Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система прав и свобод. Международно-правовая защита прав и свобод личности

Правовой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает лич­ность в соответствии с действующими нормами международного и внут­ринационального права.

В зависимости от уровня норм права, предоставляющих соот­ветствующие права и закрепляющих обязанности, правовой статус личности подразделяется на такие виды статуса как: общий (конституционный); специальный (родовой); индивидуальный статус; статус иностранных граждан и лиц без гражданства или с двойным гражданством; статус беженцев; статус российский граждан, находящихся за рубежом; профессиональные и должностные статусы (например, статус депутата, министра, судьи, прокурора); статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (например, Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

С приведено перечня статусов видно, что набор правовых статусов велик. Но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют пять видов:

1) международно-правовой;

2) конституционный;

3) отраслевой;

4) специальный и

5) индивидуальный.

Давайте кратко раскроем каждым из названных статусов.

Международно-правовой статус личности образуют права и свобо­ды, закрепленные нормами международного права. Основополагающим документом по этому вопросу является Всеобщая декларация прав человека, обязывающая все государства — члены ООН, предостав­лять своим гражданам закрепленные ею права и свободы. Каждый житель земного шара имеет право на труд, на отпуск, на образова­ние, на свободное передвижение в пределах государства и т.д. Права и свободы гражданам государств — членов Совета Европы — допол­нительно закреплены в Европейской конвенции о защите прав че­ловека и основных свобод.

Конституционный правовой статус личности образуют ее права, сво­боды и обязанности, закрепленные конституцией страны. Все совре­менные демократические государства своими конституциями пре­доставляют гражданам большую часть прав, закрепленных нормами международного права, в том числе Всеобщей декларацией прав че­ловека. Однако полного совпадения между международно-правовым статусом и конституционным статусом личности, как правило, не наблюдается.

Во-первых, конституция страны может предоставлять гражданам более широкий по содержанию и объему спектр прав и свобод. На­пример, Всеобщая декларация прав человека требует от каждого го­сударства обеспечения общеобязательного и бесплатного начально­го образования. Однако большинство современных демократичес­ких государств предоставляет своим гражданам право получить на бесплатной основе не только общее, но и высшее профессиональное образование.

Во-вторых, отдельные права личности, предусмотренные норма­ми международного права, могут отсутствовать в конституции стра­ны. Например, в Конституции РФ отсутствует право человека на та­кой жизненный уровень, который необходим для поддержания здо­ровья и благосостояния его самого и его семьи, предусмотренное Всеобщей декларацией прав человека.

В-третьих, конституцией страны могут возлагаться на личность определенные обязанности, которых вообще нет в международно-правовых актах. Согласно Конституции РФ граждане и иные лица обязаны платить законно установленные налоги и сборы, беречь па­мятники истории и культуры, бережно относиться к природным богатствам. В силу названных отличий, выделение конституционного статуса личности наряду с международно-правовым является оправ­данным и правомерным.

Отраслевой статус личности составляют ее права, свободы и обя­занности, предусмотренные гражданским, трудовым, семейным и дру­гими отраслями права. Каждая отрасль права сообразно своему пред­мету закрепляет правовой статус личности, меру ее свободы в соот­ветствующей сфере общества. Например, в избирательном праве закреплен статус депутата. Гражданское право определяет правовые возможности личности в сфере пользования, владения и распоряжения имуществом, защиты чести и достоинства, охраны и защиты авторских прав. Трудовое право закрепляет права и обязанности, которые имеет, личность, осуществляющая свою тру­довую деятельность по найму.

Таким образом, в отраслевом статусе личности получает развитие и конкретизация ее конституционных прав, свобод и обязанностей применительно к отдельной сфере жиз­недеятельности общества.

Специальный правовой статус образуют права, свободы и обязанно­сти, которые характерны для отдельных социальных слоев, социальных групп общества в силу специфики их социального, политического и даже географического положения. Например, жители районов Крайнего Севера имеют право на получение надбавки к заработной плате, на удлиненный оплачиваемый отпуск и другие социально-трудовые льготы, которые отсутствуют у жителей других регионов Российской Федерации.

Студенты государственных или муниципальных вузов имеют право на получение стипендии, а лица, достигшие пенсион­ного возраста, на получение пенсии.

С помощью прав, предоставля­емых отдельным социальным слоям, группам общества, государство и общество пытаются компенсировать неравенство в правах соци­альных слоев, групп, которое у них возникает по объективным, не зависящим от воли человека причинам (суровый климат, возраст, отсутствие самостоятельного источника дохода у обучающихся, осо­бые условия труда и др.

