­жащие сведения, составляющие государственную тайну, или све­дения конфиденциального характера.

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Феде­ральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. и Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.

Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Россий­ской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие норматив­ный характер, и акты Правительства Российской Федерации, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда­нина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов ис­полнительной власти, а также организаций, вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их офи­циального опубликования.

Порядок постепенного вступления в силу (введения в дей­ствие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имею­щих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имею­щих ограничительный гриф и предназначенных строго определен­ным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопро­сов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов ор­ганов исполнительной власти, требует совершенствования суще­ствующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.

Прекращают свое действие нормативные правовые акты:

а) по истечении срока, на который были приняты;

б) с изме­нением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты пе­риода Великой Отечественной войны после ее окончания);

в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предпи­саний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содер­жит пункта, указывающего на акты или положения, утрачиваю­щие силу в связи с введением в действие нового нормативного пра­вового акта. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 г. названы два закона Россий­ской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

Отмене устаревших нормативных правовых предписаний не­редко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и призна­нии утратившими силу решений Правительства Российской Фе­дерации в связи с принятием Конституции Российской Федера­ции» от 27 декабря 1994 г. № 1428, где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. По­становлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений быв­шего Совета Министров РСФСР.

С действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее — нормативного правово­го акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имеет, т.е. распространяет свое дейст­вие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людь­ми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового акта.

Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юри­дическом правовом акте и формулируется словами: «Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие». Примером может слу­жить ст. 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998'г., ст. 147 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г. и др.

Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обрат­ную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устра­няет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так применяют некоторые нормы УК, который значительно сокраща­ет применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам.

Обратная сила новому закону может быть придана также пря­мым указанием законодателя. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 г., однако в ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. говорится: «Дейст­вие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распростра­няется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 ян­варя 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса». Действие нового Кодекса, таким образом, рас­пространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 г.

2. Действие нормативного правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории госу­дарства. Однако есть акты ограниченного территориального дей­ствия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).

В состав российской государственной территории входят на­ходящиеся в пределах государственных границ:

а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой);

б) воды, включая территориальные воды — примы­кающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати мор­ских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) прирав­ниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в от­крытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к терри­тории государства повсеместно, а невоенные морские и воздуш­ные суда — соответственно только в водах и воздушном простран­стве своего государства в открытом море и воздушном простран­стве над ним.

На государственной российской территории и территории, ус­ловно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора».

3). Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные правовые акты дей­ствуют лишь в отношении определенных граждан.

Например, воинские законы касаются только военнослужа­щих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Край­него Севера имеет в виду только граждан, работающих и прожи­вающих в этих регионах, законодательные предписания об ответ­ственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.

В то же время нормативные правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за гра­ницей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским законам, что не исключает его ответственности по законодательству страны пребывания.

Не подпадают под действие нормативных правовых актов Рос­сийской Федерации (и тем самым не подлежат юридической от­ветственности) лица, обладающие дипломатическим иммуните­том. Это главы представительств и члены дипломатического пер­сонала представительства, главы и члены делегаций на междуна­родных встречах и конференциях и др.

Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.

 

 

Законодательная техника. Законодательная техника — важнейшая составная часть (на­ряду с правоприменительной техникой) юридической техники, представляющей собой совокупность специфических средств, пра­вил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

Законодательная техника совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и система­тизации нормативно-правовых актов.

Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:

а) выражения воли законодателя (языковые, логические и тех­нико-юридические приемы). Здесь речь идет прежде всего о тер­минах, конструкциях, символах, неопровержимых презумпциях и фикциях;

б) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона. Речь идет об абстрактном и казуис­тическом способе изложения норм, о наиболее оптимальном соот­ношении нормы права и статьи закона и др.;

в) структурного построения норм права и нормативных пра­вовых актов. С этой точки зрения норма права, регулирующая по­ведение людей, обязательно должна включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Крупные законодательные акты включа­ют преамбулу или иные вводные положения. Кодексы, как пра­вило, делятся на Общую и Особенную части; законы обычно де­лятся на статьи, а те, в свою очередь, на части; акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской Федерации и органов местного само­управления — на пункты;

г) процедуры принятия законопроектов (проектов норматив­ных правовых актов). Имеются в виду стадии нормотворческой деятельности, процедурные приемы голосования, первое, второе и третье чтение законопроекта и др.;

д) опубликования и вступления в силу: сроки, способы и место опубликования, порядок вступления принятых нормативных пра­вовых актов в силу, обратная сила закона и др.;

е) систематизации законодательства. В строгом смысле сло­ва — это уже не законодательная техника, но приемы, средства и правила систематизации весьма близко примыкают к правотворчеству и связаны с последующей обработкой нормативного пра­вового материала. Речь идет о правилах, приемах и средствах кон­фискации, инкорпорации, консолидации.

