Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфичных функций

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоре­тической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана со­действовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить соци­альную справедливость, политическую свободу, возможность все­стороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный само­контроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода вы­бора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение ус­тойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функцио­нирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и об­щества в целом.

Правовая культура, выступая компонентом правового созна­ния и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с рефлексией общественного быта, но и с активным обратным воз­действием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, прин­ципы, традиции и образцы поведения могут способствовать кон­солидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формировании правового государ­ства.

Регулятивная функция реализуется через правовые и Другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, вза­имность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядо­ченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выра­жается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают цен­ностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценнос­тях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Нравственно-правовую социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, направленный на формирование индивида в качестве общественно-признанной лич­ности. Важнейшими элементами нравственно-правовой социали­зации следует наряду с адаптивно-деятельностной активностью личности признать воспитание ее правовой культуры и формиро­вание правосознания. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем не­обходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она сущест­вует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которы­ми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоя­нием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумули­ровать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и ре­ализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, харак­терных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законо­дательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последова­тельность разработки и принятия законодательных актов еще ос­тавляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения в правовой области заключа­ется не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании воз­можных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

68. Понятие, содержание и цели правового воспитания граждан. Механизм, формы и средства правового воспитания.

Воспитание граждан осуществляется в рамках единой системы. Если расчленить ее на отдельные составные части, можно выявить различные, относительно автономные виды воспитания:

- политической, правовое,

- нравственное, трудовое, эстетическое и т.д.

Каждый из названных видов обладает рядом особенностей, вытекающих из различия используемых форм, средств, методов и принципов воспитательного процесса.

И если общим для видов воспитания служит объект воспитания - ЛИЧНОСТЬ с ее единым сознанием и психикой, то особенностью каждого из указанных видов воспитания выступает соответствующий способ воспитания.

Другим критерием разграничения разнообразных видов воспитания служит та или иная форма сознания, поскольку каждый в отдельности воспитательный процесс затрагивает не все сознание человека, а только определенную его форму. Так, нравственное воспитание связано с нравственной формой сознания, политическое - с политической формой сознания, эстетическое - с эстетической и т.д. Естественное, что правовое воспитание имеет свою специфическую форму сознания как правовое.

Правовое воспитание - важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания.

Однако закрепление правовых знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только

- в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности,

- но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности.

Поэтому следует различать правовое воспитание” и “ правовое формирование” личности.

Правовое воспитание - это целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств.

Правовое формирование понятие более широкое и объемное, которое включает

-помимо самого процесса правового воспитания

-еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных, непреднамеренных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности объективно существующих, проникающих во все сферы общественной жизни социальных факторов.

Правовое воспитание выполняет две основные функции:

- первая функция состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений,

- вторая функция состоит в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании воспитуемых субъектов.

Исходя из указанных функций правового воспитания следует различать такие понятия как “сущность правового воспитания” и “содержание правового воспитания”.

“Сущность правового воспитания” охватывает процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых.

Содержание правового воспитания” это процесс целенаправленного и систематического воздействия (всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество) на индивидуальное (групповое) правосознание граждан.

Итак, уяснив, что такое “правовое воспитание”, “правовое формирование” личности; “сущность” и “содержание” правового воспитания следует определить стретегическую задачу правового воспитания граждан России.

Представляется, что правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России следующей совокупности знаний и умений:

-знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

- глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

- умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

- привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

- прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Подытоживая сказанное можно дать более развернуто понятие правового воспитания.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой действительности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Имеется ли специфика процесса правового воспитания? Да имеется. Данная специфика зависит от качества самого права и его норм. Именно отсюда определяются главные особенности правовоспитательного процесса, который заключается в следующем:

1). Исходной базой правовоспитательного процесса, на основе которой он строится, выступает система общеобязательных правовых норм;

2). При его осуществлении до сведения воспитуемых доводятся, внедряются в правосознание установленные государством и связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты;

3). Он опирается на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;

4). Его воздействием охватываются не только правопослушные граждане, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи с чем в какой-то степени решаются общепревентивные задачи непосредственного предупреждения правонарушений;

5). Осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов;

6). Осуществляющие правовоспитательный процесс лица имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только тех кто воспитывает, но и самих воспитуемых.

Человек как существо активное не механически воспринимает предлагаемые ему знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. На основе новых для индивида правовых знаний он способен поправлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Таким образом, формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой как бы двойственный процесс.

Один уровень этого процесса - накопление ( индивидами, общественными группами) правовых знаний, информации в личные убеждения. другой уровень - превращени е этой накопленной информации в личные убеждения.

