Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия темы. ГосударственноЕ регулирование И Прогнозирование цен и инфляции




План лекции

ГосударственноЕ регулирование И Прогнозирование цен и инфляции

1. Сущность и особенности государственной ценовой политики.

2. Методы прогнозирования и планирования цен.

3. Инфляция, ее виды и особенности.

4. Измерение и прогнозирование инфляции.

5. Управление инфляционными процессами.

Цена, ценовая политика, прямое регулирование цен, косвенное регулирование цен, метод «ценового потолка», метод «ценового пола», метод «коридора цен», параметрический ряд, метод удельной цены, метод структурной аналогии, агрегатный метод, балловый метод, метод корреляционно-регрессионного анализа, индексный метод, инфляция, умеренная инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, сбалансированная инфляция, несбалансированная инфляция, инфляция спроса, инфляция предложения, индекс потребительских цен, темп инфляции, коэффициент скрытой инфляции, индекс инфляции, антиинфляционная политика.

 

1. Сущность и особенности ценовой политики

Цена, представляющая собой денежное выражение стоимости товара, в любом товарном производстве отклоняется от стоимости. В современных условиях цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся:

1) издержки производства и обращения;

2) соотношение спроса и предложения;

3) конкуренция;

4) качество и полезность продукции;

5) внешнеэкономические факторы (долгосрочные экономические соглашения с другими странами, соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т. п.);

6) состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен);

7) государственное регулирование цен.

Государственное регулирование сводится к воздействию государства на цены путем:

– принятия и реализации антимонопольного законодательства;

– проведения разгосударствления и приватизации;

– стимулирования предпринимательства;

– проведения взвешенной налоговой и кредитно-денежной политики.

Ценовая политика на уровне государства – это совокупность инструментов и методов экономического, правового и административного характера, направленных на защиту интересов потребителей и отечественных производителей в целях обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования.

 

2. Методы прогнозирования и планирования цен

 

В зависимости от уровня управления экономической системой используются различные подходы к прогнозированию и планированию цен. Так, на макроуровне производятся прогнозные расчеты индексов цен по отраслям экономики, потребительских цен, цен экспорта (импорта), сводного индекса цен и осуществляется государственное регулирование цен.

На микроуровне непосредственно рассчитываются цены на прогнозируемый период, а также их индексы.

Индекс цен – это показатель, отражающий движение цен. Рассчитываются индексы потребительских цен, оптовых цен и индекс цен (дефлятор) ВВП. Индекс цен обычно выражается в процентах.

Рассмотрим систему методов прогнозирования цен, которые получили широкое распространение в отечественной и мировой практике.

1. Методы экспертных оценок. Они применяются при анализе и прогнозировании национальных и мировых товарных рынков; формировании однородных групп продукции, выборе базового изделия; выборе из всего набора параметров анализируемого изделия главных свойств и их ранжировании по степени значимости для потребителей; определении свойств изделий, которые в большей степени влияют на динамику затрат; оценке технического уровня и конкурентоспособности продукции с учетом цен.

2. Параметрические модели и методы прогнозирования. Основу параметрических методов прогнозирования цен составляют количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда.

Метод удельной цены используется для расчета и анализа затрат и цен товаров, достаточно полно характеризующихся основным параметром качества. К таким параметрам относятся производительность, мощность, содержание полезного компонента, емкость и др.

Определение цены нового изделия Цн осуществляется следующим образом:

Цн = Цу Х н,

где Цу - удельная цена на единицу основного параметра качества; Х н - значение основного параметра качества нового изделия в соответствующих единицах; Цб - абсолютная величина цены базового или аналогичного изделия; Х б - значение основного параметра качества базового изделия в соответствующих единицах измерения.

Суть метода структурной аналогии заключается в следующем. По однотипной продукции на основе статистических данных определяется структура цены по элементам затрат и прочим ее элементам, т. е. находится удельный вес материальных затрат, заработной платы и других элементов затрат в цене продукции. Затем с помощью нормативного или другого метода определяется абсолютная величина материальных затрат, заработной платы и других элементов по новому изделию. Цена нового изделия находится по следующей формуле:

где Мн (3н) – материальные затраты (заработная плата) на единицу нового изделия; d м (d з) – удельный вес материальных затрат (заработной платы) в цене по аналогичной группе изделий.

По агрегатному методу цена нового изделия определяется путем суммирования цен отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей. При этом учитываются косвенные налоги, включаемые в цену товара.