Все названные нами приемы, средства и правила законода­тельной техники подробно рассмотрены в соответствующих темах данного учебника. Поэтому охарактеризуем лишь языко­вые, логические и технико-юридические средства, способы и при­емы выражения воли законодателя: о них ничего более не гово­рится в настоящем курсе и они мало освещены в учебной лите­ратуре.

Юридическая терминология

Юридические термины (лат. — предел, грани­ца) — это слова или словосочетания, точно обозначающие опре­деленное правовое понятие.

Терминология, которой пользуются юридическая наука и за­конодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.

1. Общеупотребительные термины — слова обычного лите­ратурного языка («жилое помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни зако­нодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию до­ступными для понимания.

2. Специальные юридические термины это термины, отра­жающие особенности государства и права как специфических со­циальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: «правоотноше­ния», «подсудимый», «истец», «прокурор», «преюдиция» и др. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юриди­ческие термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем («алименты», «иск», «договор», «правоспособ­ность» и др.).

3. Специальные неюридические термины это термины, со­ставляющие принадлежность других (неюридических) наук и от­раслей и используемые в законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика», «эпизоотия», «венерическая бо­лезнь» и др.).

Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям зна­ний, принадлежностью которых они являются.

Юридическая терминология должна отвечать требованиям:

- точности в обозначении того или иного понятия: единства (одно­значности, когда термин имеет одно, а не несколько значений);

- краткости, ясности и простоты.

Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски. «В законе нужен ровный, спокойный тон изложения, не окрашенный субъективным переживанием, не зависящий от характера трактуемого пред­мета, без пышной торжественности, нервной взволнованности, ро­мантической приподнятости или бытовой заземленности» (Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. С. 29.).

Для законодательства, к примеру, привычен термин «государ­ство», но не употребляются близкие ему по смыслу слова «отече­ство», «отчизна», «родина», «держава». Законодатель оперирует термином «смерть», но не использует слова «гибель», «кончина» и т.д.

По образному замечанию известного русского правоведа С.В. Пахмана, «для того, кто уже успел близко освоиться с юри­дической наукой, сухость ее не отталкивает его, напротив, строгие и точные ее начала и без всякой окраски социального или поли­тического характера, будут для него столь же привлекательны, как числовые формулы для математика» (Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882. С. 67)..

Эта же мысль, но дру­гими словами: «Для юриста слова-термины — то же, что для аст­ронома условные буквы; как с теми, так и с другими приходится ознакомиться приступающему к изучению» (Ефимов В.В. Догма римского права. СПб., 1897. С. 19.).

Юридическая конструкция — специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридические конструкции представляют собой плод много­летней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.

Сфера и особенности регулируемых правом общественных от­ношений определяют и тип связи нормативного правового мате­риала, иными словами, своеобразие той или иной юридической конструкции. Для гражданского права, имеющего дело, главным образом, с имущественными отношениями, типичны такие юри­дические конструкции, как «договор», «право собственности», «добросовестный владелец» и др. Уголовное право, имеющее сво­им предметом преступление и наказание, оперирует конструкция­ми состава преступления, невменяемости, освобождения от уго­ловной ответственности и т.д.

Как и нормы права, юридические конструкции моделируют общественные отношения специфическими правовыми средства­ми и тем самым значительно сокращают, упрощают и стабилизи­руют процесс правового регулирования многообразной социаль­ной жизни.

Например, в случае совершения преступления лицо, осуще­ствляющее предварительное расследование, исходит из конст­рукции состава преступления: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Эта конструкция четко определяет программу и порядок действий дознавателя, следователя или судьи, избавляет его от излишней работы, не имеющей отношения к делу. Конструкция гражданско-правового договора (например, купли-продажи, дарения и др.) однозначно определяет положение сторон, их права и обязанности.

