Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория ожиданий Врума

Данная теория основана на том, что наличие активной потребности не является единственным условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

“Ожидание” – это представление людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам.

Мотивация, по мнению Врума, определяется тремя факторами:

- ожидание желаемого результата от затраченных усилий (затраты – результат)

- ожидание вознаграждения за полученный результат (результат – вознаграждение)

- валентность - ожидаемая ценность, степень привлекательности вознаграждения. (Т.к. люди обладают различными способностями и различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному, а следовательно и валентность его различна.)

Если хотя бы один из трех факторов не оправдывает возложенных надежд, то мотивация работника будет слабой, а результаты труда – низкими.

Ценности теории ожиданий состоит в том, что в процессе формирования мотивов люди не только соотносят цели организации и индивидуальные задания с собственными потребностями, но и оценивают вероятность достижения данных целей. Поэтому менеджеры должны ставить перед работниками высокие, но реалистичные цели, и внушать им, что они могут их добиться, если приложат силы и тогда получат ожидаемое вознаграждение.

 

Теория справедливости (равенства) Адамса.

В процессе работы человек сравнивает оценку своих текущих действий и результатов с предыдущими периодами, и с оценкой аналогичных действий своих коллег, и на этой основе приходит к выводу справедливости оплаты его труда.

 

 

Несправедливость может выражаться в форме недоплаты и переплаты. При обнаружении несправедливости у работника возникает психологическое напряжение и большинство возможных его действий имеет отрицательные последствия для компании (снижается качество работы, переход работника в другое подразделение или увольнение, влияние на руководство, чтобы оно уменьшило вознаграждения другим).

 

Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на сочетании элементов теорий ожидания и справедливости. Суть ее в том, что вводятся определенные соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Авторы ввели переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно степень удовлетворения. Отсюда важный вывод, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно этой теории результативность должна неукоснительно повышаться.

 

Теория постановки целей Э. Лока базируется на том, что все работники в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем результативность действий во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность человека к ним, их приемлемость, сложность и т.д.

Если цели реальны, конкретны, ясны, приемлемы для работника, то чем они выше, тем, как правило, упорнее он будет к ним стремиться и сумеет добиться больших результатов в процессе их достижения. Получение положительного результата от затраченных усилий оказывает большое мотивационное воздействие на работника.

 

К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от участия в делах организации и в результате не только работает с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности и возможности. В рамках партисипативного управления рядовые работники получают право самостоятельно принимать решения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Функция контроля и регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.