По балловому методу цены формируются на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для потребителей. Его целесообразно применять в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров, характеризующих качество изделия и не поддающихся количественному соизмерению. Каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку технико-экономического уровня данного изделия.

Определение цены нового изделия осуществляется на основе формулы

,

при ,

где ИПб, ИПн - соответственно средневзвешенный балл (интегральный показатель качества) по базовому и по новому изделию; К i - весовой коэффициент, отражающий значимость i- го показателя качества; П i - значение рассматриваемого показателя качества.

Метод корреляционно-регрессионного анализа предполагает построение уравнения регрессии для определения зависимости цены от влияющих на нее факторов. При этом цена выступает как функция ряда параметров, определяющих ее величину.

3. Метод определения цен на основе издержек производства. Суть его сводится к определению цены на товар исходя из издержек производства и прибыли. Этим методом могут устанавливаться цены на продукцию отрасли (на основе среднеотраслевой себестоимости и рентабельности продукции), а также формироваться цены на товары непосредственно фирмами.

4. Индексный метод. На основе данных о структуре затрат по элементам и индексов изменения отдельных затрат определяется общее изменение себестоимости продукции в прогнозируемом периоде. Подобным образом можно установить изменение цен в прогнозируемом периоде под влиянием указанных выше факторов. Расчет производится по формуле

где Pt – цена единицы продукции в прогнозируемом периоде; P б – базисная цена единицы продукции; d м – доля в цене материальных затрат; – цена материала в прогнозируемом периоде; – базисная цена материала; d з – доля в цене расходов на оплату труда; – ставки оплаты труда в прогнозируемом периоде; – базисные ставки оплаты труда; d п – доля в цене прочих ее элементов.

5. Статистическая теория игр. Данный метод предполагает обоснование оптимальных решений по ценам в конкурентных ситуациях. Например, предприятие производит товар и знает, что он подвержен быстрому изменению моды. Если своевременно не продать товар, то в будущем возникнут затруднения с его реализацией. Поэтому предприятие может принять решение о снижении цен, чтобы вызвать дополнительный спрос на данный товар. Причем решение о размере снижения цен при сезонной распродаже товаров должно быть продуманным и принести предприятию минимум потерь.

6. Динамическая макромодель рыночного ценообразования. Она базируется на динамических моделях расчета макропоказателей (валового продукта, капиталоемкости валового продукта и др.) и расчетах уровня цен в зависимости от спроса и предложения. Равенство спроса и предложения поддерживается регулированием параметров модели (параметра изменения, уровня цен, доли заработной платы в национальном доходе, доли накопления и капиталоемкости валового продукта).

7. Модель межотраслевого баланса. Решение задачи прогнозирования цен осуществляется на основе первого и третьего квадрантов МОБ. Прогноз цен на период t производится на основе данных МОБ периода (t – 1). В этой связи важным является допущение прогнозной модели МОБ о постоянстве структуры затрат в сопоставимых ценах в периоде [ t – 1; t ].

Пусть развитие инфляционных процессов в прогнозном периоде t привело к росту цен в отраслях экономики, характеризующемуся индексом роста цен в i -й отрасли рi, однако при этом структура затрат в сопоставимых ценах осталась неизменной. В этих условиях схема МОБ (первый и третий квадранты) перепишутся следующим образом (табл. 3).

 

Таблица 3

Схема первого и третьего квадрантов МОБ в текущих ценах

Отрасли- производители Отрасли-потребители
    n
  x 11 p 1 x 12 p 1 x 1 n p 1
  x 21 p 2 x 22 p 2 x 2 n p 2
n xn 1 pn xn 2 p n xnnpn
Потребление основного капитала v 11 p 1 v 12 p 2   ... v 1 n pn
Заработная плата v 21 p 1 v 22 p 2 v 2 n pn
Прибыль v 31 p 1 v 32 p 2 ... v 3 n pn
Косвенные налоги v 41 p 1 v 42 p 2 v 4 n pn
Субсидии v 51 p 1 v 52 p 2 ... v 5 n pn
Валовый выпуск x 1 p 1 x 2 p 2 ... xnpn

 

Таким образом, получим следующие уравнения межотраслевого баланса, на основе которых можно прогнозировать индексы цен:

,

.

Данные соотношения представляют собой базовые балансовые модели прогнозирования цен по отраслям экономики.

