Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение

Качественное сравнение

Один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

 

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

  • сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
  • для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

 

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями.

Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. (Одна лампочка ярче другой) (определение удельной плотности - один предмет тяжелее другого)

Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. (определение удельной плотности – будет ли предмет плавать в воде?)

Измерение это количественное сравнение с выбранной мерой. B отличие от сравнения является более информативным познавательным средством.

Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. (39 попугаев). Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов.

 

Эксперимент

Эксперимент – это частный случай наблюдения, предполагающий вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

 

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

1. в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде», а именно, тех его характеристик, которые нас в данный момент интересуют.

2. эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

3. важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

4. Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.

 

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

Материальное моделирование

Моделирование - метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов. Модель - мысленная или материально реализованная система, замещающая другую систему, с которой она находится в состоянии сходства.

Модель заменяет объект исследования и имеет некоторые общие свойства с изучаемым объектом.

Материальные модели выполняются из вещественных материалов. Метод моделирования позволяет получить информацию о различных свойствах изучаемых явлений на основе опытов с моделями.

Существует несколько видов материальных моделей:

  • Пространственно подобные (геометрически подобные) - макеты или муляжи.
  • Физически подобные.
  • Математически подобные.

 

Mетоды, используемые на теоретическом уровне исследований

К таким методам принято относить

  • абстрагирование,
  • аксиоматический М.,
  • анализ и синтез,
  • идеализация,
  • индукцию и дедукцию,
  • мысленное моделирование,
  • восхождение от абстрактного к конкретному
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретический | Различают процесс абстрагирования и абстракцию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.