Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие прокуратуры в России

Прокурорский надзор в вопросах и ответах.

 

1. Понятие, предмет и система курса «Прокурорский надзор»

Прокурорский надзор как правовая дисциплина представляет собой совокупность взаимосвязанных положений общетеоретического, правового, методического характера, раскрывающих предмет, цели и задачи прокурорского надзора, иного функционального предназначения и содержания деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка.

Структура курса предполагает его деление на общую и особенную части.

В общей части рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т. д.

Содержанием особенной части является информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях (прокурорский надзор за законностью содержания под стражей, прокурорский надзор за соблюдением антимонопольного законодательства), специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.

Предметом прокурорского надзора является деятельность различных органов: министерств, ведомств, государственных комитетов, служб, органов исполнительной власти, органов представительной власти, органов местного самоуправления. В число объектов прокурорского надзора не включены граждане. Тем самым законодатель подчеркивает, что прокуратура - это орган защиты прав и свобод человека и гражданина.

История возникновения и развития прокуратуры начинается со времен Петрa I, когда указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был «тайно проведывать, доносить и обличать». Модель такой должности и службы была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим». В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. впервые в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры и были учреждены должности генерал-прокурора, обер-прокурора при сенате прокуроров.

Генерал-прокурор — это лицо, которое возглавляет деятельность всех прокуроров, являясь связующим звеном между монархом и управлениями, наблюдает за всеми отраслями деятельности государства.

При Екатерине II генерал-прокурор был одновременно и министром юстиции, в связи с чем, на него возлагалось ведение финансовых и юридических дел. Данное положение сохранилось до судебной реформы 1864 г. Александра II.

Судебная реформа добавила новые функции прокуратуре. Основной задачей прокуратуры являлось осуществление обвинительной деятельности, которая заключалась в обнаружении преступления, уголовном преследовании виновных, поддержке обвинения в суде. Судебная реформа, определив функцией прокуратуры реализацию обвинительного положения, вместе с тем пришла к тому выводу, что прокуратура должна быть лишена возможности осуществлять надзор, который был основной функцией. Серьезная реформа деятельности прокуратуры началась накануне Первой мировой войны.

После Октябрьской революции 1917 г. в соответствии с марксистской доктриной о сломе государственного буржуазного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законность возлагался на различные органы. Но такое положение не давало положительных результатов.

1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось ее создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. Во многом принципы подчиненности прокуратуры отличались значительным своеобразием от других органов Советского государства и являлись спорными. В частности, долгое время велись дискуссии о том, должна ли прокуратура подчиняться только вышестоящим прокурорским органам или же она также должна подчиняться местным Советам. Точку в этом вопросе поставила работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности», обосновывающая необходимость и правомерность с точки зрения принципа законности деятельности прокуратуры подчинения прокуратуры исключительно вышестоящим прокурорским органам. III сессия ВЦИК 28 мая 1922 г. приняла положение о прокуратуре.

В дальнейшем прокуратура претерпела множество изменений. Возникали и расформировывались ее структурные подразделения. Изменялся правовой статус. Совершенствовались формы ее деятельности.

Исследование правового статуса прокуратуры в различные периоды времени, в том числе и на современном этапе, приводит к выводу, что российская прокуратура является неотъемлемой частью системы государственной власти.

Законодательно положение прокуратуры закреплено в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», однако это сделано для удобства восприятия и не служит основанием для признания за органами прокуратуры судебной власти. Судебную власть в РФ осуществляет только суд. Нельзя согласиться и с тем, что некоторые авторы не относят прокуратуру и к органам исполнительной власти, которые дают властные распоряжения по отношению к подчиненным им органам. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органами, учреждениями, предприятиями, не подчиняющимися ей. Однако ряд государственных органов исполнительной власти обязаны выполнять указания прокуратуры (следственные органы, органы дознания). Таким образом можно сделать вывод, что прокуратура является контролирующим и надзирающим органом исполнительной власти.

Этапы развития прокуратуры:

1) создание прокуратуры с ее фискальными органами (царский);

2) советский;

3) постсоветский, т.е. после создания Российской Федерации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рентабельность продукции предприятия | Задачи прокурорского надзора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.