Индивидуальный правовой статус составляют права, свободы и обязанности личности, которые она приобретает в процессе актив­ного участия в делах общества и государства, вступая в конкретные правоотношения. Каждый человек является уникальным и характе­ризуется множеством конкретных только ему присущих социальных связей, обусловленных спецификой его пола, возраста, отношением к работе или учебе, семейным и материальным положением, ины­ми социальными свойствами. Совокупность социальных связей, возможностей личности определяет и ее индивидуальные правовые возможности. Личность, будучи равной с другими в конституцион­ном, отраслевом и специальном статусах, оказывается способной ре­ализовать далеко не все предоставленные ею абстрактные права. На­пример, человек, имеющий слабое здоровье, не может стать летчи­ком, сталеваром и даже шофером. Лица с незначительным материальным достатком не могут приобрести в личную собствен­ность ценные вещи, купить предприятия, оборудование, поехать в отпуск за границу.

Совокупность конкретных прав и обязанностей, ко­торую личность приобретает, вступая в конкретные правоотношения, либо способна реально приобрести, образует ее индивидуальный право­вой статус. Индивидуальные правовые статусы весьма сложны и мно­гообразны. Их насчитывается в стране ровно столько, сколько в ней проживает граждан и иных лиц.

Права и свободы личности, закрепленные конституцией страны, отдельными отраслями права, а также составляющие ее специаль­ный и индивидуальный статус, охраняют от нарушений государством, его органами. Международно-правовой статус личности также мо­жет защищаться и охраняться государством, его органами. Но госу­дарство может и нарушать права личности, поэтому в настоящее вре­мя созданы и действуют различные международные организации, призванные защищать права человека, закрепленные нормами международного права.

В современном мире существуют самые различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует многообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Раз­личие подходов обусловлено различными интересами их представи­телей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным своеобразием и другими причинами.

Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в "чистом виде" как таковых безус­ловно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью являются лишь представления, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей.

Однако многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и необходимости выработки и признания оп­ределенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, куль­турных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно при­знанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

Наиболее оформленное и концентрированное выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодатель­стве государств.

Впервые формальное, законодательное закрепление представ­ления о правах человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., ко­торый представлял собой десяток поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав чело­века и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особен­ностью этих документов является подразделение в них прав, при­надлежащих человеку, на две категории: права человека в собствен­ном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, не отчуждаемые и не зависимые от государства;

и права гражданина, которые установлены государственной вла­стью, людьми (позитивное право).

Самой разработанной и распространенной является классифи­кация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделе­ние прав и свобод по их социальному назначению. По этому основа­нию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политичес­кие, социально-экономические, личные, культурные.

При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют еди­ную, целостную систему общественных отношений. А многие конк­ретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.

Политические права и свободы личности — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, уча­стие в управлении государством и обществом. К ним относятся: пра­во на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и ме­стного самоуправления; право на равный доступ к любым государ­ственным должностям; право участвовать во всенародных обсужде­ниях и голосованиях (референдумах) и др. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение (свобода ассоциаций), означает возможность свободного создания политичес­ких и иных организаций, добровольность вступления и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламенти­рованы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объе­динений разрешаются только в судебном процессе судебными орга­нами.

Личные права и свободы — это возможности человека, ограж­дающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его лич­ную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существова­ние, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени явля­ются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся:

право на жизнь: право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. Например, содержание права на не­прикосновенность личности раскрывается в определении исключи­тельных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жес­токого и унижающего человеческое достоинство обращения, в доб­ровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении че­ловека, в реализации презумпции невиновности. Презумпция неви­новности означает, что обвиняемый в преступлении считается неви­новным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приго­вором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу об­виняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, при­знаются не имеющими юридической силы.

Социально-экономические права и свободы — это возможно­сти личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др. Например, право на отдых состо­ит в том, что всем без исключения работающим по найму в государ­ственных, общественных или частных организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еже­недельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потреб­ность человека в полноценном отдыхе.

Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склон­ностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобо­да научного, технического и художественного творчества и некото­рые другие.

Аналогично различению общего и специального правового ста­туса различают также общие и специальные права личности.

Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависи­мости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права — избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чес­ти и достоинства и др. В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан.

Специальные права — это особенные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов, права молодежи и т.д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены на виды в зависимости от степени их конкретизации. Например, можно выде­лить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т.д.

Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные или основные, т.е. установлен­ные и гарантируемые Основным законом страны, и на права и сво­боды, предусмотренные текущим законодательством.

Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархичес­кое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество полити­ческих и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих полити­ческих и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятель­ство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам челове­ка, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.

Международно-правовая защита прав и свобод личности. Значительный прогресс в конституировании прав и свобод лич­ности и обеспечении их реального действия был достигнут в XX в. благодаря принятию международно-правовых актов, закрепивших перечень прав и свобод, которыми должен обладать любой житель Земного шара, а также созданию специальных международных ор­ганов, призванных обеспечить реальное действие этих норм в каж­дой стране, независимо от ее политического строя, уровня развития экономики и культуры.