Следовательно, процесс воспитания должен прежде всего обеспечивать переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых. А отсюда структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

Возвращаясь к правовой культуре и к ее ценностно-нормативной функции, особенно хочу подчеркнуть, что правовое воспитание необходимо строить так, чтобы правовые знания становились объектом ценностной ориентации для воспитуемых.

Именно в ходе правового воспитания объектом подобной ориентации для воспитуемых становятся нормы права, а само право как раз и должно быть нацелено на глубокое раскрытие ценности норм права, их значимости в обеспечении интересов общества в целом, так и каждой личности.

Отсюда важно не только превратить знания правовых норм в глубокие убеждения и духовные ценности человека, но и выработать стойкую привычку поступать соответственно этим знаниям, т.е. привычку правомерного поведения в точном соответствии с законом.

Таким образом, задача правовоспитательного процесса будет в основном решена лишь в том случае, если в правосознании воспитуемых возникнет система правовых знаний, и выработанных на них убеждений, правовых потребностей, ценностей и, наконец, правовых привычек.

В заключении следует особо сказать, что правовоспитательный процесс во многом определяется условиями, в которых он протекает. Это обстоятельства способствующие или, наоборот, затрудняющие проведение правовоспитательной работы.

К условиям способствующим правовоспитательной деятельности (позитивные условия), относятся:

- как обстоятельства социального характера (успехи в области демократизации и гласности, правотворческой и правоприменительной деятельности и т.д.),

- так и обстоятельства личносто-индивидуального плана (высокий уровень гражданской зрелости человека, его политическая и правовая активность и т.п.).

В группу условий, затрудняющих организацию и проведения правовоспитательной работы (негативные условия) входят также:

- как обстоятельства социального характера (несовершенство некоторых правовоспитательных форм и средств, факты недооценки правовоспитательной деятельности, ошибки и упущения в правоприменительной деятельности и т.д.),

- так и личностно-индивидуальные (распространенный среди населения правовой нигилизм, высокая терпимость значительной части граждан скажем е процессам экономических реформ и т.п.).

Все эти условия и обстоятельства надо учитывать как при организации и осуществлении правовоспитательного процесса, так и при определении его эффективности.

Механизм, формы и средства правового воспитания. Механизм правового воспитания - это внутренне устройство прововоспитательного процесса, механика перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых (индивидов, общественных групп).

В механизме правового воспитания выделяют следующие звенья (элементы):

1). общественное правовое сознание;

2). систему норм права;

3). формы и средства правового воспитания;

4). правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в правосознании общественном.

Взятые в совокупности указанные четыре элемента придают правовоспитательному механизму устойчивый, стабильный и в то же время чрезвычайно гибкий и глубоко динамичный характер.

При этом первый и четвертый элементы образуют внутреннюю (духовную) часть рассматриваемого механизма, второй и третий внешнюю, инструментальную часть. Оба звена этой наружной части (система норм права; формы и средства правового воспитания) выполняют роль “передаточного механизма” между общественным и индивидуальным правосознанием.

Общественное правосознание (1) является начальным структурным звеном правовоспитательного механизма, а правосознание воспитуемых (4), которое необходимо обогатить и пронизать идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма.

Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма (1 и 4) расположено еще несколько компонентов: система норм права и формы и средства правового воспитания, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса правового воспитания людей.

В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном провосознании, находят свое непосредственное “ материальное” воплощение в нормах права, с которыми сталкивается воспитуемый в процессе правового воспитания.

Поэтому важнейшей составной частью правовоспитательного механизма является вырабатываемая правовой наукой и правопедагогической практикой система форм и средств, которые используются в качестве инструментов в процессе правового воспитания. Их, кстати, не следует смешивать.

Форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление правовоспитательного воздействия, его определенная внешняя организация.

Формы правового воспитания можно свести к следующим группам:

- профессиональное юридическое образование(специальная подготовка и обучение в высших с средних учебных заведениях юридического профиля);

- правовое воспитание население (общественные юридические консультации, специальные передачи по радио и телевидению, тематические вечера по юридическим вопросам и т.п.);

- правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (прововоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.).

Правовоспитательные средства представляют собой канал, источник правовой информации, с помощью которого осуществляется правовое воспитание.

Правовое воспитание граждан осуществляется с помощью различных правовоспитательных средств, применяя:

- как материальные (нормативно-правовые акты и акты применения норм права, газеты, журналы, научно-популярную и художественную литературу, кино, телевидением и т.д.).

- так и устные средства (лекции, беседы, семинары и пр.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Из приведенного выше определения можно вывести элементы структуры правовой культуры | Принципы (требования) и гарантии законности. Конституционная законность и конституционное правосудие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.