3. Инфляция, ее виды и особенности

 

Инфляция представляет собой обесценение бумажных денег, т. е. переполнение сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарами. Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, а также нарушение других пропорций национального хозяйства, проявляющееся в росте цен.

Существуют различные подходы к классификации видов инфляции.

1. Исходя из темпов роста цен выделяют три вида инфляции: умеренная, галопирующая, гипер- и суперинфляция.

Умеренная инфляция – это инфляция, при которой темпы прироста цен не превышают 10% в год. Такая инфляция корректирует цены и в условиях конкуренции рассматривается как благо для экономического развития, так как она побуждает производство необходимых товаров.

При галопирующей инфляции темпы прироста цен приобретают стремительный характер и колеблются от 10 до 200% в год, что создает серьезное напряжение для экономики.

При гипер- и суперинфляции цены растут астрономическими темпами (более 200% в год). Наблюдается характерное явление: темпы роста цен опережают темпы роста количества денег в обращении. Объясняется это не только спадом производства, но и повышением скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.

2. Все перечисленные выше виды инфляции представляют собой тип так называемой открытой инфляции. Скрытая (подавленная) инфляция протекает при хроническом дефиците товаров и услуг в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенном спросе.

3. Исходя из соотношения темпов роста цен на различные блага различают сбалансированную инфляцию, когда умеренный рост цен одновременно распространяется на большинство товаров и услуг, и несбалансированную, когда рост цен на разные товары происходит различными темпами.

4. С точки зрения предсказуемости выделяют ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнозируется заранее, и неожидаемую, характеризующуюся внезапным скачком цен.

5. По источникам возникновения основных типов инфляции выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек). Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Она имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства. Рост издержек может происходить вследствие спада производства, увеличения цен на сырье, материалы, энергоресурсы, повышения заработной платы, изменения курса валюты, ставок налогов и влияния других факторов.

На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения.

Среди важнейших особенностей инфляции в Республике Беларусь следует выделить:

– высокий уровень монополизации производства;

– pyfxbntkmyfz импортозависимость;

– большое количество налогов, сборов, пошлин и высокие налоговые ставки по сравнению с другими странами, вызывающие рост издержек производства и рост цен;

– технологическая отсталость по сравнению с развитыми странами, чрезмерная ресурсоемкость и энергоемкость продукции, постоянный рост цен на энергоносители и сырьевые ресурсы, закупаемые в странах СНГ, неконкурентоспособность товаров на внешнем рынке и др.

 

4. Измерение и прогнозирование инфляции

 

Прогнозирование инфляции осуществляется на основе расчета сводного индекса потребительских цен, темпа инфляции, коэффициента скрытой инфляции и индекса инфляции.

Сводный индекс потребительских цен определяется по следующей формуле:

где Рit +1 – уровень цен i -го товара в текущем периоде; qit – ассортиментный набор товаров и услуг в базисном периоде; Рit – уровень цен i -го товара в базисном периоде.

Темп инфляции находится по формуле

где Jt +1 – индекс цен за период t + 1; Jt – индекс цен за период t.

Коэффициент скрытой инфляции рассчитывается по следующей формуле:

,

где DСн – прирост неудовлетворенного спроса или вынужденных сбережений; J то – индекс товарооборота; J д – индекс денежных доходов населения.

Для расчета индекса инфляции используется формула

где Jp – индекс цен.

Для определения уровня инфляции в прогнозируемом периоде может быть использовано классическое уравнение денежного обмена (уравнение Фишера), имеющее следующий вид:

МV = PQ,

где M - денежная масса; V - скорость денежного обращения; P - уровень цен; Q - объем производства товаров и услуг.

Выражая из данной зависимости цену и переходя к индексной форме, можно получить уравнение для прогнозирования уровня инфляции.

Учитывая, что инфляция происходит в силу влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей с применением корреляционно-регрессионного метода. Он позволяет установить наличие корреляционной связи между прогнозируемой инфляцией и влияющими на нее факторами, определить форму связи, сформировать уравнение и осуществить прогноз инфляции на его основе. Среди важнейших факторов следует выделить: изменение курс валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка.

 

5. Управление инфляционными процессами

 

В рыночной экономике полностью избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т. е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции.

Систему мероприятий по борьбе с инфляцией можно разделить на две группы: стратегические антиинфляционные меры, соединяющие долговременные цели и методы, и тактические, дающие быстрые результаты при их использовании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.