Международным органом ООН, наделенным правом рассматри­вать жалобы на нарушения прав человека, является Комитет по пра­вам человека. Согласно Факультативному протоколу к Пакту о граж­данских и политических правах, вступившему в действие в 1976 г., Комитет правомочен рассматривать жалобы отдельных лиц на нару­шения их прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, при условии, что государство-нарушитель является участником Пакта и ратифицировало Протокол или присоединилось к нему. К со­жалению, значительная часть государств-членов ООН еще не при­соединилась к Факультативному протоколу.

Согласно Факультативному протоколу Комитет рассматривает ин­дивидуальные жалобы на нарушения прав человека при условии, что:

1) в жалобе имеются необходимые сведения о лице, подавшем жалобу. Анонимные жалобы Комитет не рассматривает. Жалоба может быть подана самим потерпевшим либо его официальным представителем или ближайшими родственниками;

2) потерпевший исчерпал все до­ступные ему внутригосударственные средства правовой защиты;

3) жа­лоба не рассматривалась ранее другими международными органами и организациями..

Комитет по правам человека признает жалобу приемлемой и принимает к своему рассмотрению только после того, как удосто­верится в соблюдении всех вышеназванных условий. О призна­нии Комитетом жалобы приемлемой сообщается государству-на­рушителю и ему предоставляется возможность в течение шести месяцев представить в Комитет в письменном виде свои поясне­ния по существу жалобы. Затем Комитет информирует потерпев­шего о позиции государства и предлагает ему высказать свое мне­ние относительно мотивов и аргументов, приведенных в ответе государства - нарушителя.

Жалобы рассматриваются на закрытых заседаниях Комитета по правам человека, однако его решения по рассмотренным жалобам публикуются в ежегодных докладах Комитета по правам человека Генеральной Ассамблее ООН. Решения Комитета по жалобе не яв­ляются общеобязательными для государства-нарушителя, носят ха­рактер рекомендаций. В то же время Пакт о гражданских и полити­ческих правах обязывает каждое государство обеспечить лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой за­щиты. И как показывает практика, большая часть решений Комите­та по правам человека исполняется государствами.

Помимо Комитета по правам человека при ООН действуют и дру­гие органы, призванные рассматривать жалобы на нарушения прав человека.

В настоящее время действенную роль в защите прав и свобод че­ловека играют и некоторые региональные международные органи­зации. В Европе особую значимость имеет Европейский суд по пра­вам человека, созданный государствами — членами Совета Европы на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод.

Европейский суд по правам человека состоит из числа членов, равных числу государств — членов Совета Европы, поскольку в со­став Суда от каждого государства может входить только один граж­данин. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей сроком на девять лет.

Право на индивидуальное обращение в Европейский суд по пра­вам человека принадлежит всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, в отношении которых органы государства или государ­ственные учреждения допустили действия, нарушающие права и сво­боды, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав челове­ка и основных свобод. При этом не имеет значения длительность пре­бывания потерпевшего в государстве, нарушившем его права. Главное и необходимое условие обращения — реальный факт нарушения го­сударством, его органами или учреждениями прав и свобод личности.

Суд может принимать обращение гражданина к своему рассмот­рению, если оно удовлетворяет следующим условиям:

1) потерпев­ший исчерпал все средства, предусмотренные внутригосударствен­ным правом. В частности, в Российской Федерации право на подачу жалобы возникает у лица после того, как она оставлена без удовлет­ворения кассационной инстанцией общего или арбитражного суда;

2) предметом жалобы являются нарушения прав личности, закреп­ленные Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод;

3) если между принятым решением общего или арбитражного суда по жалобе и обращением в Суд по правам человека прошло не более шести месяцев; 4) жалоба не рассматривалась другими международ­ными органами или организациями; 5) жалоба содержит все необхо­димые сведения о заявителе и его месте жительства и не является анонимной.

Обращение в Суд признается личным делом человека и не требу­ет какого-либо предварительного уведомления государственных ор­ганов и тем более получения их согласия на такое обращение.

Рассмотрение каждого конкретного обращения, поступившего в Европейский суд по правам человека и признанного приемлемым, осуществляется специальной камерой в составе девяти человек. В этот состав обязательно входит судья, избранный по списку государства-ответчика. Суд рассматривает обращение в открытом судебном засе­дании, основанном на принципах гласности и состязательности. Однако решение по обращению гражданина принимается в отдельной совещательной комнате. Решение принимается простым боль­шинством голосов и признается окончательным, не подлежащим обжалованию в другие органы Совета Европы. Решение оглашается на открытом судебном заседании и сразу же вступает в силу. Все го­сударства-ответчики обязаны подчиниться решению Суда и выпол­нить его реально и надлежащим образом. Как показывает практика, все государства — члены Совета Европы — еще ни разу не отказыва­лись выполнять его решения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие, структура и виды правосознания. Роль правосознания в правотворчестве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.