«Прикладывая» юридические конструкции к тем или иным общественным отношениям, люди упорядочивают свою социаль­ную жизнь, удовлетворяют разнообразные интересы, нормализу­ют общественный порядок. Хорошо продуманные и эффективно работающие юридические конструкции — необходимое условие стабильности правовой системы.

Правовые символы. — это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика — своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, ла­пидарности и образности. Символам как разновидности искусст­венных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они не­редко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчи­таны на чувственное, эмоциональное восприятие.

Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древ­них правовых систем. Используются юридические символы и в современных законодательных системах.

В отечественном праве, например, законодательно закреп­ляется и тем самым приобретает правовой характер ряд симво­лов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн — как сим­волы государства, вставание присутствующих в суде судебного за­седания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Пре­зидентом России присяги — как символа служения народу и т.д.

Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству наряду с лаконичнос­тью, строгостью, определенную образность.

Особенно велика роль символов в праве была в период его зарождения. Тогда преобладали символы-действия, что объяснялось неразвитостью правовой формы, невысоким уровнем мышления, языка. «Каждый символ был необходимым и естественным вы­ражением мысли и имел священно-историческое значение. Что после осталось только символом, то в древности было самой ма­терией действия или содержанием» (Морошкин Ф.О. О постоянном образовании законодательства. М., 1832. С.128.).

Многочисленные примеры правовых символов можно найти в древнем праве, а упоминание о некоторых из них есть в Ветхом Завете:

«Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля» ( Ветхий Завет. Книга Руфи, 4.7.).

В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения собственности — «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей — совершеннолетних полноправных граждан и еще одного — шестого, державшего весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).

По-видимому, в еще более далекие времена, когда деньги от­мерялись на вес, обряд этот не был формальным (символическим), а являлся действительным актом купли-продажи (См.: Фейхтвангер Л. Сыновья // Собр. соч. в 12-ти томах. Т. 8. М., 1966. С.495.).

Своеобразный обряд определения зерна за убитую собаку су­ществовал у саксонских крестьян. Если была убита собака, то ее необходимо было повесить за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и сыпать на нее пшеницу до тех пор, пока зерно полностью не покроет собаку (Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений. М., 1901. С. 13.).

В период зарождения земельной собственнос­ти в суд приносили глыбу земли и тяжущиеся вступали в борьбу над нею.

С развитием правовых систем, совершенствованием юридичес­кой формы символические действия уступали место правовым по­нятиям, конструкциям, терминологии.

Правовая аксиома - положение, которое принимается в юридической науке и законодательстве без доказательств, в силу его убедительности, истинности.

Правовые аксиомы как общепринятые положения — это опорные точки,

кирпичики фундамента, на котором базируются и развиваются юридическая наука и законодательство.

Аксиомы представляют собой результаты мыслительной деятельности человека и выражаются в понятиях и суждениях. Истинность и убедительность их проверены многолетней, а нередко и многовековой практикой.

Правовые аксиомы имеют дело с юридическими явлениями и отражают их особенности. Аксиомы, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, становятся законодательными аксиомами.

Для каждой сферы юридической деятельности, каждой отрасли правоведения и законодательства характерны свои аксиомы.

Для правотворчества, например, аксиомами стали:

♦ правила формулирования юридических норм,

♦ изложения их в нормативных актах,

♦ опубликования, вступления в юридическую силу.

Действие юридических норм и процесс их применения базируются на таких правовых аксиомах, например, как:

♦ "субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность",

♦ "всякое правонарушение предполагает наказание",

♦ "из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим госу­дарственным органом, и акт, принятый в более -позднее время",

♦ "окончательная квалификация деяния возможна только после установления всех фактических обстоятельств дела",

♦ "закон обратной силы не имеет" и др.

Нарушение правовых аксиом, их игнорирование приводят к произволу и

юридическому хаосу.

Правовые аксиомы: ♦ служат интересам всего населения страны, ♦ их исполнение укрепляет порядок в обществе, ♦ вводит правовую жизнь в цивилизованное русло.

Задевают они интересы лишь тех людей (и эти люди готовы их опровергнуть и делают это), которые: ставят себя над законом, пропитаны правовым нигилизмом и смутно различают демократию и анархию.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В юридической литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации | Правовые презумпции и их виды. Правовые фикции и их значение в правоприменительной практике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.